ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-4800/15 от 08.06.2015 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

июня 2015 года

г. Архангельск

Дело № А05-4800/2015   

Резолютивная часть решения объявлена июня 2015 года

Решение в полном объёме изготовлено июня 2015 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Чуровой А.А. 

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Керниченко Т.Л.,

рассмотрев в судебном заседании 01 – 08 июня 2015 года  дело по заявлению Нарьян-Марского муниципального унитарного предприятия объединенных котельных и тепловых сетей (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 166000, г Нарьян-Мар, Ненецкий АО, ул. Рабочая, 18/А)

к Печорскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Нарьян-Марского территориального отдела (ОГРН <***>; место нахождения: 167000, <...>, Ненецкий автономный округ, <...>)

о признании недействительными пунктов 3, 4 предписания №17/15 от 16.04.2015

при участии в заседании представителей:

от заявителя  - ФИО1 по доверенности от 21.05.2015;

установил:

Нарьян-Марское муниципальное унитарное предприятие объединённых котельных и тепловых сетей (далее – предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Печорскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Нарьян-Марского территориального отдела (далее – Управление, административный орган) о признании недействительными пунктов 3, 4 предписания №17/15 от 16.04.2015.

Представитель заявителя на заявленных требованиях настаивает.

Управление, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем суд рассмотрел дело в его отсутствие в порядке части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ.  

Исследовав документы, представленные в материалы дела, заслушав мнение представителя заявителя, суд находит заявленное требование не подлежащим удовлетворению.

Как следует из представленных в материалы дела документов, по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной Управлением, выявлено:

- в котельной №9 на предохранительных клапанах котлов отсутствуют таблички с указанием давления срабатывания клапана, срока проведения испытания, срока следующего проведения испытания, что является  нарушением требования пункта 5.3.25 «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 №115 (зарегистрированы в Минюсте Российской Федерации 02.04.2003 №4358) (далее Правила №115);

- не занумерована запорная арматура холодного водоснабжения, что является нарушением пункта 2.4.1. 2.4.2 Правил №115;

- отсутствует допуск в эксплуатации энергоустановок котельной №9 органами государственного энергетического надзора, что является нарушением пунктов 2.4.1, 2.4.2 Правил №115;

- отсутствует разрешение на допуск в эксплуатацию электроустановок и пусковых комплексов котельной №9 от органов госэнергонадзора, что является нарушением пунктов 1.8.3, 1.3.11 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных приказом Минэнерго от 13.01.2003 №6 (зарегистрированы в Минюсте России 22.01.2003 №4145) (далее – Правила №6).

В целях устранения выявленных нарушений 16.04.2015 предприятию  выдано предписание №17/15, которым в срок до 31.08.2015 предписано в котельной № 9 на предохранительных клапанах котлов установить таблички с указанием давления срабатывания клапана, срока проведения испытания, срока следующего проведения испы­тания; занумеровать запорную арматуру холодного водоснабжения в котельной № 9, получить допуск в эксплуатацию энергоустановок котельной № 9 от органов государственного энергетического надзора; получить разрешение на допуск в эксплуатацию электроустановок и пусковых комплексов котельной № 9 от органов госэнергонадзора.

Заявитель, не согласившись с пунктами 3, 4 предписания №17/15 от 16.04.2015, которые предписывает предприятию получить допуск в эксплуатацию энергоустановок котельной № 9 от органов государственного энергетического надзора; получить разрешение на допуск в эксплуатацию электроустановок и пусковых комплексов ко­тельной № 9 от органов госэнергонадзора, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В обоснование своей позиции предприятие указывает, что  согласно пунктам 2.4.1, 2.4.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 № 115, новые и реконструированные тепловые энергоустановки принимаются в эксплуатацию в порядке, установленном Правилами № 115. Допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов. Согласно приказу № 109 от 14.12.2007 создана комиссия с целью приемки в эксплуатацию после реконструкции котельной № 9. Комиссия приступила к работе с 17 декабря 2007 года. Следовательно, на момент приемки в эксплуатацию котельной № 9 после реконструкция действующим нормативно-правовым актом являлись Правила №115 технической эксплуатации тепловые энергоустановок, в соответствии с требованиями которым и осуществлялся ввод в эксплуатацию котельной № 9 после реконструкции.

Предприятие ссылается на то, что порядок организации работ по выдаче допуска в эксплуатацию энергоустановок, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 7 апреля 2008 года №212, вступил в силу только в июне 2008 года. Котельная № 9 была введена в эксплуатацию после реконструкции в декабре 2007 года, поэтому требования Порядка организации работ по выдаче допуска в эксплуатацию энергоустановок не могут бытьприменены к котельной № 9. Фактически, порядок ввода в эксплуатацию реконструированной котельной не был определен нормативными актами.

Управление, не согласившись с позицией заявителя, указало, что в эксплуатацию котельная была введена в 2007 году, т.е. на момент ввода действовали Правила №115 и Правила №6, а также методические указания по допуску в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок, утвержденными Минэнерго России 03.04.2002 года (далее – методические указания от 03.04.2002).

Согласно требованиям п.п. 2.4.1., 2.4.2 Правил №115, новые или реконструированные тепловые энергоустановки принимаются в эксплуатацию в порядке, установленном настоящими Правилами. Допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов. Согласно пунктам 1.8.9, 1.3.11 Правил №6 подача напряжения на электроустановки производится только после получения разрешения от органов госэнергонадзора и на основании договора на электроснабжение между Потребителем и энергоснабжающей организацией.

Методические указания от 03.04.2002 определяют порядок допуска в эксплуатацию и подключения новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей организаций (далее - энергоустановок) независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей и граждан. В соответствии с Методическими указаниями от 03.04.2002 допуск в эксплуатацию новых и реконструированных энергоустановок, в которых в результате проведения работ с заменой основного оборудования по заранее выполненному проекту изменяются основные технические характеристики (мощность,  производительность,  класс напряжения, схемы соединений), осуществляют органы Ростехнадзора.

Таким образом, допуск в эксплуатацию энергоустановок котельной №9 осуществляют органы государственного энергетического надзора Ростехнадзора, а порядок допуска в эксплуатацию и подключения новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей организаций (далее - энергоустановок) независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей и граждан, на момент ввода был определен Иетодическими указаниями по допуску в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок, утвержденными Минэнерго России 03.04.2002.

В ходе проверки предприятием не были предоставлены подтверждающие документы о допуске в эксплуатацию энергоустановок котельной №9 органами государственного энергетического надзора, в связи с чем требования предписания являются законными и обоснованными.

Доводы сторон оценены судом с учетом следующих фактических обстоятельств по делу, установленных в судебном заседании.

На основании распоряжения Управления от 10.04.2015 №449 о проведении внеплановой выездной проверки с целью выполнения требования Прокуратуры Ненецкого автономного округа «О проведении внеплановой проверки» от 06.04.2015 №7-14/1-2015 по соблюдению Нарьян-Марским муниципальным унитарным предприятием объединенных котельных и тепловых сетей  правил эксплуатации тепловых электроустановок, требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта- котельной №9», в отношении предприятия проведена проверка.

В ходе проверки, проведенной в присутствии представителя предприятия, установлено, что в котельной №9 на предохранительных клапанах котлов отсутствуют таблички с указанием давления срабатывания клапана, срока проведения испытания, срока следующего проведения испытания, что является  нарушением требования пункта 5.3.25 Правил №115; не занумерована запорная арматура холодного водоснабжения, что является нарушением пункта 2.4.1, 2.4.2 Правил №115; отсутствует допуск в эксплуатации энергоустановок котельной №9 органами государственного энергетического надзора, что является нарушением пунктов 2.4.1, 2.4.2 Правил №115; отсутствует разрешение на допуск в эксплуатацию электроустановок и пусковых комплексов котельной №9 от органов госэнергонадзора, что является нарушением пунктов 1.8.3, 1.3.11 Правил №6.

По результатам проверки Управлением составлен акт от 16.04.2015 №30/145,  подписанный директором предприятия.

В целях устранения нарушений 16.04.2015 Управлением выдано предписание №17/15, в пунктах 3, 4 которого указано на нарушение пунктов 2.4.1 2.4.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003г. № 115, и пунктов 1.8.9, 1.3.11 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных приказом Минэнерго от 13.01.2003 №6, и на необходимость получить допуск в эксплуатацию энергоустановок котельной № 9 от органов государственного энергетического надзора; предприятию предписано получить разрешение на допуск в эксплуатацию электроустановок и пусковых комплексов котельной № 9 от органов госэнергонадзора в срок до 31.08.2015.

Суд не находит оснований для удовлетворения требования предприятия о признании недействительными пунктов 3, 4 предписания в связи со следующим.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 16 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» под федеральным государственным надзором в области промышленной безопасности понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями своей деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 №401 утверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Согласно подпункту 5.3.1.6. Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №401, Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 №115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых электроустановок.

На основании пункта 2.4.1 «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 №115, новые или реконструированные тепловые энергоустановки принимаются в эксплуатацию в порядке, установленном настоящими Правилами.

Допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов (пункт 2.4.2. Правил №115).

С целью обеспечения надежной, безопасной и рациональной эксплуатации электроустановок и содержания их в исправном состоянии приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 №6 утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (зарегистрированы в Минюсте РФ 22.01.2003 за №4145)

Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 вольт (далее - потребители). Они включают в себя требования к потребителям, эксплуатирующим действующие установки напряжением до 220 киловатт включительно (пункт 1.1.2 Правил №6).

При этом, пунктом  1.3 Правил №115 предусмотрено, что электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

Пункт 1.3.11 Правил №6 устанавливает, что подача напряжения на электроустановки производится только после получения разрешения от органов госэнергонадзора и на основании договора на электроснабжение между Потребителем и энергоснабжающей организацией.

Согласно пункту 1.3.11 Правил №6, подача напряжения на электроустановки производится только после получения разрешения от органов Госэнергонадзора и на основании договора на электроснабжение между потребителем и энергоснабжающей организацией.

Пунктом 1.8.9 Правил №6 предусмотрено, какая документация должна вестись на рабочих местах оперативного персонала (на подстанциях, в распределительных устройствах или в помещениях, отведенных для обслуживающего электроустановки персонала).

Минэнерго РФ 03.04.2002 утверждены «Методические указания по допуску в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок», которые  определяют порядок допуска в эксплуатацию и подключения новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей организаций (далее - энергоустановок) независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей и граждан.

Пунктом 2.1 и 2.2 методических рекомендаций предусмотрено, что допуск в эксплуатацию новых и реконструированных энергоустановок, в которых в результате проведения работ с заменой основного оборудования, по заранее выполненному проекту, изменяются основные технические характеристики (мощность, производительность, класс напряжения), схемы соединений, осуществляют органы государственного энергетического надзора. Допуск включает проверку соответствия проекта энергоустановки требованиям нормативно - технических документов, качества монтажа и наладки, возможности последующей эксплуатации энергоустановки с соблюдением требований по ее безопасному обслуживанию. Допуск в эксплуатацию новых и реконструированных энергоустановок оформляется актом - допуском энергоустановки в эксплуатацию (далее - акт - допуск), Приложения 1, 2 и 3 Методических указаний.

Как следует из заявления предприятия, приказом №109 от 14.12.2007 заявителем  создана комиссия с целью приемки в эксплуатацию после реконструкции котельной №9. Копия приказа в материалы дела не представлена (несмотря на объявление перерыва в судебном заседании). Как пояснила суду представитель предприятия, в состав комиссии представители Ростехнадзора не входили.

На момент приемки в эксплуатацию после реконструкции котельной №9 действующим нормативно правовым актом являлись правила «Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденные приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 №115, «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденные  приказом Минэнерго от 13.01.2003 №6, а также методические указания по допуску в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок, утвержденные Минэнерго России 03.04.2002.

Таким образом, довод заявителя о том, что на момент приемки в эксплуатацию котельной № 9 после реконструкция действующим нормативно-правовым актом являлись только Правила №115, судом отклоняется.

Суд согласен с позицией предприятия, что на момент ввода котельной в эксплуатацию не действовал Порядок организации работ по выдаче допуска в эксплуатацию энергоустановок, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 07.04.2008 №212.

Вместе с тем, в данный период применялись положения Методических указаний по допуску в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России 03.04.2002, которые устанавливали, что допуск в эксплуатацию новых и реконструированных энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора.

Довод заявителя о том, что Методические указание по допуску в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок, утвержденные Минэнерго России 03.04.2002, не подлежали применению, поскольку приняты во исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1998 №938 «О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации», которое утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 №401, судом отклоняется поскольку в данном случае законодателем определено лицо, разрешающее эксплуатацию, но не изменен порядок получения разрешения о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В ходе проверки предприятием не были представлены подтверждающие документы о допуске в эксплуатацию энергоустановок котельной №9 органами государственного энергетического надзора.

Доказательства обращения предприятия в надзорный орган с целью получения соответствующих разрешений, в удовлетворении которых было отказано ввиду отсутствия установленного порядка их получения, суду не представлены.

Иные доводы и основания к оспариванию ненормативного акта суду не приведены.

Следовательно, требования предписания в данной части являются обоснованными.

Исходя из изложенного, у суда отсутствуют основания для признании пунктов 3, 4 предписания Нарьян-Марского территориального отдела Печорского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.04.2015 недействительными, нарушающими права заявителя.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Отказать Нарьян-Марскому муниципальному унитарному предприятию объединенных котельных и тепловых сетей в удовлетворении заявления о признании недействительными пунктов 3, 4 предписания №17/15 от 16.04.2015, вынесенного Печорским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Нарьян-Марского территориального отдела.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

А.А. Чурова