АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
25 августа 2016 года
г. Архангельск
Дело № А05-5248/2016
Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 25 августа 2016 года.
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шишовой Л.В.,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола в письменной форме секретарем судебного заседания Михайловой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Савинскжилсервис» (ОГРН <***>; место нахождения: 164288, <...>)
к ответчику – администрации муниципального образования «Савинское» (ОГРН <***>; место нахождения: 164288, <...>)
о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании представителя заявителя ФИО1 (доверенность от 22.04.2015), представителя ответчика ФИО2 (глава МО «Савинское»; постановление от 28.02.2014 № 57),
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Савинскжилсервис» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Савинское» (далее – ответчик, администрация), выразившегося в неисполнении исполнительного листа серии ФС № 005197762, выданного Арбитражным судом Архангельской области по делу № А05-13875/2014. Заявитель также просит возложить на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем совершения, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации действий по включению суммы задолженности по исполнительному листу серии ФС № 005197762 от 12.11.2015 в бюджет муниципального образования «Савинское» и обеспечения выделения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного листа в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу
Ответчик представил отзыв на заявление, в котором с предъявленными требованиями не согласился, указав, что оснований для признания о стороны администрации бездействия не имеется из-за отсутствия денежных средств в казне муниципального образования.
В судебном заседании представитель заявителя на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель ответчика с предъявленными требованиями не согласился по доводам, указным в отзыве.
Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Архангельской области от 24.12.2014 по делу № А05-13875/2014 с муниципального образования «Савинское» в лице администрации муниципального образования «Савинское» за счет средств казны муниципального образования «Савинское» в пользу общества взыскано 9 433 349 руб. 52 коп. компенсации расходов стоимости произведенных улучшений арендованного имущества, а также 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.03.2016 решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.12.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2015 по делу № А05-13875/2014 оставлены без изменения.
На основании вступившего в законную силу решения Арбитражным судом Архангельской области 12.11.2015 выдан исполнительный лист серии ФС № 005197762.
Указанный исполнительный лист направлен взыскателем для исполнения в администрацию с сопроводительным письмом от 14.12.2015 № 3466/5 и получен ответчиком 16.12.2015 (вх. № 2323).
Письмом от 08.04.2016 № 554 администрация вернула обществу исполнительный лист Арбитражного суда Архангельской области от 12.11.2015 серии ФС № 005197762 без исполнения, мотивировав такой возврат невозможностью исполнения.
Поскольку исполнительный лист арбитражного суда не был не исполнен администрацией более трех месяцев, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. В обоснование заявленных требований общество указало, что оспариваемое бездействие противоречит статье 16 АПК РФ, статье 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).
Суд находит заявленные обществом требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Из положений статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и части 1 статьи 16 АПК РФ следует, что вступившие в законную силу акты арбитражных судов обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение судебных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 180 АПК РФ решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.12.2014 по делу № А05-13875/2014 вступило в законную с силу 26.10.2015 и с указанного момента являлось обязательным для исполнения.
Пунктом 3 статьи 239 БК РФ предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 этого Кодекса.
Пунктом 1 статьи 242.1 БК РФ установлено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с названным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Из положений пункта 4 статьи 242.2 БК РФ следует, что для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям по искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования, документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 названного Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», положения статьи 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
Как установлено судом на основании материалов дела, органом, исполняющим судебный акт по иску о взыскании денежных средств за счет казны муниципального образования «Савинское», в рассматриваемом случае в связи с отсутствием финансового органа муниципального образования «Савинское» является администрация.
Следовательно, обязанность по исполнению исполнительных документов о взыскании задолженности за счет казны муниципального образования «Савинское» возложена на администрацию.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что надлежащим образом оформленное заявление с приложением исполнительного листа и решений арбитражного суда представлены в администрацию 16.12.2015.
Ответчиком не опровергнуты доводы заявителя о том, что исполнительный лист арбитражного суда не исполнен администрацией. Более того, как следует из материалов дела, исполнительный лист возвращен администрацией взыскателю, что подтверждается письмом от 08.04.2016 № 554.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 № 8-П взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок; эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
Как следует из пунктов 5 и 6 статьи 242.2 БК РФ, исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
В соответствии со статьей 217 БК РФ порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом. Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа. В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в том числе в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В рассматриваемом случае руководителем финансового органа является глава администрации муниципального образования «Савинское».
Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих муниципальных структур и не привела бы к нарушению обеспечиваемых их функционированием прав и свобод человека и гражданина.
Ответчик должен был проявить надлежащую инициативу и выполнить обязанность по подготовке проекта соответствующего решения о внесении изменений в решение о бюджете и по его направлению представительному органу муниципального образования в случае, если требуемое изменение бюджетной росписи повлечет за собой изменение решения о бюджете муниципального образования.
Согласно пункту 3 статьи 217 БК РФ утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Пунктом 4 статьи 242.4 БК РФ предусмотрено, что при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу государственной власти, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации. В силу пункта 5 названной статьи орган государственной власти, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объёмов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 № 1312-О-О, законоположения главы 24.1 БК РФ направлены на гарантирование полного исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов и в этих целях во взаимосвязи с иными нормами БК РФ ориентируют органы местного самоуправления на включение в состав расходов местного бюджета на соответствующий год бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям (абзац 9 статьи 69 БК РФ).
Кроме того, для случаев превышения сумм взыскания по судебному решению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, они предусматривают механизм оперативной корректировки исполнения местного бюджета, который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о местном бюджете в соответствии с решением руководителя финансового органа муниципального образования (абзац 5 пункта 3 статьи 217 БК РФ).
В силу специального указания пункта 5 статьи 242.2 БК РФ это полномочие руководителя финансового органа муниципального образования – при наличии к тому оснований – является не только правом, но и обязанностью и влечет необходимость принятия всех возможных организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, с учетом конкретных условий исполнения бюджета муниципального образования и с соблюдением правил, установленных действующим бюджетным законодательством.
Внесение изменений в бюджетную роспись в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных обязательств в силу вышеназванных норм является обязанностью руководителя финансового управления, независимо от наличия или отсутствия судебного акта, обязывающего его внести соответствующие изменения в бюджетную роспись.
Ответчиком в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не доказано, что включение рассматриваемых дополнительных бюджетных ассигнований в решение о бюджете на 2016 год повлечет нарушение пунктов 3 и 4 статьи 92.1 БК РФ в части ограничений предельного размера дефицита местного бюджета.
В силу положений пункта 5 статьи 242.2 БК РФ и части 5 статьи 200 АПК РФ администрация в рамках настоящего дела должна была доказать, что предприняла все предусмотренные законом действия, направленные на исполнение вступивших в законную силу судебных актов. Однако такие доказательства администрация суду не представила. Из материалов дела не следует, что администрация обращалась в суд с ходатайствами об отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов. Отсутствуют доказательства исполнения юридической обязанности по подготовке проекта соответствующего решения о внесении изменений в решение о бюджете и по его направлению представительному органу муниципального образования в случае, если такое изменение бюджетной росписи может повлечь за собой изменение решения о бюджете муниципального образования.
Бездействие администрации, выразившееся в неисполнение возложенной на нее законом обязанности по исполнению судебных актов в трехмесячный срок, противоречит статье 16 АПК РФ и статье 242.2 БК РФ, а, следовательно, является незаконным. Указанное бездействие нарушает права и законные интересы заявителя.
С учетом изложенного, требования общества подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, исполнительный лист Арбитражного суда Архангельской области серии ФС № 005197762, выданный 12.11.2015 в целях принудительного исполнения решения суда от 24.12.2014 по делу № А05-13875/2014, возвращен обществу 08.04.2016. Информация о его повторном предъявлении к исполнению у суда отсутствует.
В силу изложенного, суд считает возможным возложить на администрацию обязанность при повторном предъявлении обществом исполнительного листа Арбитражного суда Архангельской области серии ФС № 005197762 к исполнению совершить предусмотренные частями 4 - 7 статьи 242.2 БК РФ действия.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с ответчика в пользу заявителя подлежат взысканию 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлине.
Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Савинское», выразившееся в неисполнении исполнительного листа Арбитражного суда Архангельской области серии ФС № 005197762, выданного 12.11.2015 в целях принудительного исполнения решения суда от 24.12.2014 по делу № А05-13875/2014.
Обязать администрацию муниципального образования «Савинское» при предъявлении обществом с ограниченной ответственностью «Савинскжилсервис» исполнительного листа Арбитражного суда Архангельской области серии ФС № 005197762, выданного 12.11.2015 в целях принудительного исполнения решения суда от 24.12.2014 по делу № А05-13875/2014, к исполнению совершить предусмотренные частями 4 - 7 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации действия.
Взыскать с администрации муниципального образования «Савинское» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Савинскжилсервис» 3000 расходов по оплате государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Л.В. Шишова