АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
30 мая 2016 года
г. Архангельск
Дело № А05-509/2016
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Полуяновой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шваревой И.В.,
рассмотрев в судебном заседании 23 мая 2016 года дело по иску открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №2» (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 150040, <...>)
к товариществу собственников жилья «Шанс-1» (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 163009, <...>)
о взыскании 80 000 рублей,
при участии в заседании представителей:
от истца – ФИО1
от ответчика – ФИО2,
установил:
открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №2» (далее – истец, ОАО «ТГК-2») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением о взыскании с товарищества собственников жилья «Шанс-1» (далее – ответчик, товарищество) 45 591 руб. 52 коп. задолженности за поставленную тепловую энергию за период с 01.09.2015 по 30.09.2015, расходов по оплате государственной пошлины (требования изложены с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Представитель истца исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске и дополнениях к нему.
Представитель ответчика требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Заслушав пояснения представителей сторон, рассмотрев материалы дела, изучив представленные доказательства, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между истцом (энергоснабжающая организация по договору) и ответчиком (абонент по договору) заключен договор на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде №1294 от 01.06.2009 (далее – договор), согласно пункту 1.1 которого энергоснабжающая организация отпускает абоненту тепловую энергию через присоединенную сеть, а абонент принимает и оплачивает потребленную тепловую энергию в объемах, в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
В приложении №2 к договору стороны согласовали объекты, на которые отпускается тепловая энергия, а именно: жилой дом по адресу ул.Галушина, д.26.
В соответствии с пунктами 5.5, 5.6 договора продолжительность расчетного периода – календарный месяц, оплата производится в течение 3-х банковских дней с момента получения счета или счета-фактуры.
В сентябре 2015 года истец отпустил ответчику тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения, в связи с чем выставил к оплате счет-фактуру №2000/011603 от 30.09.2015 на сумму 263 995 руб. 12 коп.
Неисполнение ответчиком обязанности по оплате потребленной в сентябре 2015 года в размере 45 591 руб. 52 коп. тепловой энергии послужило причиной обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
Ответчик, не соглашаясь с заявленными требованиями, указал, что пуск тепловой энергии в жилой дом произведен с 18.09.2015, а не с 10.09.2015 как указано в акте пуска тепловой энергии, при расчете объемов тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения ответчик указывает на то, что необходимо учитывать показания индивидуальных приборов учета. Также товарищество несогласно с применением расчетного метода, поскольку узел учета не был введен в эксплуатацию, так как истек срок поверки расходомера и теплодатчика, однако впоследствии прибор учета поверку прошел, узел учета введен в эксплуатацию, отклонений в работе установлено не было, соответственно необходимо производить расчет по показания прибора учета.
Истец, не соглашаясь с доводами ответчика, указал, что объем тепловой энергии и теплоносителя, потребленных ответчиком в сентябре 2015 года, был определен истцом расчетным путем, поскольку согласно акту допуска узла учета тепловой энергии и теплоносителя от 19.10.2015 узел учета тепловой энергии и теплоносителя допущен к эксплуатации с 10.10.2015. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням. Также истцом произведен перерасчет количества тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения с учетом представленных ответчиком актов ввода в эксплуатацию узлов учета расхода воды, в связи с чем уменьшен размер исковых требований.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединённую сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как установлено статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Факт поставки энергоресурсов подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен.
Разногласия между сторонами возникли по объему поставленных на объект ответчика энергоресурсов.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Спорные правоотношения сторон регулируются в том числе, нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307 (далее – Правила №307), в действующей части, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее - Правила №354).
В соответствии с пунктом 80 Правил №354 к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие проверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона о теплоснабжении количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения, подлежит коммерческому учету. В соответствии с пунктом 2 указанной статьи коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета. При этом, согласно пункту 3 данной статьи, осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается лишь в случаях отсутствия в точках учета приборов учета, их неисправности или нарушения сроков представления их показаний.
Исходя из положений пункта 6 указанной статьи коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 №1034 (далее – Правила №1034), коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета (пункт 5).
Согласно пункту 14 Правил №1034 используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.
По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета.
В соответствии с пунктом 3 Правил №1034 под «неисправностью средств измерений узла учета» понимается состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях).
Как следует из пункта 31 Правил №1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: а) отсутствие в точках учета приборов учета; б) неисправность прибора учета; в) нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
В частности, в силу подпункта «е» пункта 75 Правил №1034 узел учета считается вышедшим из строя в случае истечения срока поверки любого из приборов (датчиков).
Согласно пункту 60 Правил после очередной поверки или ремонта осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на источнике тепловой энергии в порядке, установленном пунктами 53-59 настоящих Правил.
В силу Правил №1034 организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя включает в себя, в том числе, ввод узла учета в эксплуатацию (пункт 17); узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию (пункт 58); перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62-72 Правил (пункт 73).
Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: а) представитель теплоснабжающей организации; б) представитель потребителя; в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета (пункт 62 Правил №1034).
Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимоинформации с даты его подписания (пункт 68 Правил №1034).
Совокупность изложенных норм позволяет сделать вывод о том, что прошедший очередную проверку прибор учета подлежит повторному вводу в эксплуатацию в приведенном выше порядке. Более того, законом регламентирована сезонная процедура проверки пригодности прибора учета, осуществляемая в условиях представления необходимой технической документации перед началом отопительного сезона.
Кроме того, пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Пунктом 4.1 договора №1294 предусмотрено, что учет отпускаемой (потребляемой) тепловой энергии производится по приборам учета, установленным в соответствии с техническими условиями Энергоснабжающей организации. При отсутствии показаний прибора учета в Энергоснабжающей организации к согласованному сроку, а также при режиме работы внутренних систем и приборов учета Абонента не соответствующему паспортным характеристикам прибора учета, техническим условиям Энергоснабжающей организации и утвержденному температурному графику, расчет производится на основании расчетных тепловых нагрузок. Последующий перерасчет не производится. Взаимоотношения Абонента и Энергоснабжающей организации, касающиеся приборного учета, регламентируются действующими «Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя» и Приложением №6 о порядке расчетов по коммерческому узлу учета тепловой энергии и теплоносителя.
В настоящее время Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, зарегистрированные Министерством юстиции РФ 25.09.1995 №954, утратили силу в связи с принятием Правил №1034, следовательно, к договорным взаимоотношениям сторон должны применяться Правила №1034.
Согласно пункту 1.2 Приложения №6 расчет за потребленную тепловую энергию и теплоноситель между Энергоснабжающей организацией и Абонентом осуществляется на основании приборов учета и контроля параметров теплоносителя установленных у абонента и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями Правил.
После истечения срока действия государственной поверки хотя бы одного из приборов узла учета, показания этого узла учета не учитываются при взаимных расчетах между Энергоснабжающей организацией и Абонентом.
Следовательно, из условий договора также следует, что показания приборов учета не используются при расчетах между истцом и ответчиком в случае, если прибор не допущен в эксплуатацию в качестве коммерческого, а также при отсутствии поверки приборов узла учета.
Как следует из материалов дела и объяснений представителей сторон, сроки поверки установленных на общедомовом приборе учета тепловой энергии расходомера ПРЭМ-50 №394370 и термодатчика КТСП-Н №06780 истекли 07.08.2015 и 20.07.2015 соответственно.
Согласно акту допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 19.10.2015 теплосчетчик принимается в коммерческий учет с 10.10.2015.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.
Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии с сентября 2015 года ответчиком в материалы дела не представлен. Как следует из пояснений истца, и по существу не оспаривается ответчиком, с июля 2015 года количество тепловой энергии и теплоносителя, отпущенной на объекты ответчика, определялось расчетным путем, доказательств обратного ответчиком не представлено.
В связи с этим суд пришел к выводу о том, что узел учета тепловой энергии ответчика в период с 01.09.2015 по 30.09.2015 являлся не введенным в эксплуатацию, вследствие чего не мог служить основанием расчета размера платы за потребленную тепловую энергию.
В отношении порядка расчета за тепловую энергию на нужды отопления суд отмечает следующее.
В силу пункта 42(1) Правил №354, при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учёта во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения №2 к Правилам №354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Пунктом 18 Приложения к Правилам установления определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №306 (далее - Правила №306), предусмотрено, что норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 кв.м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определяется исходя из количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учёта тепловой энергии, а также отопительного периода. При этом продолжительность отопительного периода определяется как количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде.
В силу пункта «в» подпункта 4 раздела II Правил №354 предоставление коммунальной услуги по отоплению потребителю производится круглосуточно в течение отопительного периода. Согласно пункту 5 раздела II, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подаётся во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом.
Согласно пункту 2 Правил №354 норматив потребления коммунальной услуги - это количественный показатель объёма потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчёта размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учёта.
Независимо от того является месяц, входящий в отопительный период, полным или нет, он учитывается как один месяц, то есть неполный календарный месяц не может влиять на размер оплаты коммунальной услуги по отоплению.
Следовательно, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, установленный на один календарный месяц отопительного периода, зависит от количества этих месяцев, и не зависит от того, оказывалась ли в эти месяцы коммунальная услуга по отоплению полный месяц или только часть месяца.
Норматив потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домов, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск» установлен постановлением Министерства энергетики и связи от 28.07.2013 №100-пн и равен в Гкал на 1 кв.м общей жилой площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц и подлежит применению в течение отопительного периода.
Именно данный норматив и был использован истцом при расчете объема потребленной тепловой энергии и теплоносителя в спорный период.
Согласно распоряжению мэрии города Архангельска от 02.09.2015 №2666р начало отопительного периода 2015-2016 годов от Архангельской ТЭЦ и локальных котельных начинается с 07.09.2015, в том числе: в территориальном округе Варавино-Фактория, ФИО5 с 09 по 10 сентября 2015 года.
Таким образом, расчет за сентябрь 2015 года должен был быть выполнен с включением в него нормативного потребления тепловой энергии на цели отопления за полный календарный месяц.
Доводы ответчика о необходимости определения объема тепловой энергии только за тот период, когда тепловая энергия поставлялась фактически, применимы в случае, если абонентом исполнены требования законодательства о наличии общедомового прибора учета.
Как установлено судом, в спорный период (сентябрь 2015 года) прибор учета тепловой энергии являлся неисправным, не был введен в коммерческий учет, а потому расчет платы за коммунальную услугу (отопление) необходимо производить по нормативу.
В данном случае судом установлено, что ООО «Теплоучет» была подана заявка от 09.09.2015 о подключении жилых домов в режим отопления, в том числе жилого дома №26 по ул.Галушина.
Как следует из пояснений представителя истца, указанный жилой дом расположен в территориальном округе ФИО5 и, в соответствии с распоряжением от 02.09.2015 №2666р, а также с учетом поступившей заявки от 09.09.2015, в жилой дом №26 по ул.Галушина тепловая энергия на нужды отопления поставлялась с 10.10.2015.
18.09.2015 представителями ОАО «ТГК-2» ФИО3 и ТСЖ «Шанс-1» ФИО4 был составлен Акт пуска теплоэнергии, из которого следует, что Абонент подключился самостоятельно, пуск теплоэнергии осуществлен 10.09.2015.
Судом отклоняются доводы ответчика о том, что со стороны ТСЖ «Шанс-1» акт подписан неуполномоченным лицом, поскольку ФИО4 является работником ООО «Теплоучет». Как следует из материалов дела между ТСЖ «Шанс-1» (заказчик) и ООО «Теплоучет» (исполнитель) заключен договор №75 на обслуживание тепловых установок от 01.08.2012. Согласно пункту 1.1 договора Исполнитель обязуется оказывать услуги по планово-профилактическому обслуживанию тепловых установок многоквартирного жилого дома №26 по ул.Галушина в округе ФИО5 г.Архангельска. Согласно приказу ООО «Теплоучет» №22/20 от 15.05.2015 ответственным лицом за исправное состояние и эксплуатацию тепловых энергоустановок в указанном доме назначен ФИО4 С учетом изложенных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что Акт пуска теплоэнергии от 18.09.2015 подписан уполномоченным лицом.
Также, по мнению суда, являются несостоятельными доводы ответчика о подаче тепловой энергии в жилой дом на нужды отопления 18.09.2015, поскольку подключение системы теплоснабжения производилось товариществом самостоятельно без участия представителей ОАО «ТГК-2», что следует из Акта пуска теплоэнергии от 18.09.2015 и пояснений ФИО3 и ФИО4, допрошенных судом в качестве свидетелей, следовательно, дата фактического пуска тепловой энергии зависела непосредственно от действий ответчика. Дата пуска теплоэнергии была указана в Акте со слов ФИО4, который, как следует из материалов дела и его пояснений, и производил подключение жилого дома.
Кроме того, данный довод не имеет правового значения, поскольку как указывалось ранее, расчет по нормативу должен производиться за полный календарный месяц. С учетом изложенных обстоятельств, контррасчет объемов тепловой энергии ответчика судом отклоняется.
Расчет количества тепловой энергии, как следует из материалов дела, произведен истцом с учетом того, что отопление поставлялось в дом с 10.09.2015. Указанное обстоятельство прав ответчика не нарушает, поскольку в данном случае размер платы за коммунальную услугу - отопление за сентябрь 2015 года будет меньше, чем при расчете за полный календарный месяц.
В отношении порядка расчета за тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения суд отмечает следующее.
Согласно подпункту «а» пункта 19 Правил №307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения №2 к настоящим Правилам, в котором установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
В соответствии с Приложением №2 к Правилам №307 размер платы за горячее водоснабжение определяется путем умножения количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.) на норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для горячего водоснабжения - куб.м в месяц на 1 чел.), на тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из приведенных норм следует, что объем коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный жилой дом, не оборудованный общедомовыми приборами учета, подлежит определению исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг, установленных в соответствии с жилищным законодательством. При этом показания индивидуальных приборов учета коммунального ресурса не учитываются.
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по поставке горячей воды допускало учет фактического потребления ресурсов одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из утвержденных нормативов соответствующей коммунальной услуги.
Поскольку абонентом является товарищество, граница балансовой принадлежности сетей располагается на вводе в жилой дом (согласно пункту 3 Приложения №3 к договору №1294 – наружная проекция здания по ул.Галушина, д.26), оснований для определения количества отпущенного коммунального ресурса с учетом показаний установленных у населения индивидуальных приборов учета не имеется; иное означало бы перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на энергоснабжающую организацию ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении у товарищества.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 №525/09 по делу №А31-333/2008, от 23.11.2010 №6530/10 по делу №А12-2657/2009.
Следовательно, объем услуг по горячему водоснабжению домов, где отсутствуют общедомовые приборы учета, должен определяться по нормативам, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их собственников (нанимателей) индивидуальных приборов учета в соответствии с положениями Правил №306.
Как указывалось ранее, в сентябре 2015 года в жилом доме прибор учета тепловой энергии являлся неисправным и не был введен в коммерческий учет, следовательно, расчет объемов тепловой энергии, предоставленной на нужды горячего водоснабжения должен рассчитываться исходя из нормативов.
В то же время истец, при расчете размера задолженности учел доводы ответчика о наличии приборов учета, и произвел перерасчет объемов тепловой энергии, предоставленной на нужды горячего водоснабжения. Как следует из представленного перерасчета, истцом произведен расчет по нормативу по квартирам №№ 7, 13, 30, 46, 70, 75, 89, по остальным квартирам учтены показания индивидуальных приборов учета.
Ответчиком не оспаривается расчет объемов тепловой энергии, предоставленной на нужды горячего водоснабжения по нормативу по квартирам №№ 30 и 70. Как указал представитель ответчика, в квартире № 70 отсутствует прибор учета, по квартире № 30 у товарищества отсутствует акт ввода в эксплуатацию узла учета расхода воды в жилом доме.
Как следует из пояснений представителя истца по квартирам №№ 13, 46, 75, 89 не приняты показания приборов учета, поскольку товариществом представлены акты ввода в эксплуатацию узлов учета, согласно которым приборы учета воды приняты в эксплуатацию на пределами спорного периода, а именно: по квартире № 13 – с 05.03.2016, № 46 – с 18.01.2016, № 75 – с 20.11.2015, № 89 – с 02.02.2016. По квартире № 7 в акте ввода в эксплуатацию индивидуального прибора учета не указаны даты государственной поверки приборов, от которых ведется отчет времени до даты очередной поверки.
Ответчик, не соглашаясь с доводами истца, указал, что заявка на приемку в эксплуатацию приборов учета подана 10.06.2013, соответственно, срок поверки узла учета по состоянию на сентябрь 2015 года не истек. Согласно актам ввода в эксплуатацию узлов учета по квартирам №№ 13, 46, 75, 89 в данных квартирах произведена замена приборов учета, что, по мнению ответчика, свидетельствует о наличии приборов учета в спорный период и их надлежащей поверке.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, суд соглашается с доводами истца о том, что по квартирам №№ 7, 13, 46, 75, 89 необходимо производить расчет по нормативу, поскольку, в данном случае, ответчиком не доказано, что в сентябре 2015 года в указанных квартирах имелись надлежащим образом поверенные узлы учета расхода воды. Дата подачи заявки на приемку в эксплуатацию приборов учета по акту по квартире № 7 не является датой поверки прибора учета, которая может значительно отличаться от даты подачи заявки и не может служить датой отсчета для проведения очередной поверки прибора учета. То обстоятельство, что в актах по квартирам №№ 13, 46, 75, 89 имеется ссылка на замену приборов учета, не свидетельствует о наличии поверенных приборов учета в сентябре 2015 года, в данном случае ответчиком не представлены акты ввода в эксплуатацию приборов учета с указанием даты поверки и сроков проведения очередной поверки, установленных у потребителей услуг (жильцов) в спорный период.
С учетом изложенных обстоятельств, суд считает, что представленный истцом расчет является верным, прав ответчика (с учетом необходимости расчета объемов тепловой энергии по нормативам) расчет объемов тепловой энергии по индивидуальным приборам учета горячей воды не нарушает.
Расчет теплопотребления на общедомовые нужды по горячему водоснабжению жилого дома ответчиком не оспаривается. При расчете истцом использованы нормативы потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, применяющиеся для расчета размера платы за потребленный ресурс, утвержденные постановлением министерства энергетики и связи Архангельской области от 31.08.2012 №58-пн (в ред. постановления министерства энергетики и связи Архангельской области от 17.06.2013 №75-пн).
Постановлением Правительства Архангельской области от 06.03.2012 №1-пн утверждено количество тепла, необходимое для приготовления 1 м3 горячей воды с целью обеспечения ГВС в размере 0,0576 Гкал/м3. Следовательно, истец правомерно применяет данный коэффициент в расчетах.
С учетом вышеизложенного, требование истца о взыскании 45 591 руб. 52 коп. долга за тепловую энергию и теплоноситель, отпущенные ответчику в период с 01.09.2015 по 30.09.2015, предъявлено обоснованно и подлежит удовлетворению на основании статей 307, 309, 314, 539, 544 ГК РФ, поскольку обязательства должны исполняться надлежащим образом, а односторонний отказ от исполнения не допускается.
Уплаченная истцом в бюджет государственная пошлина является понесенными истцом судебными расходами и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в порядке распределения понесенных истцом судебных расходов (в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Взыскать с товарищества собственников жилья «Шанс-1» (ОГРН <***>) в пользу открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №2» (ОГРН <***>) 45 591 рубль 52 копейки долга, а также 2 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Н.М. Полуянова