ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-5223/16 от 08.06.2017 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

июня 2017 года

     г. Архангельск

Дело № А05-5223/2016

Резолютивная часть решения объявлена июня 2017 года  

Решение в полном объёме изготовлено июня 2017 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Калашниковой В.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Тропниковой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН <***>; Россия, 163000, <...>) к муниципальному образованию «Холмогорский муниципальный район» в лице Администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» (ОГРН <***>; Россия, 164530, <...>) о взыскании 6 880 932 руб. 94 коп.,

при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, - Контрольно-счетной палаты Архангельской области (г.Архангельск, пл.имени В.И. Ленина, д.);

В заседании суда приняли участие:

от заявителя – ФИО1 по доверенности;

от ответчика – ФИО2 по доверенности;

от третьего лица – ФИО3 по доверенности; ФИО4 по доверенности,

Суд установил следующее:

Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к муниципальному образованию «Холмогорский муниципальный район» в лице Администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» (далее – ответчик, администрация МО «ХМР») о взыскании 6 880 932 руб. 94 коп. задолженности по субсидии за 2010-2012 годы.

Определением от 19.05.2016 исковое заявление Министерства принято судом к производству. Этим же определением суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, Контрольно-счетную палату Архангельской области (далее – третье лицо, КСП), проводившую проверку обоснованности расходования средств областного бюджета МО «ХМР».

Ответчик с исковыми требованиями Министерства не согласен по основаниям, изложенным в отзыве. Ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности по взысканию предоставленных субсидий в 2010 - 2012 годах, поскольку с исковым заявлением Министерство обратилось непосредственно в суд только 13.05.2016. В удовлетворении предъявленных исковых требований просит отказать.

Третье лицо представило в материалы дела письменное мнение от 14.06.2016 №01-02/570, в котором требование истца поддерживает в полном объеме, считает их обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Определением суда от 17.06.2016 производство по настоящему делу по ходатайству ответчика было приостановлено в предварительном судебном заседании до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Архангельской области по делу №А05-14667/2014.

Решением от 22.03.2016 по делу №А05-14667/2014 суд удовлетворил требования Министерства частично. Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2016 решение суда было изменено, заявленные Министерством требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.02.2016 постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2016 по делу №А05-14667/2014 оставлено без изменения, а кассационная жалоба муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» в лице Администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» - без удовлетворения.

Определением от 18.04.2017 суд возобновил производство по делу, поскольку обстоятельства, вызвавшие приостановление производства по делу устранены.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика поддержал заявление о применении срока исковой давности по заявленному требованию Министерства.

Представители КСП поддержали позицию истца, считают, что срок исковой давности следует исчислять с момента вынесения в адрес Министерства и получения последним представления третьего лица от 15.05.2013 №2 (вход.№203-935 от 20.05.2013).

Заслушав представителей сторон, оценив и исследовав доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела в соответствии с законами Архангельской области от 15.12.2009 №118-9-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» (далее - Закон о бюджете на 2010 год); от 21.12.2010 №243-18-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» (далее - Закон о бюджете на 11 год); от 16.12.2011 №407-27-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (далее - Закон о бюджете на 2012 год) предусматривалось предоставление бюджетам муниципальных образований субсидий и субвенций на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения.

Согласно утвержденным методикам распределения субсидий и субвенций бюджетам муниципальных образований на возмещение убытков по теплоснабжению, утвержденным областными законами об областном бюджете на очередные финансовые 2010, 2011, 2012 годы в составе приложений 22, 21 и 27 соответственно, предоставление субсидий и субвенций муниципальным образованиям производится при наличии на территории муниципального образования теплоснабжающих организаций, для потребителей которых установлены льготные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения.

Пунктами 3.4, 4.3, 4.1 методик установлено, что объем субсидии i-й теплоснабжающей организации на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения, рассчитывается как произведение разницы между экономически обоснованным (одноставочным) тарифом на тепловую энергию, поставляемую населению муниципальных образований для нужд теплоснабжения, и льготным тарифом на тепловую энергию, отпускаемую населению муниципального образования для нужд теплоснабжения, установленными Агентством (без налога на добавленную стоимость (далее - НДС)) (руб. /Гкал), на годовой объем тепловой энергии, отпускаемой (или потребленной) населению по льготному тарифу.

Целью и условием предоставления субсидий «Дельта Т» юридическим лицам (теплоснабжающим организациям) за счет областного бюджета является наличие факта государственного регулирования (установления и периода действия одноставочного (экономически обоснованного) и льготного тарифов) и наличие фактически отпущенного по льготному тарифу объема тепловой энергии населению.

Во исполнение Законов о бюджетах на 2010, 2011 и 2012 годы постановлениями Правительства Архангельской области от 22.12.2009 №243-пп; от 25.01.2011 №11-пп; от 01.02.2012 №23-пп утверждены порядки предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения (далее - Порядок №243-пп, Порядок №11-пп, Порядок №23-пп).

Из положений пункта 1 Порядка №243-пп, Порядка №11-пп, пунктов 1 и 2 Порядка №23-пп следует, что субсидии (субвенции) на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения (далее - субсидии) бюджетам муниципальных образований Архангельской области предоставляются Министерством в соответствии с заключенными соглашениями о взаимодействии по предоставлению и расходованию субсидий (далее - соглашения). Субсидии перечисляются в порядке межбюджетных отношений в доходы местных бюджетов.

Пунктом 3 указанных порядков определено, что в качестве базовых величин для расчета размера субсидий принимаются: экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения, - 2010 год или одноставочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям муниципальных образований, - 2011 и 2012 годы, установленные Агентством (без НДС); тарифы на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения, с учетом предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги - 2010 год или тарифы на тепловую энергию, поставляемую населению муниципальных образований для нужд теплоснабжения, - 2011 и 2012 годы, то есть льготные тарифы, установленные Агентством (без НДС) для населения; объем потребленной населением тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения.

При этом в течение отчетного года теплоснабжающие организации указанное в своих отчетах количество тепловой энергии, потребленной населением на нужды отопления и горячего водоснабжения, подтверждают статистической отчетностью и данными бухгалтерского учета (пункт 3 Порядка №11-пп).

Пунктами 7 Порядка №243-пп и Порядка №11-пп установлено, что средства субсидии расходуются теплоснабжающими организациями на возмещение расходов, определенных Агентством при утверждении экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию.

Администрацией в 2010, 2011 годах утверждены Порядки предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Холмогорского района на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения.

Теплоснабжающим предприятиям Холмогорского района субсидии в 2010 - 2011 годах предоставлялись администрациями муниципальных образований поселений на основании договоров на оказание услуг по теплоснабжению жилищного фонда.

В соответствии с пунктами 12, 13 Порядка №243-пп и Порядка №11-пп на органы местного самоуправления муниципальных образований возложена ответственность за нецелевое использование субсидий. В случае выявления нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, соответствующий объем субсидий подлежит возврату в областной бюджет в бесспорном порядке.

Пунктами 14, 15 Порядка №243-пп на органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области возложена ответственность за нецелевое использование субвенции и недостоверность представляемых в соответствии с настоящим Порядком сведений, подтверждающих потребность в средствах субвенции. В случае выявления нарушений органами местного самоуправления муниципальных образований и организациями условий, установленных областным законом об областном бюджете, соответствующий объем субсидий подлежит возврату в областной бюджет в бесспорном порядке.

Уполномоченные органы местного самоуправления, на которые возложены функции по перечислению субсидии теплоснабжающим организациям, представляют в органы, осуществляющие санкционирование оплаты денежных обязательств: договоры на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения (далее - договоры на возмещение убытков), заключенные органами местного самоуправления с теплоснабжающими организациями; платежные документы на перечисление средств субсидий на счета теплоснабжающих организаций, открытые в кредитных организациях (пункт 7 Порядка №23-пп).

Договоры на возмещение убытков должны предусматривать возможность проведения проверки достоверности представляемых теплоснабжающими организациями в органы местного самоуправления расчетов потребности в субсидиях исполнительными органами государственный власти Архангельской области и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями (пункт 8 Порядка №23-пп).

Согласно пунктам 14 и 15 Порядка №23-пп органы местного самоуправления несут ответственность за нецелевое использование субвенции и недостоверность представляемых в соответствии с настоящим Порядком сведений, подтверждающих потребность в средствах субвенции. В случае выявления Министерством и контрольно-ревизионной инспекцией Архангельской области нарушения условий, установленных при предоставлении субвенции, соответствующий объем субвенций подлежит возврату в областной бюджет в бесспорном порядке.

Между Министерством и МО «ХМР» 12.01.2010, 26.01.2011, 07.02.2012 заключены соглашения заключены соглашения о взаимодействии по предоставлению и расходованию субсидий из областного бюджета на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения на 2010, 2011, 2012 годы соответственно.

Пунктами 4.2, 4.3 данных соглашений определено, что Администрация несет ответственность за недостоверность расчетов фактической потребности в средствах субсидии и отчетов об использовании субсидии и осуществляет финансовую проверку использования субсидии.

Администрацией и теплоснабжающими предприятиями заключены договоры на оказание услуг теплоснабжения населению, возмещение предприятиям убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения со сроком действия на год. Согласно условиям, отраженным в договорах, теплоснабжающие организации предоставляют населению услуги теплоснабжения по льготному тарифу, утвержденному Агентством для соответствующего предприятия. Объем тепловой энергии, потребленной населением на нужды теплоснабжения, предприятие должно подтвердить данными статистической и бухгалтерской отчетности.

Ресурсоснабжающие организации представляют расчеты и отчеты по субсидии «Дельта Т», а Администрация возмещает убытки предприятия в соответствии с утвержденной методикой и порядком. При этом ресурсоснабжающие организации несут ответственность за достоверность предоставленной отчетности. Администрация вправе два раза в год осуществлять финансовую проверку использования субсидий.

В соответствии с предоставленными КСП полномочиями, планом работы и распоряжениями председателя КСП от 18.05.2012 №36 «О проведении встречной проверки обоснованности расходования средств областного бюджета МО «Холмогорский муниципальный район», от 28.05.2012 №43 «О проведении проверки организации бюджетного процесса, исполнения бюджета, использования средств областного бюджета в муниципальном образовании «Холмогорский муниципальный район», от 01.11.2012 №83 «О выделении в отдельные контрольные мероприятия материалов проверок по отрасли ЖКХ Холмогорского района и МО «Емецкое», КСП провела проверку МО.

По результатам проверки отдельных вопросов организации бюджетного процесса, исполнения бюджета, использования средств областного бюджета за 2010 - 2011 годы и текущий период 2012 года в МО КСП составлен акт от 01.04.2013, в котором в том числе отражено завышение объемов отпущенной населению тепловой энергии: ОАО «Холмогоры» на 4 550 306 руб. 57 коп., ООО «Устьпинежское ЖКХ» на 1 026 139 руб. 11 коп., ОАО «Емецкое» на 474 221 руб. 03 коп., ООО «УК Матигоры» на 830 266 руб. 23 коп.

В отношении теплоснабжающих предприятий КСП в рамках данного вопроса проведены проверки и составлены соответствующие акты от 19.06.2012.

Администрация, рассмотрев составленный в отношении ее акт проверки от 01.04.2013, направила в адрес КСП протокол разногласий от 19.04.2013, в том числе по выводам и предложениям КСП по результатам проверки обоснованности использования субсидии областного бюджета на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения.

В адрес Министерства КСП выдано представление от 15.05.2013 №2, в котором указано на необходимость принятия мер по восстановлению в областной бюджет излишне выплаченных сумм субсидии из областного бюджета на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения за 2010 год, 2011 год, 5 месяцев 2012 года.

Аналогичное представление от 31.12.2013 №01-02/997 вынесено КСП в отношении Администрации.

На основании представления от 15.05.2013 №2 Министерство направило в адрес Администрации требования о возврате в областной бюджет излишне перечисленных средств субсидии (от 17.06.2013 N 203/06-04/1973 и от 13.12.2013 N 203/06-04/5395), которые оставлены Администрацией без исполнения.

Названные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В силу статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Пунктом 1 статьи 200 названного Кодекса предусмотрено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Постановлением Правительства Архангельской области от 15.12.2009 №184-пп утвержден Порядок осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, в том числе путем проведения проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Финансовый контроль осуществляется субъектами финансового контроля путем проведения ревизий и проверок.

Субъекты финансового контроля проводят ревизии (проверки) государственных учреждений Архангельской области не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год. Данный порядок действовал в спорный период.     

Рассматриваемые в настоящем деле проверки проведены в установленные названным Порядком сроки.

Таким образом, принимая во внимание, что акты проверок КСП АО, в которых сделаны выводы о наличии выявленных нарушений, датированы 19.06.2012 (МО «Холмогорское», МО «Емецкое», МО «Матигорское», МО «Усть-Пинежское»),  01.04.2013 (МО «ХМР»), а непосредственно в арбитражный суд с иском истец обратился 13.05.2016, срок исковой давности в данном случае пропущен, и оснований для удовлетворения иска в данном случае не имеется. Требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Данную позицию относительно начала течения срока исковой давности высказали суды апелляционной, кассационной инстанций по делу №А05-14667/2014 между теми же сторонами и лицами, участвующими в настоящем деле.

В  силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное обстоятельство не подлежит доказыванию вновь при рассмотрении настоящего дела, в котором участвуют те же лица.

Согласно пункту 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Поскольку истцом пропущен срок исковой давности и об этом факте заявлено ответчиком, то в удовлетворении исковых требований к Администрации следует отказать.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

В.А. Калашникова