АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
09 июля 2013 года
г. Архангельск
Дело № А05-4710/2013
Резолютивная часть решения объявлена 02 июля 2013 года
Решение в полном объёме изготовлено 09 июля 2013 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Калашниковой В.А.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш дом" (ОГРН 1092918000273; 164200, Архангельская область, г.Няндома, ул.Московская, дом 13, помещение 11; 164200, Архангельская область, г.Няндома, ул.Строителей, дом 20-а) к государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050; 163000, г.Архангельск, ул.Попова, дом 17, офис 86) об оспаривании постановления №01-10/116 от 02.04.2013 по делу об административном правонарушении,
в заседании суда принимали участие представители:
заявителя – не явился, извещен;
административного органа – Замятина И.А. по доверенности.
Протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Иванова С.В.
Суд установил следующее:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш дом" (далее – заявитель, общество, управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее – ответчик) об отмене постановления №01-10/116 от 02.04.2013 по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.23.1 в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Заявитель представил в суд дополнительные доказательства по делу, свидетельствующие об устранении выявленных в ходе проверки нарушений. Общество, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя для участия в судебном заседании не направило.
Административный орган представил суду отзыв на заявление, в котором не согласился с заявленным требованием, указывает на законность и обоснованность вынесенного в отношении общества постановления по делу об административном правонарушении, указал на отсутствие оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным. Представитель инспекции в судебном заседании поддержала доводы отзыва в полном объеме.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное дело подведомственно арбитражному суду.
Поводом к оспариванию постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в отношении заявителя послужили следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, по обращению жителя дома №8 по ул.Североморская в г.Няндома с жалобой на ненадлежащее содержание и ремонт жилого дома, непредставление информации о деятельности управляющей организации (на основании распоряжения руководителя инспекции от 28.02.2013 №А/01-15/359) в период с 04.03.2013 по 14.03.2013 административным органом проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения управляющей организацией требований законодательства об обеспечении свободного доступа к информации, подлежащей раскрытию, в нарушение части 10 статьи 61 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также о раскрытии информации, установленной Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №731 (далее - Стандарт).
Результаты проверки отражены в акте проверки соблюдения жилищного законодательства в сфере содержания и ремонта жилищного фонда, общего имущества собственников многоквартирного дома, стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, №А/02-06/293 от 13.03.2013.
Уведомлением от 13.03.2013 №РИ-02/02-21/129 законный представитель общества был извещен о возбуждении дела об административном правонарушении, а также о времени и месте составления протокола об административном правонарушении: 18.03.2013 в 15 час. 30 мин.
18.03.2013 в отсутствие законного представителя юридического лица отношении заявителя государственным жилищным инспектором Котцовой Т.М. был составлен протокол об административном правонарушении №РИ-02/06-09/7, согласно которому выявленные в ходе проверки нарушения управляющей организации квалифицированы по статье 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 18.03.2013 №АРИ-02/03-44/104 законный представитель общества был вызван на рассмотрение дела об административном правонарушении: на 02.04.2013 в 11 час. 00 мин. Протокол об административном правонарушении, определение о времени и месте рассмотрения материалов проверки, акт проверки, а также предписание об устранении выявленных нарушений от 18.03.2013 №РИ-02/06-13/293 направлены в адрес общества по почте сопроводительным письмом от 20.03.2013 №01-34/299 и получены им 22.03.2013 (согласно представленной в материалы дела копией почтового уведомления о вручении).
По результатам рассмотрения материалов административного дела в отсутствие законного представителя управляющей организации, а также его защитника, заместителем руководителя инспекции вынесено постановление от 02.04.2013 №01-10/116 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Управляющая организация, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверил оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно статье 20 Жилищного кодекса Российской Федерации и Положению о государственной жилищной инспекции Архангельской области, утвержденному постановлением администрации области от 07.06.2007 №110-па, инспекция осуществляет государственный жилищный надзор соблюдения участниками правоотношений в жилищной сфере правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых домов и нормативов обеспечения населения коммунальными услугами. В соответствии со статьей 23.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы государственной жилищной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21, 7.22, 7.23, ч. 1 ст. 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесены уполномоченными на то должностными лицами административного органа.
Частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.
Согласно части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В пункте 1 Стандарта установлены требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее соответственно - управляющие организации, информация), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации (пункт 2 Стандарта).
В пункте 3 Стандарта установлено, что управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: общую информацию об управляющей организации; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы
Управляющими организациями информация раскрывается путем: опубликования на официальном сайте управляющей организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, или на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в сети Интернет, или на официальном сайте органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность, в сети Интернет; опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания), в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет; размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде (пункт 5 Стандарта).
При размещении информации о деятельности в сети Интернет на сайте органа исполнительной власти Архангельской области www.gkh.dvinaland.ru заявителем были нарушены требования, установленные подпунктами «б» и «в» пункта 9; пунктом 9(2); абзацами 2 и 5 подпункта «б» пункта 11; пунктом 12; подпунктами «а», «б» и «в» пункта 14 Стандарта, частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, а именно не размещены в сети Интернет: - сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) за 2012 год;
- сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) за 2012 год;
- планы работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома № 8 по ул. Североморской в г. Няндоме Архангельской области, меры по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг) на 2013 год;
- сведения о выполнении планов работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома № 8 по ул.Североморской в г.Няндоме Архангельской области за 2012 год и о причинах отклонения от планов;
- сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме № 8 по ул.Североморской в г.Няндоме Архангельской области и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах за 2013 год;
- информация об объемах закупаемых ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций в 2012 году;
- перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация закупает их у ресурсоснабжающих организаций на 2013 год;
- тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация закупает коммунальные ресурсы на 2011-2013 годы;
- тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией для расчета размера платежей для потребителей на 2013 год.
Кроме того, в ходе проведения инспекцией Архангельской области внеплановой проверки установлено, что по состоянию на 13 марта 2012 года часть информации, предусмотренной Стандартом, была раскрыта заявителем не в полном объеме, а именно:
- годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за 2012 год, размещены в сети Интернет без подписи руководителя и печати организации;
- о количестве случаев привлечения управляющей организации к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций, за 2012 год (общество в 2012 году привлекалось к административной ответственности: по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением от 29.08.2012 №01-10/241; по статье 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - три постановления от 30.10.2012);
- об объемах закупаемых ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций в 2011 году. (не указаны объемы закупаемых ресурсов по: холодному водоснабжению - МП «Водоканал»; электроснабжению - ОАО «Архангельская сбытовая компания» («Архэнергосбыт»); теплоснабжению - ОАО «РЖД», Плесецкая дистанция пути Архангельского отделения Северной железной дороги);
- реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми утверждены тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, закупает коммунальные ресурсы на 2012 год;
- тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией для расчета размера платежей для потребителей на 2011 и 2012 годы.
Таким образом, нарушение обществом установленных Стандартом порядка, способа и срока раскрытия информации судом установлено и подтверждается материалами дела (в том числе, актом проверки, протоколом об административном правонарушении, обращением жителя дома и др.).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Доказательств, подтверждающих, что Управляющая организация приняла все зависящие от нее меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется; наличие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, судом при рассмотрении дела не установлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, суд, оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, приходит к выводу о том, что совершенное обществом правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем признает его малозначительным в силу следующего.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Особенной частью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
В данном случае суд усматривает наличие оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимая во внимание исключительные обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а именно: отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, устранение выявленных в ходе проверки нарушений (что подтверждается пояснениями представителя административного органа, данными в ходе судебного заседания), а также сложное финансовое положение заявителя и нахождение его в процедуре банкротства – определением Арбитражного суда Архангельской области от 27.06.2012 в отношении общества введено внешнее управление сроком на 18 месяцев, внешним управляющим назначен Губанов А.С. Назначение административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 руб. приведет к усугублению и без того нестабильного финансового положения общества, имеет неоправданно карательный характер.
Доказательства, свидетельствующие о причинении какого-либо вреда действиями общества, как и доказательства пренебрежительного отношения заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, административным органом не представлено.
Суд считает, что в рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные пунктом 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ №10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
При таких обстоятельствах заявленное обществом требование подлежит судом удовлетворению.
Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ :
Признать незаконным и отменить постановление №01-10/116 от 02.04.2013, принятое Государственной жилищной инспекцией Архангельской области в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Наш дом», зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1092918000273, находящегося по адресу: 164200, Архангельская область, г.Няндома, ул.Строителей, дом 20-а (юридический адрес: 164200, Архангельская область, г.Няндома, ул.Московская, дом 13, помещение 11).
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья
В.А. Калашникова