ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-4870/20 от 09.07.2020 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

июля 2020 года

г. Архангельск

Дело № А05-4870/2020   

Резолютивная часть решения объявлена июля 2020 года

Полный текст решения изготовлен июля 2020 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Панфиловой Н.Ю.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению администрации муниципального образования "Северодвинск" (ОГРН 1032901000703; адрес: 164501, г.Северодвинск, Архангельская область, ул.Плюснина, дом 7)

к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050; адрес: 163072, г.Архангельск, ул.Комсомольская, дом 38, корп.1)

о признании незаконным и отмене постановления № 01-10/249 от 21.04.2020,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью «Топаз» (ОГРН 1082902001555; адрес: 164509, Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Адмирала Нахимова, д. 2А).

В заседании суда принимали участие представители:

от заявителя – Хлусов В.В. (доверенность от 17.12.2019);

от ответчика – Жуйкова О.Н. (доверенность от 09.01.2020);

от третьего лица – не явился, извещен.

Протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Шваревой И.В.

Суд установил следующее:

администрация муниципального образования «Северодвинск» (далее – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением от 13.05.2020 № 31-01-12/835 о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее – ответчик, Инспекция) № 01-10/249 от 21.04.2020, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «Топаз» (далее – Общество) за отсутствием состава правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ данное дело подведомственно арбитражному суду.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении. Представитель ответчика с требованиями не согласился по доводам отзыва.

Третье лицо явку представителя в заседание не обеспечило, письменного мнения не представило, извещено надлежащим образом (определением от 15.05.2020, направленным третьему лицу по почте и полученным им, третье лицо извещено о начавшемся судебном разбирательстве; информация о дате, времени и месте судебного заседания 09.07.2020 размещена в «Картотеке арбитражных дел»).

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

ООО «Топаз» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами № 000064, выданную государственной жилищной инспекцией Архангельской области 20 апреля 2015 года.

ООО «Топаз» (управляющая компания) и собственники помещений многоквартирного дома № 42 по б-ру Приморский в г. Северодвинске Архангельской области заключили договор управления № 2/ПЖKO-Z-15 от 01.10.2015, согласно условиям которого управляющая компания по заданию собственника в течение срока действия настоящего договора за плату обязалась оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, обеспечивать предоставление собственникам и пользователям помещений коммунальных услуг, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельность.

По обращению жителей многоквартирного дома № 42 по б-ру Приморский в г. Северодвинске Архангельской области контрольным управлением Администрации Северодвинска проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО «Топаз» лицензионных требований, обязательных требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее - Минимальный перечень № 290), Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).

В ходе проверки (согласно акту от 10.03.2020 № ЛК-04/48А) выявлены нарушения лицензионных требований при содержании вышеуказанного многоквартирного дома, а именно:

- снижение теплотехнических свойств наружных ограждающих конструкций (стен) в следующих помещениях: кухни квартиры № 12; кухни, комнат квартиры № 22; меньшей по площади комнаты квартиры № 24; кухни квартиры № 27; меньшей по площади комнаты квартиры № 29; меньшей по площади комнаты квартиры № 34; комнат квартиры № 37; комнат квартиры № 38; комнат квартиры № 39;

- неисправность системы вентиляции, а именно: опрокидывание тяги в вентиляционном канале кухни квартиры № 28;

- следы протечек в помещениях больших по площади комнат квартир № 35, 36; в помещении кухни квартиры № 37, что является нарушением пунктов 4.2.1.1, 4.10.2.1, 4.10.5.1, 4.10.5.2, 5.7.2, 4.6.1.1 Правил № 170; пунктов 3, 9, 7, 15 Минимального перечня № 290; пунктов 10, 11 Правил № 491.

Установив в ходе проверки нарушения обязательных требований по обеспечению надлежащего содержания общего имущества в МКД № 42 по Приморскому б-ру в г. Северодвинске, администрация при сопроводительном письме от 20.03.2020 № 31-03-01/458 направила в Инспекцию акт проверки с материалами для возбуждения дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.

Уведомлением от 25.03.2020 № А-04/02-21/131, направленным ООО «Топаз и полученным им 30.03.2020 согласно почтовому уведомлению, копия которого представлена ответчиком в материалы дела, Инспекция известила ООО «Топаз» о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

08.04.2020 государственным жилищным инспектором, консультантом инспекторского отдела Лисицовой А.В., в отсутствие представителя ООО «Топаз», составлен протокол № А-04/02-08/134 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. В протоколе указаны дата, время и место рассмотрения дела об административном правонарушении; протокол направлен ООО «Топаз» и получен им 13.04.2020, в подтверждение чего ответчиком представлена копия почтового уведомления.

21.04.2020 заместителем руководителя Инспекции Трубиной С.Н. в отсутствие представителя ООО «Топаз» вынесено постановление № 01-10/249, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Топаз» прекращено за отсутствием состава правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, администрация обратилась в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Относительно снижения теплотехнических свойств наружных ограждающих конструкций (стен) администрация указывает, что в нарушение СП 50.13330.2012, который, по мнению заявителя, распространяется на управляющую компанию, выявлено превышение допустимого 4-градусного температурного перепада между температурой внутреннего воздуха в помещениях и температурой внутренней поверхности ограждающих конструкции, что, по мнению заявителя, является нарушением Минимального перечня № 290. Выявленное неисправное состояние вентиляционного канала, по причине чего происходит опрокидывание тяги в общем вентиляционном канале кухни квартиры № 28, как указывает заявитель, является нарушением пункта 15 Минимального перечня № 290 и пункта 5.7.2 Правил № 170. Кроме того, по мнению заявителя, наличие следов протечек в квартирах также свидетельствует о нарушении Правил № 170 (пункты 4.2.1.1, 4.6.1.1), Минимального перечня № 290 (пункты 3, 7, 9) и Правил № 491 (пункт 11).

Ответчик представил отзыв, в котором указал, что с заявленными требованиями не согласен. Инспекция полагает, что нарушений пункта 4.2.1.1 Правил № 170 в ходе проверки в жилых помещениях, где производились замеры температуры, нарушения нормативной температуры воздуха не выявлено, при этом СП  50.13330.2012 не применим для спорного многоквартирного дома. Ответчик указал, что опрокидывание тяги в общем вентиляционном канале кухни квартиры № 28 не является нарушением пункта 5.7.2 Правил № 170. Кроме того, в отзыве указано, что наличие сухих следов протечек в квартирах не является нарушением пунктов 4.2.1.1, 4.6.1.1 Правил № 170, пунктов 3, 7, 9 Минимального перечня № 290 и пункта 11 Правил № 491. При этом осмотр кровли инспектором не проведен по причине наличия снежного покрова и наледи. С учетом изложенного, в ходе рассмотрения дела Инспекция пришла к выводу об отсутствии состава административного правонарушения.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Объективная сторона правонарушения выражена в несоблюдении лицензионных требований при осуществлении данной деятельности.

Субъектами правонарушения выступают лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами и получившие в установленном порядке лицензию на осуществление названного вида деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 192 ЖК РФ).

К лицензионным требованиям относятся требования, перечисленные в статье 193 ЖК РФ, в том числе иные требования, установленные Правительством Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с пунктом 3 данного Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.

Частью 1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно части 2.3 указанной статьи при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Как следует из положений части 2 статьи 162 ЖК РФ, управляющая организация, как сторона по договору управления многоквартирным домом, обязана в течение согласованного срока за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно пункту 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг); е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В силу пункта 11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях, в том числе посредством постоянного поддержания в открытом состоянии в течение всего календарного года одного продуха помещений подвалов и технических подполий, входящих в состав общего имущества, в случае наличия продухов в таких помещениях; г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; д) сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности; д(2)) работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.); л) приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).

Пунктами 3, 9, 7, 15 Минимального перечня установлены перечни работ, выполняемых для надлежащего содержания стен многоквартирных домов, в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов

Администрация в ходе проверки выявила снижение теплотехнических свойств наружных ограждающих конструкций (стен) в помещениях кухни квартиры № 12, кухни, комнат квартиры № 22; меньшей по площади комнаты квартиры № 24; кухни квартиры № 27; меньшей по площади комнаты квартиры № 29; меньшей по площади комнаты квартиры № 34; комнат квартиры № 37; комнат квартиры № 38; комнат квартиры № 39.

Инспекция указывает, что в ходе проверки установлено соответствие температуры воздуха в жилых помещениях квартир №№ 12, 22, 24, 27, 29, 34, 37, 38, 39 многоквартирного дома нормативным требованиям пункта 15 Приложения № 1 к Правилам № 354. Требования СП 50.1330.2012 к спорному многоквартирному дому не применимы; собственники многоквартирного дома решение о реконструкции (утеплении) наружных стен не принимали.

Правила N 170 определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.

Согласно пункту 4.2.1.1 Правил № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.

Согласно пункту 4.2.1.12 указанных Правил участки стен, промерзающие или отсыревающие вследствие недостаточной теплозащиты, а также стены с малой теплоустойчивостью в жарких районах необходимо утеплять.

Пунктом 4.2.1.13 Правил N 170 предусмотрено, что стены, промерзающие или конденсирующие вследствие повышенной их теплопроводности, необходимо утеплять.

В силу пункта 4.10.5.1 Правил № 170 теплоизоляцию ограждающих конструкций жилых зданий следует устраивать в соответствии с действующими нормативными документами.

На основании пункта 4.10.5.2 Правил № 170 теплозащиту дефектных участков стен и крыш необходимо осуществлять путем: устранения неисправностей в ограждающих конструкциях, способствующих увлажнению атмосферной (особенно через стыки панелей), бытовой и грунтовой влагой и повышению инфильтрации; просушки отсыревших участков стен и крыш; утепления участков ограждающих конструкций с недостаточным сопротивлением теплопередачи (по расчету) дополнительным утепляющим слоем, устройством вертикальных скосов в местах сопряжения наружных стен между собой и с чердачными перекрытиями (покрытиями), установки стояков отопления в наружных углах и др.; просушки или замены (в случае целесообразности) отсыревшего утеплителя на более эффективный; восстановления герметизации стыковых соединений панелей, сопряжений стен с оконными блоками, балконными плитами и отделкой стен; ремонта кровельного покрытия.

При капитальном ремонте или реконструкции зданий допускается устраивать специальную систему вентиляции чердачных помещений и подкровельного пространства бесчердачных крыш.

Согласно пункту 3 Минимального перечня к работам, выполняемым для надлежащего содержания стен многоквартирных домов, относятся, в частности, выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств.

На основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований о безопасности зданий и сооружений.

Указанный перечень национальных стандартов и сводов правил утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 (далее - Перечень).

В пункте 35 Перечня имеется ссылка на СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий" (разделы 1, 4 (пункты 4.3, 4.4), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4 - 5. 7), 6 (пункт 6.8), 7 (пункт 7.3), 8 (подпункты "а" и "б" пункта 8.1), 9 (пункт 9.1), приложение Г).

В пункте 5.2 СП 50.13330.2012 содержится таблица 5, которая устанавливает требования к нормируемому температурному перепаду между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции. Такой перепад применительно к наружным стенам жилых зданий и помещений не должен превышать 4 C.

Как верно указал заявитель, ООО «Топаз» обязано соблюдать требования пункта 5.2 СП 50.13330.2012, поскольку их соблюдение обеспечивает выполнение требований Закона N 384-ФЗ, исполнение которого в силу части 2.2 статьи 161 ЖК РФ возложено на управляющую компанию.

Администрацией в ходе проверки установлено и материалами дела подтверждается, что вышеприведенные требования пункта 10 Правил N 491, пунктов 4.2.1.1, 4.10.5.1, 4.10.5.2 Правил N 170, пункта 3 Минимального перечня, ООО «Топаз» не выполнены, поскольку в помещениях жилых квартир снижены технические свойства наружных ограждающих конструкций (стен). Данные обстоятельства ни третье лицо, ни Инспекция не оспаривают.

Доводы Инспекции об отсутствии у ООО «Топаз» обязанности соблюдения требований пункта 5.2 СП 50.13330.2012 являются ошибочными.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 06.02.2020 N 307-ЭС19-27380 по делу N А13-16637/2017.

Помимо изложенного, Администрацией в ходе проверке установлена неисправность системы вентиляции, а именно: опрокидывание тяги в вентиляционном канале кухни квартиры № 28.

На основании пункта 5.7.2 Правил № 170 персонал, обслуживающий системы вентиляции жилых домов, обязан производить: плановые осмотры и устранение всех выявленных неисправностей системы; замену сломанных вытяжных решеток и их крепление; устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах; устранение засоров в каналах; устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов.

Пунктом 15 Минимального перечня установлено, что работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов, включают: техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем; контроль состояния, выявление и устранение причин недопустимых вибраций и шума при работе вентиляционной установки; проверка утепления теплых чердаков, плотности закрытия входов на них; устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах, устранение засоров в каналах, устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов, замена дефективных вытяжных решеток и их креплений; проверка исправности, техническое обслуживание и ремонт оборудования системы холодоснабжения; контроль и обеспечение исправного состояния систем автоматического дымоудаления; сезонное открытие и закрытие калорифера со стороны подвода воздуха; контроль состояния и восстановление антикоррозионной окраски металлических вытяжных каналов, труб, поддонов и дефлекторов; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.

Как указала Инспекция в оспариваемом постановлении, опрокидывание тяги в общем вентиляционном канале кухни квартиры № 28 не является нарушением вышеуказанных пунктов Минимального перечня и Правил № 170.

Администрация в заявлении указывает, что управляющей организацией не было проведено восстановительных работ, а также не был разработан план восстановительных работ.

Вместе с тем, необходимость разработки такого плана восстановительных работ, а также проведение восстановительных работ, поставлена в зависимость от выявления повреждений и нарушений. Однако какие-либо повреждения в системах вентиляции и дымоудаления спорного многоквартирного дома, нарушения в их работе в ходе проверки не установлены, администрацией доказательств таких повреждений и нарушений в материалы дела не представлено. Само по себе опрокидывание тяги о повреждениях и нарушениях в системах вентиляции и дымоудаления не свидетельствует, так как причина возникновения опрокидывания тяги не установлена. Доказательства наличия причинно-следственной связи между невыполнением управляющей компанией требований пункта 15 Минимального перечня и пункта 5.7.2 Правил № 170 и опрокидыванием тяги администрация не представила, как и доказательств того, что ООО «Топаз» не выполнены какие-либо нормативные предписания пункта 15 Минимального перечня и пункта 5.7.2 Правил № 170.

В ходе проверки администрацией выявлены следы протечек в помещениях больших по площади комнат квартир № 35, 36; в помещении кухни квартиры № 37.

В соответствии с пунктом 4.2.1.1 Постановления № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.

В соответствии с пунктом 4.6.1.1 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.

В соответствии с пунктом 7 Минимального перечня работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, включают: проверка кровли на отсутствие протечек; проверка молниезащитных устройств, заземления мачт и другого оборудования, расположенного на крыше; выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций, креплений элементов несущих конструкций крыши, водоотводящих устройств и оборудования, слуховых окон, выходов на крыши, ходовых досок и переходных мостиков на чердаках, осадочных и температурных швов, водоприемных воронок внутреннего водостока; проверка состояния защитных бетонных плит и ограждений, фильтрующей способности дренирующего слоя, мест опирания железобетонных коробов и других элементов на эксплуатируемых крышах; проверка температурно-влажностного режима и воздухообмена на чердаке; контроль состояния оборудования или устройств, предотвращающих образование наледи и сосулек; осмотр потолков верхних этажей домов с совмещенными (бесчердачными) крышами для обеспечения нормативных требований их эксплуатации в период продолжительной и устойчивой отрицательной температуры наружного воздуха, влияющей на возможные промерзания их покрытий; проверка и при необходимости очистка кровли и водоотводящих устройств от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод; проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи; проверка и при необходимости восстановление защитного окрасочного слоя металлических элементов, окраска металлических креплений кровель антикоррозийными защитными красками и составами; проверка и при необходимости восстановление насыпного пригрузочного защитного слоя для эластомерных или термопластичных мембран балластного способа соединения кровель; проверка и при необходимости восстановление пешеходных дорожек в местах пешеходных зон кровель из эластомерных и термопластичных материалов; проверка и при необходимости восстановление антикоррозионного покрытия стальных связей, размещенных на крыше и в технических помещениях металлических деталей; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.

Как указала Инспекция в оспариваемом постановлении, наличие сухих следов протечек в вышеуказанных квартирах не является нарушением пунктов 4.2.1.1, 4.6.1.1 Правил № 170, пунктов 3, 7, 9 Минимального перечня, пункта 11 Правил № 491.

Администрация в заявлении указывает, что сухие следы протечек являются непосредственным доказательством увлажнения конструкций ввиду протечки кровли. Обеспечение защиты от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования является обязанность управляющей организации.

Вместе с тем, само по себе наличие сухих следов протечек не свидетельствует о том, что их причиной является протечка кровли или инженерного оборудования. Из материалов дела следует, что осмотр кровли в ходе проверки не проведен по причине наличия снежного покрова и наледи. Доказательств протечки кровли или инженерного оборудования, доказательств невыполнения управляющей компанией обязанностей, установленных пунктами 4.2.1.1, 4.6.1.1 Правил № 170, пунктов 3, 7, 9 Минимального перечня, пункта 11 Правил № 491, а также доказательства наличия причинно-следственной связи таких нарушений с появлением следов сухих протечек в ходе проверки не установлено, в материалы дела такие доказательства также не представлены.

Ссылка заявителя на судебную практику подлежит отклонению, так как указанные в заявлении судебные акты приняты с учетом конкретных фактических обстоятельств, аналогичные которым в ходе рассмотрения данного дела не установлены.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела нашло подтверждение нарушение ООО «Топаз» пункта 10 Правил N 491, пунктов 4.2.1.1, 4.10.5.1, 4.10.5.2 Правил N 170, пункта 3 Минимального перечня, поскольку в помещениях жилых квартир (кухня квартиры № 12, кухня и комнаты квартиры № 22, меньшая по площади комната квартиры № 24, кухня квартиры № 27, меньшая по площади комната квартиры № 29, меньшая по площади комната квартиры № 34, комнаты квартир №№ 37, 38, 39) снижены технические свойства наружных ограждающих конструкций (стен), что образует событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.

Оспариваемым постановлением Инспекция прекратила в отношении ООО «Топаз» производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

С учетом изложенного, оспариваемое Постановление является незаконным и подлежит отмене как основанное на неверной оценке фактических обстоятельств дела об административном нарушении, что ставит под сомнение вывод Инспекции об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения.

При  рассмотрении данного дела и вынесении решения судом учитывается, что дело  о привлечении к административной ответственности по ст.14.1.3 КоАП РФ находится в компетенции органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, а потому суд, отменяя оспариваемое Постановление,  не предопределяет  дальнейший результат рассмотрения   дела об административном правонарушении в отношении  ООО «Топаз», которое подлежит   новому рассмотрению  с учетом  необходимости соблюдения всех норм Раздела IV КоАП РФ и правовой позиции, изложенной в настоящем решении суда.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать незаконным и  отменить постановление Государственной жилищной инспекции Архангельской области  № 01-10/249 от 21.04.2020, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Топаз» за отсутствием состава правонарушения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

Н.Ю. Панфилова