ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-5395/16 от 08.06.2017 АС Архангельской области

  Решения арбитражных судов. Электронное правосудие         // .b-popupDocumentBody{ font-size: 12px; font-family: arial,sans-serif; } .b-popupDocumentBody .text{ color: #383c45; padding: 0 20px 20px 20px; } .b-popupDocumentBody .text h1, .b-popupDocumentBody .text h2, .b-popupDocumentBody .text h3, .b-popupDocumentBody .text h4, .b-popupDocumentBody .text h5, .b-popupDocumentBody .text h6 { margin: 10px 0; text-align: center; background: none; color: #383c45; } .b-popupDocumentBody .text p{ margin: 10px 0; } .b-popupDocumentBody .image{ text-align: center; padding: 20px 20px 0 20px; margin-bottom: 40px; } ////  

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

16 июня 2017 года

г. Архангельск

Дело № А05-5395/2016

Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2017 года

Решение в полном объёме изготовлено 16 июня 2017 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Калашниковой В.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Тропниковой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН <***>; Россия, 163000, <...>) к муниципальному образованию «Холмогорский муниципальный район» в лице Администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» (ОГРН <***>; Россия, 164530, <...>) о взыскании 4 365 550 руб. (с учетом уточнения размера искового требования от 08.06.2016 №203/03-28/4011),

при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, - Контрольно-счетной палаты Архангельской области (г.Архангельск, пл.имени В.И. Ленина, д.);

В заседании суда приняли участие:

от заявителя – ФИО1 по доверенности;

от ответчика – ФИО2 по доверенности;

от третьего лица – ФИО3 по доверенности; ФИО4 по доверенности,

Суд установил следующее:

Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к муниципальному образованию «Холмогорский муниципальный район» в лице Администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» (далее – ответчик, администрация МО «ХМР») о взыскании 4 365 550 руб. задолженности по субсидии на подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса к отопительному периоду за 2010-2011 и 2011-2012 годы, в том числе:

- по муниципальному образованию «Емецкое» - в размере 2 500 000 руб. (на приобретение котла отопительного КВУ-1000 д.Мыза МО «Емецкое»);

- по муниципальному образованию «Холмогорское» - в размере 708 000 руб. за 2010/2011 годы (на капительный ремонт котлоагрегата ДКВР с.Холмогоры МО «Холмогорское»), и в размере 1 157 550 руб. (на капитальный ремонт котла на котельной РТП и замену двух дымососов на котельной РТП) (с учетом письменных дополнений к иску от 08.06.2016 №203/03-28/4011).

Определением от 19.05.2016 исковое заявление Министерства принято судом к производству. Этим же определением суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, Контрольно-счетную палату Архангельской области (далее – третье лицо, КСП), проводившую проверку обоснованности расходования средств областного бюджета МО «ХМР».

Ответчик с исковыми требованиями Министерства не согласен по основаниям, изложенным в отзыве. Ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности по взысканию предоставленных субсидий в 2010 и 2011 годах, поскольку с исковым заявлением Министерство обратилось непосредственно в суд только 18.05.2016. В удовлетворении предъявленных исковых требований просит отказать.

Третье лицо представило в материалы дела письменное мнение от 14.06.2016 №01-02/571, в котором требование истца поддерживает в полном объеме, считает их обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Определением суда от 17.06.2016 производство по настоящему делу по ходатайству ответчика было приостановлено в предварительном судебном заседании до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Архангельской области по делу №А05-14667/2014.

Решением от 22.03.2016 по делу №А05-14667/2014 суд удовлетворил требования Министерства частично. Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2016 решение суда было изменено, заявленные Министерством требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.02.2016 постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2016 по делу №А05-14667/2014 оставлено без изменения, а кассационная жалоба муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» в лице Администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» - без удовлетворения.

Определением от 18.04.2017 суд возобновил производство по делу, поскольку обстоятельства, вызвавшие приостановление производства по делу устранены.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика поддержал заявление о применении срока исковой давности по заявленному требованию Министерства.

Представители КСП поддержали позицию истца, считают, что срок исковой давности следует исчислять с момента вынесения в адрес Министерства и получения последним представления третьего лица от 15.05.2013 №2 (вход.№203-935 от 20.05.2013).

Заслушав представителей сторон, оценив и исследовав доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела в соответствии с законами Архангельской области от 20.09.2005 №84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» (далее - Закон №84-5-ОЗ), от 15.12.2009 №118-9-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» (далее - Закон №118-9-ОЗ), от 21.12.2010 №243-18-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» (далее - Закон №243-18-ОЗ) органы местного самоуправления Архангельской области в 2010 - 2011 годах наделялись государственными полномочиями по предоставлению субсидий на подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса к отопительному периоду 2010/2011 года и 2011/2012 года соответственно.

В целях реализации приведенных областных законов постановлениями Правительства Архангельской области от 06.07.2010 №198-пп; от 25.01.2011 №11-пп утверждены порядки предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области (далее - Порядок 2010, Порядок 2011).

Из положений пункта 1 Порядка 2010, Порядка 2011 следует, что субсидии бюджетам муниципальных образований Архангельской области предоставлялись Министерством в соответствии с заключенными соглашениями о взаимодействии по предоставлению и расходованию субсидий (далее - соглашения). Субсидии перечисляются в порядке межбюджетных отношений в доходы местных бюджетов.

Между Министерством и МО «ХМР» 19.07.2010 заключены соглашения о предоставлении субсидии бюджету МО «ХМР» на подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса к отопительному периоду 2010-2011 года №19/1 (далее – соглашение №19/1) и №19/3 (далее – соглашение №19/3), к отопительному периоду 2011-2012 года от 02.06.2011 №4/1/2011 (далее – соглашение №4/1/2011.

В соответствии с предоставленными полномочиями, планом работы и распоряжениями председателя КСП АО провела в МО «ХМР» проверку обоснованности предоставления и расходования средств областного бюджета за 2010 - 2011 годы и текущий период 2012 года.

КСП АО выявила и отразила в акте проверки от 01.04.2013 нецелевое использование средств субсидии: по МО «Емецкое» на подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса к отопительному периоду 2010/2011 годов на сумму 2 500 000 руб.; по МО «Холмогорское» на подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса к отопительному периоду 2010/2011 годов в сумме 708 000 руб., на подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса к отопительному периоду 2011/2012 в сумме 1 157 500 руб.

КСП АО в адрес Министерства выдала представление от 15.05.2013 №2, в котором указала на необходимость принятия мер по восстановлению в областной бюджет излишне выплаченных сумм субсидии из областного бюджета за 2010 - 2012 года.

На основании представления от 15.05.2013 №2 Министерство направило в адрес Администрации требования о возврате в областной бюджет излишне перечисленных средств субсидии (от 17.06.2013 №203/06-04/1973 и от 13.12.2013 №203/06-04/5395), которые оставлены Администрацией без исполнения.

Названные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно пункту 14 Порядка 2010, пункту 13 Порядка 2011 в случае выявления Министерством невозможности использования субсидии на установленные цели, либо отсутствия необходимости использования субсидии на установленные цели, либо нарушения условий предоставления субсидии указанные средства подлежат возврату в областной бюджет.

В силу пункта 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для обращения уполномоченного государственного органа в суд с исковым заявлением о возмещении ущерба, причиненного субъекту Российской Федерации, является неисполнение предписания о возмещении причиненного ущерба нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

КСП АО в рамках проверки организации бюджетного процесса, исполнения бюджета МО «ХМР», использования средств областного бюджета, проведена встречная проверка в МО «Холмогорское» и МО «Емецкое» за период 2010-2011 и текущий период 2012 года, составлены акты от 25.06.2012 и от 08.11.2012. По результатам проверки отдельных вопросов организации Администрацией МО «ХМР» бюджетного процесса за 2010-2011 годы и текущий период 2012 года выявленные нарушения отражены в соответствующем акте от 01.04.2013, в том числе нарушение ею бюджетного законодательства Российской Федерации ввиду излишней выплаты межбюджетных трансфертов МО «Емецкое» и МО «Холмогорское».

В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В силу статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Пунктом 1 статьи 200 названного Кодекса предусмотрено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Постановлением Правительства Архангельской области от 15.12.2009 №184-пп утвержден Порядок осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, в том числе путем проведения проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Финансовый контроль осуществляется субъектами финансового контроля путем проведения ревизий и проверок.

Субъекты финансового контроля проводят ревизии (проверки) государственных учреждений Архангельской области не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год. Данный порядок действовал в спорный период.

Рассматриваемые в настоящем деле проверки проведены в установленные названным Порядком сроки.

Таким образом, принимая во внимание, что акты проверок КСП АО, в которых сделаны выводы о наличии выявленных нарушений, датированы 25.06.2012 (МО «Холмогорское»), 08.11.2012 (МО «Емецкое»), 01.04.2013 (МО «ХМР»), а непосредственно в арбитражный суд с иском истец обратился 18.05.2016, срок исковой давности в данном случае пропущен, и оснований для удовлетворения иска в данном случае не имеется. Требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Данную позицию относительно начала течения срока исковой давности высказали суды апелляционной, кассационной инстанций по делу №А05-14667/2014 между теми же сторонами и лицами, участвующими в настоящем деле.

В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное обстоятельство не подлежит доказыванию вновь при рассмотрении настоящего дела, в котором участвуют те же лица.

Согласно пункту 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Поскольку истцом пропущен срок исковой давности и об этом факте заявлено ответчиком, то в удовлетворении исковых требований к Администрации следует отказать.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

В.А. Калашникова