ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-4870/2022 от 22.07.2022 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

июля 2022 года

г. Архангельск

Дело № А05-4870/2022    

Резолютивная часть решения объявлена июля 2022 года

Полный текст решения изготовлен июля 2022 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шишовой Л.В.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Департамента городского хозяйства Администрации городского округа «Город Архангельск» (ОГРН <***>; адрес: 163069, <...>)

к контрольно-счетной палате Архангельской области (ОГРН <***>; адрес: 163069, <...>)

о признании недействительным представления в части.

В заседании суда приняли участие представители:

заявителя – ФИО1 (доверенность от 11.11.2021 № 16-14/9816, паспорт, диплом), ответчика – ФИО2 (доверенность от 04.04.2022 № 4 , паспорт, диплом).

Протокол судебного заседания вел  секретарь судебного заседания Михайлова В.Е.

Суд установил следующее:

Департамент городского хозяйства Администрации городского округа «Город Архангельск» (далее – заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к контрольно-счетной палате Архангельской области (далее – ответчик, палата, КСП) о признании недействительным пункта 2.1 представления от 09.03.2022 № 01-02/198 в части пунктов 1, 2, 4, 5, 6 описательной части представления.

В судебном заседании представитель заявителя предъявленное требование поддержал. Представитель ответчика с требованием заявителя не согласился по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее:

 Как следует из материалов дела, в соответствии со статьями 157, 265, 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Федеральным законом от 07.02.20211 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органом субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Закон № 6-ФЗ), областным законом от 30.05.2011 № 282-22-ОЗ «О контрольно-счетной палате Архангельской области» (далее – Областной закон), пунктом 2.2.6.2. плана экспертно-аналитической и контрольной деятельности контрольно-счет­ной палаты Архангельской области на 2021 год, распоряжением КСП от 23.11.2021 № 40-р, программой про­ведения контрольного мероприятия, утвержденной председателем палаты, ответчиком проведено контрольное ме­роприятие «Проверка соблюдения бюджетного и иного законодательства при расходовании бюджетных средств на реализацию отдельных мероприятий по благоустройству территорий городского округа «Город Архангельск» в департаменте городского хозяйства Администрации городского округа «Город Архангельск».

По итогам проверки составлен акт от 24.01.2022 и департаменту направлено представление от 09.03.2022 № 01-02/198 (далее – представление), которым предложено в срок до 04.05.2022:

1.Принять меры по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, а именно:

1.1 направить требование об уплате неустойки (пени) за нарушение обязательств по муниципальному контракту от 08.07.2021 № 5-И (пункт 10) описательной части представления);

2.  Принять меры по пресечению и предупреждению бюджетных и иных нарушений и недостатков, а именно:

2.1.      обеспечить контроль за соблюдением положений БК РФ, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), постановлений Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 и от 30.04.2020 № 616, постановления Правительства Архангельской области от 22.08.2017 № 330-пп, решения Архангельской городской Думы от 25.10.2017 № 581, условий соглашений о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из областного бюджета бюджету городского округа «Город Архангельск» при реализации мероприятий государственной программы Архангельской области.

2.2.      обеспечить контроль за направлением требований об уплате неустойки (пени) за нарушение сроков исполнения обязательств по окончании исполнения обязательств подрядчиком по муниципальным контрактам от 29.10.2021 № 9-ГС, от 10.11.2021 № 10-ГС, от 13.09.2021 № 4-ГС;

2.3.      обеспечить контроль за устранением замечаний подрядчиком к графикам выполнения работ, журналам производства работ по муниципальному контракту от 26.08.2021 № 4-ГС;

2.4.      рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.

О результатах выполнения представления надлежит проинформировать КСП в письменной форме не позднее 06.05.2022.

Не согласившись с пунктами 1, 2, 4, 5, 6 описательной части и в соответствующей части с пунктом 2.1 итоговой части представления, департамент обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Ответчик в отзыве на заявление указал на законность о обоснованность представления в оспариваемой части.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, объяснения представителей сторон, суд пришел к следующим выводам:

В соответствии со статьей 265 БК РФ в целях обеспечения соблюдения бюджетно­го законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, осуществляется государственный (муниципальный) финансовый контроль, который подразделяется на внешний и внутренний. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответ­ственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований установлены Законом № 6-ФЗ.

В силу пункта 1 статьи 268.1 БК РФ органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета; контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета; контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее – Закон № 41-ФЗ) и Законом № 6-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 268.1 БК РФ при осуществлении данных полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с Законом № 41-ФЗ и Законом № 6-ФЗ; направляются объектам контроля представления, предписания.

В соответствии с положениями статьи 16 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (часть 1).

Органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах (часть 3).

Ответчик является органом, уполномоченным на осуществление внешнего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений.

Оспариваемое представление вынесено в пределах предоставленных КСП полномочий и обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку содержит властные указания по устранению выявленных проверкой нарушений, порождает для заявителя правовые последствия, обязывает его к совершению определенных действий, в том числе связанных с его экономической деятельностью, а также затрагивает сферу его имущественных прав и законных интересов.

Согласно пункту 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Статья 2 БК РФ относит к бюджетному законодательству Российской Федерации помимо решений соответствующего уровня о принимаемом бюджете иные федеральные законы, нормативные правовые акты иных уровней, регулирующие бюджетные правоотношения, к которым в соответствии со статьей 1 БК РФ относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 БК РФ бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Исходя из изложенного, федеральные законы и иные нормативные акты, устанавливающие расходные обязательства лиц, получающих средства соответствующих бюджетов, затрагивают бюджетные правоотношения, в том числе процесс расходования бюджетных средств.

Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).

В соответствии с пунктом 1 описательной части представления департаментом в нарушение статьи 139.1, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, подпункта 3 пункта 5 Порядка предоставления иного межбюджетного трансферта на благоустройство территорий городского округа «Город Архангельск»(далее – Порядок), утвержденного Приложением № 10 к государственной программе Архангельской области «Формирование комфортной городской среды в Архангельской области», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 22.08.2017 № 330-пп (далее – Программа № 330-пп), пункта 1.1, 1.2, Приложения № 1 - 2 соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из областного бюджета бюджету городского округа «Город Архангельск» № 023-21-33-пф-005 от 16.04.2021 (далее – Соглашение от 16.04.2021) при расходовании средствиного межбюджстного трансферта по муниципальному контакту от 15.06.2021 № 1-ТС и оплате платежным поручением от 06.08.2021 № 434637 стоимости легковых автомобилей, не являющихся уборочной или коммунальной техникой, допущено нецелевое расходование бюджетных средств на сумму 1 819 510,12 руб., предусмотренное 306.4 БК РФ.

В пункте 4 описательной части представления указано, что в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 2.7 Приложения № 2 к Программе № 330-пп, пункта 4.3.3, приложения № 2 Соглашения от 16.04.2021 в связи с тем, что 2 единицы приобретенной техники не относятся к уборочной или коммунальной технике, показатель результативности исполнения мероприятия «приобретение уборочной и коммунальной техники» не достигнут на 1 единицу.

Заявитель с указанными выводами КСП не согласилось, указав, что уборочная и коммунальная техника приобреталась для нужд МУП «Городское благоустройство», уставной целью деятельности которого является деятельность в области коммунального хозяйства и благоустройства, следовательно, вся техника, находящаяся на его балансе, направлена на реализацию такой цели, что свидетельствует об отсутствии нецелевого расходования бюджетных средств. По этой же причине, по мнению департамента, показатель результативности исполнения мероприятия «приобретение уборочной и коммунальной техники» достигнут.

В соответствии с пунктом 2.6 «Благоустройство территорий городского округа «Город Архангельск» перечня мероприятий (приложение № 2) Программы № 330-пп реализация данного мероприятия осуществлялась министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее – министерство), органами местного самоуправления городского округа «Город Архангельск» в соответствии с Порядком.

Показателем результата реализации мероприятия установлено «количество приобретенной уборочной и коммунальной техники: в 2021 году – 91 ед.».

Согласно Порядку целевым назначением иного межбюджетного трансферта является оказание финансовой поддержки при осуществлении органами местного самоуправления городского округа полномочий по вопросам местного значения, связанным с организацией благоустройства территории городского округа в соответствии с утвержденными правилами благоустройства территорий городского округа (пункт 1).

Одним из условий предоставления иного межбюджетного трансферта местному бюджету является заключение соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта между министерством и уполномоченным органом местного самоуправления (далее – соглашение).

В соглашении предусматриваются, в том числе, следующие условия: размер предоставляемого иного межбюджетного трансферта, порядок, условия и сроки его перечисления в местный бюджет; целевые значения показателей результата использования иного межбюджетного трансферта; обязательство городского округа по обеспечению завершения реализации мероприятий по благоустройству территорий городского округа не позднее 31 декабря года предоставления иного межбюджетного трансферта.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 Порядка расходование средств иного межбюджетного трансферта допускается на приобретение оборудования, материалов, инструментов, механизмов, уборочной и коммунальной техники.

Ответственность за нецелевое использование иного межбюджетного трансферта несут органы местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 9 Порядка).

Согласно статье 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.

Решением Архангельской городской Думы от 25.10.2017 № 581 утверждены Правила благоустройства города Архангельска (далее – Правила № 581).

В соответствии с пунктами 1.5, 2.1, 2.13 указанных Правил под благоустройством понимается комплекс предусмотренных настоящими Правилами мероприятий по подготовке и содержанию территории. К деятельности по благоустройству территорий города относится содержание объектов благоустройства. Определение конкретных зон, территорий, объектов для проведения работ по благоустройству, очередность реализации проектов, объемы и источники финансирования устанавливаются в муниципальной программе «Формирование современной комфортной городской среды».

Постановлением Администрации городского округа «Город Архангельск» от 31.10.2017 № 1294 утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды на территории городского округа «Город Архангельск».

Разделом 2 данной муниципальной программы предусмотрено, что мероприятия муниципальной программы реализуются в рамках, в том числе Программы № 330-пп.

Реализация мероприятий по благоустройству общественных территорий в рамках реализации отдельных мероприятий программы осуществляется в соответствии с перечнем общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2021 году, согласно приложению № 21 к муниципальной программе. Реализация мероприятий по благоустройству общественных территорий осуществляется администрациями территориальных округов на территориях общего пользования городского округа «Город Архангельск» в соответствии с их компетенцией.

В Приложении № 2 к муниципальной программе на 2021 год за счет средств областного бюджета предусмотрен объем финансового обеспечения по мероприятию № 3 «Приобретение уборочной и коммунальной техники», областной бюджет, 102 млн. руб. Заказчиком и исполнителем мероприятия указан департамент.

Письмом от 03.02.2021 № 19-29/120 в адрес председателя Правительства Архангельской области администрация городского округа «Город Архангельск» попросила выделить денежные средства на покупку специализированной техники в размере 102 000,00 тыс.руб. в связи с осуществлением полномочий по благоустройству и санитарному содержанию увеличенного объема территорий округа за счет неразграниченных площадей.

15.04.2021 письмом от № 19-29/489 администрация городского округа «Город Архангельск» представила значение результатов предоставления средств из областного бюджета для заключения соглашения, из них: 91 единица специализированной техники для уборки территорий города с приложением перечня техники на сумму 102 073 900,00 руб.

16.04.2021 для реализации мероприятий Программы № 330-пп между министерством и департаментом было заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из областного бюджета бюджету городского округа «Город Архангельск» № 023-21-33-пф-005 (далее –Соглашение от 16.04.2021).

Соглашением от 16.04.2021 установлено, что его предметом является предоставление из областного бюджета в 2021 году иного межбюджетного трансферта (далее – МБТ), имеющего целевое назначение, на благоустройство территорий городского округа «Город Архангельск» в целях достижения результатов государственной программы (пункт 1.1).

В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения от 16.04.2021 предоставление иного МБТ осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется иной МБТ, установленным в соответствии с приложением № 1 к Соглашению.

Общий размер трансферта согласно пункту 2.2 Соглашения от 16.04.2021 составил 111 526 357,97 руб.

Наименование мероприятия «благоустройство территорий городского округа «Город Архангельск», срок реализации мероприятия – 31.12.2021 (пункт 4.3.4 Соглашения от 1604.202, приложение № 1).

В соответствии с пунктом 4.3.3. Соглашения от 16.04.2021 на получателе лежит обязанность обеспечить достижение значений показателей установленных приложением № 2.

В пункте 4 приложения № 2 к Соглашению от 16.04.2021 приведены значения показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется иной МБТ: приобретение уборочной и коммунальной техники – 91 единица.

Дополнительным соглашением от 28.12.2021 № 023-21-33-пф-005/02 к Соглашению от 16.04.2021 общий размер иного МБТ, предоставляемого из областного бюджета местному бюджету в 2021 году установлен в сумме 103 109 514,05 руб., в пункте 4 приложения № 2 значения показателей результативности: приобретение уборочной и коммунальной техники – 91 единица; срок реализации – 2021 год.

Как установлено в ходе проверки, между Департаментом и ООО «Торговая компания «Викинги» заключен муниципальный контракт от 15.06.2021 № 1-ТС на поставку транспортных средств в количестве 2 штуки общей стоимостью 1 819 510,12 руб.

Согласно спецификации (приложение к указанному контракту) наименование товара «Легковой автомобиль LADA LARGUS», область применения «предназначен для перевозки персонала».

Заказчиком подписан акт приема-передачи автомобиля 02.08.2021. Товар оплачен платежным поручением от 06.08.2021 № 434637 на сумму 1 819 510,12 руб.

По мнению ответчика, расходование Департаментом средствиного МБТ по муниципальному контакту от 15.06.2021 № 1-ТС и оплата стоимости легковых автомобилей, не являющихся уборочной или коммунальной техникой, повлекло нецелевое расходование бюджетных средств на сумму 1 819 510,12 руб.

Условиями предоставления иного межбюджетного трансферта являлось приобретение «коммунальной техники» или «уборочной» техники», т.е. техники, основное и прямое назначение которой связано с уборкой и коммунальными услугами.

Приказом Госстандарта от 31.01.2014 № 14-ст утвержден «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности». Согласно ОКПД ОК 34-2014 классификатор входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации и предназначен для обеспечения информационной поддержки задач, связанных с: размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд; обеспечением классификации основных фондов, используемой в общероссийском классификаторе основных фондов; стандартизацией и обязательным подтверждением соответствия продукции. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура состоит в том числе из XX - класс, ХХ.Х - подкласс, ХХ.ХХ - группа, ХХ.ХХ.Х - подгруппа, ХХ.ХХ.ХХ - вид, ХХ.ХХ.ХХ.ХХ - категория, ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ - подкатегория.

В извещении о проведении аукциона Департаментом указан код товара по 29.10.22.000 «Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1500 см.куб, новые», что относится к подгруппе 29.10.2 «Автомобили легковые».

Согласно классификатору ОК 034-2014 «Средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог» относятся к коду - 29.10.59.130, «Средства транспортные для аварийно-спасательных служб и полиции» к коду -29.10.59.150.

Таким образом, классификация легковых автомобилей и автомобилей для коммунального хозяйства, содержания дорог, аварийно-спасательных служб различается на уровне подгруппы. Автомобили легковые не относятся к подгруппам аварийных автомобилей или для коммунального хозяйства и содержания дорог.

 Также согласно «ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов», введенного в действие приказом Госстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст, легковые автомобили отнесены к подгруппе 310.29.10.2. Автотранспортные средства специального назначения отнесены к группе № 310.29.10.5.

ОК 034-2014 (СНС 2008) является нормативным документом в области стандартизации и применяется для целей бюджетного (бухгалтерского) учета организациями государственного сектора в случаях, предусмотренных федеральными стандартами, если иное не установлено уполномоченными органами государственного регулирования бухгалтерского учета.

Таким образом, как обоснованно указывает ответчик, оба классификатора, применяемые в закупках для муниципальных нужд для подтверждения соответствия продукции и учета в учреждениях, подтверждают различие в видах данных автомобилей.

В соответствии с Техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств» (далее – ТР ТС 018/2011; принят решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877) транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог являются специализированными транспортными средствами, в отношении которых предъявляются дополнительные требования безопасности.

В подпункте 1.3. «Специальные и специализированные транспортные средства, в отношении которых предъявляются дополнительные требования безопасности» раздела 1 приложения № 1 к ТР ТС 018/2011 перечислены объекты технического регулирования, в том числе: автокраны и транспортные средства, оснащенные кранами-манипуляторами; автосамосвалы и прицепы (полуприцепы) - самосвалы; транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог.

Основные и дополнительные требования к транспортным средствам для коммунального хозяйства и содержания дорог установлены пунктом 1.13 приложения № 6 и пунктом 16 ТР ТС 018/2011. Из содержания указанных требований следует, что транспортные средства для коммунального хозяйства имеют специальное оборудование.

Согласно выпискам из электронных паспортов транспортных средств:

1) по автомобилю LADA LARGUS, идентификационный номер (VIN) -<***>, регистрационный номер – о881сх29: категория транспортного средства в соответствии с Конвенцией о дорожном движении – В, категория в соответствии с ТР ТС 018/2011 – Ml,

2) по автомобилю LADA LARGUS, идентификационный номер (VIN) -<***>, регистрационный номер – о844сх29: категория транспортного средства в соответствии с Конвенцией о дорожном движении – В, категория в соответствии с ТР ТС 018/2011 – Ml.

В соответствии с подпунктом 1.1. «Классификация транспортных средств по категориям» приложения № 1 к ТР ТС 018/2011 к категории М1 относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения – легковые автомобили.

Согласно межгосударственному стандарту Российской Федерации ГОСТ 31544-2012 «Машины для городского коммунального хозяйства и содержания дорог. Специальные требования безопасности», который введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01.01.2014 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2012 № 1052-ст, в состав автотранспортных средств для городского коммунального хозяйства и содержания дорог (далее – машины) входят: машины для санитарной очистки городов; машины для зимней очистки городов; машины для летней очистки городов; машины круглогодичного использования для уборки городов; машины коммунальные разного назначения; снегоочистители.

Из разъяснений на сайте «Госстандарт/Специальная техника/Коммунальная техника» следует, что классификацию коммунальной техники производят по производственному (технологическому) признаку. Различают следующие ее разновидности: транспортирующие машины (мусоровозы, самосвалы для вывоза снега и т.д.); уборочные машины (подметальные, поливомоечные машины); снегоуборочная техника; аварийно-ремонтная техника; ассенизаторные (вакуумные) машины; пескоразбрасывающие машины; техника для промывки ливневой канализации (каналомоечные, илососные машины); погрузочно-разгрузочные машины; техника для земляных работ; машины для транспортировки бетонных смесей и растворов; техника для укладки и уплотнения асфальтобетонных смесей; дорожные машины.

Таким образом, перечисленные транспортные средства имеют функцию, предназначенную для оказания уборочных и коммунальных услуг, и механизмы для выполнения такой функции.

Автомобили LADA LARGUS, приобретенные по муниципальному контракту от 15.06.2021 № 1-ТС за счет средств, предоставленных по Соглашению от 16.04.2021 в размере 1 819 510,12 руб., не относятся к специальным автомашинам для коммунального хозяйства, не имеют специального оборудования для коммунального хозяйства и содержания дорог и, соответственно, не могут быть отнесены к специализированным транспортным средствам или уборочной и коммунальной технике.

Судом отклоняется как необоснованный довод заявителя о том, что расходование средств выполнено в соответствии с целями, предусмотренными Соглашением от 16.04.2021, поскольку транспортное средство позволяет перевозить рабочих и инвентаря, у автомобиля имеется между порогом и сложенным сидением второго ряда (при расположении вертикально) возможность транспортировки предметов длинной до 1660 мм, при демонтаже сидения длинной до 1860 мм.

Условия Приложения № 10 к Программе № 330-пп допускали приобретение «уборочной» или «коммунальной» техники, т.е. техники, основное назначение которой применение в уборке и коммунальных услугах.

Предоставленные из областного бюджета средства не связаны с передачей полномочий субъекта РФ, являются безвозмездной помощью области муниципальному образованию и предоставляются на строго определенных условиях, что не препятствует приобретению любой другой техники (в том числе для перевозки персонала коммунальных предприятий) муниципальным образованием в ином порядке либо за счет средств города либо за счет средств коммунальных организаций, осуществляющих, в том числе коммерческую деятельность и оказывающих платные услуги.

В соответствии с пунктом 9 Порядка ответственность за нецелевое использование иного МБТ несут органы местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6.1.1 Соглашения от 16.04.2021 установлено, что уполномоченным органом местной администрации, осуществляющим взаимодействие с министерством, на который со стороны местной администрации возлагаются функции получателя средств иного МБТ, по исполнению (координации исполнения) Соглашения от 15.07.2021, представлению отчетности, является департамент.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ на заявителе, как получателе бюджетных средств, лежит обязанность обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Таким образом, пункт 1 описательной части представления соответствует требованиям БК РФ, оснований для признания его недействительным не имееся.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пунктом 4.3.3 Соглашения от 16.04.2021 на заявителе лежит обязанность обеспечить достижение результативности.

По результатам контрольного мероприятия подтверждено наличие 92 единиц техники с учетом 2 единиц автомобилей LADA LARGUS, что на 1 единицу больше значения целевого показателя, установленного Соглашением от 16.04.2021 и приложением № 2 государственной программы. Вместе с тем, поскольку приобретенные легковые автомобили не относятся к уборочной или коммунальной технике, установленный показатель результативности заявителем не достигнут.

Принимая во внимание изложенное, оснований для признания пункта 4 описательной части представления недействительным не имеется.

В соответствии с пунктом 2 описательной части представления департаментом в нарушение статьи 139.1, подпункта 3 части 1 статьи 162 БК РФ, пункта 1 Порядка, пунктов 1.2, 4.3.3, 4.3.4, 4.3.7, 4.3.8 соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из областного бюджета бюджету городского округа «Город Архангельск» от 15.07.2021 № 023-21-33-пф-009 (далее – Соглашение от 15.07.2021) по муниципальному контракту от 13.12.2021 № 15-ГС с оплатой платежным поручением от 28.12.2021 № 56704 и по муниципальному контракту от 13.12.2021  № 16-ГС с оплатой платежным поручением от 28.12.2021 № 56703 приобретена тротуарная плитка на общую сумму 1 197 900,00 руб. в отсутствие контракта на благоустройство с применением данной плитки, что является нецелевым расходованием средств областного бюджета, предусмотренным пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ.

В пункте 5 описательной части представления указано, что в нарушение подпункта 3 части 1 статьи 162 БК РФ, графы 10 пункта 2.6 приложения № 2 Программы № 330-пп, пункта 4.3.4, п. 1 Приложения № 2 Соглашения от 15.07.2021 в связи с отсутствием общественных территорий, по которым полностью выполнены заключенные контракты   на благоустройство, департаментом не выполнен показатель «количество благоустроенных общественных территорий» до 31.12.2021.

Согласно пункту 2.6 «Благоустройство территорий городского округа «Город Архангельск» перечня мероприятий (приложение № 2 к Программе) Программы № 330-пп, реализацию мероприятия осуществляло министерство, органы местного самоуправления городского округа «Город Архангельск», в соответствии с Порядком (Приложение № 10 к Программе № 330-пп).

Показателем результата реализации программы установлено «количество благоустроенных общественных территорий: в 2021 году – 1 ед.».

Приложением № 2 к муниципальной программе города Архангельск на 2021 год за счет средств областного бюджета предусмотрен объем финансового обеспечения только в отношении благоустройства общественных территорий.

Целевым показателем муниципальной программы является «Площадь благоустроенных общественных территорий в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Архангельской области «Формирование современной городской среды в Архангельской области».

Согласно Приложению № 7 к Программе 330-пп и приложению № 21 к муниципальной программе «Перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2021 году» в 2021 году реализуются мероприятия по благоустройству общественных территорий:

Приложение № 7 к Программе 330-пп

Приложение № 21 к муниципальной программе

1.

<...> (ТО Майская горка)

Парк им. В.И. Ленина

2.

г. Архангельск, сквер на пл. Терехина у памятника В.И. Ленину (ФИО3)

Сквер на пл. Терехина у памятника В.И. Ленину

3.

г. Архангельск, общ.территория в районе домов № 8,10,12 по ул. Воскресенской (ФИО4)

Общественная территория в районе домов № 8, 10, 12 по ул. Воскресенской

4.

<...> (ФИО5)

Пл. Мира

5.

<...> (ФИО5)

Наб. Северной Двины

6.

<...> (ФИО4)

Территория общего пользования вдоль просп. Чумбарова-Лучинского

7.

<...> (Сквер им. 12-й бригады Морской пехоты, в районе КЦ «Май») (ФИО6)

Сквер имени 12-ой бригады Морской пехоты, в районе КЦ «Маймакса» (2 этап)

28.06.2021 главой городского округа «Город Архангельск» в министерство были направлены обращения № 19-29/845 и № 19-29/846 о выделении дополнительного объема финансирования из областного бюджета на общую сумму 174,573 млн. руб. в связи с необходимостью реализации работ по большому количеству объектов благоустройства. Письмом от 08.07.2021 № 203/4639 министерством предусмотрено выделение в 2021 году иных межбюджетных трансфертов на «Благоустройство территорий городского округа «Город Архангельск» в размере 174 573 000,00 руб., в том числе на реализацию следующих мероприятий:

п/п

Наименование мероприятия

Сумма, руб.

1.

Благоустройство парка им. В.И. Ленина в г. Архангельске (территориальный округ Майская горка)

56 862 000,0

2.

Благоустройство сквера на пл. Терехина у памятника В.И. Ленину в г. Архангельске (Соломбальский территориальный округ)

29 905 000,0

3.

Благоустройство общественной территории в районе домов № 8, 10,12 по ул. Воскресенской в г. Архангельске

24 164 000,0

4.

Ремонт наружного освещения по просп. Чумбарова-Лучинского в г. Архангельске (Ломоносовский территориальный округ)

13 625 000,0

5.

Благоустройство наб. Северной Двины (Октябрьский территориальный округ)

28 480 000,0

6.

Благоустройство территории на площади Мира (у Вечного огня) в г. Архангельске

7 859 000,0

7.

Мероприятия по подготовке к празднованию 80-летия прихода первого союзного конвоя «Дервиш» в порт Архангельск

13 678 000,0

Итого:

174 573 000,0

Согласно обращению средства направлялись на благоустройство общественных территорий города Архангельск, указанных в программах.

Для реализации мероприятий Программы № 330-пп между министерством и департаментом было заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из областного бюджета бюджету городского округа «Город Архангельск» № 023-21-33-пф-009 от 15.07.2021 (далее – Соглашение от 15.07.2021).

В Соглашении от 15.07.2021 было установлено, что его предметом является предоставление из областного бюджета в 2021 году иного МБТ, имеющего целевое назначение, на благоустройство территорий городского округа «Город Архангельск» в целях достижения результатов государственной программы (пункт 1.1).

Предоставление иного МБТ осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется иной МБТ, установленным в соответствии с приложением № 1 к Соглашению (пункт 1.2).

Согласно приложению № 1 к соглашению средства подлежали направлению  на реализацию мероприятия «благоустройство территорий городского округа «Город Архангельск», срок реализации мероприятия 31.12.2021.

Общий размер иного МБТ составляет в 2021 году – 174 573 000,00 руб. (пункт 2.2).

В соответствии с пунктом 4.3.4 Соглашения от 15.07.2021 завершение реализации мероприятий по благоустройству территорий подлежало позднее 31 декабря года предоставления иного МБТ. На получателе лежит обязанность обеспечить представление в министерство на бумажном носителе отчетов о расходах местного бюджета, в целях софинансирования которых предоставляется иной МБТ, и достижении значения(ий) показателей результата реализации мероприятия по форме не позднее 10.01.2022 (пункт  4.3.5).

В пункте 1 приложения № 2 к Соглашению от 15.07.2021 (в редакции от 28.12.2021) установлено значение показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется иной МБТ: количество благоустроенных общественных территорий – 1 единица, срок исполнения – 2021 год.

Согласно подпункту 3 пункта 5 Порядка расходование средств иного межбюджетного трансферта допускается на приобретение оборудования, материалов, инструментов, механизмов, уборочной и коммунальной техники. Согласно пункту 1, 8 Порядка целевым назначением и показателем результата использования иного межбюджетного трансферта является количество благоустроенных территорий городского округа в срок, установленный соглашением.

Таким образом, как обоснованно указывает ответчик, целевое назначение мероприятия согласно пункту 1, 8 Порядка, пунктам 1.1, 1.2, Приложения № 1, 2 к соглашению является «благоустройство территорий», т.е. работы, обеспечивающие достижение комфортности, повышение качества условий проживания, улучшение санитарного и эстетического состояния территории города.

С учетом положений пункта 1 Порядка, пункта 2.13 Правил № 581 работы должны проводиться на общественных территориях, установленных в Приложении № 7 к Программе 330-пп, приложении 21 к муниципальной программе.

Согласно подпункту 4 пункта 3 Правил и пунктам 4.3.8.1, 4.3.8.2 Соглашения от 15.07.2021 реализация мероприятий по благоустройству территорий осуществляется после разработки проектной документации (технического задания), согласования их с министерством и включения в муниципальную программу.

С целью достижения показателя результативности Соглашения от 15.07.2021 «количество благоустроенных общественных территорий» департаментом заключены муниципальные контракты на общую сумму 1 197 900,00 руб., в том числе:

1) муниципальный контракт от 13.12.2021 № 15-ГС с предпринимателем ФИО7 по цене 598 500,00 руб. Предметом контракта является поставка тротуарной плитки. Спецификация на поставку товара содержит следующую информацию: объем тротуарной плитки – 450 м.кв., модель плитки - «Старый город», цвет темно-красный, размеры 240x160x60; 160x160x60; 80x160x60. К контракту от 13.12.2021 № 15-ГС сторонами подписано дополнительное соглашение от 15.12.2021 № 1, которым пункт 1.1. контракта принят сторонами в следующей редакции «Поставщик обязуется поставить тротуарную плитку на объект «Выполнение работ по благоустройству общественной территории «Наб. Северной Двины» в г. Архангельске». 23.12.2021 сторонами муниципального контракта № 15-ГС подписан акт приема-передачи товара № 1, товарная накладная от 23.12.2021 № 111. Оплата проведена платежным поручением от 28.12.2021 № 56704 на сумму 598 500,00 руб. в рамках Соглашения от 15.07.2021;

2) муниципальный контракт № 16-ГС от 13.12.2021 с предпринимателем ФИО8 по цене 599 400,00 руб. Предметом контракта является поставка тротуарной плитки. Спецификация на поставку товара содержит следующую информацию: объем тротуарной плитки – 450 м.кв., модель плитки - «Старый город», цвет темно-красный, размеры 240x160x60; 160x160x60; 80x160x60. К контракту № 16-ГС от 13.12.2021 сторонами подписано дополнительное соглашение от 15.12.2021 №1, которым пункт 1.1 контракта принят сторонами в следующей редакции «Поставщик обязуется поставить тротуарную плитку на объект «Выполнение работ по благоустройству общественной территории «Наб. Северной Двины» в г. Архангельске». 17.12.2021 сторонами муниципального контракта № 16-ГС подписан акт приема-передачи товара № 1, товарная накладная от 17.12.2021 № 112. Оплата поставленной тротуарной плитки в рамках МК № 16-ГС проведена ДГХ платежным поручением от 28.12.2021 № 56703 на сумму 599 400,00 руб. в рамках Соглашения от 15.07.2021.

Как установлено проверкой по объекту общественная территория «Наб. Северной Двины» за счет средств, выделенных по Соглашению от 15.07.2021, осуществлялись работы по контрактам:

№ п/ п

№, дата МК (договора)

Наименование подрядчика/ поставщика

Наименование работ, услуг

Срок исполнения контракта

Исполнение контрактов на 31.12.2021

1

№8-ПР/21 от 08.09.2021

ООО НИЦ «Мосты»

Разработка проектной документации на  текущий  ремонт   объекта   «Наб. Северной Двины»

14.09.2021

акт сдачи-приемки от 14.09.2021,  исполнен

2

№ 3-ГС от 31.08.2021

МУП «Городское благоустройство»

Благоустройство общественной территории    «Набережная    Северной Двины»

15.09.2021

акт КС-2 от 13.10.2021 № 07/126, соглашение   о расторжении от 08.11.2021

3

№ 10-ГС от 10.11.2021

МУП «Городское благоустройство»

Работы  по благоустройству общественной территории «Наб. Северной Двины»

01.12.2021

акт о приемке выполненных работ от 20.12.2021№ 07/174 (47,6% от цены контракта), не исполнен

4

№ 11-ГС от 15.11.2021

ООО «АрхСтройЗаказ»

Строительный  контроль  по выполнению работ по благоустройству Наб. Северной Двины

01.12.2021

акт КС-2 от 22.12.2022 №1 (47,5% от цены контракта), не исполнен

5

№ 12-ГС от 24.11.2021

МУП «Городское благоустройство»

Работы   по   благоустройству общественной      территории      «Наб. Северной Двины»

30.11.2021

акт ф. КС-2 от 29.11.2021 №07/158, исполнен

6

№ 13-ГС от 24.11.2021

МУП «Горсвет»

Работы          по          благоустройству общественной      территории      «Наб. Северной Двины»

10.12.2021

акт ф. КС-2 от 10.12.2021 №1, исполнен

В соответствии с пунктом 4.3.4 Соглашения от 15.07.2021 местная администрация обязуется завершить мероприятия не позднее 31 декабря года предоставления иного МБТ. В пунктах 1.1 и 4.1.1 Соглашения от 15.07.2021 установлен год предоставления иного МБТ – 2021.

Таким образом, из общего числа контрактов на дату приобретения плитки по контрактам №№ 15-ГС и 16-ГС по выполнению работ по благоустройству объекта Наб. Северной действовали только муниципальные контракты от 10.11.2021 № 10-ГС  и от 15.11.2021 № 11-ГС на оказание услуг по строительному контролю по выполнению работ по благоустройству.

Согласно Техническому заданию (Приложение № 1) к муниципальному контракту  № 10-ГС применение материалов в виде тротуарной плитки не предусмотрено. Следовательно, такой материал как тротуарная плитка к мероприятиям, реализуемым по контрактам, заключенным в целях благоустройства данной общественной территории, не относится.

Пунктом 2.6 Приложения № 12 к Программе № 330-пп и Приложением № 1 к Соглашению от 15.07.2021 (в редакции от 28.12.2021) установлен показатель результативности – 1 благоустроенная общественная территория в 2021 году.

Пунктом 4.3.7 Соглашения предусмотрена обязанность получателя обеспечить возврат неиспользованной суммы субсидии по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Поскольку закупка плитки в отсутствие контракта на ее укладку по месту объекта благоустройства не обеспечивала достижение результата соглашения, средства, использованные на оплату по муниципальным контрактам №№ 15-ГС и 16-ГС, являются  экономией по результатам выполнения Соглашения от 15.07.2021 и подлежали возврату в конце года.

Согласно пояснениям департамента муниципальные контракты №№ 15-ГС, 16-ГС на поставку тротуарной плитки на объект «Выполнение работ по благоустройству общественной территории «Наб. Северной Двины» заключены по итогам экономии, сложившейся в ходе проведения торгов и заключения муниципальных контрактов на выполнение работ по благоустройству данного объекта. В 2022 году запланировано заключение контракта на выполнение работ по укладке приобретенной тротуарной плитки на объекте. Таким образом, заявителем подтверждено отсутствие намерения использовать приобретенную плитку в целях благоустройства в период действия Соглашения от 15.07.2021.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 Порядка № 371-пп расходование средств иного МБТ на приобретение материалов допускается, вместе с тем, Приложением № 1, 2 к Соглашению от 15.07.2021 предусмотрено мероприятие только в виде благоустройства территории, т.е. работ, которые обеспечивают достижение результата в виде благоустройства территории. Соответственно, приобретение материалов, которые не могут быть использованы в рамках выполнения Соглашения от 15.07.2021, целям соглашения не соответствует.

В соответствии с пунктом 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории – деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Согласно пункту 3.2 «СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75», утвержденному приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 972/пр (ред. от 23.12.2019), благоустройство территории – это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального    искусства,    направленных    на    улучшение    функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.

Приобретение строительных материалов в отсутствие работ по их применению, не относится к мероприятиям, связанным с улучшением функционального состояния участка территории.

Таким образом, приобретение по муниципальным контрактам №№ 15-ГС, № 16-ГС строительных материалов, не предназначенных для выполнения работ по благоустройству общественной территории по Соглашению от 15.07.2021 согласно заключенным контрактам, не обеспечивающих достижение результата «благоустройство территории» государственной и муниципальной программы и Приложения № 2 к Соглашению от 15.07.2021, целям расходования бюджетных средств, выделенных по указанному соглашению, не соответствует.

Кроме того, действие выделенных по соглашению лимитов (объема прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение) согласно статье 6 БК РФ завершилось окончанием текущего финансового года, соответственно, исполнение муниципального контракта в 2022 году будет осуществляться либо за счет средств муниципального образования, либо в рамках иного соглашения с Архангельской областью.

В соответствии со статьей 6 БК РФ лимит бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде). Согласно пункту 15-16 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации (далее – КБК) Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, классификация расходов бюджетов является группировкой расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (муниципальными органами) и органами управления государственными внебюджетными фондами основных функций, решение социально-экономических задач. Код классификации расходов бюджетов состоит из двадцати знаков.

Пунктом 1.1. Соглашения от 16.04.2021 установлено, что его предметом является предоставление из областного бюджета в 2021 году бюджету муниципального образования иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, на благоустройство территорий городского округа «Город Архангельск» в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерству по КБК: код главного распорядителя средств областного бюджета 023, раздел 05, подраздел 03, целевая статья 1300278870, вид расходов 540 в целях достижения результатов государственной программы.

Пунктом 1.1. Соглашения от 15.07.2021 установлен КБК код главного распорядителя средств областного бюджета 023, раздел 05, подраздел 03, целевая статья 130027887П, вид расходов 540 в целях достижения результатов государственной программы.

 Таким образом, использование в случае изменения лимитов, выделенных по соглашению от 15.07.2021, на реализацию мероприятий по соглашению от 16.04.2021 исключается.

Изменение соглашения от 15.07.2021 в 2022 году на основании обращения департамента от 18.01.2022, не изменяет факта нецелевого использования средств 28.12.2021, поскольку на момент расходования средств соглашение от 15.07.2021 не содержало условий, позволяющих их использовать.

Соглашение от 15.07.2021 в части срока его реализации до 31.12.2021 не изменено. Таким образом, средства израсходованные на приобретение плитки подлежали возврату в качестве экономии, а в случае благоустройства территории «Наб. Северной Двины» в 2022 году по соглашению от 16.04.2021 лимиты подлежали выделению с новыми кодами бюджетной классификации и доведению до департамента в установленном порядке.

В соответствии с дополнительным соглашением от 21.01.2022 к соглашению от 16.04.2021 в приложении № 2 показатель результата «количество благоустроенных общественных территорий» увеличен с 6 до 7, при этом наименования территорий соглашение не содержит, пункт 1.1 соглашения не изменен, что указывает на то, что финансирование благоустройства территорий по соглашению будет осуществляться в соответствии со своими лимитами и не предоставляет департаменту права использовать в 2022 году по соглашению от 16.04.2021 лимиты иного соглашения.

Таким образом, оснований для признания пункта 2 описательной части представления незаконным не имеется.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность выделенных ему бюджетных ассигнований.

Обязательство по достижению показателей предусмотрено Приложением № 2 Программы № 330-пп по мероприятию 2.6, пунктом 4.3.4 Соглашения от 15.07.2021.

За счет средств, выделенных по Соглашению от 15.07.2021 департаментом заключены муниципальные контракты на общую сумму 169 365 681,49 руб. (№ 7-ПР/21 от 28.07.2021, № 8-ПР/21 от 08.09.2021, № 4-ГС от 13.09.2021, № 5-ГС от 23.09.2021, № 3-ГС от 31.08.2021, № 10-ГС от 10.11.2021, № 11-ГС от 15.11.2021, № 12-ГС от 24.11.2021, № 13-ГС от 24.11.2021, № 9-ГС от 29.10.2021, № 15-ГС от 13.12.2021, № 16-ГС от 13.12.2021).

По состоянию на 31.12.2021 оплачено по контрактам 49 874 067,52 руб. (приложение № 1.3.2 к акту проверки).

Проверкой установлено, что по объектам «Парк им. В.И. Ленина», «Сквер на пл. Терехина у памятника В.И. Ленину», «Общественная территория в районе домов № 8, 10, 12 по ул. Воскресенской», «Сквер имени 12-ой бригады Морской пехоты, в районе КЦ «Маймакса» (2 этап)», «Пл. Мира» заключен муниципальный контракт № 4-ГС от 13.09.2021 с ЗАО «Северная Роза» на сумму 121 646 728,79 руб. на выполнение работ по капитальному ремонту общественных территорий.

По данному контракту перечислен аванс 11 993 304,40 руб. или 9,9 % от цены контракта, работы в 2021 году не предъявлены.

Актом осмотра объектов департамента от 01.12.2021 установлено, что работы на объектах не выполнены.

По объектам «Парк им. В.И Ленина», «Сквер имени 12 бригады Морской пехоты», «Сквер на пл. Терехина у памятнику Ленина», «территория Воскресенская 8,10,12» заключен муниципальный контракт № 5-ГС от 23.09.2021 с ООО «Управление капитального строительства» на сумму 599 700,00 руб. на оказание услуг по строительному контролю по выполнению работ по капитальному ремонту.

По данному контракту перечислен аванс 119 940,00 руб., услуги не оказывались.

По объекту «Наб. Северной Двины» заключен муниципальный контракт № 10-ГС от 10.11.2021 с МУП «Городское благоустройство» на сумму 32 997 398,30 руб. на выполнение работ по благоустройству общественной территории, а также № 11-ГС от 15.11.2021 с ООО «АрхСтройЗаказ» на оказание услуг по строительному контролю по выполнению работ.

По контракту № 10-ГС от 10.11.2021 предъявлен акт КС-2 от 20.12.2021 № 07/174 на сумму 15 712 739,41 руб. или 50 % от цены контракта. Согласно реестру контрактов в единой информационной системе исполнение контракта не завершено.

По контракту № 11-ГС от 15.11.2021 предъявлен акт КС-2 от 22.12.2021 № 1 на сумму 190 000,00 руб.

По объекту «Просп. Чумбарова-Лучинского» заключен муниципальный контракт № 9-ГС от 29.10.2021 с ООО «ЭНЕРГОТРЕИД» на сумму 13 624 889,05 руб. на выполнение работ по благоустройству общественной территории. Предъявлены работы по акту КС-2 от 17.12.2021 № 1 на сумму 11 388 800,40 руб. Согласно реестру контрактов в единой информационной системе исполнение контракта не завершено.

Таким образом, из общего числа контрактов на дату окончания реализации Соглашения от 15.07.2021 – 31.12.2021 по всем объектам благоустройства имеются невыполненные контракты, которые заключены за счет средств иного МБТ из бюджета Архангельской области.

Согласно отчету департамента о достижении значений показателей результативности согласно Соглашению от 15.07.2021, направленному в министерство письмом от 11.01.2021 № 16-19/64, по показателю «количество благоустроенных общественных территорий» фактическое значение – 0.

Таким образом, департаментом при расходовании средств иного межбюджетного трансферта на сумму 49 874 067,52 руб. не выполнено условие расходования иного межбюджетного трансферта, выделенного по Соглашению от 15.07.2021, по достижению значения результата «количество благоустроенных общественных территорий – 1 единица», установленного пунктом 1 Приложения № 2 к Соглашению от 15.07.2021.

Поскольку Приложение № 2 к Программе № 330-пп и Приложение № 2 к Соглашению от 15.07.2021 на момент составления представления содержали показатель результативности 1 общественная территория в 2021 году, благоустройство которой не подтвердилось в связи с неисполнением контрактов на благоустройство территорий, которые финансировались по Соглашению от 15.07.2021 до 31.12.2021, нарушение, указанное в пункте 5 описательной части представления является обоснованным.

В соответствии с пунктом 6 описательной части представления департаментом в нарушение части 2 статьи 72, подпункта 2 части 1 статьи 162 БК РФ цена муниципального контакта от 26.08.2021 № 4-ГС в части ремонта общественной территории «Сквер имени 12-ой бригады Морской пехоты, в районе КЦ «Маймакса» (2 этап)» превысила объем выделенных средств, доведенных лимитами бюджетных средств в рамках Соглашения 16.04.2021 на 1 372 199,29 руб.

Как указано ранее, письмом от 03.02.2021 № 19-29/120 в адрес председателя Правительства Архангельской области администрация городского округа «Город Архангельск» просила выделить денежные средства на покупку специализированной техники в размере 102 000,00 тыс.руб. в связи с осуществлением полномочий по благоустройству и санитарному содержанию увеличенного объема территорий округа за счет неразграниченных площадей. Письмом от 15.04.2021 № 19-29/489 администрация  представила значение результатов предоставления средств из областного бюджета, из них: 91 единица специализированной техники для уборки территорий города с приложением перечня техники на сумму 102 073 900,00 руб.; 1 благоустроенная общественная территория «Сквер имени 12-ой бригады Морской пехоты, в районе КЦ «Маймакса» (2 этап)» на 9,53 млн.руб.

16.04.2021 года для реализации мероприятий Программы № 330-пп между  министерством и департаментом заключено Соглашение от 16.04.2021.

В Соглашении от 16.04.2021 установлено: предметом соглашения является предоставление из областного бюджета в 2021 году иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, на благоустройство территорий городского округа «Город Архангельск» в целях достижения результатов государственной программы (п. 1.1); предоставление иного межбюджетного трансферта осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется иной МБТ, установленным в соответствии с приложением № 1 к Соглашению (п. 1.2); общий размер трансферта 111 526 357,97 руб. (п.2.2); наименование мероприятия «благоустройство территорий городского округа «Город Архангельск», срок реализации мероприятия 31.12.2021 (приложение № 1); завершение реализации мероприятий по благоустройству территорий не позднее 31 декабря года предоставления иного межбюджетного трансферта (п.4.3.4); обеспечить достижение значений показателей установленных приложением № 2 (п. 4.3.3).

В приложении № 2 к Соглашению от 16.04.2021 приведены значения показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт: количество благоустроенных общественных территорий – 1 единица, 2021 год, приобретение уборочной и коммунальной техники – 91 единица, 2021 год.

Дополнительным соглашением от 28.12.2021 № 023-21-33-пф-005/02 к Соглашению от 16.04.2021 общий размер иного МБТ, предоставляемого из областного бюджета местному бюджету, в 2021 году установлен в сумме 103 109 514,05 руб. В приложении № 2 значения показателей результативности: приобретение уборочной и коммунальной техники – 91 единица, 2021 год; количество благоустроенных общественных территорий – 6 единиц, 2022 год. Таким образом, в 2021 году достижение результата по благоустройству общественных территорий не предусматривалось.

В соответствии с пунктом 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

 Согласно статье 18 БК РФ бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов, используемой для составления и исполнения бюджетов.

Пунктом 7 статьи 21 БК РФ предусмотрено, что перечень единых для бюджетов бюджетной системы РФ элементов видов расходов классификации расходов бюджетов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 15-16 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации (далее – КБК) Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, классификация расходов бюджетов является группировкой расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (муниципальными органами) и органами управления государственными внебюджетными фондами основных функций, решение социально-экономических задач. Код классификации расходов бюджетов состоит из двадцати знаков.

Пунктом 1.1. Соглашения от 16.04.2021 установлено, что предметом соглашения является предоставление из областного бюджета в 2021 году бюджету муниципального образования иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, на благоустройство территорий городского округа «Город Архангельск» в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерству по КБК: код главного распорядителя средств областного бюджета 023, раздел 05, подраздел 03, целевая статья 1300278870, вид расходов 540 в целях достижения результатов государственной программы.

Бюджетные ассигнования доведены министерством до департамента следующими уведомлениями о бюджетных ассигнованиях из областного бюджета: от 06.04.2021 в сумме 111 526 357,97 руб. на 2021 год (код цели 21-Э044-0000-00000). Окончательный размер на 2021 год доведен уведомлением от 24.12.2021 в сумме 103 109 514,05 руб.

№ п/п

Дата выписки

Сумма ЛБО, руб.

КБК

Код цели

1.

22.04.2021

102 000 000,00

82105035019978870244

21-Э044-0000-00000

2.

12.08.2021

9 506 357,97

82105035019978870243

21-Э044-0000-00000

3.

16.12.2021

-8 416 843,92

82105035019978870243

21-Э044-0000-00000

Итого:

103 089 514,05

КБК 82105035019978870244 –приобретение уборочной и коммунальной техники;

КБК 82105035019978870243 – благоустройство.

С целью реализации результата исполнения соглашения по показателю «количество благоустроенных общественных территорий – 1 единица» с использованием лимитов по КБК 82105035019978870244 департаментом заключены 29 муниципальных контрактов на сумму 102 000 000,00 руб. (Приложение 1.2.1 к акту проверки КСП).

С целью реализации результата исполнения соглашения по показателю «количество благоустроенных общественных территорий – 1 единица» (в редакции, действующей до 28.12.2021) с использованием лимитов по КБК 82105035019978870243 департаментом заключены:

- муниципальный контракт № 691-ОД/21 от 27.07.2021 ГАУ АО «АРЦЦС» проведение проверки достоверности сметной стоимости объекта «Капитальный ремонт объекта «Сквер имени 12-ой бригады Морской пехоты, в районе КЦ «Маймакса» (2 этап)» по цене 20 000,00 руб. Работы выполнены по акту об оказании услуг от 05.08.2021 № 0000-000978 на сумму 20 000,00 руб. и оплачены платежными поручениями № 392108 от 04.08.2021 и № 453046 от 09.08.2021.

- муниципальный контракт № 4-ГС от 13.09.2021 с ЗАО «Северная Роза» на капитальный ремонт общественных территорий, по цене 121 646 728,79 руб., в том числе приложением к контракту утверждена смета по объекту «сквер имени 12-ой бригады Морской пехоты, в районе КЦ «Маймакса» (2 этап)» на сумму 10 895 140,54 руб. Дополнительным соглашением от 28.10.2021 №3 к контракту № 4-ГС цена контракта снижена, общая стоимость работ по пяти объектам благоустройства составляет 112 970 970,72 руб., в том числе сметная стоимость капитального ремонта общественной территории «Сквер имени 12-ой бригады Морской пехоты, в районе КЦ «Маймакса» (2 этап)» составляет 10 878 557,26 руб. (Приложение № 2 к дополнительному соглашению). Платежным поручением № 862163 от 01.11.2021 по контракту № 4-ГС оплачен аванс в сумме 11 993 304,40 руб., в том числе платежным поручением от 862163 от 01.11.2021 на сумму 1 089 514,05 руб. по общественной территории «Сквер имени 12-ой бригады Морской пехоты, в районе КЦ «Маймакса» (2 этап)» по КБК 82105035019978870243, т.е. за счет лимитов, выделенных по Соглашению от 16.04.2021.

Таким образом, на дату заключения муниципального контракта от 13.09.2021 № 4-ГС остаток лимитов по Соглашению от 16.04.2021 по КБК 82105035019978870243 составил 9 486 357,97 руб. (9 506 357,97 – 20 000,00), т.е. меньше цены контракта по объекту Сквер имени 12-ой бригады Морской пехоты, в районе КЦ «Маймакса» (2 этап)» (10 895 140,54 руб.) и меньше цены контракта на дату заключения дополнительного соглашения № 3 от 28.10.2021 (10 878 557,26 руб.).

По мнению департамента, статья 72 БК РФ позволяет получателю заключать контракт только при наличии лимитов, соответственно, заключение им контракта свидетельствует о наличии лимитов на его оплату, при этом, органы Федерального казначейства при размещении контракта проводят проверку соблюдения бюджетного законодательства в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1193.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 11 Правил осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 5.1 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1193 (далее – Правила), проверка объема финансового обеспечения органами казначейства осуществляется путем сопоставления данных в контракте с документами, подготовленными самим заказчиком (план – график, извещение о закупке, протокол по результатам закупки) в целях обеспечение соответствия и достоверности всей размещаемой заказчиком при закупках информации.

Принимая во внимание изложенное, пункт 6 описательной части представления основан на результатах проверки, соответствует требованиям бюджетного законодательства. Оснований для признания пункта 6 описательной части представления незаконным не имеется.

Поскольку требования пункта 2.1 резолютивной части представления являются мерой по пресечению и предупреждению нарушений, выявленных в описательной части представления, его содержание соответствует требованиям законодательства.

На основании изложенного, заявленные требования департамента подлежат отклонению.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации стороны по делу освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами.

Руководствуясь статьями 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Отказать Департаменту городского хозяйства администрации городского округа «Город Архангельск» в удовлетворении заявления о признании недействительными пунктов 1, 2, 4, 5, 6 описательной части, пункта 2.1 итоговой представления контрольно-счетной палаты Архангельской области от 09.03.2022 № 01-02-198.

Ненормативный правой акт в оспариваемой части проверен на соответствие нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Л.В. Шишова