АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
25 мая 2016 года
г. Архангельск
Дело № А05-482/2016
Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2016 года
Решение в полном объёме изготовлено 25 мая 2016 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Архангельская сбытовая компания» (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 369000, г.Черкесск, Карачаево-Черкесская республика, пр.Ленина, дом 147; Россия, 163001, <...>)
к ответчику – администрации муниципального образования «ПОДЮЖСКОЕ» Коношского района Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 164026, п.Подюга Коношского района, Архангельская область, ул.Школьная, дом 6)
о признании незаконными бездействия и обязании совершить действия.
В судебном заседании не принимали участие представители:
заявителя – извещён о судебном заседании 19.04.2016 согласно уведомлению организации почтовой связи;
ответчика – извещён о судебном заседании 24.04.2016 согласно уведомлению организации почтовой связи.
Протокол судебного заседания вела помощник судьи Ястребова Н.Л.
Суд установил следующее:
открытое акционерное общество «Архангельская сбытовая компания» (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования «ПОДЮЖСКОЕ» Коношского района Архангельской области (далее – ответчик, администрация) о признании незаконным бездействия по неисполнению исполнительного листа серия АС №001986529 выданного 09.06.2011 и об обязании включить в сводную бюджетную роспись на 2016 год расходов на погашение задолженности в размере 51 511 руб. 41 коп., расходов по государственной пошлине в размере 2000 руб. (указанные суммы взысканы решением Арбитражного суда Архангельской области от 19.08.2010 по делу №А05-1074/2011).
В обоснование заявленного требования Общество ссылается на то, что оспариваемое бездействие противоречит статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Ответчик в отзыве и дополнительных пояснениях (письмо от 12.02.2016 №62, письмо от 17.05.2016 №212) заявленные требования не признал, ссылаясь на недостаточность средств в бюджете муниципального образования, а также на то обстоятельство, что в целях исполнения судебных актов решением Арбитражного суда Архангельской области от 19.02.2016 по делу №А05-15087/2015 обращено взыскание на находящийся в муниципальной собственности земельный участок, расположенный по адресу: <...>.
Судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
ОАО «Архангельская сбытовая компания» направило в администрацию муниципального образования «Подюжское» для исполнения исполнительный лист серия АС №001986529, выданный 09.06.2011 Арбитражным судом Архангельской области по вступившему в законную силу судебному акту - решению Арбитражного суда Архангельской области от 27.04.2011 по делу №А05-1074/2011, о взыскании задолженности в размере 51 511 руб. 41 коп., а также 2000 руб. расходов по государственной пошлине.
Поскольку МО «Подюжское» не исполнило возложенную на него обязанность по исполнению судебных актов, Общество обратилось в суд с рассматриваемым в настоящем деле заявлением, полагая бездействие ответчика противоречащим положениям статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Проанализировав представленные в дело доказательства, суд пришёл к следующим выводам относительно существа спора.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Пункт 2 статьи 242.1 БК РФ предусматривает направление исполнительного документа для исполнения, а пункт 5 этой статьи - возможность обжалования действий (бездействия) органов, исполняющих судебные акты.
В рассматриваемом случае исполнительный лист направлен в администрацию публично-правового образования для исполнения в соответствии с нормами статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и с учётом правовой позиции, изложенной в пунте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Выданный Обществу исполнительный лист серия АС №001986529, предъявленный им к исполнению, не исполнен до настоящего времени, задолженность по исполнительному листу составляет в общей сумме 53 511 руб. 41 коп.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 8-П взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что положения статьи 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
Согласно пункту 1 статьи 217 БК РФ утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа. В рассматриваемом случае ввиду отсутствия финансового органа муниципального образования функции руководителя финансового органа согласно положениям Устава МО «Подюжское» осуществляет глава администрации муниципального образования «Подюжское».
Ответчиком не представлено доказательств совершения каких-либо действий для исполнения поступивших к ней исполнительных документов, в частности, исполнения обязанности по подготовке проекта решения о внесении изменений в решение о бюджете и направлению этого решения представительному органу муниципального образования в срок, обеспечивающий исполнение судебного акта в течение трех месяцев со дня поступления на исполнение исполнительных листов.
Ответчик должен был проявить надлежащую инициативу и выполнить обязанность по подготовке проекта соответствующего решения о внесении изменений в решение о бюджете и по его направлению Совету депутатов муниципального образования в случае, если требуемое изменение бюджетной росписи повлечет за собой изменение решения о бюджете муниципального образования.
Согласно п. 3 ст. 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Пунктом 4 ст. 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу государственной власти, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации. В силу п. 5 названной статьи орган государственной власти, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О, законоположения гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации направлены на гарантирование полного исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов и в этих целях во взаимосвязи с иными нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации ориентируют органы местного самоуправления на включение в состав расходов местного бюджета на соответствующий год бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям (абз. 9 ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, для случаев превышения сумм взыскания по судебному решению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, они предусматривают механизм оперативной корректировки исполнения местного бюджета, который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о местном бюджете в соответствии с решением руководителя финансового органа муниципального образования (абз. 5 п. 3 ст. 217 Кодекса).
В силу специального указания п. 5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации это полномочие руководителя финансового органа муниципального образования - при наличии к тому оснований - является не только правом, но и обязанностью и влечет необходимость принятия всех возможных организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, с учетом конкретных условий исполнения бюджета муниципального образования и с соблюдением правил, установленных действующим бюджетным законодательством.
Внесение изменений в бюджетную роспись в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных обязательств в силу вышеназванных норм является обязанностью руководителя финансового управления, независимо от наличия или отсутствия судебного акта, обязывающего его внести соответствующие изменения в бюджетную роспись.
Ответчиком в нарушение статьи 200 АПК РФ не доказано, что включение рассматриваемых дополнительных бюджетных ассигнований в решение о районном бюджете на 2016 год повлечет нарушение пунктов 3 и 4 статьи 92.1 БК РФ в части ограничений предельного размера дефицита местного бюджета.
Как следует из материалов дела, должник не обращался в суд за отсрочкой, рассрочкой исполнения судебного акта.
Поскольку Администрация не выполнила возложенную на нее законом обязанность по исполнению судебного акта в трехмесячный срок, то ее бездействие противоречит статье 16 АПК РФ, статьям 217 и 242.2 БК РФ и нарушает права Общества.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.04.2011 по делу N А21-6207/2010, от 14.12.2010 по делу N А05-2495/2010.
Доводы ответчика о том, что, поскольку в целях исполнения судебных актов решением Арбитражного суда Архангельской области от 19.02.2016 по делу №А05-15087/2015 обращено взыскание на находящийся в муниципальной собственности земельный участок, расположенный по адресу: <...>, отсутствуют основания для внесения изменений в бюджет сельского поселения, рассмотрены судом и признаны не основанными на нормах бюджетного законодательства. Ответчик допустил бездействие, не исполнив возложенную на него законом обязанность по исполнению судебных актов, не подготовив проект соответствующего решения о внесении изменений в решение о бюджете и по его направлению в соответствующему исполнительному и законодательному органу публично-правового образования, в результате решение суда не исполнено на момент рассмотрения настоящего дела.
На основании изложенного, заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
В соответствии со ст.ст.106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на ответчика относятся расходы по уплате заявителем государственной пошлины по заявлению в размере 3000 руб., так как решение суда состоялось не в его пользу.
В связи с тем, что при изготовлении мотивированного решения судом обнаружена арифметическая ошибка, допущенная в резолютивной части решения от 18.05.2016 при определении общей суммы взыскания по исполнительному листу серия АС №001986529 (вместо суммы 52 511 руб. 41 коп. следовало указать 53 511 руб. 41 коп.), ошибка подлежит исправлению в мотивированном решении, причём резолютивная часть решения суда в мотивированном решении излагается судом с учётом исправления арифметической ошибки.
Руководствуясь статьями 106, 110, 179, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Признать незаконным проверенное на соответствие нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации бездействие Администрации Муниципального образования «Подюжское», выразившееся в неисполнении исполнительного листа Арбитражного суда Архангельской области серия АС № 001986529, выданного на основании решения от 27.04.2011 года по делу № А05-1074/2011.
Обязать администрацию муниципального образования «Подюжское» включить в сводную бюджетную роспись муниципального образования «Подюжское» на 2016 год расходы на погашение задолженности перед открытым акционерным обществом «Архангельская сбытовая компания» по исполнительному листу Арбитражного суда Архангельской области серия АС № 001986529, выданному на основании решения от 27.04.2011 года по делу № А05-1074/2011, в общей сумме 53 511 руб. 41 коп.
Взыскать с муниципального образования «Подюжское» в пользу открытого акционерного общества «Архангельская сбытовая компания» 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Е.И. Бекарова