ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-4619/08 от 26.05.2008 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Дело №

А05-4619/2008

Дата принятия (изготовления) решения 26 мая 2008 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Максимовой С.А.

при ведении протокола председательствующим судьей

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу

о привлечении к административной ответственности

индивидуального предпринимателя Лудинова Олега Викторовича

при участии судебном заседании:

от заявителя – Попова Ю.В. по доверенности от 08.05.2008 г. № 29,

от Лудинова О.В. – не явился, извещен 16.05.2008 г.,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Лудинова Олега Викторовича (далее – Предприниматель) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель административного органа на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.

Предприниматель Лудинов О.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, своих представителей не направил. Представил в суд письменный отзыв, в котором признал факт выявленных нарушений.

Выслушав выступление представителя административного органа, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Лудинов Олег Викторович зарегистрирован в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Архангельску 09.04.2004 г. за основным государственным регистрационным номером 304290110000091 и на основании лицензии, выданной Архангельским областным отделением Российской транспортной инспекции, регистрационный № АСС 29 003788 осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек. Лицензия выдана сроком по 26.01.2009 г.

18 апреля 2008 года заместителем начальника отдела автотранспортного, автодорожного надзора и весового контроля УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Демидовым В.А. в присутствии водителя Новинского В.А. проведена проверка принадлежащего предпринимателю Лудинову О.В. автобуса ПАЗ-32051R, государственный номер в710кн на предмет соблюдения требований и условий при осуществлении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров.

В ходе проверки было установлено, что в выданном предпринимателем путевом листе № 916 не указаны номер водительского удостоверения, номер лицензионной карточки, время выезда из гаража, показания спидометра при выезде из гаража, не заполнена оборотная сторона путевого листа, о чем было составлено соответствующее сообщение № 57.

05 мая 2008 года по результатам проверки государственным инспектором УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Поповым Ю.В. на основании статьи 28.2, части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении предпринимателя Лудинова О.В. в его присутствии составлен протокол № 1993 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протоколом установлено, что Лудинов О.В., допустив нарушения, указанные в сообщении № 57, нарушил подпункт «б» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. № 637.

Копия указанного протокола была получена Лудиновым О.В. лично, о чем сделана отметка на представленном в материалы дела экземпляре протокола.

В судебном заседании представитель административного органа на заявленных требованиях настаивал, пояснил, что административное расследование было назначено в целях получения данных о месте жительства Лудинова О.В. в целях его надлежащего извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Заслушав пояснения представителя административного органа, исследовав заявление, отзыв на него иматериалы дела, арбитражный суд находит заявленное требование законным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет привлечение к административной ответственности.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное дело подведомственно арбитражному суду.

Вопросы лицензирования регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту – Федеральный закон).

Абзацем 2 статьи 2 Федерального закона установлено, что лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензирование.

Согласно подпункту 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации установлены положениями Федерального закона от 10.12.1005 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Согласно статье 20 указанного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В статье 5 Федерального закона указано, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в том числе посредством лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. № 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе, соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»), а также соблюдение им установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункт «в»).

Правила применения на территории Российской Федерации путевой документации при использовании автотранспортных средств индивидуальными предпринимателями установлены Порядком ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями, утвержденным приказом Минтранса РФ от 30.06.2000 г. № 68, который является обязательным для всех индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих автотранспортные средства на правах собственности, аренды или других законных основаниях, при осуществлении ими перевозочной деятельности на коммерческой основе или за собственный счет для производственных целей (пункты 1 и 2 Порядка).

В соответствии с пунктами 9.4, 9.5, 9.9 Порядка в строках путевого листа "Водитель" и "Номер водительского удостоверения" записываются фамилия и инициалы водителей, работающих по данному путевому листу, и номера их водительских удостоверений на право управления автотранспортным средством; в строке "Лицензионная карточка" указывается вид лицензионной карточки и ее регистрационный номер; в строках "Выезд" и "Возврат" указываются дата (число, месяц, год), фактическое время (в часах и минутах) и показания спидометра при выезде и возврате автотранспортного средства.

Согласно пункту 12 Порядка предприниматели, а также лица, специально ими назначенные, при оформлении путевой документации обязаны обеспечивать достоверность и полноту заполнения реквизитов путевых листов и Журнала регистрации.

Из материалов дела следует, что указанные в сообщении от 18.04.2008 г. № 57 и протоколе от 05.05.2008 г. нарушения установленных нормативными актами лицензионных требований у Лудинова О.В. на момент проверки действительно имелись, что им было признано при даче объяснений в ходе производства по делу об административном правонарушении и в отзыве в суд.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что в действиях Предпринимателя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно указанной статье осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В примечании к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, разъяснено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Следовательно, предприниматель Лудинов О.В. подлежит привлечению к ответственности наравне с должностными лицами.

В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В проверенном путевом листе выявлено не одно, а несколько нарушений, в том числе отсутствие указания времени выезда автобуса на линию, показания спидометра при выезде, что имеет важное значение. Отсутствие таких сведений лишает уполномоченный орган возможности проконтролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей. С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что совершенное Предпринимателем правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере безопасности дорожного движения. Следовательно, Лудинов О.В. не может быть освобожден от ответственности ввиду отсутствия признаков малозначительности правонарушения.

Частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 указанной статьи).

В данном случае обстоятельством, отягчающим ответственность, суд признает тот факт, что правонарушение совершено Предпринимателем не в первый раз (ранее Лудинов О.В. привлекался к административной ответственности на основании решения Арбитражного суда Архангельской области от 27.12.2007 г. по делу № А05-12629/2007), и на момент вынесения настоящего решения не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельством, смягчающим ответственность, суд считает признание Предпринимателем факта допущенных нарушений.

Об иных обстоятельствах, смягчающих либо отягчающих ответственность, суду не заявлено, из материалов дела данные обстоятельства судом не усматриваются.

На момент рассмотрения дела в арбитражном суде не истёк срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного с учетом характера совершенного административного правонарушения суд считает, что предприниматель Лудинов О.В. должен быть привлечен к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере 3 500 рублей.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 26 мая 2008 года.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1.1 статьи 29.10, статьёй 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Привлечь индивидуального предпринимателя Лудинова Олега Викторовича, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 09.04.2004 за основным государственным регистрационным номером 304290110000091, 24.04.1973 года рождения, место рождения – г.Архангельск, зарегистрированного по адресу: г.Архангельск, ул. Русанова, дом 8, кв. 86 и фактически проживающего по адресу: г. Архангельск, ул. Воронина, д.32, корп. 3 кв.28, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 3500 рублей.

Лицу, привлечённому к административной ответственности, внести или перечислить сумму административного штрафа на счёт получателя штрафа: Управление Федерального казначейства Минфина РФ по Архангельской области (администратор штрафа – УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН 2901043148/290101001 Расчетный счет 40101810500000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Архангельской области БИК 041117001 ОКАТО 11401000000 КБК 10611690040040000140.

Лицу, привлечённому к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу представить в арбитражный суд копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, принудительное исполнение решения арбитражного суда производится в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

С.А. Максимова