ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-4547/12 от 19.06.2012 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

25 июня 2012 года

г. Архангельск

Дело № А05-4547/2012

Резолютивная часть решения объявлена 19 июня 2012 года

Решение в полном объёме изготовлено 25 июня 2012 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шадриной Е.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой В.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 19 "Цветик-семицветик" комбинированного вида II категории" (ОГРН <***>; место нахождения: 164903, Архангельская область, г.Новодвинск, ул.3-й Пятилетки, дом 25, корп. 1)

к Отделу надзорной деятельности г.Новодвинска Главного управления МЧС России по Архангельской области (ОГРН , 10429000428221042900042822; место нахождения: 164900, <...>),

третье лицо: Администрация муниципального образования «Город Новодвинск» (ОГРН <***>, место нахождения:<...>),

о признании недействительным предписания от 02.03.2012 № 4/4/1-3,

при участии в заседании представителей:

заявителя - не явился (извещен 14.05.2012);

ответчика - не явился (извещен 14.05.2012);

третьего лица – ФИО1, по доверенности от 06.04.2012.

установил: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 19 "Цветик-семицветик" (далее – заявитель, учреждение, МДОУ) комбинированного вида II категории" обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к отделу надзорной деятельности г.Новодвинска Главного управления МЧС России по Архангельской области (далее – ответчик, управление МЧС) о признании недействительным предписания от 02.03.2012 № 4/4/1-3 по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Представители заявителя и ответчика в судебное заседание не явились.

Заявитель представил в суд ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя, заявленные требования поддерживает.

Представитель учреждения в предварительном судебном заседании заявленные требования поддержал, представил справку Администрации муниципального образования «Город Новодвинск» от 25.04.2012, письменные дополнения к заявлению.

Представители ответчика в предварительном судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, представили отзыв на заявление от 03.05.2012 № 204/2-9-13 с приложенными документами в обоснование позиции по делу.

Представитель Администрации муниципального образования «Город Новодвинск» представила письменное мнение по заявлению, в котором поддержала позицию МДОУ, ссылаясь на то что: МДОУ не является федеральным органом исполнительной власти и его территориальным ор­ганом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного caмоуправления; не относится к потенциально опасным объектам, объектам экономики, обеспечивающим жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения); не является объектом, к которым установлены требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; оспариваемое предписание является необоснованным.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

На основании распоряжения главного государственного инспектора г. Новодвинска Архан­гельской области по пожарному надзору от 16.01.2012 № 4 отделом надзорной деятельности г. Ново­двинска Главного управления МЧС России по Архангельской области в пе­риод с 06.02.2012 по 02.03.2012 проведена плановая выездная проверка выполнения установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера и принятия мер по ее результатам в отношении муниципального дошкольного обра­зовательного учреждения Детский сад № 19 "Цветик-семицветик" «Детский сад № 14 «Родничок» общеразвивающего вида».

По результатам проверки составлен акт проверки от 02.03.2012 № 4/4/1-3 и выдано предпи­сание от 02.03.2012 № 4/4/1-3 по устранению нарушений установленных требований в области защи­ты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В данном предписании ответчиком указаны следующие виды нарушений:

  - не определен порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не определен порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не установлены номенклатура и объемы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- не осуществлены необходимые меры в области защиты работников организации от ЧС, работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты от ЧС (далее СИЗ от ЧС); не определена номенклатура и объем средств индивидуальной защиты от ЧС;

- не все работники организации обеспечены медицинскими средствами индивидуальной защиты (требуется на 66 человек персонала, в наличии имеется 19 аптечек).

Заявитель не согласился с вышеуказанным предписанием и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В заявлении учреждение ссылается на то, что при проведении проверки надзорный орган вышел за пределы предоставленных ему полно­мочий; учреждение не является федеральным органом исполнительной власти и его территориальным ор­ганом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного caмоуправления; учреждение не относится к потенциально опасным объектам, объектам экономики, обеспечивающим жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения), не является объектом, к которым установлены требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; оспариваемым предписанием на учреждение возложено исполнение обязанностей, которые могут быть отнесены только на специально уполномоченные в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны организации, входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

С целью предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций в ст. 4 Федерального закона N 68-ФЗ предусмотрено создание единой государственной системы, объединяющей органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, деятельность которой организуется в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794.

Согласно п. 10 Положения о единой государственной системе к постоянно действующим органам управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектовом уровне относятся структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

В силу статьи 27 Федерального закона N 68-ФЗ государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 712 утверждено Положение "О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - Положение о государственном надзоре).

Приказом МЧС России от 09.08.2010 N 382 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Административный регламент).

Суд согласен с доводами заявителя о том, что ни в акте проверки, ни в предписании Управление не обосновало того, что учреждение является объектовым звеном Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В распоряжении ответчика о проведении проверки от 10.01.2012 № 1 в пункте 10 со­держится ссылка на Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполни­тельной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местно­го самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных тре­бований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера, утв. Приказом МЧС России от 09.08.2010 № 382 (далее - Административный рег­ламент).

Согласно пункту 4 Административного регламента объектами надзора в области защиты населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного характера являются: федеральные органы исполнитель­ной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации, органы местного самоуправления, организации, имеющие потенциально опасные объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, объекты экономики, обеспечивающие жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения), а также объекты, к которым установлены требова­ния в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Суд согласен с доводами заявителя и третьего лица о том, что МДОУ не является федеральным органом исполнительной власти и его территориальным ор­ганом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного caмоуправления; не относится к потенциально опасным объектам, объектам экономики, обеспечивающим жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения); не является объектом, к которым установлены требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Пункт 4 Положения № 712 предусматривает, что органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Суд считает, что оспариваемым предписанием на МДОУ возложено исполнение обязанностей, которые могут быть отнесены только на специально уполномоченные в области защиты населения и территорий чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны организации, входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При этом ни в акте проверки, ни в оспариваемом предписании ответчиком не указаны положения нормативного или ненормативного акта, в силу которого МДОУ является организацией, в полномочия которой входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона № 294-ФЗ при проведении проверки должно­стные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе требовать представления докумен­тов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки.

Суд также согласен с доводами заявителя о том, что оспариваемое предписание составлено с нарушениями требований Административного регламента. Приложением № 10 к Административному регламенту утверждена форма предписания по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В таблице формы предписания имеется графа «Вид нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с указанием мероприятия по его устранению и конкретного места выявленного нарушения». В нарушение указанной формы предписания надзорным органом не указаны мероприятия по устранению нарушений и конкретных мест выявленных нарушений, поэтому учреждение лишено возможности знать о том, какие конкретно мероприятия необходимо совершить для устранения нарушений. В предписании ответчик ограничился лишь указанием нарушений.

Суд считает, что виды нарушений, изложенные в 1, 2 и 3 пунктах предписании, со стороны МДОУ также отсутствуют.

Так, пунктом 1 оспариваемого предписания ответчиком установлено, что не определен порядок соз­дания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не установлена номенклатура и объемы материальных ресурсов для ликвида­ции чрезвычайных ситуаций.

В обоснование управление МЧС ссылается на Федеральный закон № 68-ФЗ, пункт 45 Приказа МЧС России от 28.02.2003 № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» (далее в настоящем пунк­те - Приказ МЧС № 105), пункты 2,3 Порядка создания и использования резервов материальных ре­сурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утв. Постанов­лением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 № 1340 (далее в настоящем пункте - По­рядок № 1340), подпункт «г» пункта 5 Административного регламента.

Суд согласен с доводами заявителя о том, что требования Приказа МЧС № 105, Порядка № 1340, Административного регламента в отно­шении МДОУ не распространяются, т.к. МДОУ не относится к потенциально опасным объектам и объектам жизнеобеспечения, поэтому не обязано создавать резервы финансовых и материаль­ных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Пунктом 2 оспариваемого предписания ответчиком установлено, что не осуществлены необходимые меры в области защиты работников организации от ЧС, работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты от ЧС (далее - СИЗ от ЧС); не определена номенклатура и объем средств индивидуальной защиты от ЧС.

Приказом МЧС России от 21.12.2005 № 993 утверждено Положение об организации обеспе­чения населения средствами индивидуальной защиты (далее в настоящем пункте - Положение). Со­гласно пункту 4 Положения обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется органами местного самоуправления - работников этих органов и созданных ими му­ниципальных предприятий и учреждений.

Учитывая изложенное, суд согласен с доводами заявителя и третьего лица о том, что МДОУ является муниципальным учреждением, поэтому обязан­ность по обеспечению средствами индивидуальной защиты МДОУ возложена на органы местного самоуправления муниципального образования «Город Новодвинск».

Пунктом 3 предписания ответчиком установлено, что не все работники организа­ции обеспечены медицинскими средствами индивидуальной защиты (требуется на 66 человек персо­нала, в наличии имеется 19 медицинских аптечек), что, по мнению надзорного органа, является нару­шением Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утв. Приказом МЧС России от 21.12.2005 № 993 (далее в настоящем пункте - Положение № 993).

Суд считает, что данное требование также не может быть применено к МДОУ, так как учреждение не является уполномоченной организацией, входящей в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Положение определяет организацию и порядок накопления, хранения, освежения и использо­вания средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), к которым согласно Положению относятся и медицинские средства индивидуальной защиты. Согласно пункту 4 Положения обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется органами местного самоуправления - работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений. МДОУ является муници­пальным учреждением.

Учитывая изложенное, суд согласен с доводами ответчика и третьего лица о том, что обязанность по обеспечению СИЗ МДОУ возложена на органы местного са­моуправления муниципального образования «Город Новодвинск»; нарушение выше­указанного нормативного правового акта со стороны МДОУ отсутствует.

При рассмотрении дела судом учтено, что в оспариваемом предписании отсутствует указание на конкретные мероприятия, которые МДОУ должно осуществить для его выполнения, что делает невозможным надлежащее исполнение предписания.

Учитывая данные обстоятельства, и принимая во внимание то, что положения ненормативного акта административного органа не должны содержать формулировок, не позволяющих однозначно определить, какие именно действия для надлежащего исполнения предписания необходимо совершить лицу в целях прекращения нарушения законодательства, суд признает недействительным предписание Отдела надзорной деятельности г.Новодвинска Главного управления МЧС России по Архангельской области 02.03.2012 № 4/4/1-3 по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в отношении муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 19 "Цветик-семицветик"

В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать недействительным предписание Отдела надзорной деятельности г.Новодвинска Главного управления МЧС России по Архангельской области от 02.03.2012 № 4/4/1-3 по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в отношении муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 19 "Цветик-семицветик" комбинированного вида II категории" (ОГРН <***>), принятого в нарушение «По­ложения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федера­ции по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 № 712.

Взыскать с Отдела надзорной деятельности г.Новодвинска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 164900, <...>) в пользу Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 19 "Цветик-семицветик" комбинированного вида II категории" (ОГРН <***>; место нахождения:164903, Архангельская область, г.Новодвинск, ул.3-й Пятилетки, дом 25, корп. 1) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Е.Н. Шадрина