АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
июня 2020 года | г. Архангельск | Дело № А05-4655/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена июня 2020 года
Полный текст решения изготовлен июня 2020 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Юринской И.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Печурой М.А.
рассмотрел 22 июня 2020 года в судебном заседании дело по заявлению Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***>; адрес: 163069, г.Архангельск, Архангельская область, пр.Троицкий, дом 14)
к обществу с ограниченной ответственностью «Ликвидатор» (ОГРН <***>; адрес: 164200, г.Няндома, Архангельская область, ул.Строителей, дом 20-А)
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителей: от заявителя – ФИО1 по доверенности от 09.01.2020, ФИО2 по доверенности от 22.06.2020, от ответчика – ФИО3 по доверенности от 10.06.2020,
установил:
Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Ликвидатор» (далее – ответчик, общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Ответчик в материалы дела представил отзыв, в котором согласился с нарушением, сообщил, что в настоящее время проводится работа по переоформлению лицензии на осуществление деятельности в части транспортирования отходов IV класса опасности в связи со сменой вида деятельности.
Изучив представленные в материалы дела документы, суд установил следующие фактические обстоятельства по делу.
В Северное межрегиональное управление Росприроднадзора из Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры (письмо от 18.03.2020 № 7-06-2020) поступили материалы проверки Прокуратуры Няндомского района в отношении ООО «Ликвидатор» по факту осуществления деятельности по размещению твердых коммунальных отходов на полигоне г. Няндома без соответствующей лицензии.
18 февраля 2020 года помощником прокурора Няндомского района Вдовиной И.Н. в присутствии представителя ООО «Ликвидатор» - исполняющего обязанности генерального директора ФИО4, проведен осмотр объекта размещения твердых коммунальных отходов - полигона, расположенного по адресу: <...> лесничества (акт проверки соблюдения требований от 18.02.2020).
Актом проверки соблюдения требований от 18.02.2020 установлено, что ООО «Ликвидатор» арендует у администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» земельный участок для размещения полигона на основании постановления администрации от 05.07.2010 № 1132, договора аренды от 05.07.2010 № 271.
При осмотре полигона Прокуратурой Няндомского района установлено, что полигон оборудован весами автомобильными ВАЛ-М, модификация ВАЛ-М-40/20-6, № 63931-16 в Госреестре СИ; измерителем радиоактивности и уровня накопительной дозы радиации «Quantum», peг. №62619-15 (свидетельство о проверке от 27.09.2019 № 01-МС 19 5374, действительно до 26.09.2020); площадками с запасом изолирующего грунта (объем грунта 38м3); противопожарными средствами (огнетушитель, пожарный щит); техникой. На полигоне имеются ворота при въезде, контрольно-пропускной пункт. Хозяйственная зона имеет твердое покрытие из железобетонных плит. Согласно схеме территории тело полигона разбито на 5 карт.
ООО «Ликвидатор» эксплуатирует объект размещения отходов (свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду №DDUOJI28 от 29.03.2019). В 2019 году полигон г. Няндома внесен в Государственный реестр объектов размещения отходов (Приказ Федеральной службы в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 14.02.2019 № 39).
Согласно сведениям о юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц основной вид деятельности ООО «Ликвидатор» - «37.00 Сбор и обработка сточных вод». Дополнительные виды: «38.1 Сбор отходов», «38.2 Обработка и утилизация отходов» и др.
По состоянию на 16.04.2019 ООО «Ликвидатор» включено в перечень организаций по обращению с ТКО, размещенный на Портале ЖКХ Архангельской области.
Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 25.06.2019 №39-в/15 установлены и введены в действие на период с 01.01.2019 года до 31.12.2020 года предельные тарифы на услугу по захоронению твердых коммунальных отходов, оказываемую ООО «Ликвидатор» (ИНН <***>) на полигоне, расположенном на территории муниципального образования «Няндомское» муниципального образования «Няндомский муниципальный район».
В 2019 году ООО «Ликвидатор» оказывало услугу по размещению отходов IV класса опасности. Согласно данным учета отходов, принятых ООО «Ликвидатор» за 2019 год, Обществом заключен ряд договоров с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на оказание услуги по размещению отходов IV класса опасности.
По данным учета отходов, принятых ООО «Ликвидатор» за 2019 год, для размещения на полигоне Общество приняло 5 311т. отходов IV класса опасности, в том числе: «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)», код по ФККО 73310001724; «отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)», код по ФККО; 73111001724; «отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ», код по ФККО 89000001724; «смет с территории предприятия малоопасный», код по ФККО 73339001714.
Согласно данным учета в области обращения с отходами за 2019 год Общество принятые отходы IV класса опасности в количестве 5 311т. разместило на эксплуатируемом объекте - полигоне г. Няндома.
Кроме того, административным органом установлено, что Общество также оказывало услугу по размещению твердых коммунальных отходов в 2020 году ООО «Экоинтегратор». Согласно актам выполненных работ от 31.01.2020 №000001; от 29.02.2020 №000010, ООО «Ликвидатор» разместило 589,17 тонн ТКО, общая стоимость услуги ООО «Ликвидатор» составляет 596 676 руб. 02 коп. Последняя подтвержденная дата выполнения услуги по размещению ТКО Обществом, согласно актам выполненных работ от 29.02.2020 №000010 - 29.02.2020.
ООО «Ликвидатор» имеет действующую лицензию от 20.03.2017 года №(29)-3159-Т на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, в части транспортирования отходов IV класса опасности, в соответствии с которой Общество осуществляет деятельность по транспортированию отходов IV класса опасности: «мусор и смет производственных помещений малоопасный» (код по ФККО 73321001724); «смет с территории предприятия малоопасный» (код по ФККО 73339001714); «мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» (код по ФККО 73310001724); «отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные» (код по ФККО73Ш001724).
Вместе с тем, ООО «Ликвидатор» не имеет вышеуказанной лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I- IV класса опасности.
Таким образом, в период 2019 года, январе-феврале 2020 года ООО «Ликвидатор» осуществляло предпринимательскую деятельность по размещению отходов IV класса опасности в отсутствие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, чем нарушило требования части 1 и 2 статьи 30 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», взимая при этом плату за размещение принятых отходов.
Уведомлением от 31.03.2020 общество извещено о времени и дате составления протокола об административном правонарушении.
16.04.2020 государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении № 06-02-28/2020, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд находит заявленное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.
Частью 1 статьи 30 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. Как следует из части 2 этой же статьи перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I -IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
На основании статьи 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Согласно пункту 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности относится к перечню видов деятельности, на которые требуется лицензия.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается (ч. 3.1 статья 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
Административным органом установлено, что ООО «Ликвидатор» в 2019 году, январе и феврале 2020 года осуществляло деятельность по размещению отходов IV класса опасности на платной основе без специальной лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
Положения части 2 статьи 14.1 КоАП РФ регулируют правоотношения, связанные с применением законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, в связи с этим в рассматриваемом случае для суда, рассматривающего дело о привлечении к административной ответственности, подлежит применению трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 16.04.2020 № 06-02-28/2020 датой совершения административного правонарушения является 29.02.2020 (последняя подтвержденная дата выполнения услуги по размещению отходов IV класса опасности, согласно акту выполненных работ от 29.02.2020 № 000010).
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что в данном случае вменяемое Обществу нарушение лицензионных требований относится к категории длящихся административных правонарушений.
Как следует из абзаца третьего пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Вменяемое Обществу административное правонарушение (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) является длящимся, поскольку носит характер длительного непрекращающегося невыполнения обязанностей, возложенных на лицо законом. Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности в данном случае необходимо исчислять со дня обнаружения административного правонарушения.
Факт осуществления обществом деятельности по размещению отходов установлен прокуратурой 18.02.2020. Иной даты обнаружения деятельности по размещению отходов без лицензии из материалов дела не следует.
В части 1 статьи 28.4 КоАП РФ установлена исключительная компетенция прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях; определена дополнительная компетенция прокурора, допускающая возможность возбуждения любых дел об административном правонарушении при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
При этом, даже с учетом мнения заявителя, озвученного в судебном заседании 22.06.2020, об исчислении срока давности привлечения с 19.03.2020 (дата поступления материалов заявителю из прокуратуры), на момент рассмотрения заявления срок давности привлечения общества к административной ответственности за вменяемое правонарушение истек.
При этом в силу разъяснений, изложенных в абзаце третьем пункта 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», суд не вправе за пределами срока давности привлечения к административной ответственности делать выводы о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении.
Учитывая, что данный срок не подлежит восстановлению, суд в случае его пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (пункт 18 Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2).
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения заявления Управления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Отказать Северному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в удовлетворении заявления о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ликвидатор" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья | И.С. Юринская |