АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
05 июля 2013 года
г. Архангельск
Дело № А05-5402/2013
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шадриной Е.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1022900536010; место нахождения: 163060, г.Архангельск, ул.Урицкого, дом 47)
к индивидуальному предпринимателю Зелянину Владимиру Павловичу (ОГРН 304290314600060; место жительства: 164545, Архангельская область, д.Коскошино п/о Зачачье Холмогорского района; 164500, Архангельская область, г.Северодвинск)
о привлечении к административной ответственности,
установил: Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – заявитель, административный орган, УГАДН по Архангельской области и НАО) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Зелянина Владимира Павловича (далее – ответчик, предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Стороны о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены надлежащим образом.
Предприниматель определение суда от 08.05.2013 не исполнил: мотивированный отзыв на заявление не представил, о наличии смягчающих административную ответственность обстоятельств не сообщил.
Основанием для обращения в суд послужили следующие обстоятельства.
Зелянин Владимир Павлович зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304290314600060; имеет лицензию регистрационный номер АСС-29-201051 сроком действия с 28.01.2010 по 28.01.2015 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
Как следует из материалов дела, на основании приказа начальника Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта И.В. Пинаевского от 29.03.2013 № 126-АТ в отношении предпринимателя в период с 04.04.2013 по 30.04.2013 проведена плановая документарная проверка соблюдения обязательных требований и условий, предусмотренных Федеральными законами и иными нормативными правовыми и нормативными техническими актами, касающимися автомобильного транспорта. Данная проверка проведена в связи с поступлением информации о фактах причинения (угрозы причинения) вреда жизни, здоровью граждан в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 24.03.2013 с участием автобуса MAN LIONS государственный регистрационный номер АС847/29.
В ходе указанной проверки выявлены следующие нарушения:
1. подпункта «г» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», так как автобус MAN LIONS государственный регистрационный номер АС847/29, используемый для перевозки пассажиров по заказам и по маршрутам общего пользования, не оснащен аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а именно: на данный автобус установлен телематический терминал, однако проведение тестирования предпринимателем не обеспечено в связи с этим на автобус не выдан документ, подтверждающий оснащение транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
2. статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а именно:
- не назначено должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения (в ходе проверки приказ о назначении ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения не представлен);
- не проводятся послерейсовые медицинские осмотры водителей автобусов, что выразилось в следующем: при работе на междугородних перевозках, при которых водитель за установленную продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, рейс разделен на две смены (1 смена - движение от начального остановочного пункта в конечный; 2 смена - движение от конечного остановочного пункта в начальный); после прибытия водителя в конечный остановочный пункт ему не проводятся послерейсовые медицинские осмотры (путевые листы №370/30 от 03.03.2013; №388/32 от 06.03.2013; №399/9 от 08.03.2013; №424/36 от 12.03.2013; №432/38 от 14.03.2013; №454/40 от 17.03.2013; №477/42 от 21.03.2013);
- не соблюдается установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей:
в нарушение пункта 5 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 (далее - Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха), задание водителю по времени на движение и стоянку автомобиля (указывается предпринимателем на оборотной стороне путевого листа) составлено с нарушением пункта 19 Положения: на междугородных перевозках водителю Шевелеву В.В. предоставляются специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем менее 15 минут;
в нарушение пункта 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей, количество рабочих часов за отчетный период (месяц при суммированном учете рабочего времени) у водителя Шевелева В.В. в марте составило 175 часов 08 минут при норме 159 часов;
в нарушение пункта 26 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей водителю Шевелеву В.В. за рабочие недели с 04 по 10 марта и с 11 по 17 марта не предоставлялся еженедельный непрерывный отдых в размере 42 часа;
- не соблюдаются требования пункта 5 и подпункта 5 пункта 13 Правил использования тахографов, установленных на транспортные средства, утвержденных приказом Минтранса России от 13.02.2013 № 36, так как водители не обеспечены картами водителя и, следовательно, не производятся выгрузки данных с карт водителя.
Вышеуказанные нарушения отражены в акте проверки от 30.04.2013 № 95/99.
06.05.2013 государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по Архангельской области и НАО Третьяковым Д.А. в присутствии предпринимателя в отношении ответчика составлен протокол № 194 об административном правонарушении, в котором зафиксированы выявленные нарушения, то есть индивидуальный предприниматель Зелянин В.П. нарушил лицензионные требования и условия, предусмотренные специальным разрешением (лицензией) на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек. Тем самым предприниматель совершил административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
В статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Индивидуальный предприниматель Зелянин В.П. имеет действующую лицензию на осуществление перевозок пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, следовательно, должен соблюдать лицензионные требования при осуществлении данной деятельности.
Лицензионные требования при осуществлении указанного вида деятельности определены Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение о лицензировании).
Подпунктом «ж» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок к числу лицензионных требований отнесено использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Порядок оснащения транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS регламентирован Приказом Минтранса РФ от 26.01.2012 № 20 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS".
Согласно пункту 3 Порядка оснащения транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в ходе оснащения транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS осуществляется:
установка на транспортное средство аппаратно-программного устройства для определения текущего местоположения и параметров движения транспортного средства, взаимодействия с автоматизированным центром контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - абонентский телематический терминал);
тестирование абонентского телематического терминала для последующего подключения его к автоматизированному центру контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - АЦКН Ространснадзора);
оформление и выдача владельцу транспортного средства документа, подтверждающего оснащение транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, с включением информации об абонентском телематическом терминале в базу данных АЦКН Ространснадзора.
Подпунктом «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок в число лицензионных требований включено соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в том числе: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны, в том числе: обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации, установлены Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15.
Согласно пункту 5 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей на междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.
В соответствии с пунктом 19 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей на междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт "б" пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется. Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (пункт 5 Положения).
Пунктом 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей предусмотрено, что в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
В пункте 26 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей закреплено, что еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.
Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства, утверждены Приказом Минтранса России от 13.02.2013 N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства".
Согласно пункту 5, подпункту 5 пункта 13 названных Правил водителю передается одна карта водителя; транспортные предприятия выгружают данные с карты водителя каждые 28 дней.
Материалами дела, в том числе копиями путевых листов за март 2013 года (листы дела 24-35), актом проверки от 30.04.2013 № 95/99, протоколом об административном правонарушении от 06.05.2013 № 34 подтверждается, что предприниматель нарушил требования вышеперечисленных нормативных правовых актов. Тем самым допустил нарушение условий осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренных лицензией. Предприниматель доводов и доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, в материалы дела не представил. Как следует из объяснений Зелянина В.П., данных при составлении протокола об административном правонарушении, с выявленными нарушениями предприниматель согласен.
Суд считает, что административное правонарушение совершено ответчиком виновно, поскольку предприниматель имел возможность для соблюдения лицензионных требований. Из материалов дела не усматривается наличие обстоятельств, объективно препятствовавших ответчику соблюсти лицензионные требования.
Суд, изучив материалы дела, пришел к выводу о том, что права и гарантии предпринимателя, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены. На момент рассмотрения дела в суде срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, не истёк. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом.
Суд не усматривает оснований для освобождения предпринимателя от административной ответственности, предусмотренных ст.2.9 КоАП РФ, поскольку совершенное административное правонарушение не может быть признано малозначительным ввиду того, что посягает на правоотношения, регулирующие безопасность перевозки пассажиров.
Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В данном случае, по мнению суда, присутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, поскольку соблюдение лицензионных условий при осуществлении перевозочной деятельности автомобильным транспортом, обусловлено целью обеспечения безопасного функционирования автомобильного транспорта, принадлежащего индивидуальным предпринимателям.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Согласно ч.2 ст.4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В протоколе об административном правонарушении от 06.05.2013 № 34 и в заявлении о привлечении к административной ответственности заявитель указывает, что обстоятельств, отягчающих административную ответственность Зелянина В.П. не выявлено (в течении года к административной ответственности по части 3 стать 14.1 КоАП РФ не привлекался). Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность Зелянина В.П. могут являться раскаяние и признание своей вины.
По мнению суда, применение в данном случае наказания в виде предупреждения не будет способствовать достижению целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, а фактически освободит предпринимателя от реальной ответственности.
Кроме того, суд принимает во внимание характер и значительное количество допущенных предпринимателем нарушений, которые были выявлены заявителем в ходе внеплановой документарной проверки.
На основании изложенного с учетом характера административного правонарушения, наличия обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что предприниматель Зелянин В.П. подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 3000 рублей, то есть в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной статьи.
В соответствии со ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения по следующим реквизитам: получатель: Управление федерального казначейства по Архангельской области (администратор штрафа - Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта). Расчётный счёт 40101810500000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Архангельской области, БИК 041117001, ОКАТО 11401000000, ИНН 2901043148/290101001. Код бюджетной классификации 106 116 900 400 460 00 140.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, принудительное исполнение решения арбитражного суда производится в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Руководствуясь статьями 202-206, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Привлечь Зелянина Владимира Павловича, 18.07.1967 года рождения, уроженца д. Заболотье Холмогорского района Архангельской области, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304290314600060, место регистрации: 164545, Архангельская область, Холмогорский район, д. Коскошино, дом 42; место жительства: 164500, Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Победы, дом 45, кв.94, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья
Е.Н. Шадрина