ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-4768/14 от 16.06.2014 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

июня 2014 года

г. Архангельск

Дело № А05-4768/2014   

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Чуровой А.А., 

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>; место жительства: Россия, 164884, д.Покровское Онежского района, Архангельская область)

к Главному государственному инспектору по охране ФГБУ "Национальный парк "Онежское Поморье" ( место нахождения: Россия, 164501, г.Северодвинск, Архангельская область, ул.Бойчука, дом 3)

о признании незаконным и отмене постановления №000007 от 03.04.2014,

установил:

Индивидуальный предприниматель Ковригин Сергей Анатольевич (далее – заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 000007 от 03.04.2014, вынесенного  Главным государственным инспектором по охране Федерального бюджетного учреждения "Национальный парк "Онежское Поморье" (далее – административный орган).

Определением от 21.04.2014 заявление предпринимателя принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

13.05.2014 от административного органа поступили материалы административного делопроизводства №000007.

05.06.2014 от административного органа поступил отзыв на заявление.

В соответствии с главой 29 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощённого производства.

Как следует из документов, представленных в материалы дела, в ходе проведенной административным органом в отношении предпринимателя проверки выявлено нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории национального парка.

По факту выявленных нарушений постановлением от 03.04.2014 №000007 Предприниматель привлечен к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 18 000 руб.

Не согласившись с постановлением о привлечении к ответственности, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В обоснование свое позиции заявитель ссылается на то, что нахождение его имущества на территории 608, 609 квартала Верхнеозерского участкового лесничества Северодвинского лесничества обусловлено договором купли-продажи лесных насаждений, предусматривающих заготовку древесины в соответствии с п. 3 ст. 8 Областного закона от 28.06.07 года № 368-19-03 (в редакции Областного закона от 28.04.12 года № 456-30-03) от 29.01.2013 №3.  Договор не оспорен, является законным. Сведений об обременении участка предполагаемого к заготовке ни в аукционной документации, ни в самом договоре не имеется.

Кроме того, предприниматель указывает, что в материалах административного дела отсутствуют доказательства границ национального парка и того обстоятельства, что спорные квартала отнесены к национальному парку.

Административный орган, возражая против заявленного требования, ссылается на доказанность в действиях предпринимателя состава нарушения, поскольку он не имел разрешения на нахождение на территории национального парка, лесозаготовительная техника размещалась вне дорог общего пользования.

Изучив документы, представленные в материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства по делу.

Как следует из материалов дела, при патрулировании территорий кварталов 608 и 609 «Национального парка «Онежское Поморье» согласно плану-заданию от 05.02.2014 административным органом выявлена вырубка примерно 177 кубов леса. В квартале 609 было обнаружено бытовое помещение типа «бытовка» для временного проживания, рядом с бытовым помещением находятся трактор ТЛТ-100 и трактор ТДТ-55, один из которых был с работающим двигателем. На снегу, рядом с бытовкой лежат четыре бензопилы марки «Хускварна», на корпусе которых имеются следы масла и опилка.

Административным органом составлен акт осмотра места происшествия от 05.02.2014.

08.02.2014 старшим государственным инспектором ФИО2 в присутствии предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении №000007 ответственность за совершение, которого предусмотрена статьей 8.39 КоАП РФ.

Из протокола следует, что предпринимателем нарушены требования пункта 6 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ), статья 8.29 КоАП РФ.

При составлении протокола об административном правонарушении предпринимателю разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чём сделана запись в протоколе и имеется подпись заявителя.

В объяснениях, данных при составлении протокола, предприниматель указал, что на территории парка находился в соответствии с договором купли-продажи от 29.01.2013 и дополнительным соглашением к договору от 25.12.2013, в которых не сказано об обременении, и не указано что территория относится к национальному парку.

Копия протокола вручена предпринимателю лично, о чем имеется отметка на протоколе.

Протокол об административном правонарушении №00000 от 08.02.2014 содержит указания на то, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 19.02.2014 по адресу: <...>.

03 апреля  2014 года директором ФГБУ «Национальный парк «Онежское Поморье» в присутствии предпринимателя вынесено постановление №000007 по делу об административном правонарушении, которым предприниматель признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьёй 8.39 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 18 000 руб.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Согласно части 6 указанной статьи при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Пунктами 1 и 2 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон №7-ФЗ) установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ) под особо охраняемыми природными территориями признаются,  участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Согласно подпункту «б» пункта 2 статьи 2 Закона №33-ФЗ национальный парк является одним из видов особо охраняемой природной территории.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона № 33-ФЗ положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2013 №153 учрежден национальный парк «Онежское Поморье» общей площадью 201 668 гектаров, включая земли лесного фонда площадью 180 668 гектаров в Онежском и Приморском районах Архангельской области и земли водного фонда площадью 21 000 гектаров (без изъятия их из хозяйственной эксплуатации) в акватории Унской губы Белого моря.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 № 769 утверждено Положение о национальных природных парках, действующее в редакции от 01.11.2012 (далее Положение от 10.08.1993 № 769).

Согласно пункту 1 Положения от 10.08.1993 № 769 национальные природные парки Российской Федерации являются природоохранительными учреждениями, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях.

По пункту 6 Положения от 10.08.1993 № 769 на территориях национальных природных парков устанавливается дифференцированный режим их охраны, защиты и использования с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей. В соответствии с этим на территориях национальных природных парков могут быть выделены, в том числе зоны заповедного режима, в пределах которых любое хозяйственное и рекреационное использование территории запрещено.

В соответствии с пунктом 11  Положения от 10.08.1993 № 769 конкретные особенности, зонирование и режим каждого национального природного парка определяются в положении о нем, утверждаемом государственным органом управления Российской Федерации, в ведении которого находится парк.

Согласно пункту «ж» части 2 статьи 15 Закона №33-ФЗ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: е) заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации; ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам.

Подпунктом 14 пункта 9 Положения от 04.10.2011 N 806 установлено, что на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе движение и стоянка механизированных транспортных средств, в том числе водных, не связанных с функционированием национального парка и проездом автомототранспортных и водных транспортных средств землепользователей и собственников земель к участкам, находящихся в их владении, пользовании или собственности и расположенных в границах национального парка.

Таким образом, на территориях национальных парков запрещается движение механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием национального парка.

Часть 6 статьи 15 Закона №33-ФЗ указывает, что пребывание на территориях национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление национальными парками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки, допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки.

Таким образом, пребывание на территориях национальных парков, без разрешения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки либо федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки, не допускается.

Пунктом 1 статьи 12 Закона № 33-ФЗ, установлено, что национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.

В соответствии со статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Указанная норма является бланкетной, поскольку предусматривает нарушение конкретных норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими режим использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

В рассматриваемом случае заявителю вменяется в вину нарушение пункта «ж» части 2 статьи 15, часть 6 статьи 15 Закона № 33-ФЗ.

Суд, не может согласиться с доводом предпринимателя о том, что в материалах административного дела отсутствуют доказательства границ национального парка и того обстоятельства, что спорные кварталы отнесены к национальному парку, поскольку распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом  от 03.08.2014 №786-р  утвержден проект границ земельных участков  для размещения национального парка  «Онежское Поморье».

Таким образом, границы  национального парка «Онежское Поморе» определены. Кварталы 608, 609 Верхнеозерского участкового лесничества входят в состав парка.

Факт нарушения предпринимателем режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории национального парка подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем по существу, однако предприниматель ссылается на отсутствие вины в правонарушении.

В силу положений статей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу примечания к статьи 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица. Следовательно, индивидуальные предприниматели отнесены к категории лиц, вина которых определяется как вина физических лиц.

Как следует из материалов дела, 19.01.2013 между территориальным органом министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Северодвинским лесничеством и ИП ФИО1 по результатам открытого аукциона от 15.01.2013 заключен договор купли-продажи лесных насаждений, предусматривающий заготовку древесины в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Областного закона от 28.06.2007 №368-19-ОЗ.

Предметом данного договора являются лесные насаждения на территории Архангельской области, МО «Приморский муниципальный район», Северодвинское лесничество, Верхнеозерское участковое лесничество, кв.37 в.7.18 д.1; кв.609 в 17. 20 трасса: кв. 608 в 3,4,13,14,18, 25 трасса: кв. 573 в 2,4,13 трасса, общей площадью 100,11 га.

Никаких ограничений пользования договор не содержит.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2013 №153 учрежден национальный парк «Онежское Поморье».

Как следует из соглашения о внесении изменений в договор купли-продажи №3 от 29.01.2013, договор купли-продажи лесных насаждений, предусматривающий заготовку древесины в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Областного закона от 28.06.2007 №368-19-ОЗ, продлен с 29.01.2014 по 13.04.2014, то есть после учреждения национального парка «Онежское Поморье».

Данный договор не расторгнут, а также не оспорен ни министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, ни ФГБУ "Национальный парк "Онежское Поморье", а поэтому является действующим договором.

Административным органом в материалы дела не представлено доказательств, опровергающих данное обстоятельство.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявитель имел правовые основания находиться на территории кварталов 608, 609 национального парка. Несогласованность действий территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и администрации национального парка не свидетельствует о виновности заявителя в сложившейся ситуации.

Поскольку вина предпринимателя в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ, отсутствует, то законных оснований для привлечения предпринимателя к ответственности нет.

Кроме того, в силу пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Статьей 8.39 КоАП РФ установлена санкция для должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Оспариваемым постановлением Предприниматель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 18 000 рублей. При этом административным органом при вынесении постановления не установлены отягчающие ответственность обстоятельства.

Следовательно, применение административным органом санкции в размере, превышающем минимальный, необоснованно.

Учитывая вышеизложенное, заявление предпринимателя о признании незаконным и отмене постановления от 03.04.2014 № 000007 по делу об административном правонарушении подлежит судом удовлетворению.

Иные доводы и основания, изложенные в заявлении и дополнении к нему, оценены судом в порядке статьи 71 АПК РФ совокупности с другими доказательствами по делу и с учетом позиции изложенной ранее.

Руководствуясь статьями 207-211, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление Главного государственного инспектора по охране ФГБУ "Национальный парк "Онежское Поморье" №000007 от 03.04.2014 по делу об административном правонарушении, принятое в г. Северодвинске в отношении индивидуального предпринимателя Ковригина Сергея Анатольевича, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304290604900036, проживающего по адресу: Россия 164884, д.Покровское Онежского района, Архангельской области, ул.Усачева, дом 11, кв. 1.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

А.А. Чурова