АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Архангельск
Дело №
А05-5455/2008
23 июля 2008 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Низовцевой А.М.
при ведении протокола судебного заседания судьей, рассматривающим дело,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Архангельского регионального общественного фонда поддержки и реабилитации инвалидов «Единение»
к Муниципальному образованию «Приморский муниципальный район»
о взыскании 120 181 руб. 92 коп.
при участии в судебном заседании представителей:
истца – ФИО1 (управляющего)
ответчика – ФИО2 (доверенность от 11.03.08)
установил: Архангельский региональный общественный фонд поддержки и реабилитации инвалидов «Единение» (далее – истец) обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Приморский муниципальный район» (далее – ответчик) о взыскании в порядке субсидиарной ответственности 120 181 руб. 92 коп., взысканных с Коскогорской сельской администрации решением суда от 03.03.2005 по делу № А05-25928/04-3.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика иск не признал по мотивам, изложенным в отзыве на иск, в котором ссылается на то, что после исключения ликвидируемого учреждения из Единого государственного реестра юридических лиц привлечение субсидиарного должника к ответственности невозможно.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме с учетом следующих обстоятельств.
Решением арбитражного суда Архангельской области от 03 марта 2005 года по делу № А05-25928/04-3 с Коскогорской сельской администрации муниципального образования «Приморский район» в пользу истца взыскано 188 195 руб. 50 коп. долга за работы по текущему ремонту отопительных систем, выполненные по договору № 06 от 01.10.2003, и 17 953 руб. 85 коп. процентов за период просрочки с 12.03.2004 по 01.12.2004.
На основании решения суда выдан исполнительный лист № 1/048203 от 15.04.2005.
Истец направил вышеуказанный исполнительный лист для принудительного исполнения решения суда в службу судебных приставов-исполнителей по Приморскому району, в связи с чем 03 мая 2005 года было возбуждено исполнительное производство № 4192-05/05.
20 октября 2005 года принято постановление главы МО «Приморский район» № 306 «О мероприятиях в связи с ликвидацией сельских администраций МО «Приморский район», в соответствии с которым Коскогорская сельская администрация ликвидируется и назначена ликвидационная комиссия.
В связи с этим судебный пристав-исполнитель письмом от 21.03.2006 № 01-24/1793 направил исполнительный лист для дальнейшего исполнения в части оставшейся непогашенной суммы в размере 120 181 руб. 92 коп. ликвидационной комиссии Коскогорской сельской администрации.
Из письма ликвидационной комиссии Коскогорской сельской администрации № 5 от 13.04.07, акта сверки дебиторской задолженности по состоянию на 22.11.2006, а также писем администрации МО «Приморский муниципальный район» от 09.06.06 и от 27.11.07 следует, что задолженность перед истцом по исполнительному листу № 1/048203 включена в промежуточный ликвидационный баланс Коскогорской сельской администрации.
26 декабря 2007 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об исключении Коскогорской сельской администрации в связи с ее ликвидацией. Это подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 29 № 001705328 от 26.12.2007.
Поскольку денежные средства, взысканные решением суда от 03.03.2005 по делу № А05-25928/04-3, в полном объеме не оплачены, истец обратился в суд с иском о взыскании с Муниципального образования «Приморский муниципальный район» оставшейся суммы размере 120 181 руб. 92 коп. в порядке субсидиарной ответственности на основании статей 63 и 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из Положения о Коскогорской сельской администрации МО «Приморский район», утвержденного решением собрания депутатов № 149 от 18.09.2002, следует, что Коскогорская сельская администрация является органом местного самоуправления и имеет статус юридического лица. В соответствии с разделом 2 названного Положения имущество сельской администрации является муниципальной собственностью МО «Приморский район» и закрепляется за ней на праве оперативного управления.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что Коскогорская сельская администрация являлась муниципальным учреждением, созданным для осуществления управленческих функций, собственником имущества которого выступало МО «Приморский район».
В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. В силу пункта 2 бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества учреждения.
На основании статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации для применения субсидиарной ответственности к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности основного должника, первоначально кредитор должен обратиться с соответствующим требованием к основному должнику.
Ранее к основному должнику Коскогорской сельской администрации истец обращался с требованием о взыскании задолженности, что подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Как следует из пункта 2 статьи 62 названного кодекса, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным Кодексом, другими законами.
В силу пункта 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 указанного кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Согласно пункту 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.
Таким образом, в соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для привлечения к ответственности субсидиарного должника по обязательствам ликвидированного учреждения является установление факта недостаточности у учреждения денежных средств, позволяющих удовлетворить заявленные требования кредитора, а также предъявление требований ликвидационной комиссии.
Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что истец предъявлял требования ликвидационной комиссии Коскогорской сельской администрации и задолженность по исполнительному листу № 1/048203 от 15.04.2005 была включена в реестр кредиторской задолженности ликвидируемого учреждения. Из ликвидационного баланса Коскогорской сельской администрации от 19.12.2007 усматривается, что к окончанию процедуры ликвидации задолженность ликвидируемого учреждения перед кредиторами всех очередей составила 1 900 709 руб. 40 коп., что значительно превысило оставшиеся у учреждения активы.
Поскольку требования истца были включены в реестр кредиторов ликвидируемого учреждения, а Коскогорская сельская администрация несмотря на отсутствие денежных средств, необходимых для завершения расчетов с истцом, была ликвидирована, требования истца о привлечении ответчика как собственника имущества Коскогорской сельской администрации к субсидиарной ответственности законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы ответчика о том, что после исключения ликвидируемого учреждения из Единого государственного реестра юридических лиц привлечение субсидиарного должника к ответственности невозможно, суд находит неправомерными. Как указано в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации», пунктами 1, 2, 6 статьи 63 и пунктом 5 статьи 64 Кодекса определено, что правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого учреждения обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации учреждения. Следовательно, истец, требования которого были предъявлены ликвидационной комиссии, после исключения ликвидируемого учреждения из Единого государственного реестра юридических лиц не утратил право на привлечение ответчика к субсидиарной ответственности в силу пункта 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 7 вышеназванного Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации при удовлетворении требования о привлечении собственника к субсидиарной ответственности по долгам учреждения, суду в резолютивной части решения следует указывать, что соответствующий долг учреждения взыскивается с Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования соответственно, а не с органов, выступающих от имени публично-правовых образований.
В связи с вышеизложенным, 120 181 руб. 92 коп., взысканных с Коскогорской сельской администрации решением суда от 03.03.2005 по делу № А05-25928/04-3, в порядке субсидиарной ответственности взыскивается с муниципального образования «Приморский муниципальный район» как собственника имущества за счет его казны.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Взыскать с муниципального образования «Приморский муниципальный район» за счет средств казны муниципального образования «Приморский муниципальный район» в пользу Архангельского регионального общественного фонда поддержки и реабилитации инвалидов «Единение» в порядке субсидиарной ответственности 120 181 руб. 92 коп., 3 903 руб. 64 коп. расходов по государственной пошлине.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
А.М. Низовцева