АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
30 июня 2022 года | г. Архангельск | Дело № А05-4999/2022 |
Резолютивная часть решения объявлена июня 2022 года
Полный текст решения изготовлен июня 2022 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Кашиной Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никифоровой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску первого заместителя прокурора Архангельской области (ОГРН <***>; адрес: 163002, <...>)
к ответчикам:
1. администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области (ОГРН <***>; адрес: 165680, Архангельская область,с.Ильинско-Подомское Вилегодского района, ул.Советская, дом 32)
2. обществу с ограниченной ответственностью "Архоблвод" (ОГРН <***>; адрес: 163046, <...>)
о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности,
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1 (доверенность от 01.10.2021 №8-34-2021);
от ответчиков – не явились (извещены);
установил следующее:
первый заместитель прокурора Архангельской области обратился в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области (далее – первый ответчик, Администрация) и обществу с ограниченной ответственностью "Архоблвод" (далее – второй ответчик, Общество) о признании недействительными договора аренды объектов муниципальной собственности с последующим предоставлением услуг по водоснабжению № 1 от 01.08.2021 и дополнительного соглашения № 1 от 31.01.2022 к заключенному договору, а также о понуждении Общества в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу возвратить администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области переданное по договору аренды № 1 от 01.08.2021 недвижимое имущество.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
Ответчики, извещённые о дате и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд своих представителей не направили.
В письменных отзывах на иск ответчики с заявленными требованиями не согласились, ссылаясь на то, что договор аренды был заключен в условиях введения режима повышенной готовности для предотвращения чрезвычайной ситуации на территории Вилегодского муниципального округа, в интересах неограниченного круга лиц – конечных потребителей коммунальных услуг на территории округа.
Дело рассмотрено в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Изучив письменные материалы дела, заслушав объяснения представителя истца, суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
На основании решения Собрания депутатов Вилегодского муниципального округа от 26.01.2021 №54 в собственность Вилегодского муниципального округа в соответствии с законом Архангельской области от 29.09.2020 №295-19-ОЗ "О преобразовании сельских поселений Вилегодского муниципального района Архангельской области путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Вилегодского муниципального округа Архангельской области" переданы объекты водоснабжения, в том числе водопроводные сети, водозаборные скважины, резервуары, водонапорные башни, водоразборные колонки, артезианская скважина.
01.08.2021 между Вилегодским муниципальным округом в лице Управления финансово-экономической деятельности и имущественных отношений Администрации (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды объектов муниципальной собственности с последующим предоставлением услуг по водоснабжению №1, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование объекты водоснабжения для использования в производственных целях по оказанию потребителям услуг по водоснабжению на территории с.Ильинско-Подомское, дер.Мухонская, дер.Сидоровская, дер.Кошкино.
Имущество передано арендатору по акту приема-передачи от 01.08.2021.
Согласно пункту 6.1 договора он вступает в силу с 01.08.2021 и действует до момента заключения концессионного соглашения.
Дополнительным соглашением №1 от 31.01.2022 стороны уточнили перечень имущества, передаваемого в аренду. Акт приема-передачи имущества также изложен в новой редакции.
Прокуратурой района была проведена проверка исполнения Администрацией законодательства при предоставлении в аренду муниципального имущества, в ходе которой установлено нарушение закона. В адрес Главы Администрации вынесено представление об устранении нарушений законодательства о водоснабжении и защите конкуренции.
По результатам рассмотрения данного представления Администрацией принято решение провести работы по инвентаризации объектов водоснабжения и к 01.09.2022 объявить аукцион на право заключения концессионного соглашения.
Прокурор, полагая, что спорные объекты водоснабжения могли быть переданы в пользование Общества только на условиях концессионного соглашения, в порядке статьи 52 АПК РФ обратился в арбитражный суд с настоящим иском. По мнению прокурора, договор аренды, заключенный в обход Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ "О концессионных соглашениях (далее – Закон о концессионных соглашениях, Закон №115-ФЗ) является ничтожной сделкой.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2, согласно которому сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пункту 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В пункте 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее – постановление Пленума N 25) разъяснено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой (пункт 1 статьи 168 ГК РФ).
Ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 74 постановления Пленума № 25). Под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Согласно пункту 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В силу пункта 2 статьи 125 и пункта 2 статьи 215 названного Кодекса от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 3 статьи 215 ГК РФ установлено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон №131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
При этом из норм, содержащихся в статье 51 Закона № 131-ФЗ и статье 209 ГК РФ, следует, что собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, в том числе соблюдать установленные этими законами и нормативными актами ограничения.
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции, Закон №135-ФЗ) органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов, органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных Федеральными законами случаев.
Порядок заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества регулируется статьей 17.1 Закона №135-ФЗ.
Заключение таких договоров может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов за исключением случаев, указанных в данной статье (часть 1 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ).
Указанный в части 1 статьи 17.1 Закона №135-ФЗ порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется, в том числе, в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (часть 2 статьи 17.1 Закона №135-ФЗ).
Согласно части 1.1 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4 настоящего Федерального закона.
Пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях к объектам концессионного соглашения отнесены объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Таким образом, в данном случае объекты водоснабжения не относятся к имуществу, поименованному в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона №135-ФЗ, в связи с чем распоряжение этими объектами осуществляется в рамках специального законодательства, в частности, положениями Закона о концессионных соглашениях и Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее – Закон о водоснабжении, Закон N 416-ФЗ).
Так в силу части 1 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Целями Закона N 115-ФЗ являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям (часть 1 статьи 1).
В силу части 1 статьи 13 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм права, муниципальное имущество, относящееся к объектам коммунальной инфраструктуры, может быть передано по договору аренды по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением объектов, в отношении которых разница между датой ввода объекта в эксплуатацию и датой опубликования извещения о проведении конкурса превышает пять лет, в этом случае передача права владения и (или) пользования осуществляется только по концессионным соглашениям, также заключаемым путем проведения конкурсных процедур.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ все представленные в дело доказательства, судом установлено, что спорный договор аренды заключен в отношении муниципальных объектов централизованного водоснабжения, дата ввода в эксплуатацию которых превышает пять лет.
Исходя из вышеприведенных положений Закона N 135-ФЗ, Закона N 416-ФЗ и Закона N 115-ФЗ передача прав владения и пользования такими объектами могла быть осуществлена только на основании концессионного соглашения.
Спорные объекты переданы Обществу в аренду не по концессионному соглашению, а по договору аренды.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, договор аренды №1 от 01.08.2021 заключен Администрацией в целях недопущения возникновения чрезвычайной ситуации, которая может привести к нарушению условий жизнедеятельности людей по обеспечению населения и социальных объектов водоснабжением.
В результате заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности Вилегодского муниципального округа (протокол №2 от 29.03.2021) во избежание нарушения условий жизнедеятельности населения с 01.04.2021 на территории Вилегодского муниципального округа введен режим повышенной готовности в отношении объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения. Должностным лицам предписано организовать работу по вопросам аренды имущества для оказания услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, продолжить работу по подготовке и заключению концессионных соглашений.
30.03.2021 Администрацией принято постановление №40-п "О введении режима повышенной готовности по предупреждению чрезвычайной ситуации на территории Вилегодского муниципального округа", согласно которому на территории Вилегодского муниципального округа с 01.04.2021 и до момента вступления в действие концессионного соглашения вводится режим повышенной готовности в отношении объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.
По утверждению Администрации, указанное положение введено в связи со сменой статуса Вилегодского района на Вилегодский муниципальный округ во избежание нарушений условий жизнедеятельности населения, ввиду того, что заключение концессионного соглашения не представлялось возможным. Так, инвестиционная программа концессионного соглашения должна включать следующие мероприятия: строительство водоочистных сооружений в питьевых целях, реконструкцию разводящих сетей, реконструкцию канализационных очистных сооружений, капитальный ремонт канализационных сетей. Объем финансирования по данным мероприятиям составляет более 120 млн.руб. Как утверждает первый ответчик, на таких условиях потенциальные концессионеры не выходят на заключение концессионных соглашений. В то же время Администрацией ведутся работы по подготовке и заключению концессионного соглашения, в частности на основании постановления от 17.01.2022 №7-р проведена инвентаризация объектов водоснабжения.
В настоящее время концессионное соглашение в отношении спорных объектов водоснабжения не заключено, режим повышенной готовности на территории Вилегодского муниципального округа не отменен.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что спорный договор был заключен в условиях режима повышенной готовности по предупреждению чрезвычайной ситуации.
В пункте 75 постановления Пленума № 25 разъяснено, что само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
Учитывая, что режим повышенной готовности на территории Вилегодского муниципального округа в настоящий момент не прекращен, а концессионное соглашение в порядке, предусмотренном законодательством, не заключено, суд признает, что договор аренды от 01.08.2021 заключен в защиту публичных интересов потребителей, проживающих на территории данного муниципального округа.
Оспариваемый договор, по мнению суда, заключен с целью защиты интересов населения Вилегодского муниципального округа по обеспечению услугами водоснабжения и предотвращения чрезвычайной ситуации в муниципальном округе; возврат объектов водоснабжения Администрации повлечет прекращение оказания услуг, что в условиях незавершенных процедур по заключению концессионного соглашения, приведет лишь к нарушению прав и интересов как муниципального округа, так и неограниченного круга лиц. Процесс заключения концессионного соглашения не должен влиять на качество жизни граждан муниципального образования, функционирование централизованных систем водоснабжения и водоотведения не должно прекращаться, тогда как при возврате имущества Администрации, последняя не располагает необходимым штатом сотрудников и ресурсов для содержания и эксплуатации спорных объектов.
Таким образом, удовлетворение настоящего иска не обеспечит восстановление прав истца, публично-правового образования, либо граждан и иных потребителей, потребляющих ресурс.
На основании изложенного, суд отказывает истцу в признании договора аренды от 01.08.2021 и дополнительного соглашения к нему недействительными и применении последствий недействительности данных сделок.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | Е.Ю. Кашина |