ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-4688/12 от 23.05.2012 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

28 мая 2012 года

г. Архангельск

Дело № А05-4688/2012

Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2012 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Пигурновой Н.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Токаревой О.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью "Союзалкоголь" (ОГРН 1022901025575; место нахождения: 165300, Архангельская область, г.Котлас, ул.7-го Съезда Советов, дом 101)

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (ОГРН 1097847301661; место нахождения: 191014, г.Санкт-Петербург, ул.Чехова, дом 6, лит.А)

о признании незаконным и отмене постановления №10-22/72 от 19.03.2012,

при участии представителей:

заявителя – не явились, извещён,

ответчика – не явились, извещён,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Союзалкоголь" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (далее – ответчик, Управление) о признании незаконным и отмене постановления №10-22/72 от 19.03.2012, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении от 15 марта 2012 года № 10-22/72.

При этом общество ссылается на то, что генеральный директор общества, получив 14 марта 2012 года телеграмму о месте и времени составления протокола, физически не мог присутствовать при составлении административным органом в г.Санкт-Петербург 15 марта 2012 года протокола об административном правонарушении, поскольку общество находится в г.Котлас; приглашение на составление протокола таким образом грубо нарушает права общества на защиту, ознакомление с материалами административного расследования и дачу пояснений по существу дела; оспариваемое постановление вынесено 19 марта 201 года, по истечении двух месяцев со дня представления декларации, направленной в административный орган в электронном виде 17 января 2012 года, то есть, оспариваемое постановление вынесено по истечении двухмесячного срока давности привлечения к ответственности; диспозиция статьи 15.13 КоАП РФ предусматривает административное наказание за включение в декларацию заведомо искажённых данных, тогда как в оспариваемом постановлении не дана оценка вины общества.

Ответчик в отзыве заявленное требование не признал, сославшись на законность и обоснованность оспариваемого постановления.

ООО «СОЮЗАЛКОГОЛЬ», ИНН 2904011426, адрес места нахождения которого: 165300, Архангельская область, г.Котлас, ул. 7-го съезда Советов, д. 101, зарегистрировано 26 ноября 2002 года администрацией муниципального образования «Котлас» в статусе юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022901025575.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное дело подведомственно арбитражному суду.

Поводом к оспариванию постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в отношении заявителя послужили следующие обстоятельства:

Общество имеет лицензию А 649998 от 20.04.2011 на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции. Обществом подана декларация об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2011 года (Приложение № 7 к Положению о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 858 (ред. от 26.01.2010).

Из материалов дела следует, что в административный орган поступила информация из МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу от 29.02.2012 №Уз-1497/11-11 с приложением копии определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 11-17/6 от 26 января 2012 года в отношении ООО «Таманская винная компания - Кубань» ИНН 7728305113.

В этой информации указано о том, что в ходе проведения административного расследования в отношении ООО «Таманская винная компания - Кубань» ИНН 7728305113, получены материалы дела, указывающие на наличие признаков события административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.13 КоАП РФ контрагентом – ООО «Союз-Алкоголь» (ИНН ИНН 2904011426).

Административный орган уведомил общество, находящееся в г.Котлас, о составлении 15.03.2012 в 12 часов протокола об административном правонарушении телеграммой, поданной в г.Санкт-Петербурге 13 марта 2012 года в 16 часов 20 минут.

Эта телеграмма была получена обществом 14 марта 2012 года в 09 часов 18 минут. В связи с получением этой телеграммы генеральный директор общества направил в административный орган ходатайство о составлении протокола без его участия, в связи с невозможностью прибыть в назначенное время.

Протокол об административном правонарушении был составлен 15 марта 2012 года Николаевым Д.А. - начальником отдела контроля за декларированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу в отсутствие генерального директора (законного представителя) ООО «СОЮЗАЛКОГОЛЬ» ИНН 2904011426 Ильенко О.Л.

В протоколе об административном правонарушении указано, что датой события правонарушения является 20.01.2012.

В протоколе об административном правонарушении, в частности указано, что по результатам рассмотрения письма МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу от 29.02.2012 №Уз-1497/11-11 и проведенного анализа деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2011 года установлен факт включения искаженных данных, в представленных обществом декларациях за четвёртый квартал 2011 года в Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу на бумажном носителе и в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка, в электронном виде в информационный ресурс «База данных деклараций об объёмах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртсодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объёма готовой продукции и об объёмах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее «БД деклараций»), в декларации об объёмах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение № 7 к Положению), а именно: Общество отразило закупку у ООО «Таманская винная компания - Кубань» ИНН 7728305113 по ТТН №1971 от 22.12.2011 вин натуральных (код 400) в объеме 1.2548 тыс.дал и вин плодовых (код 420) в объеме 0.1020 тыс.дал. что не соответствует товарно-сопроводительным документам.

ООО «Таманская винная компания - Кубань» ИНН 7728305113 отразило поставку обществу по ТТН №1971 от 22.12.2011 вин натуральных (код 400) в объеме 1.357 тыс.дал. что соответствует товарно-сопроводительным документам.

На основании изложенных обстоятельств, административный орган пришёл к выводу о том, что обществом нарушены требования ст. 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (с изменениями и дополнениями), п. 9 «Порядка заполнения деклараций об объёмах производства, оборота (за исключением розничной продажи) и использования этилового спирта. алкогольной и спиртосодержащей продукции. Утверждённого приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от «15» марта 2010 г. №24н, ответственность за нарушение которых квалифицируется по ст. 15.13 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ (далее - КоАП), а именно: включение в декларацию заведомо искажённых данных.

Протокол направлен обществу почтой 15.03.12. по адресу: Архангельская область, г.Котлас, ул. 7-го съезда Советов, д. 101.

Административный орган уведомил общество, находящееся в г.Котлас, о том, что руководителю общества необходимо явиться в административный орган 19 марта 2012 года в 12 часов по адресу: г.Санкт-Петербург, ул.Чехова, д. 6, лит.А, пом.78, телеграммой, поданной в г.Санкт-Петербурге 15 марта 2012 года в 18 часов 50 минут.

Эта телеграмма была получена обществом 16 марта 2012 года в 09 часов 25 минут.

На рассмотрение материалов дела генеральный директор общества в назначенное время не явился.

На основании протокола об административном правонарушении административным органом в отсутствие генерального директора общества вынесено постановление от 19 марта 2012 года по делу об административном правонарушении № 10-22/72, которое оспаривается обществом по настоящему делу.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверил оспариваемое решение в полном объеме.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере налогообложения деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в уклонении организаций и их должностных лиц от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.

Субъектами административного правонарушения являются юридические лица и должностные лица.

Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 23.50 КоАП РФ). Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, вправе, в том числе, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в субъектах Российской Федерации, их заместители; протоколы об административном правонарушении вправе составлять должностные лица указанных органов (пункт 64 статьи 28.3 КоАП РФ).

Суд установил, что протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено полномочными должностными лицами полномочного административного органа.

В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота. Порядок представления деклараций и форма деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Положение о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Положение), утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 №858 «О представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

В соответствии с пунктом 2 указанного Положения декларированию подлежат объемы производства, закупки и поставок этилового спирта, алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, а также объемы использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Приказом Росалкогольрегулирования от 15.03.2010 № 24н (далее - Приказ № 24н) утвержден Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

При этом согласно части 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии со статьёй 15.13 КоАП РФ уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну их таких деклараций заведомо искаженных данных влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Протоколом об административном правонарушении обществу вменено совершение административного правонарушения, выразившегося во включении в декларацию (Приложение № 7 к Положению) заведомо искажённых данных.

Не оспаривая по существу факт включения в представленную в административный орган 17.01.2012 декларацию № 7 об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2011 года искаженных данных, общество, вместе с тем, ссылается на то, что умысел на совершение этого административного правонарушения административным органом не исследован и не доказан.

В этой связи суд считает необходимым указать следующее.

Заведомое искажение данных в декларации означает по существу, что обществу было известно, что оно включает в декларацию искажённые данные, оно желало и преследовало цель искажения этих данных.

Между тем, вменяя обществу в протоколе об административном правонарушении заведомое искажение данных в декларации, административный орган не указал, чем этот вывод подтверждается.

Более того, в оспариваемом постановлении административный орган вообще не вменил обществу заведомое искажение данных в декларации (приложение №7 к Положению), ограничившись указанием о том, что деяние общества квалифицируется по статье 15.13 КоАП РФ, а именно: «включение искаженных данных в одну из деклараций об объёме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Однако, событием административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.13 КоАП РФ является, в данном случае, включение в декларацию заведомо искаженных данных, следовательно, искажение данных в декларации не являющееся «заведомым», не относится к событию административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьёй 15.13 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах административный орган не доказал наличие в действиях общества события административного правонарушения – включение в декларацию «заведомо искажённых данных», ответственность за которое предусмотрена статьёй 15.13 КоАП РФ.

Согласно статье 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто к административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

На основании изложенного, оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене.

К тому же, довод заявителя о том, что он не был заблаговременно уведомлён административным органом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, суд считает обоснованным в связи со значительной удалённостью общества (г.Котлас) от места составления административным органом протокола об административном правонарушении (г.Санкт-Петербург) и недостаточностью времени для подготовки и прибытия в административный орган. Так, телеграмма была получена обществом 14 марта 2012 года, а составление протокола было назначено на 12 часов 15 марта 2012 года.

Вместе с тем, довод заявителя о пропуске административным органом срока давности привлечения к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ, суд считает необоснованным, поскольку, названная статья находится в главе 15 «Административные нарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг»; следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, совершённое в области законодательства о налогах и сборах, в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, составляет один год.

При таких обстоятельствах заявление общества подлежит удовлетворению.

Арбитражный суд Архангельской области, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление №10-22/72 от 19 марта 2012 года «по делу об административном правонарушении № 10-22/72», принятое в г.Санкт-Петербург руководителем Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу в отношении общества с ограниченной ответственностью "Союзалкоголь", зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022901025575, находящегося по адресу: 165300, Архангельская область, г.Котлас, ул.7-го Съезда Советов, дом 101.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

Н.И. Пигурнова