ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-4465/2011 от 31.05.2011 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

31 мая 2011 года

г. Архангельск

Дело № А05-4465/2011

Резолютивная часть решения объявлена 31 мая 2011 года

Решение в полном объёме изготовлено 31 мая 2011 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.,

рассмотрев 31.05.2011 в открытом судебном заседании дело №А05-4465/2011

по заявлению закрытого акционерного общества «АрхЭнергоСтройКомплект» (ИНН 2921000135, ОГРН 1022901496860)

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе - Территориальный отдел по Архангельской области (ИНН 7825676762, ОГРН 1037843053214)

о признании незаконным и отмене постановления №72-11-165/НК от 03.02.2011 «о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №079-2011»,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – не явился, извещён о судебном заседании,

органа, чьё постановление оспаривается – Беляевой А.А.

Протокол судебного заседания вела помощник судьи Ястребова Н.Л.

Суд установил следующее:

закрытое акционерное общество «АрхЭнергоСтройКомплект» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе - Территориальный отдел по Архангельской области (далее ответчик, Региональное отделение) о признании незаконным и отмене постановления №72-11-165/НК от 03.02.2011 «о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №079-2011», которым Общество признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением штрафа в размере 700 000 рублей.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве относительно несогласия с заявлением Общества.

Общество во исполнение определения суда от 10.05.2011 представило суду доказательства получения оспариваемого постановления №72-11-165/НК 28 апреля 2011 года в обоснование соблюдения срока, установленного частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Закрытое акционерное общество «АрхЭнергоСтройКомплект» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чём в единый государственный реестр внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1022901496860. В соответствии с положениями статей 27,29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело об оспаривании решений административных органов отнесено к подведомственности арбитражного суда.

Заслушав объяснения и доводы представителя Регионального отделения, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, суд установил следующие фактические обстоятельства дела.

При проведении камеральной проверки Общества на основании поручения руководителя РО ФСФР России в СЗФО от 26.11.2010 №72-10-987/пч на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, требований Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвер­жденного приказом ФСФР России от 10.10.2006 №06-117/пз-н, в части представления в РО ФСФР России в СЗФО ежеквартального отчета, составленного на дату окончания 3 квартала 2010 года, установлено, что Обществом не исполнена обязанность по раскры­тию информации в форме ежеквартального отчета за 3 квартал 2010 года путем пред­ставления в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе ежеквартального отчета, составленного на дату окончания 3 квартала 2010 года, в течение 45 дней с даты окончания отчетного кварта­ла в соответствии с требованиями статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 №39-Ф3 «О рынке ценных бумаг», пункта 5.6 Положения о раскрытии информации эмитентами эмисси­онных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 №06-117/пз-н.

Письмом от 16.12.2010 №42-10-НК-19/813, полученным Обществом согласно уведомлению о вручении 24.12.2010, Региональное отделение уведомило Общество о выявленных нарушениях законодательства, предложив обеспечить явку представителя Общества 24 января 2011 года в 14 часов 00 минут по адресу: г. Архангельск, пр. Ленина, д.4, оф. 902 для составления протокола об административном правонарушении.

24.01.2011 по факту непредставления Обществом ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг, составленного по итогам 3 квартала 2010 года, начальником территориального отдела по Архангельской области РО ФСФР России в СЗФО Кацай Н.Г. в присутствии законного представителя Общества генерального директора Гриценко А.А., полномочия которого подтверждаются протоколом внеочередного общего собрания ЗАО «АрхЭнергоСтройКомплект» от 25.09.2009, рассмотрены материалы камеральной проверки и составлен протокол об административном правонарушении. Согласно протоколу Региональное отделение пришло к выводу, что Общество нарушило требования законодательства, касаю­щиеся раскрытия информации на рынке ценных бумаг, усмотрев в его действиях состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Представителю Общества разъяснены процессуальные права, предусмотренные статьями 24.2-24.4, 25.1-25.5 КоАП РФ, обеспечено право на ознакомление с протоколом и право дачи замечаний, пояснений на протокол, вручения копия протокола об административном правонарушении.

Определением по делу об административном правонарушении №079-2011 от 24.01.2011 дело назначено к рассмотрению на 03.02.2011 в 10 часов 00 минут, о чём Общество проинформировано письмом №72-11-НК-19/880 от 24.01.2011. Письмом согласно отметке в тексте получено лично генеральным директором Общества Гриценко А.А. 24.01.2011.

Постановлением Регионального отделения от 03.02.2011 N 71-11-165/НК по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и дела об административном правонарушении в отсутствие представителя Общества, надлежащим образом извещённого о времени и месте рассмотрения протокола и административного дела, Общество признано виновным в совершении указанного правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 700 000 руб.

Не согласившись с постановлением от 03.02.2011, полагая назначенный штраф чрезмерным, Общество в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии с ч.2 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в суд в течение 10 дней с момента получения лицом, привлечённым к административной ответственности, копии оспариваемого решения (постановления). Судом установлено, что постановление №72-11-165/пн от 03.02.2011 получено обществом 28.04.2011, в арбитражный суд общество обратилось 05.05.2011, то есть с соблюдение установленного срока.

Обращаясь с заявлением в суд Общество не оспаривает факта невыполнения им в установленный законодательством срок обязанности по раскрытию информации в форме представления ежеквартального отчета, в данном случае за 3 квартал 2010 года, но просит суд учесть положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, факт распределения акций только среди учредителей закрытого акционерного общества, факт невозможности предложения акций неограниченному кругу лиц, факт соблюдения прав акционеров, факт отсутствия угрозы общественным отношениям по результатам допущенного Обществом нарушения. Кроме того, Общество в порядке информации просит суд при принятии решения учесть тот факт, что по результатам обращения Общества в РО ФСФР России в СФЗО с заявлением с 27.04.2011 Общество освобождено от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии с новой редакцией статьи 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (в ред. Федерального закона от 04.10.2010 N 264-ФЗ).

Региональное отделение с заявленными требованиями не согласно. Доводы отделения сводятся к факту доказанности совершения обществом правонарушения, отсутствие оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях.

Оценив доказательства в их совокупности, суд находит заявление Общества подлежащим удовлетворению с учётом следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Согласно статье 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение.

В случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме: ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет); сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента эмиссионных ценных бумаг (сообщения о существенных фактах).

Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее чем через 45 дней со дня окончания отчетного квартала.

Состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 № 06-117/пз-н утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение).

Согласно подпункту «в» пункта 5.1 Положения обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном настоящим Положением, распространяется на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.

Ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого квартала и представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала (пункт 5.6 Положения).

Согласно п. 5.6 Положения о раскрытии информации ежеквартальный отчет со­ставляется по итогам каждого квартала. Информация приводится эмитентом в ежеквар­тальном отчете по состоянию на дату окончания завершенного отчетного квартала. Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала. Также, в соответствии с п. 5.6 Положения о рас­крытии информации в срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квар­тала эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет.

Нераскрытие или нарушение эмитентом порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судом установлено, что ежеквартальный отчет Общества, составленный на дату оконча­ния 3 квартала 2010 года должен быть представлен в регистрирующий орган и опубли­кован на странице в сети Интернет в срок не позднее 16.11.2010. К установленному сроку обязанность Общества по раскрытию информации в форме ежеквартального от­чета исполнена не была. В ленте новостей сообщение о порядке доступа к информации, содержащейся в ежеквартальном отчете, опубликовано также не было.

Ежеквартальный отчет, составленный на дату окончания 3 квартала 2010 года, был представлен Обществом в территориальный отдел с нарушением установленного срока 16.12.2010.

Обществом факт не выполнения в срок обязанности по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета за 3 квартал 2010 года не оспаривается.

Полно и всесторонне исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд пришёл к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения.

В заявлении Обществом поставлен вопрос о малозначительности совершенного им правонарушения.

Региональное отделение пришло к выводу, что данное правонарушение мало­значительным не может быть признано, поскольку посягает на установленный порядок в сфере рынка ценных бумаг. По мнению ответчика, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих обязанностей по отношению к неограниченному кругу лиц. Также Региональное отделение ссылается на непринятие Обществом зави­сящих от него мер для исполнения установленной обязанности по раскрытию инфор­мации на рынке ценных бумаг.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, суд применительно к обстоятельствам конкретного совершенного Обществом административного правонарушения усмотрел основания для признания его малозначительным.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Следовательно, применение положений статьи 2.9 КоАП РФ является не обязанностью, а правом суда. В ходе судебного исследования установлено, что ЗАО «АрхЭнергоСтройКомплект» зарегистрировано в качестве юридического лица, осуществляет распространение акций, при этом распространение акций производится только среди учредителей и установленного круга лиц, обществом не производится открытая подписка на выпускаемые им акции, т.е. акции не предназначены для приобретения неопределенным кругом лиц. Следовательно, довод ответчика о нарушении прав и законных интересов неограниченного круга лиц и тем самым создание Обществом существенной угрозы охраняемым общественным отношениям является формальным, опровергнутым в ходе судебного исследования, судом не принимается.

Суд также полагает несостоятельными доводы ответчика о пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих обязанностей по представлению квартальной отчётности и непринятии Обществом всех необходимых зависящих от него мер по исполнению законодательства, поскольку судом установлено, заявителем подтверждается и ответчиком не оспаривается тот факт, что Общество, хотя и с нарушением срока, но самостоятельно 16.12.2010 представило квартальную отчётность, что свидетельствует о принятии им мер по исполнению законодательства.

Кроме того, Общество добросовестно относится к исполнению возложенных на него законом обязанностей, ранее не привлекалось к административной ответственности за административные правонарушения. Наступления неблагоприятных последствий охраняемым общественным отношениям в результате совершённых Обществом действий судом не установлено.

Также при анализе наличия или отсутствия существенной угрозы охраняемым интересам при допущении просрочки раскрытия Обществом информации судом учтено, что согласно статье 30.1 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. Федерального закона от 04.10.2010 N 264-ФЗ) по решению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг эмитент, являющийся акционерным обществом, может быть освобожден от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Указанное решение принимается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг на основании заявления такого эмитента. Указанная норма действует с 01.01.2011. На основании приказа РО ФСФР России в СЗФО от 27.04.2011 №72-11-539/пз-н, Общество освобождено от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и в настоящее время её не представляет. Указанный факт не свидетельствует об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения, так как правонарушение совершено до внесения изменений в закон, однако свидетельствует об отсутствии реальной угрозы общественным интересам и даёт возможность суду применить нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о малозначительности совершённого правонарушения с учётом конкретных обстоятельств спора.

При таких обстоятельствах, заявление Общества подлежит удовлетворению ввиду малозначительности совершённого правонарушения. Обществу объявляется устное замечание.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьёй 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление №72-11-165/НК от 3 февраля 2011 года, вынесенное в г.Санкт-Петербурге Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе в отношении закрытого акционерного общества "АрхЭнергоСтройКомплект", зарегистрированного в статусе юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022901496860, расположенного по адресу: 163038, Архангельская область, Приморский район, Зеленоборский промузел, стр.12, о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части наложения административного штрафа в размере 700 000 рублей, ограничиться устным замечанием.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

Е.И. Бекарова