ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-4962/2023 от 20.11.2023 АС Архангельской области

3200/2023-134051(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799 

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения объявлена 20 ноября 2023 года 

Полный текст решения изготовлен 27 ноября 2023 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Низовцевой А.М.,  при ведении протокола секретарем судебного заседания Павловой Л.В., 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

общества с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор" (ОГРН  1187746816608; ИНН 7743274766; адрес: 163046, г.Архангельск,  ул.Поморская, дом 45, пом.1-Н; 163001, г.Архангельск, а/я 4 - ООО "Центр  консалтинга и аутсорсинга") 

к обществу с ограниченной ответственностью "Ясное" (ОГРН  1062903012875; ИНН 2919006267; адрес: 164628, п.Ясный Пинежского  района, Архангельская область, ул.Северная, дом 24) 

Третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "ЭКОРЕСУРС"  (ОГРН 1152901009315; адрес: 163015, г. Архангельск ул. Ленина, д. 23 

о взыскании 105 297 руб. 35 коп.,

при участии в судебном заседании представителя ответчика – Максаковой  Т.Н. (доверенность от 29.05.2023) 

установил: общество с ограниченной ответственностью "ЭкоИнтегратор"  (далее – истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской  области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью  "Ясное" (далее – ответчик) о взыскании 105 297 руб. 35 коп., в том числе 

 Определением от 14.09.2023 в порядке статьи 51 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации суд привлек к участию в  деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований  относительно предмета спора, ООО "ЭКОРЕСУРС". 


В судебном заседании представитель ответчика с иском не  согласился по мотивам, изложенным в отзыв на иск, ссылаясь на то, что в  спорный период услуги по обращению с ТКО от объектов ответчика не  оказывались, т.к. договоры на вывоз отходов были заключены с ООО  "Экоресурс". 

Истец и третье лицо, извещенные о рассмотрении дела надлежащим  образом, в суд своих представителей не направили, в связи с чем дело  рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации в их отсутствие. 

Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела,  проверив обоснованность доводов истца и возражений ответчика, оценив в  совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд пришёл  к выводу об отказе в удовлетворении заявленного иска по следующим  основаниям. 

Общество на основании соглашения с Министерством природных  ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от  29.10.2019 является региональным оператором по обращению с твердыми  коммунальными отходами на территории Архангельской области. Истец  приступил к выполнению своих обязательств регионального оператора с  01.01.2020. 

В пункте 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об  отходах производства и потребления" (далее – Закон № 89-ФЗ)  предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на  оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с  собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не  предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на  оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами  является публичным для регионального оператора. 

В соответствии с пунктом 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, договор на  оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами  заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным  Правительством Российской Федерации и может быть дополнен по  соглашению сторон иными не противоречащими законодательству  Российской Федерации положениями. 

На официальном сайте Регионального оператора http://www.eco-tko.ru в  разделе "Потребителям" размещена форма договора на оказание услуг по  обращению с твердыми коммунальными отходами для юридических лиц.  Указанная форма в полном объеме соответствует форме типового договора  на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,  утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156  (далее – Правила № 1156). 

Региональный оператор 16 января 2020 года, исполнив обязанность,  предусмотренную п. 8(17) Правил, разместил в газете "Архангельск" (выпуск   № 1 (4930)) предложение о заключении договора на оказание услуг по  обращению с ТКО и текст типового договора. 


По утверждению истца, он в период с января 2020 года по ноябрь  2022 года оказывал ответчику услуги по вывозу твердых коммунальных  отходов от магазинов ответчика, расположенных в п. Русковера и д. Земцово  Пинежского района Архангельской области. 

По расчету истца стоимость оказанных в спорный период услуг  составила 86 503,58 рублей. При этом истец исходил из норматива  накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской  области (для продовольственных магазинов – 0,31/0,30 куб.м./год на 1 кв.м.),  утвержденных Постановлением Министерства природных ресурсов и ЛПК  от 23.05.2018 № 11п (в редакции постановления от 09.08.2019 № 24п) и от  24.03.2022 № 5. Данные нормативы не оспорены и не признаны  недействующими. Площадь магазинов принята истцом в соответствии с  актом от 01.11.2022, составленным сотрудником Общества в одностороннем  порядке. (л.д. 24). 

Поскольку ответчик оказанные услуги не оплатил, а досудебную  претензию оставил без удовлетворения, истец обратился в суд с  рассматриваемым иском. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса  Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору возмездного оказания  услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги  (совершить определенные действия или осуществить определенную  деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. 

Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить  оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре  возмездного оказания услуг. 

Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны  исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства  и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких  условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или  иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от  исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не  допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310  ГК РФ). 

В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ по договору на  оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами  региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы  в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом  договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание,  захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а  собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги  регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в  установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные  операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми  коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных 


отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской  Федерации. 

Согласно части 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО  обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с  региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и  находятся места их накопления. 

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в  соответствии с Типовым договором, утвержденным Правительством  Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО  может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими  законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7  Закона № 89-ФЗ). 

Аналогичное положение следует из пункта 5 Правил № 1156, согласно  которому договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается  между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности  которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в  порядке, предусмотренном разделом I(1) Правил. 

Потребителем согласно пункту 2 Правил № 1156 является собственник  ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с  региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО. 

Пунктом 4 Правил № 1156 установлено, что обращение с ТКО на  территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными  операторами в соответствии с региональной программой в области  обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой  обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по  обращению с ТКО, заключенных с потребителями. 

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование,  обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно  или с привлечением операторов по обращению с ТКО. 

Таким образом, с 01.01.2020 у всех собственников твердых  коммунальных отходов возникла обязанность по оплате услуг регионального  оператора, которые оказывает Общество. 

Однако, само по себе наличие у истца статуса регионального оператора  по обращению с ТКО не освобождает его от доказывания факта оказания  услуг, который ответчик оспаривает. 

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать  те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих  требований или возражений. 

Указание в статье 24.6 Закона № 89-ФЗ о том, что региональный  оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения  потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не  исключает возможности представления потребителем доказательств  неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных  услуг, подлежащих оценке при рассмотрении спора. На это прямо указал 


Верховный Суд Российской Федерации в определении от  14.09.2021 № 306-ЭС21-8811. 

Услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только  ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего  жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к  организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим  законодательством. 

При этом Общество в ходе рассмотрения дела не ссылалось и в  материалах дела не имеется доказательств того, что предоставление услуги  по обращению с ТКО было обеспечено истцом без использования  соответствующих площадок в порядке, предусмотренном подпунктом "в"  пункта 10 Правил № 1156 (сбор в пакеты или другие емкости,  предоставленные региональным оператором). 

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении  Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 апреля 2023 года по делу  N А56-93659/2021 (определением Верховного Суда Российской Федерации  от 19 октября 2023 года N 307-ЭС23-11679 отказано в передаче кассационной  жалобы регионального оператора для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации). 

Ответчик в процессе рассмотрения дела последовательно оспаривал  факт оказания услуг, указывая на то, что в спорный период вывоз ТКО  осуществлялся силами другого лица - ООО "ЭКОРЕСУРС". В подтверждение  этого ответчик представил суду соответствующий договор, акт об оказании  транспортных услуг, накладные на возврат продовольственных товаров  поставщику (л.д. 97-108). 

Доводы Общества о том, что третье лицо занималось вывозом  промышленных отходов, т.к. услуги по обращению с ТКО может оказывать  только истец как региональный оператор, не могут быть приняты судом во  внимание. Из материалов дела не следует, что у ответчика велось раздельное  накопление промышленных отходов и отходов ТКО. Согласно договору от  01.01.2020 привлеченное третье лицо предоставляло транспортные услуги по  вывозу макулатуры и упаковочной пленки для последующей утилизации. 

Также ответчик представил суду доказательства того, что в спорный  период у него отсутствовала контейнерная площадка для накопления ТКО,  включенная в территориальную схему обращения с ТКО. (л.д. 109-113). 

С ходатайством от 15.11.2023 Общество представило в материалы  дела маршрутные журналы, подтверждающие вывоз ТКО с ближайшей  контейнерной площадки в п. Ясное Пинежского района. Однако, данная  площадка находится от объектов ответчика на значительном расстоянии  около 20-22 километров. Следовательно, данные доказательства не могут  подтверждать факт оказания услуг ответчику. 

В соответствии с пунктом 9 Правил обустройства мест (площадок)  накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от  


31.08.2018 № 1039 (далее - Правила № 1039), потребители осуществляют  складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных  договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой  обращения с отходами. 

В силу пункта 15 Правил № 1156 потребителям запрещается  осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, не  указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО. 

Как предусмотрено Правилами № 1039, реестр мест (площадок)  накопления ТКО (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах  (площадках) накопления ТКО (пункт 11); в реестр включаются данные: о  нахождении мест (площадок) накопления ТКО, о технических  характеристиках мест (площадок) накопления ТКО, о собственниках мест  (площадок) накопления ТКО, об источниках образования ТКО, которые  складируются в местах (на площадках) накопления ТКО (пункт 15). 

В соответствии с пунктом 9 Правил № 1156 потребители осуществляют  складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных  договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой  обращения с отходами. 

Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с  момента погрузки таких отходов в мусоровоз (пункт 13 Правил № 1156). 

Согласно типовому договору региональный оператор обязуется  принимать ТКО в объеме и в местах, которые определены в договоре (пункт  2.1); места накопления ТКО, способ их складирования, периодичность  вывоза определяются согласно Приложению № 1 к договору (пункт 2.2). 

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2022   № 304-ЭС22-12944 изложена правовая позиция, согласно которой место  накопления, из которого региональным оператором осуществляется вывоз  ТКО, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере  обращения с ТКО. При названных обстоятельствах, когда источник  образования отходов и соответствующее место накопления ТКО  территориальной схемой не определено, и между региональным оператором  и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14) Правил   № 1156 не урегулировано условие об ином способе складирования отходов,  договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться  заключенным. 

Материалы дела достоверно свидетельствуют о том, что у объектов  ответчика отсутствовала контейнерная площадка, включенная в  территориальную схему обращения с ТКО, от которой Общество как  региональный оператор могло вывозить отходы. При этом ответчик  организовал вывоз ТКО другим способом с привлечением третьего лица,  услуги которого были оплачены. 

В связи с вышеизложенным, поскольку истец не доказал факт оказания  услуг по обращению с ТКО, а ответчик представил документы, согласно  которым он утилизировал отходы иными способами, оснований для  удовлетворения иска у суда не имеется. Суд отказывает во взыскании с 


ответчика задолженности за период с января 2020 года по ноябрь 2022  года, и неустойки, начисленной на неё. 

В связи с отказом в иске на основании статьи 110 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате  госпошлины и почтовые расходы относятся на истца. 

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области 

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый  арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы  через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий  одного месяца со дня его принятия. 

Судья А.М. Низовцева