ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-5286/2021 от 09.07.2021 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

июля 2021 года

г.Архангельск

Дело № А05-5286/2021    

Резолютивная часть решения объявлена июля 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено июля 2021 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Юринской И.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Печурой М.А.,

рассмотрев в судебном заседании 09 июля 2021 года дело по заявлению администрации муниципального образования «Малодорское» Устьянского района Архангельской области (ОГРН <***>; адрес: 165224, Архангельская область, с.Малодоры Устьянского района, ул.Центральная, д.14)

к Управлению федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; адрес: 163069, <...>)

о признании недействительным представления,

при участии в заседании представителей: от заявителя – не явились, от ответчика – ФИО1 по доверенности от 24.12.2020,

установил:

администрация муниципального образования «Малодорское» Устьянского района Архангельской области (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным представления от 19.03.2021 №24-46-14/47-20, внесенного Управлением федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ответчик).

Ответчик с требованиями заявителя не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.

Основанием для обращения в суд послужили следующие обстоятельства.

Управлением Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 11.01.2021 № 2 в период с 25 января 2021 года по 2 февраля 2021 года в отношении Администрации муниципального образования «Малодорское» Устьянского района Архангельской области проведена камеральная внеплановая проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетной субвенции на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, за 2019 год (ИКМ-2021-ВК.000.0018-2400.018), акт проверки от 2 февраля 2021 года.

В ходе проверки установлено, что в нарушение статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», пунктов 1, 2 Методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 № 258, Правил расходования местными бюджетами субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2005 № 625, средства субвенции, выделенные на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, фактически направлены на цели, не соответствующие целям, установленным нормативными правовыми актами, а именно на оплату услуг по предоставлению лицензии на сумму 38 397,00 рублей, что в соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием средств федерального бюджета.

19.03.2021 УФК по АО и НАО в адрес администрации внесено представление № 24-46-14/47-20, согласно которому ответчик требует устранить нарушение путем возврата бюджетных средств в сумме 38 397,00 рублей в бюджет Архангельской области для последующей передачи в федеральный бюджет и принять меры по устранению его причин и условий, не позднее 60 календарных дней со дня получения настоящего Представления.

Не согласившись с вынесенным представлением, администрация обратилась в суд с настоящим заявлением. Как полагает администрация, в её действиях не допущено нецелевого использования средств федерального бюджета. В обоснование своей позиции заявитель указывает, что методика расходования поселениями средств указанной субвенции Правительством Российской Федерации не утверждена. Кроме того, заявитель ссылается на то, что посредством автоматизированной системы АС «СМЕТА» учитывается индивидуальная информация о сотрудниках, хронология их движения (прием, перевод, увольнение, совместительство в пределах штатного расписания), ведется автоматический расчет заработной платы в разрезе источников финансирования, кодов бюджетной классификации, с учетом районных и северных коэффициентов, расчет налогов и отчислений по заработной плате, а также для учета объема затрат на обеспечение мебелью, инвентарем, оргтехникой, средствами связи, расходными материалами указанного работника. АС «Бюджет поселения» позволяет организовать этапы исполнения бюджета в условиях кассового обслуживания в территориальных органах Федерального казначейства, обеспечивает учет показателей в части доходов, расходов, ведение сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств, ведение кассового плана, учет поступлений бюджетных средств, учет межбюджетных трансфертов, ведение бюджетного учета, формирование бюджетной отчетности. По мнению заявителя, вышеуказанное неразрывно связано, в том числе, с содержанием в штате администрации работника по осуществлению первичного воинского учета.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика, суд пришел к выводу об отсутствии основания для удовлетворения заявленных требований.

Согласно положениям статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для признания недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений отнесен к контрольной деятельности Федерального казначейства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в том числе проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания  (пункт 2).

Согласно пункту 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1092, при осуществлении полномочий, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, предписания и уведомления о применении бюджетных мер принуждения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению: 1) требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) определено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона № 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций.

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон № 53-ФЗ) полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, где отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов (первичный воинский учет), передаются соответствующим органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов. Средства на осуществление передаваемых полномочий предусматриваются в виде субвенций в федеральном бюджете. Средства на реализацию данных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 № 258 «О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты» (далее - Правила).

Согласно пункту 4 Правил предоставление субвенций органам местного самоуправления из бюджета субъекта Российской Федерации в целях финансового обеспечения   исполнения   органами   местного   самоуправления   полномочий   по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, осуществляется в порядке, установленном статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 19 Закона № 131-ФЗ федеральный закон, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета для осуществления соответствующих полномочий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 № 258 «О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты» утверждена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты (далее - Методика).

В соответствии с пунктом 1 Методики распределение субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации производится в целях финансирования расходов на осуществление передаваемых Российской Федерацией органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов полномочий на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты (далее - субвенции).

В соответствии с пунктом 2 Методики размер субвенции, предоставляемой субъекту Российской Федерации, определяется следующими показателями затрат:

расходы    на    оплату    труда    военно-учетных    работников,    включая соответствующие начисления на фонд оплаты труда;

- расходы на оплату аренды помещений;

- расходы на оплату услуг связи;

- расходы на оплату транспортных услуг;

- командировочные расходы;

- расходы на оплату коммунальных услуг;

-   расходы на обеспечение мебелью, инвентарем, оргтехникой, средствами связи, расходными материалами.

В соответствии с законом Архангельской области от 17.12.2018 № 35-4-03 «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (таблица № 14 приложения 19) и Решением Собрания депутатов Муниципального образования «Устьянский муниципальный район» от 21.12.2018 № 49 «О бюджете муниципального образования «Устьянский муниципальный район» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (Приложение № 23) МО «Малодорское» распределены субвенции на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты на 2019 год в сумме 108 100,00 рублей.

В соответствии со статьей 38 БК РФ бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Правила расходования местными бюджетами субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2005 № 625 (далее - Правила расходования).

Согласно пункту 2 Правил расходования субвенции из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Между Администрацией МО «Малодорское» и ООО «Информационные системы и технологии» заключен договор от 28.12.2018 № 106-ТС-К на оказание услуг по предоставлению лицензии (далее - договор от 28.12.2018 № 106-ТС-К).

Оплата по договору от 28.12.2018 № 106-ТС-К произведена платежным поручением от 21.11.2019 № 373869 на сумму 14 130,00 рублей за счет средств Субвенции; платежным поручением от 24.05.2019 № 121160 на сумму 14 130,00 рублей за счет средств Субвенции;  платежным поручением от 24.07.2019 № 807053 на сумму 14 130,00 рублей, в том числе за счет средств Субвенции в размере 10 137,00 рублей.

Как установлено в ходе проверки, программное обеспечение, лицензия на которое приобретена на средства субвенции, используется для автоматизации деятельности организаций и не является необходимой для осуществления полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.

На основании изложенного суд соглашается с позицией ответчика, согласно которой в нарушение статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ   «О   воинской   обязанности   и   военной   службе»,   пунктов   1,   2   Методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты и правил предоставления субвенций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 № 258, Правил расходования местными бюджетами субвенций из бюджета субъекта российской федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2005 № 625, Субвенция фактически направлена Администрацией на цели, не соответствующие целям, установленным правовыми актами, а именно на оплату услуг по предоставлению лицензии на сумму 38 397 рублей, что в соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием средств федерального бюджета.

Довод Администрации об отсутствии бюджетного нарушения в связи с отсутствием утвержденной методики расходования субвенции из федерального бюджета, судом не принимается, поскольку данное обстоятельство не исключает требование о целевом расходовании бюджетных средств. Цели, на которые выделяются средства субвенции из федерального бюджета на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, определены пунктом 2 Методики.

Кроме того, при вынесении оспариваемого представления, Управление обоснованно руководствовалось, в том числе и Правилами расходования местными бюджетами субвенций из бюджета субъекта российской федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2005 № 625.

Таким образом, оснований для признания представления недействительным не имеется.

Руководствуясь статьями 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления о признании недействительным, проверенного на соответствие нормам действующего законодательства ненормативного правового акта - представления № 24-46-14/47-20 от 19.03.2021, принятого Управлением Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в отношении администрации муниципального образования «Малодорское» Устьянского района Архангельской области.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

И.С. Юринская