ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-4637/2011 от 11.07.2011 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

11 июля 2011 года Дело № А05-4637/2011

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Дмитревской А.А.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1 – помощником судьи,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Отдела социальной защиты населения администрации муниципального образования «Устьянский район» Архангельская область Российская Федерация (ОГРН <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>)

о признании ответчика утратившим возможность взыскания недоимок, о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в предоставлении недостоверной (неполной) информации по задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящимся за заявителем в справке № 433 от 15.03.2011 года без указания (отметки) об утрате возможности взыскания в принудительном порядке с заявителя в связи с истечением установленного срока взыскания, и об обязании ответчика выдать заявителю Справку, содержащую информацию о невозможности взыскания в принудительном порядке указанной задолженности в связи с пропуском установленного для взыскания срока

при участии в заседании представителей сторон:

заявителя – не явился

ответчика – не явился

установил: Отдел социальной защиты населения администрации муниципального образования «Устьянский район» Архангельская область Российская Федерация (далее – заявитель, Отдел) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Архангельской области и НАО (далее – ответчик, Инспекция) с заявлением, в котором просит:

- Признать Инспекцию утратившей возможность взыскания:

- недоимки по налогам и взносам в сумме 2360руб.39коп, в том числе: по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ - 2359руб.51коп.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии - 0,38 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии - 0,50 руб.,

- задолженности по пеням в сумме 42483руб.97коп., в том числе: по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ - 3669руб.25коп.; по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ - 970руб.35коп.; по взносам в Пенсионный Фонд РФ - 33324руб.22коп.; по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2211руб.85коп.; по взносам в ФФОМС – 131руб.62коп.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, направляемые на выплату накопительной части – 355руб.67коп.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, направляемые на выплату страховой части – 1821руб.01коп.,

- задолженности по штрафам в сумме 95руб.20коп., в том числе: по НДФЛ – 95руб.20коп.

- Признать незаконными, как несоответствующие Налоговому Кодексу РФ, действия Инспекции, выразившиеся в предоставлении недостоверной (неполной) информации по задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящимся за заявителем в справке № 433 от 15.03.2011 без указания (отметки) об утрате возможности взыскания в принудительном порядке с заявителя в связи с истечением установленного срока взыскания:

- недоимки по налогам и взносам в сумме 2360руб.39коп., в том числе: по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования – 2359руб.51коп.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части – 0,38 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части – 0,50 руб.;

- задолженности по пеням в сумме 42483руб.97коп., в том числе: по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования – 3669руб.25коп.; по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ – 970руб.35коп.; по взносам в Пенсионный Фонд РФ – 33324руб.22коп.; по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 2211руб.85коп.; по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 131руб.62коп.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату накопительной части – 355руб.67коп.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части – 1821руб.01коп.

- задолженности по штрафам в сумме 95руб.20коп., в том числе: по НДФЛ за исключением доходов, полученных в виде дивидендов, выигрышей, призов - 95руб.20коп.

- Обязать Инспекцию выдать Отделу Справку, содержащую информацию о невозможности взыскания в принудительном порядке указанной задолженности в связи с пропуском установленного для взыскания срока (предмет спора указан с учётом изменения предмета заявленного требования).

Стороны извещены судом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии с ч.3 ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Заявителем представлено повторное заявление об уточнении исковых требований (вручено ответчику 09.06.2011), в котором заявитель просит:

- Признать невозможной к взысканию в связи с утратой возможности взыскания Межрайонной инспекцией ФНС РФ № 8 по Архангельской области и НАО с Отдела социальной защиты населения администрации муниципального образования «Устьянский район» в связи с истечением установленного срока взыскания недоимки по налогам, взносам, пеням и штрафам, образовавшейся по состоянию на 01.01.2004 – 01.01.2006 годы, указанным в Справке № 433 от 15.03.2011, из них:

- недоимки по налогам и взносам в сумме 2360руб.39коп, в том числе: по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ - 2359руб.51коп.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии - 0,38 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии - 0,50 руб.,

- задолженности по пеням в сумме 42483руб.97коп., в том числе: по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ - 3669руб.25коп.; по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ - 970руб.35коп.; по взносам в Пенсионный Фонд РФ - 33324руб.22коп.; по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2211руб.85коп.; по взносам в ФФОМС – 131руб.62коп.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, направляемые на выплату накопительной части – 355руб.67коп.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, направляемые на выплату страховой части – 1821руб.01коп.,

- задолженности по штрафам в сумме 95руб.20коп., в том числе: по НДФЛ – 95руб.20коп.

- Признать незаконными, как несоответствующие Налоговому Кодексу РФ, действия Межрайонной инспекции ФНС РФ № 8 по Архангельской области и НАО, выразившиеся в предоставлении недостоверной информации по задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящимся за заявителем в справке № 433 от 15.03.2011 без указания об утрате возможности взыскания в принудительном порядке с заявителя в связи с истечением установленного срока взыскания:

- недоимки по налогам и взносам в сумме 2360руб.39коп., в том числе: по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования – 2359руб.51коп.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части – 0,38 руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части – 0,50 руб.;

- задолженности по пеням в сумме 42483руб.97коп., в том числе: по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования – 3669руб.25коп.; по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ – 970руб.35коп.; по взносам в Пенсионный Фонд РФ – 33324руб.22коп.; по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 2211руб.85коп.; по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 131руб.62коп.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату накопительной части – 355руб.67коп.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части – 1821руб.01коп.

- задолженности по штрафам в сумме 95руб.20коп., в том числе: по НДФЛ за исключением доходов, полученных в виде дивидендов, выигрышей, призов - 95руб.20коп.

- Обязать Межрайонную инспекцию ФНС РФ № 8 по Архангельской области и НАО устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Уточнение предмета заявленного требования принято судом согласно ст.49 АПК РФ.

Ответчиком представлено дополнение к отзыву (направлено заявителю 27.06.2011), в котором ответчик указал, что администратором платежей по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды является Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы (п.1 ст.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). В связи с этим в части рассмотрения требований, связанных со страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование существует необходимость привлечения в качестве соответчика территориальный орган ПФ РФ.

Суд считает, что отсутствуют предусмотренные ст.47 АПК РФ основания для привлечения органа ПФ РФ в качестве второго ответчика.

Заявитель соответствующего ходатайства не представил суду.

Кроме того, спор касается задолженности, указанной в справке Инспекции, образовавшейся до того, как ПФ РФ стал администратором данных платежей.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил:

Согласно выданной Инспекцией справке № 433 о состоянии расчётов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 15.03.2011 за Отделом числятся следующие суммы недоимки:

по налогам, сборам:

- 50 коп. - по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии,

- 38 коп. - по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии,

- 2359руб.51коп. - по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ,

по пеням:

- 1821руб.18коп. - по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, направляемые на выплату страховой части пенсии,

- 355руб.71коп. - по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, направляемые на выплату накопительной части пенсии,

- 33324руб.22коп. - по взносам в Пенсионный Фонд РФ,

- 131руб.62коп. - по взносам в ФФОМС,

- 2211руб.85коп. - по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования,

- 970руб.35коп. - по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ - 3807руб.30коп. - по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ,

по штрафам:

- 95руб.20коп. - по НДФЛ.

Заявитель указывает, что задолженность Отдела образовалась до 2005 года.

До настоящего времени, кроме справок о состоянии расчётов и требования № 4905 от 20.07.2010, в адрес Отдела из налогового органа не поступало никаких других требований об уплате задолженности. Не предъявленная своевременно к взысканию в установленном порядке сумма недоимки, пени по истечении трёхлетнего срока давности взыскания является безнадёжной к взысканию. Общий срок исковой давности по требованиям согласно ст.196 ГК РФ с момента образования задолженности (с 2005 года) также истёк.

В отзыве Инспекция указала следующее:

- по штрафу по НДФЛ - 95,20 руб. – задолженность по уплате штрафа возникла на 21.10.2003. Возможности подтвердить документально начисленный штраф (в виде акта проверки, решения, деклараций, мер по бесспорному взысканию штрафа) у Инспекции не имеется по причине истечения номенклатурных сроков для хранения данных документов;

- по ЕСН (ФСС) в сумме 2359,51 руб.:

1509,51 руб. – недоимка (сальдо) по налогу на 17.10.2005,

850 руб. – недоимка (сальдо) по налогу на 16.01.2006.

Возможности подтвердить документально недоимку (в виде деклараций, мер по бесспорному взысканию налога) у Инспекции не имеется по причине истечения номенклатурных сроков для хранения данных документов;

- по пени по ЕСН (ФСС) в сумме 3669,25 руб.:

1441,28 руб. – задолженность по пени (сальдо) на 01.01.2004,

2227,97 руб. – задолженность по пени. Данные пени насчитаны на недоимку по налогу, которая образовалась до 01.01.2004.

Возможности подтвердить документально недоимку (в виде деклараций, мер по бесспорному взысканию налога) у Инспекции не имеется по причине истечения номенклатурных сроков для хранения данных документов;

- по пеням в Государственный фонд занятости населения РФ – 970,35 руб., по пеням по взносам в ПФ РФ – 33324,22 руб., по пеням по взносам в ТФОМС – 2211,85 руб., по пеням по взносам в ФФОМС – 131,62 руб., по пеням по страховым взносам на ОПС на накопительную часть пенсии – 355,67 руб., по пеням по страховым взносам на ОПС на страховую часть пенсии – 38 коп. – это задолженность по пени (сальдо) на 01.01.2004. Возможности подтвердить документально недоимку, на которую начислены пени (в виде деклараций, мер по бесспорному взысканию налога) у Инспекции не имеется по причине истечения номенклатурных сроков для хранения данных документов;

- по страховым взносам на ОПС по страховой части пенсии - 50 коп. и пеням в размере 1821,01 руб.:

564,14 руб. – это задолженность по пени (сальдо) на 01.01.2004,

1256,87 руб. – это задолженность по пени. Пени рассчитаны с 01.01.2004 по 01.01.2010. Основанием для начисления пени послужило наличие задолженности на 01.01.2006 в размере 50 коп.

Возможности подтвердить документально недоимку (в виде деклараций, мер по бесспорному взысканию налога) у Инспекции не имеется по причине истечения номенклатурных сроков для хранения данных документов.

Ответчик ссылается на то, что в соответствии со ст.288 Перечня документов, образующихся в деятельности Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, его территориальных органов и подведомственных организаций, утверждённого приказом МНС России от 21.04.2004 № САЭ-3-18/297 (ПС), срок для хранения указанных документов составляет 5 лет.

Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.

Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанным безнадёжными к взысканию, установлен ст.59 НК РФ.

Суд пришёл к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Суд считает обоснованным довод заявителя о том, что в отношении названной задолженности истёк установленный законом срок её принудительного взыскания.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании действий (бездействия) государственного органа недействительными является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствие таких действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 3 и подпунктам 1, 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговый орган по месту учёта в установленном порядке налоговые декларации по налогам, которые они обязаны уплачивать. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно части 2 статьи 57, части 3 статьи 75 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени, начисляемые за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Согласно пункту 2 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Взыскание налога в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет.

Согласно пунктам 1 и 6 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения этой обязанности, которые предваряет направление налоговым органом требования об уплате налога. В связи с этим статьями 69 – 70 НК РФ определён порядок оформления и направления такого требования.

На основании статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признаётся письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

При этом согласно статье 70 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2007) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим кодексом. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счёт денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, установленном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путём взыскания налога за счёт иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путём обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в банках.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счёт иного имущества налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьёй 47 настоящего Кодекса (пункт 7 статьи 46 НК РФ).

При этом статья 47 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) не устанавливает какого-либо другого срока, отличного от срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ, для принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счёт иного имущества налогоплательщика или налогового агента.

В пункте 2 статьи 48 НК РФ установлен срок подачи в суд заявления о взыскании задолженности с физических лиц – шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности, которое должно быть выставлено в сроки, предусмотренные статьёй 70 НК РФ.

Исходя из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 2 статьи 48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок, при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц следует руководствоваться соответствующим положением этого пункта. Следовательно, в данном случае шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением о принудительном взыскании налога, пеней должен исчисляться с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней.

Таким образом, возможность взыскания задолженности по налогам, пени, штрафам в судебном порядке ограничена шестимесячным сроком, исчисляемым со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога) и в случае принудительного взыскания пеней подлежат применению общие правила исчисления срока давности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации для взыскания задолженности в бесспорном порядке. С учётом того, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному обязательству. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от главного. В случае если пресекательный срок взыскания задолженности по налогу нарушен, то пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по его уплате, так как их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить Налоговому кодексу Российской Федерации. Соблюдение сроков направления требования является гарантией прав налогоплательщика при осуществлении налоговым органом бесспорного взыскания налогов и пеней.

Истечение указанных сроков влечёт утрату возможности взыскания налогов, пени, штрафов. В ходе судебного разбирательства суд установил, что указанные суммы задолженности не могут быть предъявлены ко взысканию в связи с истечением совокупного срока, установленного для их взыскания, предусмотренного ст.70,46,48 НК РФ, поскольку вся задолженность по налогам, сборам возникла частично до 01.01.2004, частично до 2006г., а пени начислены, как следует из отзыва, именно на указанную задолженность.

Следовательно, по данному делу спор касается вопроса обоснованности включения налоговым органом в справку о состоянии расчётов по налогам и сборам числящейся за заявителем задолженности по налогам, пеням, штрафу, возможность взыскания которой утрачена, как во внесудебном, так и в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 НК РФ налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Форма справки № 39-1 о состоянии расчётов по налогам, сборам и взносам утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 № САЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчётов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчётов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению».

Согласно Методическим указаниям по заполнению справки о состоянии расчётов по налогам, сборам и взносам по форме № 39-1 (приложение 7 к приказу Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 № САЭ-3-01/138@) справка о состоянии расчётов для юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица формируется с помощью программных средств налогового органа по форме № 39-1 по всем кодам бюджетной классификации. Суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учёта (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.

Таким образом, содержание справки о состоянии расчётов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика, а действия налогового органа, выразившиеся в выдаче справки по форме № 39-1 с указанием в ней задолженности, не соответствующей действительности, являются незаконными.

Поскольку действующим законодательством о налогах и сборах не закреплены требования, предъявляемые к справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, Инспекция в целях обеспечения прав и законных интересов налогоплательщика обязана отражать в ней его реальную обязанность по налоговым расчетам, в том числе указывать суммы, по которым утрачена возможность принудительного взыскания.

В определении от 12.05.2011 суд запрашивал у ответчика копии документов о взыскании с заявителя сумм, указанных в справке (акты, требования, решения), доказательства принятия мер по бесспорному и судебному взысканию с заявителя спорных сумм налогов, пени, штрафов; подтвердить основания возникновения недоимки.

Ответчиком таких документов суду не представлено, в отзыве Инспекция сообщила, что не имеет возможности подтвердить документально числящуюся за Отделом недоимку, а также недоимку, от которой исчислены пени, указанные в справке № 433, т.к. документы уничтожены в связи с истечением срока хранения.

Судом установлено и Инспекцией не отрицается, что налоговым органом утрачена возможность взыскания спорных сумм налогов, взносов, пеней и штрафов. Доказательств принятия мер по взысканию данных сумм задолженности налоговым органом не представлено, установленный законом срок для её взыскания истёк. Однако в справке информация об утрате возможности взыскания задолженности по налогам, пеням и штрафам в указанном выше размере отсутствует.

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчётов, в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности её взыскания, что соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 № 4381/09.

Следовательно, включение в справку № 433 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 15.03.2011 задолженности заявителя налогам, взносам, пеням и штрафам (по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ - 2359руб.51коп.; по страховым взносам на ОПС на накопительную часть пенсии - 0,38 руб.; по страховым взносам на ОПС на выплату страховой части пенсии - 0,50 руб.; пени по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ - 3669руб.25коп.; пени по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ - 970руб.35коп.; пени по взносам в ПФ РФ - 33324руб.22коп.; пени по взносам в ТФОМС - 2211руб.85коп.; пени по взносам в ФФОМС – 131руб.62коп.; пени по страховым взносам на ОПС на накопительную часть пенсии – 355руб.67коп.; пени по страховым взносам на ОПС на страховую часть пенсии – 1821руб.01коп.; штраф по НДФЛ – 95руб.20коп.), взыскание которой невозможно, без ссылки на пропуск Инспекцией срока для их взыскания, нарушает его права, в частности, затрагивает право заявителя на достоверную информацию, необходимую для осуществления своих прав и законных интересов в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах, действия Инспекции по выдаче справки без указания информации о том, что Инспекцией утрачена возможность взыскания данной задолженности, подлежат признанию незаконными.

Требование о признании недоимки невозможной к взысканию Отдел обосновывает положениями подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ.

Согласно указанной правовой норме безнадёжными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

С учётом того, что в отношении указанных выше спорных сумм задолженности по налогам, взносам, пеням и штрафу налоговым органом пропущен установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок их взыскания как в досудебном, так и в судебном порядке, суд признаёт налоговый орган утратившим возможность взыскания данных сумм.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 167–170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Признать незаконными, несоответствующими Налоговому Кодексу РФ, действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, выразившиеся в предоставлении недостоверной информации по задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящимся за Отделом социальной защиты населения администрации муниципального образования «Устьянский район» Архангельская область Российская Федерация в Справке № 433 от 15.03.2011 без указания об утрате возможности взыскания в принудительном порядке с заявителя в связи с истечением установленного срока взыскания:

- по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования – 2359руб.51коп.;

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части пенсии – 0,38 руб.;

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части пенсии – 0,50 руб.;

- по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования – 3669руб.25коп.;

- по пеням по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ – 970руб.35коп.;

- по пеням по взносам в Пенсионный Фонд РФ – 33324руб.22коп.;

- по пеням по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 2211руб.85коп.;

- по пеням по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 131руб.62коп.;

- по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату накопительной части пенсии – 355руб.67коп.;

- по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части пенсии – 1821руб.01коп.;

- по штрафу по НДФЛ в сумме 95руб.20коп.

Признать невозможной к взысканию в связи с утратой возможности взыскания Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с Отдела социальной защиты населения администрации муниципального образования «Устьянский район» Архангельская область Российская Федерация в связи с истечением установленного срока взыскания недоимки по налогам, взносам, пеням и штрафам, указанным в Справке № 433 от 15.03.2011, из них:

- по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования – 2359руб.51коп.;

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части пенсии – 0,38 руб.;

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части пенсии – 0,50 руб.;

- по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования – 3669руб.25коп.;

- по пеням по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ – 970руб.35коп.;

- по пеням по взносам в Пенсионный Фонд РФ – 33324руб.22коп.;

- по пеням по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 2211руб.85коп.;

- по пеням по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 131руб.62коп.;

- по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату накопительной части пенсии – 355руб.67коп.;

- по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части пенсии – 1821руб.01коп.;

- по штрафу по НДФЛ в сумме 95руб.20коп.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Архангельской области, в течение месяца после принятия настоящего решения.

Судья

А.А. Дмитревская