АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
17 марта 2014 года
г. Архангельск
Дело № А05-456/2014
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.,
рассмотрев в порядке упрощённого производства дело № А05-456/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Связькабельстрой» (ОГРН 1092901006604; место нахождения: 163071, г.Архангельск, пр.Советских Космонавтов, дом 148, 3-й этаж)
к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050; место нахождения: 163000, г.Архангельск, ул.Комсомольская, дом 38, корп.1)
о признании незаконным и отмене постановления №01-10/492 от 26.12.2013,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Связькабельстрой» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления №01-10/492 от 26.12.2013 о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 42 000 рублей, вынесенного Государственной жилищной инспекцией Архангельской области (далее – административный орган, Инспекция).
Определением суда от 23.01.2014 заявление общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Связькабельстрой» принято к рассмотрению в порядке упрощённого производства, о чём стороны надлежащим образом извещены.
Государственная жилищная инспекция Архангельской области во исполнение определения от 23.01.2014 представила суду материалы административной проверки в отношении Общества и письменный отзыв на заявление, в котором не согласилась с заявлением Общества, признаков малозначительности в совершённом Обществе нарушении не усматривает, указывает на факт привлечения Общества ранее к административной ответственности за аналогичные нарушения.
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Связькабельстрой» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре за основным государственным регистрационным номером 1092901006604.
Поводом к возбуждению ответчиком дела об административном правонарушении в отношении Общества послужили следующие обстоятельства.
В управление муниципального жилищного контроля департамента городского хозяйства мэрии города Архангельска (далее – управление муниципального жилищного контроля) поступило обращение граждан, проживающих по адресу: г.Архангельск, ул.Воронина, д.35, корп. 1, с жалобой на нарушение правил содержания и ремонта жилого дома, что влечёт нарушение прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.
На основании приказа управления муниципального жилищного контроля от 05.12.2013 №035-12/06-89/1 его сотрудниками 12.12.2013 в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований по содержанию и ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Архангельск, ул.Воронина, д.35, корп. 1. Целью данной проверки являлось разрешение жалобы граждан, проживающих по указанному адресу, на ненадлежащее содержание и ремонт жилого дома.
По результатам проверки управление муниципального жилищного контроля составило акт проверки №035-12/06-89/5 от 12.12.2013, зафиксировавший нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176) (далее - Правила №170), которые выразились в следующем:
– неисправность (течь вентиля) запорной арматуры на трубопроводе центрального отопления в подвальном помещении по стояку квартиры №4 (пункт 5.2.1 Правил).
В связи с выявленными нарушениями управление муниципального жилищного контроля направило обществу уведомление от 12.12.2013 №035-12/06-89/4, в котором были определены дата и время составления протокола об административном правонарушении. В тот же день данное уведомление было получено представителем заявителя Мотыльковой Н.В.
По факту выявленных нарушений управлением муниципального жилищного контроля был составлен протокол об административном правонарушении №035-12/06-89/7 от 13.12.2013, в котором были зафиксированы упомянутые нарушения правил содержания и ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Архангельск, ул.Воронина, д.35, корп. 1, квалифицированные по статье 7.22 КоАП РФ. Протокол был составлен с участием представителя Общества по доверенности. Копия протокола вручена представителю Общества по доверенности 13.12.2013.
Департамент городского хозяйства мэрии города Архангельска направил в адрес Инспекции для рассмотрения протокол №035-12/06-89/7 от 13.12.2013 и материалы дела об административном правонарушении.
Определением от 18.12.2013 №А/03-44/486 Инспекция назначила время и место рассмотрения дела об административном правонарушении (на 26.12.2013 на 14 час. 00 мин. в г. Архангельске, ул. Комсомольская, д.38, корп. 1, каб. 209).
По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекция вынесла постановление №01-10/492 от 26.12.2013 и привлекла заявителя к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 42 000 рублей. Данное постановление было принято без участия законного представителя Общества. Постановление 26.12.2013 было направлено в адрес заявителя.
Общество посчитало незаконным вынесенное постановление и обратилось в арбитражный суд. В обоснование заявленного требования Общество указало, что допущенное им нарушение обладает признаками малозначительности и добровольно устранено Обществом до вынесения оспариваемого постановления.
Ответчик в отзыве отметил, что собственниками помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Архангельск, ул.Воронина, д.35, корп. 1, заключен договор управления от 01.06.2010 с Обществом; нарушения, выявленные при проведении внеплановой проверки, соответствуют перечню работ по содержанию и текущему ремонту оплачиваемых за счет платы за содержание и ремонт жилья; Общество не приняло зависящие от него меры по ремонту общего имущества, поэтому вина заявителя установлена. На момент вынесения оспариваемого постановления Общество не представило Инспекции доказательства устранения допущенных нарушений. Инспекция указывает на неоднократное привлечение Общества ранее к ответственности за аналогичные нарушения и ссылается на отсутствие признаков малозначительности в совершённом Обществом нарушении, поскольку нарушение свидетельствует о пренебрежительном отношении к взятым на себя обязательствам, нарушает права и законные интересы многочисленных жителей на благоприятные и безопасные условия проживания, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим мотивам.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом названного правонарушения являются отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок их использования. Организация содержания и ремонта жилищного фонда осуществляется с соблюдением требований жилищного и гражданского законодательства. Объективная сторона данного правонарушения состоит в нарушении ответственным лицом правил содержания и ремонта жилых домов. Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. При этом частью 3 названной статьи определено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами №491.
В пункте 12 Правил №491 указано, что собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте "д(1)" пункта 11 данных правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Согласно подпункту «а» пункта 16 Правил №491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Судом установлено, что собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Архангельск, ул.Воронина, д.35, корп. 1, с Обществом был заключен договор управления многоквартирным домом от 01.06.2010. Следовательно, путём заключения названного договора собственники многоквартирного дома возложили на общество обязанность по надлежащему содержанию общего имущества данного дома.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В части 1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами №170.
В названных правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Как следует из пункта 5.2.1 Правил №170, эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11); равномерный прогрев всех нагревательных приборов; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы; герметичность; немедленное устранение всех видимых утечек воды; ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах; коэффициент смещения на элеваторном узле водяной системы не менее расчетного; наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
На основании пункта 4.1.15 Правил №170 не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования, захламление и загрязнение подвальных помещений.
Как усматривается из материалов дела, в спорном доме была допущена неисправность (течь вентиля) запорной арматуры на трубопроводе центрального отопления в подвальном помещении по стояку квартиры №4.
Согласно пункту 2.6.13 Правил №170 в летний период должны быть проведены работы по системам отопления и горячего водоснабжения - восстановление разрушенных или замена недостаточной тепловой изоляции труб в лестничных клетках, подвалах, чердаках и в нишах санитарных узлов.
Согласно пункту 2.6.7 Правил №170 в неотапливаемых помещениях в период подготовки к зиме следует проверить состояние и произвести ремонт изоляции труб водопровода и канализации, центрального отопления и горячего водоснабжения, утеплить противопожарный водопровод. В процессе эксплуатации необходимо следить за отсутствием течей в стояках, подводках к запорно-регулирующей и водоразборной арматуре, устранять причины, вызывающие их неисправность и утечку воды.
Судом установлено, что Обществом допущена неисправность (течь вентиля) запорной арматуры на трубопроводе центрального отопления в подвальном помещении по стояку квартиры №4. Тем самым заявителем не соблюдены названные положения Правил №170.
С учетом изложенного, суд полагает, что ответчик правомерно привлёк общество к административной ответственности по данным эпизодам.
Согласно пункту 3.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 №11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, является управляющая организация в тех случаях, если ей согласно статье 162 ЖК РФ переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.
Из договора управления многоквартирным домом от 01.06.2010 следует, что общество в течение срока действия договора за плату обязалось оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту, в том числе капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, по предоставлению коммунальных ресурсов, производить самостоятельно или через третьих лиц начисление и сбор платежей за оказанные услуги и выполнение в интересах собственников работы, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом (пункт 1.1).
В соответствии с пунктом 2.1 указанного договора перечень работ и услуг, предоставлять которые обязалось общество, установлены в приложении к договору. Из приложения №1 к договору следует, что ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене конструктивных элементов жилого дома; восстановление работоспособности или замене общедомовых инженерных сетей и оборудования на них должны производится ежемесячно в пределах расчетных начислений и фактических поступлений средств. В приложении №2 к договору перечислен перечень ремонтно-восстановительных работ, включающие работы, невыполнение которых повлекло выявление упомянутых выше нарушений.
Таким образом, заявитель принял на себя обязанность по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по обозначенному адресу, следовательно, именно общество является субъектом вменяемого административного правонарушения.
Как следует из статей 39 и 158 ЖК РФ, пунктов 28 и 31 Правил №491 содержания, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
В то же время статьей 162 ЖК РФ предусмотрены лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Данная позиция выражена также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 №6464/10 по делу №А08-4962/2009-27.
Таким образом, общество должно было осуществлять надлежащее содержание и ремонт спорного многоквартирного дома.
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Суд не установил каких-либо нарушений порядка проведения проверки и процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Суд проверил полномочия управления муниципального жилищного контроля на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ. Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 12.1 Закона Архангельской области от 03.06.2003 №172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях» данное полномочие у управления имеется.
Суд не усматривает предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ оснований для освобождения Общества от административной ответственности, поскольку совершенное административное правонарушение не может быть признано малозначительным, так как правонарушение нарушает законные права граждан на проживание в указанном многоквартирном доме, правонарушение совершено при наличии отягчающих ответственность обстоятельств – привлечение к аналогичной административной ответственности постановлениями №01-10/355 от 08.10.2013, №01-10/401 от 05.11.2013, №01-10/404 от 06.11.2013.
Суд находит довод Общества о незаконности оспариваемого наказания ввиду устранения Обществом допущенных нарушений до вынесения оспариваемого решения, изложенного в заявлении формальным и не имеющим правового значения в данном случае, поскольку применённый к Обществу состав правонарушения носит формальный характер, а также того, что ни административному органу в ходе проверки, ни суду при рассмотрении данного дела Обществом не представлены документальные доказательства, подтверждающие устранение нарушений законодательства. Кроме того, Общество обязано устранить выявленные нарушения независимо от привлечения его к административной ответственности.
В связи с этим суд приходит к выводу о том, что постановление от 26.12.2013 №01-10/492 о назначении административного наказания было вынесено инспекцией законно и обоснованно.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь статьями 207-211, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления №01-10/492 от 26 декабря 2013 года о назначении административного наказания, принятого в г. Архангельске Государственной жилищной инспекцией Архангельской области в отношении общества с ограниченной ответственностью «УК «Связькабельстрой», зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1092901006604, находящегося по адресу: 163071, г.Архангельск, пр. Советских космонавтов, д. 148,3-й этаж.
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья
Е.И. Бекарова