АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
27 июня 2011 года
г. Архангельск
Дело № А05-5362/2011
Резолютивная часть решения объявлена 27 июня 2011 года
Решение в полном объёме изготовлено 27 июня 2011 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.
рассмотрел в судебном заседании дело №А05-5362/2011 по заявлению
Государственного учреждения «Отдел внутренних дел по Шенкурскому муниципальному району» (ОГРН 2102907002482)
к предпринимателю Борисову Виктору Федоровичу (ОГРН 308290724700043)
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
В заседании суда не принимали участие представители сторон, извещённые о времени и месте судебного заседания.
Протокол судебного заседания вела помощник судьи Ястребова Н.Л.
Суд установил следующее:
Государственное учреждение «Отдел внутренних дел по Шенкурскому муниципальному району» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Арохангельской области с заявлением к предпринимателю Борисову Виктору Федоровичу (далее - предприниматель) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом в отсутствие специального разрешения (лицензии).
Основанием является протокол 29 АВ №502 «об административном правонарушении» от 23 мая 2011 года.
Ответчик в отзыве факт совершения административного правонарушения признал, просит рассмотреть дело без его участия.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное дело подведомственно арбитражному суду.
Поводом к возбуждению заявителем дела об административном правонарушении в отношении ответчика послужили следующие обстоятельства:
23.05.2011 ОВД по Шенкурскому району Архангельской области по требованию прокуратуры от 08.05.2011 №1254ж11 проведена проверка осуществления перевозки пассажиров внутренним водным транспортом индивидуальным предпринимателем Борисовым Виктором Фёдоровичем.
В ходе проверки установлено, что предприниматель осуществляет перевозку пассажиров лодкой «Прогресс» Р8125 АС при отсутствии специального разрешения (лицензии) с апреля 2011 года по день проверки за наличный расчёт через реку Вага.
По результатам проверки в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, составлен протокол об административном правонарушении 29 АВ №015-142 от 23.05.2011. Предприниматель в письменных объяснениях в протоколе факт нарушения подтвердил, просит рассмотреть дело без его участия.
Определением №502 от 23.05.2011 материалы дела об административном правонарушении в отношении Борисова В.Ф. переданы на рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Суд, проанализировав представленные материалы, пришёл к следующим выводам:
В соответствии с подпунктом 58 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по осуществлению перевозок внутренним водным транспортом пассажиров подлежит лицензированию.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 490 в редакции от 24.09.2010 (далее - Положение о лицензировании), одним из лицензионных условий при осуществлении перевозок пассажиров является наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или ином законном основании судов, предназначенных для перевозок пассажиров, допущенных к плаванию в соответствии с требованиями Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ).
Статьей 23 КВВТ предусмотрено, что плавание судов по внутренним водным путям допускается только под Государственным флагом Российской Федерации. Такое право возникает с момента государственной регистрации судна в Государственном судовом реестре Российской Федерации, реестре арендованных иностранных судов или судовой книге.
В силу пункта 1 статьи 16 КВВТ судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.
Согласно пункту 1 статьи 17 КВВТ государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.
Государственную регистрацию судов, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, осуществляют органы, уполномоченные на то Правительством Российской Федерации. Порядок государственной регистрации судов в судовой книге устанавливается указанными органами (пункт 4 статьи 17 КВВТ).
Постановлением Правительства Российской Федерации 23.12.2004 N 835 утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Государственная инспекция по маломерным судам).
В силу подпункта 4 пункта 5 данного Положения Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.
В соответствии с пунктом 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.06.2005 N 500 (в ред. Приказа МЧС РФ от 21.07.2009 N 424), государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;
прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемые в целях мореплавания.
Из материалов дела усматривается, что 10.09.2008 государственным инспектором по маломерным судам Л.В. Ульяновским Государственной инспекции по маломерным судам по Архангельской области осуществлена государственная регистрация судна в судовой книге; судовладельцу (Борисов В.Ф.) выдан судовой билет серии Г N 407347 маломерного судна вместимостью 0,5 тонны, пассажировместимостью 5 человек, оборудованного двигателем мощностью 25 л.с. (двигатель ЯМАХА 25 заводской номер 1034444); согласно отметкам в судовом билете ежегодные технические освидетельствования пройдены 10.09.2008, 05.05.2009, 25.04.2010, 21.04.2011.
Маломерные суда не подлежат регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации, поскольку не соответствуют техническим требованиям, содержащимся в пункте 1 статьи 17 КВВТ.
Судно в соответствии с требованиями КВВТ допущено к плаванию по внутренним водным путям под Государственным флагом Российской Федерации с 10.09.2008 - даты его государственной регистрации в судовой книге.
Следовательно, при осуществлении перевозки пассажиров предприниматель должен был иметь лицензию на право осуществления данной деятельности.
Препятствий к соблюдению Борисовым В.Ф. иных лицензионных требований и условий, предъявляемых при осуществлении перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, судом не выявлено.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрено исключений, позволяющих осуществлять без лицензии перевозки внутренним водным транспортом пассажиров с использованием маломерных судов, государственная регистрация которых произведена не в Государственном судовом реестре Российской Федерации государственными речными судоходными инспекциями бассейнов, а в судовых книгах Государственными инспекциями по маломерным судам.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Представленными в дело доказательствами (протоколом об административном правонарушении, объяснениями предпринимателя, документами о праве собственности на маломерное судно, копией судового билета и т.п.) подтверждается, что имело место событие административного правонарушения, и документально подтверждён факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Проверив полномочия должностного лица ОВД по Шенкурскому району на составление протокола об административном правонарушении, соблюдение положений КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, суд не находит процессуальных нарушений, которые препятствовали бы полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела в суде.
На момент рассмотрения дела в арбитражном суде не истёк срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Судом установлено, что между предпринимателем и МО «Шенкурское» заключён договора от 08.04.2011 о взаимодействии в пожаротушении, согласно которому предприниматель обязался оказывать услуги по перевозке пожарных и мотопомпы МП-800 на левый берег реки Вага, организация лодочной переправы через реку Вага на 2011 год и тарифы на перевозку пассажиров согласованы с Отделом ГО и ЧС; между администрацией МО «Шенкурский муниципальный район» и предпринимателем заключён договор на выполнение неотложных работ №5 от 06.04.2011, согласно которому предприниматель принял на себя обязанности по перевозке людей и экстренных грузов в паводковый период, используя собственную моторную лодку «Прогресс» Р8125 АС, лодка в установленном порядке прошла ежегодные технические осмотры, в том числе и в 2011 году.
С учетом характера административного правонарушения, имущественного положения предпринимателя Борисова В.Ф., нахождение на его иждивении несовершеннолетнего ребёнка (копия свидетельства о рождении), наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств, а также то, что административное нарушение совершено впервые, ранее предприниматель к административной ответственности не привлекался, предприниматель не совершал действий, свидетельствующих об уклонении его от административной ответственности, деятельность не повлекла ущерба и вреда жизни и здоровью граждан, суд пришел к выводу о том, что в соответствии со статьёй 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеются основания для освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 14.1, статьёй 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Освободить индивидуального предпринимателя Борисова Виктора Федоровича, 24 февраля 1954 года рождения, уроженца Тарнянского сельсовета Шенкурского района Архангельской области, зарегистрированного Инспекцией МНС РФ по Шекнкурскому району в статусе индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером ОГРН 308290724700043, проживающего по адресу: 165160, Архангельская область, Шенкурский район, г.Шенкурск, ул. Набережная, д.4, кв.1, от административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ограничившись устным замечанием.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья
Е.И. Бекарова