ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-4756/17 от 05.10.2017 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

12 октября 2017 года

г. Архангельск

Дело № А05-4756/2017

Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2017 года

Решение в полном объеме изготовлено 12 октября 2017 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шишовой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ведерниковой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению администрации муниципального образования «Город Архангельск» (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>)

к ответчику – муниципальному унитарному предприятию «Водоочистка» муниципального образования «Город Архангельск» (ОГРН <***>; место нахождения: 163015, <...>)

о взыскании 365 900 руб.,

при участии в судебном заседании представителей истца ФИО1 (доверенность от 15.12.2016), ФИО2 (доверенность от 01.08.2017), представителей ответчика ФИО3 (доверенность от 09.01.2017), ФИО4 (доверенность от 04.10.2017),

установил:

администрация муниципального образования «Город Архангельск» (далее – истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия «Водоочистка» муниципального образования «Город Архангельск» (далее – ответчик, предприятие) 365 900 руб. задолженности по перечислению в городской бюджет за 3 квартал 2016 года части чистой прибыли.

Определением суда от 26.04.2017 исковое заявление принято к производству; возбуждено производство по делу № А05-4756/2017 с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства.

Определением от 19.06.2017 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Представители истца в судебном заседании предъявленные требования поддержали.

Представители ответчика с требованиями администрации не согласились по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, постановлением мэрии города Архангельска от 11.12.2013 № 927 с целью решения социальных задач и получения прибыли учреждено муниципальное унитарное предприятие «Водоочистка» муниципального образования «Город Архангельск».

Предметом деятельности предприятия в соответствии с пунктом 2 названного постановления определено осуществление холодного водоснабжения и водоотведения на локальных системах централизованного холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Город Архангельск».

Функции и полномочия учредителя предприятия от имени муниципального образования «Город Архангельск» осуществляются мэрией города Архангельска (в настоящее время – администрацией) в лице департамента городского хозяйства мэрии города Архангельска, а функции и полномочия собственника предприятия от имени муниципального образования «Город Архангельск» - мэрией города Архангельска в лице департамента муниципального имущества мэрии города Архангельская в установленном мэрией порядке (пункт 4 постановления от 11.12.2013 № 927).

На основании представленной ответчиком истцу бухгалтерской отчетности за 1 квартал, полугодие и девять месяцев 2016 года истец установил наличие у предприятия чистой прибыли по итогам 3 квартала 2016 года в размере 3 659 000 руб.

В связи с тем, что предприятие часть чистой прибыли за 3 квартал 2016 года не перечислило, истец направил ответчику претензионные письма от 30.11.2016, 23.01.2017 об уплате сумм задолженности в добровольном порядке.

Поскольку данные претензии оставлены без удовлетворения, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Как установлено статьей 294 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранности принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет права на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Также и пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» (далее – Закон № 161-ФЗ) предусмотрено право собственника имущества государственного или муниципального предприятия на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.

При этом в силу положений статей 42 и 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации часть чистой прибыли муниципальных унитарных предприятий образует неналоговые поступления доходов местных бюджетов.

Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления (пункт 2 статьи 17 Закона № 161-ФЗ).

Таким образом, исходя из буквального толкования норм пункта 2 статьи 17 Закона № 161-ФЗ порядок, размер и в сроки перечисления части прибыли определяет уполномоченный орган местного самоуправления.

Согласно статье 22 Устава муниципального образования «Город Архангельск» к компетенции Архангельской городской Думы отнесены полномочия по установлению порядка определения размера, сроков и порядка перечисления прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

В соответствии с Положением о перечислении части прибыли, остающейся в распоряжении муниципальных унитарных предприятий муниципального образования «Город Архангельск» после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в городской бюджет, утвержденным Решением Архангельской городской Думы от 26.06.2014 № 132 (далее – Положение) муниципальные предприятия за использование имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Город Архангельск» и закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, ежегодно перечисляют в городской бюджет часть прибыли в размерах и в сроки, определяемые в соответствии с указанным Положением.

Согласно пункту 2.3 Положения муниципальные предприятия представляют в администрацию муниципального образования «Город Архангельск» расчет размера части прибыли, подлежащей перечислению в городской бюджет, по форме согласно приложению к Положению в следующие сроки: за первый, второй, третий кварталы – в течение месяца после окончания отчетного периода; за четвертый квартал – не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.

Расчет размера части прибыли, подлежащей перечислению в городской бюджет, не представляется в случае, если за отчетный квартал муниципальным предприятием получен убыток.

В силу пункта 2.4 Положения расчет размера части прибыли, представленный муниципальным предприятием, является основанием для осуществления администрацией учета части прибыли, подлежащей перечислению в городской бюджет.

На основании пункта 2.1 Положения размер части прибыли, подлежащей перечислению в городской бюджет, рассчитывается муниципальным предприятием ежеквартально по формуле: С = ЧП х НО, где: С - размер части прибыли, подлежащий перечислению в городской бюджет, руб.; ЧП - чистая прибыль последнего квартала отчетного периода (далее - отчетный квартал), остающаяся в распоряжении муниципального предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, определяемая на основании данных бухгалтерского учета и (или) отчета о финансовых результатах промежуточной (годовой) бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципального предприятия за отчетный период (квартал, нарастающим итогом с начала отчетного года), руб.; НО - норматив отчисления части прибыли (далее - норматив отчисления), %.

В приложении № 2 к Положению для предприятия установлен норматив отчисления части чистой прибыли в размере 10 %.

Форма расчета размера части прибыли, подлежащей перечислению в городской бюджет, утверждена Приложением к Положению.

Истцом в соответствии с пунктом 2.1 Положения произведен расчет размера части прибыли предприятия за 3 квартал 2016 года по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности ответчика за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2016 года (на основании Отчетов о финансовых результатах промежуточной (бухгалтерской) отчетности предприятия), который составил 365 900 руб. (3 659 000 руб. (чистая прибыль за 3 квартал 2016 года) х 10 % (норматив отчисления части прибыли)).

Проверив представленный в материалы дела с пояснениями от 10.08.2017 № 13-18/1538 расчет чистой прибыли за 3 квартал 2016 года, суд признает его обоснованным, выполненным в соответствии с пунктом 2.1 Положения.

Ответчик расчет истца по существу не оспаривает. В судебном заседании представителем ответчика подтверждена арифметическая верность расчета размера части чистой прибыли за 3 квартал 2016 года.

Доводы ответчика сводятся к тому, что определение чистой прибыли возможно только после окончания календарного года, по итогам 2016 года предприятием получен убыток, в связи с чем основания для перечисления части чистой прибыли собственнику отсутствуют. Ответчик также полагает, что пункты 2.1 и 3.2 Положения противоречат пункту 1.2 того же Положения, пункту 2 статьи 17 Закона № 161-ФЗ в связи с чем не подлежат применению.

Суд не может согласиться с указанными доводами ответчика.

Как указано ранее, исходя из положений пункта 2 статьи 17 Закона № 161-ФЗ порядок, размер и в сроки перечисления части прибыли определяет уполномоченный орган местного самоуправления.

В рассматриваемом случае органом местного самоуправления – Архангельской городской Думой в пределах предоставленных полномочий утверждено Положение, в котором определены порядок, размер и в сроки перечисления части прибыли. Положение опубликовано в установленном законом порядке, никем не оспорено, является действующим.

В связи с изложенным суд не может согласиться с доводом ответчика о том, что пункты 2.1 и 3.2 Положения противоречат пункту 1.2 того же Положения, а также пункту 2 статьи 17 Закона № 161-ФЗ.

Исходя из пунктов 2.1, 2.2 Положения расчет чистой прибыли производится по итогам квартала. Расчет чистой прибыли за 3 квартал 2016 года выполнен истцом в соответствии с пунктом 2.1 Положения.

Согласно пункту 3.2 Положения часть прибыли подлежит перечислению не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем предоставления в администрацию расчета размера прибыли. Таким образом, за 3 квартал 2016 года часть чистой прибыли подлежала перечислению ответчиком до 10.11.2016.

Поскольку предприятием часть чистой прибыли за 3 квартал 2016 года в размере 365 900 руб. до 10.11.2016 не перечислена, а оснований для ее не перечисления судом не установлено, требование истца подлежит удовлетворению.

На основании части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно пункту 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 НК РФ.

Принимая во внимание статус ответчика, характер его деятельности, суд считает возможным в соответствии с положениями пункта 2 статьи 333.2 НК РФ уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход федерального бюджета, до 1000 руб.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Водоочистка» муниципального образования «Город Архангельск» (ОГРН <***>; 163015, <...>) в пользу администрации муниципального образования «Город Архангельск» (ОГРН <***>; 163000, <...>) 365 900 руб. части прибыли за 3 квартал 2016 года.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Водоочистка» муниципального образования «Город Архангельск» в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Л.В. Шишова