ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-5164/16 от 25.08.2016 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Дело № А05-5164/2016

Резолютивная часть решения объявлена 25 августа 2016 года

Решение в полном объеме изготовлено 01 сентября 2016 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шишовой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кожевниковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» (ОГРН <***>; место нахождения: 150040, <...>)

к государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 163072, <...>)

о признании незаконным и отмене постановления от 31.03.2016 № 01-10/430,

при участии в судебном заседании представителя заявителя ФИО1 (доверенность от 25.01.2016), представителя ответчика ФИО2 (доверенность от 11.01.2016),

установил:

открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 2» (далее – заявитель, общество, ОАО «ТГК-2») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее – ответчик, инспекция) от 31.03.2016 № 01-10/430, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Определением от 13.05.2016 заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Определением от 12.07.2016 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

В судебном заседании представитель общества предъявленные требования поддержал, представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

Заслушав представителей сторон, изучив представленные доказательства, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 17.02.2016 в ходе внеплановой выездной проверки в отношении управляющей организации – общества с ограниченной ответственностью «Уют» инспекцией было установлено, что в жилом доме по адресу: <...>, давление горячей воды в точках водоразбора потребителей в квартирах №№ 9 и 10 составило 0,0 кгс/ кв. см. (при нормативе от 0,3 до 4,5 кгс/ кв. см.), что не соответствует требованиям пункта 7 Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354). Давление горячей воды на вводе в дом составило 0,0 кгс/кв. см.

19.02.2016 инспекция направила ОАО «ТГК-2» по электронной почте уведомление № А-02/02-21/118 от 17.02.2016 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по статье 7.23 КоАП РФ по факту нарушения нормативного уровня предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению жильцам дома № 17 по ул.Ударников в г.Архангельске, а также о необходимости явки 29.02.2016 в 15 час 00 мин для составления протокола об административном правонарушении.

29.02.2016 государственным жилищным инспектором ФИО3, в присутствии представителя общества ФИО4, действующего на основании доверенности от 01.02.2016, в отношении ОАО «ТГК-2» составлен протокол № А-02/02-08/143 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ.

29.02.2016 представитель ознакомлен с протоколом № А-02/02-08/143 об административном правонарушении от 29.02.2016, предписанием об устранении выявленных нарушений от 29.02.2016 № А-02/02-12/273, определением от 29.02.2016 № А-02/03-44/308 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении. Копии указанных документов получены представителем общества, а также направлены обществу по электронной почте.

На основании определения инспекции от 14.03.2016 № 03-46/579 срок рассмотрения дела об административном правонарушении продлевался. О времени и месте составлении протокола об административном правонарушении ОАО «ТГК-2» уведомлено, что подтверждается представленными в дело доказательствами.

31.03.2016 заместителем руководителя инспекции ФИО5 в отношении ОАО «ТГК-2» вынесено постановление № 01-10/430, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.

Копия постановления направлена обществу с сопроводительным письмом от 29.04.2016.

Полагая, что привлечено к административной ответственности незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В обоснование заявленного требования ОАО «ТГК-2» указало, что в нарушение пункта 16 статьи 10, пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» общество не было уведомлено о проведении проверки, проверка проведена без представителя общества. Общество также указало на отсутствие своей вины, поскольку водоснабжение жилого дома осуществляется от центрального теплового пункта (ЦТП), оборудование ЦТП по ГВС, сети ГВС от ЦТП до жилых домов находятся в эксплуатационной ответственности Транспортное и техническое обслуживание населения – Архангельск» (далее – ООО «ТриТОН-Архангельск»), граница эксплуатационной ответственности ОАО «ТГК-2» - Архангельская ТЭЦ. От Архангельской ТЭЦ до конечных потребителей расположены сети третьих лиц. Инспекция не исследовала вопрос о причинах снижения давления горячей воды в точках водоразбора потребителей и ответственных лицах за поддержание давления. ОАО «ТГК-2» не является субъектом вменяемого правонарушения, договор водоснабжения между обществом и исполнителем коммунальных услуг не заключался. Кроме того, с 01.02.2016 договор поставки ресурсов от 01.02.2014 № 2896 расторгнут.

Заслушав представителей сторон, исследовав заявление общества, отзыв административного органа и другие материалы дела, арбитражный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Согласно части 6 указанной статьи при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Вместе с тем обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 АПК РФ).

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В статье 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства – утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.

Субъектом указанного правонарушения является лицо, которое в результате реализации предоставленных ему полномочий допустило виновные противоправные действия (бездействие), повлекшие нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Целью установления административной ответственности по указанной статье является защита интересов населения в области коммунального обслуживания.

Согласно части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 № 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354).

Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Пунктом 2 Правил № 354 предусмотрено, что потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением.

Исполнитель – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Ресурсоснабжающая организация – это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

Коммунальные услуги – это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Коммунальные ресурсы – холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения

Пунктом 4 Правил № 354 установлено, что коммунальная услуга по горячему водоснабжению представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению – круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.

Подпунктом «д» пункта 3, пунктом 98 Правил № 354 закреплено, что требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам.

В соответствии с пунктом 7 Приложения № 1 Правил № 354 давление в системе горячего водоснабжения в точке разбора – от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,45 МПа (4,5 кгс/кв. см). Отклонение давления в системе горячего водоснабжения не допускается.

По своим показателям давление в системе горячего водоснабжения относятся к показателям качества ресурса.

В силу пункта 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124, в договоре ресурсоснабжения также предусматривается условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем).

Из указанных норм права следует, что при наличии договора на покупку коммунального ресурса, заключенного между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией, последняя отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома. Управляющая организация несет ответственность за качество коммунального ресурса в пределах границ общего имущества в многоквартирном доме, путем обеспечения состояния общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.

Как следует из материалов дела, общество является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей производство и поставку тепловой энергии.

Между ОАО «ТГК-2» и ООО «Уют» был заключен договор поставки ресурсов № 2896 от 01.02.2014, в рамках которого заявителем осуществлялась поставка коммунального ресурса – тепловой энергии и теплоносителя (сетевой воды), в том числе в дом № 17 по ул. Ударников в городе Архангельске.

Соглашением от 12.02.2016 договор поставки ресурсов от 01.02.2014 № 2896 расторгнут с 01.02.2016.

После расторжения договора с исполнителем коммунальных услуг ОАО «ТГК-2» продолжало поставку коммунального ресурса.

В ходе проверки административным органом установлено, что давление горячей воды в точках водоразбора потребителей в квартирах №№ 9 и 10 составило 0,0 кгс/см.кв. (при нормативе от 0,3 до 4,5 кгс/см.кв), давление горячей воды на вводе в дом составило 0 кгс/ кв.см. Несоответствие давление горячей воды в момент проверки установленному пунктом 7 Приложения № 1 Правил № 354 параметру подтверждается замерами давления горячей воды.

Таким образом, в ходе проверки установлено несоответствие параметров давления горячей воды,  что свидетельствует о предоставление потребителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению с нарушением требований законодательства.

Таким образом, материалами дела подтверждается нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, что образует событие правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.23 КоАП РФ.

В рассматриваемом случае, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении (статья 28.1 КоАП РФ) послужило непосредственное обнаружение уполномоченными лицами административного органа достаточных данных, указывающих на наличие признаков административного правонарушения. В силу изложенного, ссылка ОАО «ТГК-2» на нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» является необоснованной.

Общество ссылается на отсутствие своей вины по факту несоответствия параметров давления горячей воды на вводе в дом и точках водоразбора потребителей.

Оценка наличия в действиях ресурсоснабжающей организации состава вменяемого административного правонарушения зависит от установления реальной возможности обеспечить надлежащее качество коммунальной услуги горячего водоснабжения.

В пункте 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающая организация определена как организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» централизованная система горячего водоснабжения – это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (закрытая система горячего водоснабжения).

Тепловая энергия и горячая вода в закрытой системе являются двумя различными видами товаров, отношения по поставке которых регулируются различными законодательными актами:

- тепловая энергия – энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление) (пункт 1 статьи 2 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»);

- горячая вода – вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой (пункт 7 статьи 2 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

При этом в приготовлении такого коммунального ресурса как горячая вода используются два компонента: холодная вода и теплоноситель.

Система теплоснабжения г. Архангельска является централизованной системой теплоснабжения с закрытой схемой горячего водоснабжения, то есть горячее водоснабжение осуществляется путем нагрева воды без отбора горячей воды (теплоносителя) из тепловой сети.

При «закрытой схеме» горячего водоснабжения производство горячей воды осуществляется посредством теплообмена между холодной водой и теплоносителем, которое происходит посредством такого элемента сетевого хозяйства как центральный тепловой пункт (ЦТП).

В рассматриваемом случае, холодная вода поступает на ЦТП, расположенный по адресу: <...>. В ЦТП холодная вода нагревается с помощью теплоносителя, который подает ресурсоснабжающая организация. В дальнейшем из ЦТП подогретая вода по разводящим трубам поступает к потребителям.

В рассматриваемой ситуации холодную воду в ЦТП подает ООО «РОСА» - организация, осуществляющая холодное водоснабжение. Холодная вода нагревается с помощью теплоносителя, поставщиком которого является заявитель по делу.

Таким образом, в ЦТП происходит изменение параметров холодной воды.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, ОАО «ТГК-2» осуществляет поставку такого коммунального ресурса как тепловая энергия и теплоноситель (сетевая вода). Факт ненадлежащей поставки ОАО «ТГК-2» тепловой энергии и теплоносителя (сетевой воды) до границы ответственности в ходе проверки инспекция не устанавливала. Поставку такого коммунального ресурса как горячая вода заявитель не осуществляет.

В соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 (далее – Правила технической эксплуатации), тепловой пункт – комплекс устройств, расположенный в обособленном помещении, состоящий из элементов тепловых энергоустановок, обеспечивающих присоединение этих установок к тепловой сети, их работоспособность, управление режимами теплопотребления, трансформацию, регулирование параметров теплоносителя.

На основании пункта 9.1.1 Правил технической эксплуатации в тепловых пунктах предусматривается размещение оборудования, арматуры, приборов контроля, управления и автоматизации, посредством которых осуществляется, в том числе регулирование расхода теплоносителя и распределение его по системам потребления теплоты.

В соответствии с пунктом 3.85 приказа Госстроя от 13.12.2000 № 285 «Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения» (далее – Типовая инструкция) тепловые сети, тепловые пункты и насосные станции должны быть оснащены в соответствии с действующими НТД средствами тепловой автоматики, измерений и контроля, обеспечивающими правильность и экономичность ведения технологического режима, безопасную эксплуатацию оборудования, контроль и учет расхода тепловой энергии.

Условия, которые должны обеспечиваться автоматизацией тепловых пунктов закрытых и открытых систем теплоснабжения, предусмотрены пунктом 9.1.42 Правил технической эксплуатации (поддержание заданной температуры воды, поступающей в систему горячего водоснабжения; регулирование подачи теплоты (теплового потока) в системы отопления в зависимости от изменения параметров наружного воздуха; ограничение максимального расхода воды из тепловой сети на тепловой пункт путем прикрытия клапана регулятора расхода и др.).

Пунктом 9.1.4 Правил технической эксплуатации предусмотрено, что оборудование центрального теплового пункта должно обеспечить требуемые параметры теплоносителя (расход, давление, температуру), их контроль и регулирование для всех присоединенных к нему систем теплопотребления.

В соответствии с пунктом 6.2.1 Правил технической эксплуатации при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе.

В силу пункта 1.7 Правил технической эксплуатации ответственность за выполнение указанных Правил несет руководитель организации, являющийся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, организация, в чьем владении и пользовании находится ЦТП, расположенный по адресу: <...>, обеспечивает параметры горячего водоснабжения потребителей.

Как установлено вступившими в законную силу решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 10.04.2015 по делу № 2-2527/2015 и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 20.07.2015 по делу № 33-3717, сети горячего водоснабжения (ГВС) в Северном территориальном округе города Архангельска, а также оборудование для приготовления горячей воды в тепловых пунктах, в том числе, расположенном по адресу: <...>, находятся во владении и пользовании ООО «ТриТОН-Архангельск». Указанными судебными актами также установлено, что именно ООО «ТриТОН-Архангельск» оказывает услуги по горячему водоснабжению потребителям Северного территориального округа города Архангельска, в том числе, проживающим в доме № 17 по ул.Ударников. В результате неправомерных действий указанного лица в феврале 2015 года было прекращено горячее водоснабжение потребителей на территории Северного территориального округа города Архангельска, среди которых жители спорного дома.

По информации заявителя оборудование ЦТП по ГВС (<...>) и сети ГВС от ЦТП до жилого дома в рассматриваемый период также находились в эксплуатационной ответственности ООО «ТриТОН-Архангельск».

При рассмотрении дела об административном правонарушении указанные выше обстоятельства не исследовались и не оценивались инспекцией. При вынесении оспариваемого постановления административным органом не установлено, какое лицо осуществляло эксплуатацию ЦТП. Ответчиком при привлечении заявителя к ответственности не определен объем фактически осуществляемых данным лицом правомочий относительно оборудования ЦТП, участвующего в приготовлении горячей воды. Факт ненадлежащей поставки ОАО «ТГК-2» тепловой энергии и теплоносителя (сетевой воды) до границы ответственности, как указывалось ранее, в ходе проверки инспекция не устанавливала.

Из материалов дела следует, что при вынесении оспариваемого постановления вопрос о наличии вины ОАО «ТГК-2» в совершении вменяемого ему административного правонарушения инспекцией применительно к конкретным обстоятельствам дела должным образом не исследован. Административный орган ограничился лишь констатацией выявленных нарушений, в нарушение статьи 29.10 КоАП РФ в обжалуемом постановлении не указано, в чем конкретно состоит вина общества, привлеченного к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ.

Достаточных доказательств того, что у заявителя имелась реальная возможность для соблюдения требований Правил № 354, касающихся нормативов обеспечения жителей многоквартирного дома коммунальной услугой по горячему водоснабжению, материалы дела не содержат, вопрос о наличии таковой возможности ответчиком не исследовался.

Указанное, по мнению суда, свидетельствует о том, что ответчиком с достаточной степенью определенности не установлен субъект правонарушения и с помощью неопровержимых доказательств не доказана вина заявителя в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 7.23 КоАП РФ.

Такой подход к установлению состава правонарушения и квалификации противоправных действий не соответствует требованиям законодательства об административных правонарушениях, поскольку в согласно части 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

В силу требований части 1 статьи 29.10 КоАП РФ указанные обстоятельства должны быть отражены в постановлении по делу об административном правонарушении.

Таким образом, вопросы установления субъекта правонарушения, выяснения обстоятельств совершения правонарушения и вины лица, привлекаемого к административной ответственности, находятся в компетенции административного органа, рассматривающего дело об административном правонарушении.

При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков административных правонарушений, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросах установления субъекта правонарушения и наличия его вины.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного, а также в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ оспариваемое постановление административного органа от 31.03.2016 № 01-10/430 подлежит признанию незаконным и отмене.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление государственной жилищной инспекции Архангельской области от 31.03.2016 № 01-10/430, принятое в отношении открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2», зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, находящегося по адресу: 150040, <...>.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

Л.В. Шишова