ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-5252/13 от 10.07.2013 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

15 июля 2013 года

г. Архангельск

Дело № А05-5252/2013

Резолютивная часть решения объявлена 10 июля 2013 года.

Решение в полном объёме изготовлено 15 июля 2013 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Звездиной Л.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пермиловским М.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кадастровое бюро" (ОГРН <***>; место нахождения: 163060, <...>) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; место нахождения: 115054, <...>) о признании незаконным решения, при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1 (доверенность от 22.04.2013),

от ответчика – ФИО2 (доверенность от 28.01.2013),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Кадастровое бюро" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ответчик, Учреждение) о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета от 22.03.2013 №09/13-14683 в части несоответствия заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости требованиям Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В судебном заседании представитель заявителя свои требования поддержал.

Представитель ответчика с требованиями заявителя не согласился по доводам, изложенным в отзыве.

Судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.

Общество посредством заполнения формы заявления на официальном сайте учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.rosreestr.ru) 11 марта 2013 года подало заявление №11-6973027 о государственном кадастровом учете объекта недвижимости. К указанному заявлению Обществом был приложен межевой план по образованию земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с разрешенным использованием земельного участка – для эксплуатации многоквартирного жилого дома.

По результатам рассмотрения представленного Обществом заявления и межевого плана Учреждением было принято решение №29/13-14683 от 22.03.2013 об отказе в осуществлении кадастрового учета. Данное решение ответчик мотивировал тем, что заявление не соответствовало требованиям Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (части 5 статьи 21). Помимо этого, в решении указано, что границы земельного участка, о кадастровом учете которого было подано заявление, пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 29:15:120401:242, сведения о котором содержаться в государственном кадастре недвижимости.

Общество, полагая, что данное решение в части указания на необходимость внесения в заявление ссылки на норму федерального закона, устанавливающую момент возникновения права на объект недвижимости, нарушает его права и законные интересы и не соответствует приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 28.12.2009 №555 "О порядке представления в орган кадастрового учета при постановке на кадастровый учет объекта недвижимости заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования, подтверждения получения органом кадастрового учета указанных заявления и документов, а также засвидетельствования верности электронного образа документа, необходимого для кадастрового учета объекта недвижимости" (далее – Приказ №555), обратилось в арбитражный суд. При этом заявитель ссылается на то, что форма заявления, утвержденная Приказом №555, не предусматривает возможность указания нормы федерального закона, которая устанавливает момент возникновения права на объект недвижимости.

В отзыве ответчик ссылается на то, что отсутствие в форме заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости строки, предусматривающей указание нормы федерального закона, которая устанавливает момент возникновения права на объект недвижимости, не освобождает заявителя от обязанности указывать подобную норму. Ответчик также указал, что в случае подачи заявления на бумажном носителе названную норму необходимо указывать на свободном поле бланка, а в случае подачи заявления в электронном виде к нему следует прикладывать отдельный документ с указанием нормы федерального закона, которая устанавливает момент возникновения права на объект недвижимости.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, объяснения представителей сторон, суд пришёл к следующим выводам.

Федеральным законом от 29.12.2004 №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (части 2, 5 стать 16).

Согласно частям 1-3 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее – Закон №221-ФЗ) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или сведений осуществляются на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом №221-ФЗ для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Кадастровый учет в связи с изменением любых сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.

Часть 1 статьи 21 Закона №221-ФЗ предусматривает, что при постановке на учет объекта недвижимости заявление и необходимые для кадастрового учета документы могут быть представлены в орган кадастрового учета в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Данный порядок установлен Приказом №555, в котором указано, что заявление представляется в орган кадастрового учета в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя (пункт 3); межевой план земельного участка, технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства представляются в орган кадастрового учета в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью изготовивших их кадастрового инженера (пункт 4).

На основании пункта 9 Приказа №555 заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета в форме электронных документов по выбору заявителя, в том числе посредством отправки через официальный сайт органа кадастрового учета в сети Интернет по адресу: www.rosreestr.ru.

В силу пункта 11 Приказа №555 содержание заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, представляемого в форме электронного документа, должно соответствовать форме заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, утвержденной приказом Минюста России от 20.02.2008 №34 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества".

Между тем указанный приказ был признан утратившим силу в соответствии с приказом Минюста Российской Федерации от 09.12.2011 №420 "О признании утратившим силу Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 20 февраля 2008 г. №34".

В настоящий момент форма заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости утверждена приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.09.2011 №529 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества" (далее – Приказ №529).

Частью 5 статьи 21 Закона №221-ФЗ предусмотрено, что если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета в отношении объекта недвижимости, право собственности на который считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости должно содержать указание на норму федерального закона, устанавливающую момент возникновения права.

Указанная норма была введена пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 08.12.2011 №423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации" (далее – Закон №423-ФЗ).

Материалами дела подтверждается, а ответчиком не оспаривается, что Обществом были поданы заявление и межевой план в форме электронных документов посредством отправки через официальный сайт Учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.rosreestr.ru.

Судом установлено, что форма заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, утвержденная Приказом №529, не содержит положения об указании в нем ссылки на норму федерального закона, которая устанавливает момент возникновения права на объект недвижимости. Более того, согласно представленной в материалы дела распечатке скриншотов формы заявления, размещенной на сайте Учреждения, данная форма также не содержит графы или ячейки для указания нормы федерального закона, устанавливающей момент возникновения права на объект недвижимости.

Вместе с тем в решении Учреждения №29/13-14683 от 22.03.2013 об отказе в осуществлении кадастрового учета указано, что подобная ссылка должна быть в заявлении в силу части 5 статьи 21 Закона №221-ФЗ. Однако положения части 5 статьи 21 Закона №221-ФЗ в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона №423-ФЗ применяются только к отношениям, связанным с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность и возникшим после дня вступления в силу данного закона.

Таким образом, ссылка Учреждения на часть 5 статьи 21 Закона №221-ФЗ несостоятельна.

Доводы ответчика о том, что в случае подачи заявления на бумажном носителе норму федерального закона, которая устанавливает момент возникновения права на объект недвижимости, заявителю необходимо указывать на свободном поле бланка, а в случае подачи заявления в электронном виде к нему следует прикладывать отдельный документ с указанием названной нормы, судом отклоняются. Согласно части 4 статьи 21 Закона №221-ФЗ орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные данным законом, а также документы, которые в соответствии со статьей 22 Закона №221-ФЗ запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение органа, осуществляющего публичные полномочия, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании такого решения недействительным.

В данном случае судом установлено несоответствие решения ответчика статьям 16, 21 Закона №221-ФЗ и Приказу №529 в части указания на необходимость внесения в заявление ссылки на норму федерального закона, устанавливающую момент возникновения права на объект недвижимости, а также нарушение оспариваемой частью решения прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности. Поэтому требования Общества подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

признать недействительным проверенное на соответствие нормам Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" решение федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" № 29/13-14683 от 22.03.2013 об отказе в осуществлении кадастрового учета, принятое в отношении общества с ограниченной ответственностью "Кадастровое бюро", в части указания на необходимость внесения в заявление о постановке на кадастровый учет ссылки на норму федерального закона, устанавливающую момент возникновения права на объект недвижимости.

Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Кадастровое бюро".

Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Кадастровое бюро" 2000 рублей расходов по государственной пошлине.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Л.В. Звездина