ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-5052/12 от 27.06.2012 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск Дело № А05-5052/2012

28 июня 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 июня 2012 года

Полный текст решения изготовлен 28 июня 2012 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Дмитревской А.А.,

при ведении протокола судебного заседания Ситковой М.А. – помощником судьи,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального образования «Котлас» в лице администрации муниципального образования «Котлас» (ОГРН 1062904000026; местонахождение Архангельская область, г.Котлас, пл.Советов, д.3)

к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050; местонахождение г.Архангельск, ул.Попова, д.17, каб.86)

о признании незаконными пунктов 4, 5 и 6 заключения № А-03/02-19/15 от 28.02.2012

при участии в заседании представителей:

заявителя – по заявлению без участия

ответчика – Попова Л.П. (доверенность от 26.03.2012)

установил: МО «Котлас» в лице администрации МО «Котлас» (далее – заявитель, Администрация) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными пунктов 4, 5, 6 заключения № А-03/02-19/15 о техническом состоянии строительных конструкций дома № 16 по ул.Малодвинская г.Котлас Архангельской области от 28.02.2012, составленного Государственной жилищной инспекцией Архангельской области (далее – ответчик, Инспекция).

В судебном заседании представитель ответчика выразила несогласие с заявленным требованием, представила копию распоряжения от 26.01.2012 о проведении внеплановой документарной проверки и копию акта проверки от 17.02.2012.

Письмом от 19.06.2012 заявитель просит рассмотреть дело без участия своего представителя.

Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил:

10.11.2011 в Котласскую прокуратуру поступило заявление от жильцов квартиры № 3 дома № 16 по ул.Малодвинская г.Котласа с просьбой разобраться в ситуации по поводу признания дома ветхим и переселения из него; дом построен в 1955 году, ни разу не было произведено ни капитального, ни косметического ремонта, фундамент весь прогнил, его практически нет, несмотря на то, что снаружи сделана облицовка; потолки протекают, венцы сгнили, стены продувает, оконные переплёты выпадают, все косяки сгнили; пол отошёл от несущих внешних стен на 15 см, и т.д.; проживание в доме угрожает жизни жильцов.

Прокуратура письмом от 18.01.2012 направила данное заявление в Инспекцию для проведения в отношении управляющей компании внеплановой проверки технического состояния дома, общего имущества собственников помещений в нём и его инженерного оборудования, а также своевременного выполнения работ по их содержанию и ремонту.

26.01.2012 исполняющим обязанности руководителя Инспекции Беловым А.В. издано распоряжение № А-03/01-15/98 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО «Комета» (управляющей компании) для проверки содержания и ремонта жилого дома № 16 по ул.Малодвинская в г.Котласе.

При проверке представленных ООО «Комета» документов Инспекцией установлено:

- фундамент дома: бутовый, имеет искривление горизонтальных линий стен, трещины, сколы, неравномерную осадку фундамента, разрушение цоколя,

- наружные и внутренние капитальные стены: наблюдается деформация стен, поражение древесины гнилью, промерзание стен, деформация и отставание досок обшивки,

- перегородки: деревянные, оштукатуренные, имеют трещины и зазоры в местах сопряжений со смежными конструкциями, поражение древесины гнилью,

- перекрытия: имеют заметные прогибы, трещины, разрушение штукатурки потолков,

- кровля: шиферная, имеет протечки, отколы, трещины, просветы, ослабление крепления листов к обрешетке,

- полы: поражены гнилью, имеют прогибы, уклоны, зыбкость пола,

- оконные и дверные заполнения: повреждены гнилью, имеют неплотности по периметру оконных и дверных коробок, зазоры в притворах переплетов и дверей,

- печи: имеют трещины, щели, отколы и выпадение кирпичей, дымление,

- электропроводка ветхая, имеет потерю эластичности изоляции.

Требуется проведение межведомственной комиссии для принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или проведении капитального ремонта.

По результатам проверки составлен акт № А-03/02-07/166 от 17.02.2012 и заключение № А-03/02-19/15 от 28.02.2012 о техническом состоянии строительных конструкций дома № 16 по ул.Малодвинская г.Котласа.

В разделе 4 данного заключения перечислены вышеназванные недостатки в состоянии дома.

В разделе 5 заключения содержатся выводы по результатам обследования, указано, что в результате многолетней эксплуатации здания фундаменты дома и печей подверглись деформации и значительному разрушению. Под воздействием нагрузки от веса здания произошла неравномерная осадка несущих стен дома. Осадка стен обуславливает перекос перекрытий, перегородок, полов, оконных и дверных заполнений в помещениях квартир.

Неисправность кровельного покрытия наружных и внутренних капитальных стен, перекрытий, печей, оконных и дверных заполнений, явилось причиной нарушения температурно-влажностного режима в жилых помещениях дома.

Неисправность электропроводки, печей создают угрозу пожарной безопасности граждан, проживающих в вышеуказанном доме.

В разделе 6 заключения указано, что в соответствии с п. 33, 34, 42, 47 «Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утверждённому Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение), необходимо проведение межведомственной комиссии по оценке технического состояния жилого дома № 16 по ул.Малодвинская г.Котласа Архангельской области и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или проведении капитального ремонта.

Заявитель оспаривает данные раздела заключения, ссылается на то, что заключение о признании многоквартирного дома аварийным составлено без обследования его технического состояния, а лишь по данным его технического паспорта, тогда как следовало обследовать дом с выездом на место.

Данное заключение содержит властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для Администрации по созданию межведомственной комиссии и принятия впоследствии соответствующих решений.

Администрация считает, что направление необоснованного заключения по признанию дома аварийным без его реального обследования нарушает права Администрации, отвлекает от работы межведомственную комиссию, которая должна обследовать и выносить свои заключения только по жилым помещениям или многоквартирным домам, которые действительно нуждаются в обследовании или проведении капитального ремонта.

При реальном (визуальном) обследовании дома не выявлено нарушений, о которых говорится в заключении, в подтверждение чего Администрацией представлена копия акта обследования от 21.03.2012 № 5 и копия заключения межведомственной комиссии от 26.03.2012 № 4, согласно которому жилой по ул.Малодвинская, д.16 для проживания пригоден.

Суд пришёл к выводу, что требование заявителя является необоснованным и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.3 ч.2 ст.10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

На основании «Положения о государственной жилищной инспекции Архангельской области», утверждённого постановлением администрации Архангельской области от 07.06.2007 № 110-па, Государственная жилищная инспекция Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере регионального государственного жилищного надзора.

Согласно абз.9 п.п.1 п.8 «Положения о государственной жилищной инспекции Архангельской области» Инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор, в том числе путем проведения плановых и внеплановых проверок за соблюдением порядка и правил признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядка перевода их в нежилые.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п.7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Состав межведомственной комиссии по признанию жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным назначен постановлением администрации МО «Котлас» от 22.11.2010 № 2705 (с изм.), на данное постановление имеется ссылка в акте обследования помещения от 21.03.2012.

В силу п.42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 45 Положения предусмотрено, что для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:

нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;

план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением.

Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.

По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.

В случае если заявителем выступает орган, уполномоченный на проведение государственного контроля и надзора, в комиссию представляется заключение этого органа, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить указанные документы.

Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии (п.46 Положения).

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п.47 Положения).

Согласно п.48 по окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению № 1.

В соответствии со ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Администрация не представила доказательств, объективно свидетельствующих о нарушении каким-либо образом прав и законных интересов заявителя в предпринимательской или иной экономической деятельности в результате вынесения оспариваемого заключения.

Оспариваемое заключение никаким образом не нарушает прав и законных интересов Администрации.

Суд считает ошибочной ссылку заявителя на то, что согласно оспариваемому заключению рассматриваемый дом следует признать аварийным и подлежащим сносу или провести капитальный ремонт.

Такого вывода, понуждающего Администрацию к совершению соответствующих действий, заключение не содержит.

В силу вышеприведённых норм Положения Администрация обязана была рассмотреть заключение Инспекции, провести оценку соответствия помещения установленным в Положении и требованиям и принять решение согласно п.47 Положения.

Следовательно, то обстоятельство, что после обследования жилого дома межведомственная комиссия пришла к выводу о пригодности многоквартирного дома для постоянного проживания не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленного требования.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Отказать Муниципальному образованию «Котлас» в лице администрации муниципального образования «Котлас» в удовлетворении заявления о признании недействительными пунктов 4, 5, 6 заключения № А-03/02-19/15 о техническом состоянии строительных конструкций дома № 16 по ул.Малодвинская г.Котлас Архангельской области от 28.02.2012, составленного Государственной жилищной инспекцией Архангельской области.

Оспариваемое заключение проверено на соответствие Жилищному кодексу РФ, Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ и «Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утверждённому Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Архангельской области, в течение месяца после принятия настоящего решения.

Судья А.А. Дмитревская