АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
05 августа 2016 года
г. Архангельск
Дело № А05-5246/2016
Резолютивная часть решения объявлена 01 августа 2016 года
Решение в полном объёме изготовлено 05 августа 2016 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Калашниковой В.А.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению муниципального предприятия муниципального образования «Мирный» «Муниципал-сервис» (ОГРН <***>; Россия, 164170, г.Мирный, Архангельская область, ул.Чкалова, дом 11) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; Россия, 163000, <...>; Россия, 164260, рп.Плесецк, Архангельская область, ул.Советская, дом 42а) о признании незаконным сообщения от 22.04.2016 №2/012/009/2016-412 об отказе в государственной регистрации; обязании произвести государственную регистрацию соглашения о расторжении договора аренды на недвижимое имущество;
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, - ФИО1 (Архангельская область, г.Мирный);
при участии в заседании представителей:
от предприятия – ФИО2 по доверенности;
от ответчика – ФИО3 по доверенности;
от третьего лица – не явилась, извещена;
Суд установил следующее:
муниципальное предприятие муниципального образования «Мирный» «Муниципал-сервис» (далее – заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в лице межмуниципального отдела по Плесецкому району и г.Мирный (далее – ответчик, Управление) о признании незаконным сообщения от 22.04.2016 №2/012/009/2016-412 об отказе в государственной регистрации; обязании ответчика произвести государственную регистрацию соглашения о расторжении договора аренды на недвижимое имущество №55/07/О от 05.05.2007.
Определением от 08.06.2016 суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле третье лицо, не заявляющее самостоятельного требования относительно предмета спора, ФИО1
Ответчик представил в материалы дела отзыв от 22.06.2016 №03-06/17738, согласно которому просит в удовлетворении заявленных требований предприятию отказать.
ФИО1 направила в суд письменное мнение по заявленному требованию, в котором поддерживает позицию заявителя.
Поводом к оспариванию решения Управления послужили следующие фактические обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела.
Как следует из документов и установлено судом, индивидуальный предприниматель ФИО4 (арендатор) и предприятие (арендодатель) заключили договор аренды нежилого помещения от 05.05.2007 №55/07/О со сроком действия с 05.05.2007 по 05.05.2017.
22.06.2007 Управлением произведена государственная регистрация указанного договора аренды, что подтверждается выпиской из ЕГРП, представленной в материалы дела.
07.07.2015 Мирнинским территориальным отделом агентства ЗАГС Архангельской области выдано свидетельство о смерти 03.07.2015 ФИО4
18.01.2016 между предприятием и ФИО1 было заключено соглашение о расторжении договора аренды нежилого помещения от 05.05.2007 №55/07/О досрочно с 18.01.2016 в связи со смертью индивидуального предпринимателя ФИО4
14.03.2016 предприятие обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации соглашения о расторжении указанного договора аренды.
При проведении правовой экспертизы соглашения и документов, представленных предприятием в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон №122-ФЗ), регистратором было установлено, что соглашение от 18.01.2016 подписано от лица арендатора ФИО1, действующей на основании свидетельства о праве на наследство.
16.03.2016 на основании статьи 19 Федерального закона №122-ФЗ Управление приостановило государственную регистрацию соглашения от 18.01.2016 и предложило предприятию устранить причины, препятствующие государственной регистрации соглашения.
Сообщением от 22.04.2016 №2/012/009/2016-412 Управление со ссылкой на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона №122-ФЗ отказало заявителю в государственной регистрации соглашения от 18.01.2016 о расторжении договора аренды нежилого помещения от 05.05.2007 №55/07/О, поскольку документы, подтверждающие факт перехода прав, в том числе прав и обязанностей по договору аренды в результате наследования от индивидуального предпринимателя ФИО4 к ФИО1 заявителем на государственную регистрацию представлены не были.
Кроме того, ответчик ссылается на то, что независимо от факта перехода прав и обязанностей арендатора по договору аренды от 05.05.2007 к ФИО1, обязательным условием распоряжения зарегистрированными в ЕГРП правами является наличие сведений о правах такого лица в ЕГРП. Поскольку в ЕГРП соответствующие сведения о ФИО1 отсутствовали, соглашение от 18.01.2016 было заключено с лицом, не обладающим необходимыми полномочиями (правами), т.е. имели место противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами.
Посчитав решение Управления об отказе в государственной регистрации соглашения от 18.01.2016 не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (пункт 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона №122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Из статьи 4 Федерального закона №122-ФЗ следует, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах (статья 9 Федерального закона №122-ФЗ).
Согласно статье 13 Федерального закона №122-ФЗ одним из этапов государственной регистрации прав является правовая экспертиза документов и проверка законности сделки.
В абзаце 3 пункта 1 статьи 13 и абзаце 11 пункта 1 статьи 17 Федерального закона №122-ФЗ предусмотрено, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона №122-ФЗ в ходе проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество производится установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав и внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество проводится при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав (абзац 5 пункта 1 статьи 13 Федерального закона №122-ФЗ).
На основании абзаца 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона №122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
В силу пункта 3 статьи 20 Федерального закона №122-ФЗ отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Отказав предприятию в государственной регистрации соглашения от 18.01.2016 о расторжении договора аренды от 05.05.2007, государственный регистратор исходил из того, что имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, а именно арендатором в ЕГРП указан ФИО4, а соглашение подписано с ФИО1, при этом на основании какого права к указанному лицу перешли права по договору аренды, предприятием представлено на государственную регистрацию не было, в связи с чем зарегистрировать представленное соглашение к данному договору аренды не представляется возможным.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд пришёл к следующим выводам.
Согласно статье 18 Федерального закона №122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Между тем, помимо указанного заявления в регистрационный орган должны быть представлены документы, необходимые и достаточные для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав (ст. ст. 17 и 18 Федерального закона №122-ФЗ).
Запись о прекращении аренды вносится в Единый государственный реестр прав по заявлению любой из сторон договора аренды на основании документов, свидетельствующих о прекращении договора аренды.
Любая из сторон договора вправе обратиться с заявлением о прекращении аренды, представив при этом документы, подтверждающие фактическое прекращение арендных отношений. Таким документом может являться акт передачи арендованного имущества арендодателю (ст. 622 ГК РФ) или уведомление, направленное одной стороне другой, о прекращении арендных отношений в связи с истечением срока аренды, о прекращении договора, заключенного на неопределенный срок, или соглашение о прекращении договора аренды в связи с истечением срока его действия.
Таким образом, подтверждение прекращения договорных отношений в соответствии с требованиями действующего законодательства является необходимым условием при осуществлении регистрирующим органом действий по внесению записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о прекращении аренды.
В силу статьи 20 Федерального закона №122-ФЗ в государственной регистрации может быть отказано в случае непредставления документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
На государственную регистрацию заявителем было предоставлено дополнительное соглашение к договору аренды.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона №122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем (п. 2 ст. 16 Закона о регистрации).
Как установлено судом, соглашение к договору аренды со сотороны арендатора подписано ФИО1
Согласно пункту 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Однако, как установлено судом, при обращении предприятия в Управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды с ФИО4 полномочия ФИО1, подписавшей дополнительное соглашение к договору аренды, заявителем не были представлены.
Представленное в материалы дела свидетельство о праве на наследство по закону от 12.01.2016 таким основанием не является.
В рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не вправе рассматривать спор о праве, а обязан дать оценку законности действий регистрирующего органа.
При изложенных обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что заявителем в нарушение требований законодательства не предоставлены необходимые для осуществления государственной регистрации документы, в связи с чем решение Управления об отказе в государственной регистрации соглашения являлось правомерным.
Следует отметить, что порядок обращения с заявлением о внесении в ЕГРП записи о прекращении договора в разъяснен Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 №35 «О последствиях расторжения договора» 06.06.2014 №35.
При прекращении зарегистрированного договора аренды в связи с односторонним отказом одной из сторон от его исполнения в ЕГРП вносится соответствующая запись.
Регистрация прекращения и расторжения договора аренды осуществляется путем погашения записей о нем в подразделах III-4 и III-1 ЕГРП (п. 93 Правил ведения ЕГРП, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 №765).
На основании изложенного, заявленные требования подлежат отклонению.
В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
В.А. Калашникова