ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-5470/16 от 21.07.2016 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

июля 2016 года

г. Архангельск

Дело № А05-5470/2016   

Резолютивная часть решения объявлена июля 2016 года

Решение в полном объёме изготовлено июля 2016 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Панфиловой Н.Ю.,   

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Левобережье-3" (ОГРН <***>; место нахождения:Россия, 163039, <...>; <...>)

к государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 163072, <...>)

о признании недействительным предписания № А-10/02-12/680 от 18.04.2016 в части,

В заседании суда принимали участие представители:

заявителя –ФИО1 (доверенность от 01.02.2016);

ответчика – ФИО2.(доверенность от 11.01.2016)

Суд установил следующее:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Левобережье-3" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением исх. № 03/03/2016-С от 16.05.2016 о признании недействительными пунктов № 1, 2 предписания государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее – ответчик, Инспекция) № А-10/02-12/680 от 18.04.2016 об устранении выявленных нарушений.

Представитель заявителя  в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам заявления.  Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал по доводам отзыва и дополнения к отзыву.

Поводом к оспариванию предписания послужили следующие фактические обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела.

На основании распоряжения руководителя государственной жилищной инспекции Архангельской области от 14.04.2016 №А-10/01-15/1415 о проведении внеплановой выездной проверки с целью рассмотрения обращения жильца дома №35 по ул.Цигломенской в г.Архангельске с жалобой на ненадлежащее содержание и ремонт жилого дома, инспекцией проведена проверка содержания и ремонта жилого дома.

В ходе проведения проверки  18.04.2016 инспекцией выявлены нарушения требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания  общего имущества  в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, а  именно:

1.аварийное   состояние   печного   фундамента   и   печного стояка   квартир №6,8;

2.  не  обеспечена  безопасность  для проживания людей,   а именно:   не  приняты меры по  предупреждению дальнейшего развития деформаций печного  фундамента  и  отопительных печей,    не    проводятся    внеплановые    осмотры    аварийных конструкций здания.

По результатам проверки составлен Акт  от 18.04.2016 и выдано Предписание об устранении выявленных нарушений от № А-10/02-12/680 от 18.04.2016 ООО «УК «Левобережье-3» в срок до 19.05.2016.

Заявитель, полагая, что пункты 1 и 2 предписания вынесены с нарушением требований закона и нарушают его права, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. В обоснование своей позиции ООО «УК «Левобережье-3» ссылается на то, что за аварийное состояние печного фундамента и печного стояка квартир № 6, 8 дома № 35 по ул. Цигломенской Управляющая компания ответственности не несет. Аварийное состояние печного фундамента и печного стояка квартир № 6, 8 является не результатом действия или бездействия Управляющей компании, а последствием несвоевременного выполнения капитального ремонта основных конструктивных элементов дома и ненадлежащего поддержания помещений данного дома в состоянии, пригодном для проживания. Данный дом в аварийном состоянии, а часть помещений являются непригодными для проживания.

Подполье данного дома постоянно затопляется дождевыми и талыми водами, что наносит вред фундаменту здания и не позволяет выполнить ремонтные работы по восстановлению печного фундамента. Для устранения затопления необходимо восстановить дренажно-ливневую канализацию.

Управляющей компанией предпринимались все возможные меры по предупреждению дальнейшего развития деформаций печного фундамента и отопительных печей, а так же сотрудниками Управляющей компании выполнялись осмотры аварийных конструкций здания.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд пришёл к следующим выводам.

Согласно ст. 20 ЖК РФ и Положению о государственной жилищной инспекции Архангельской области, утвержденному постановлением администрации области от 07.06.2007г. № 110-па, Инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор. Правовая основа осуществления государственного жилищного надзора, в том числе порядок организации и проведения проверок, права и обязанности органов государственного надзора, их должностных лиц установлены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Требованиями ст. 20 ЖК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 294 установлена обязанность органа государственного контроля выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем  обязательных требований.

Судом установлено, что на основании Договора  № 3489р/Л1 управления от 15.01.2016 ООО «УК «Левобережъе -3» является управляющей компанией дома № 35 по ул. Цигломенской.

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников жилого помещения) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (далее - Минимальный перечень), а также Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170), которые является обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и организациями, осуществляющими управление жилищным фондом.

В названных документах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.

В ходе проверки установлено аварийное   состояние   печного   фундамента   и   печного стояка   квартир №6,8, чем нарушены п.1, 16 Минимального перечня.

В силу п. 1 Минимального перечня установлено, что работы, выполняемые в отношении всех видов фундаментов:

проверка технического состояния видимых частей конструкций с выявлением:

признаков неравномерных осадок фундаментов всех типов;

коррозии арматуры, расслаивания, трещин, выпучивания, отклонения от вертикали в домах с бетонными, железобетонными и каменными фундаментами;

поражения гнилью и частичного разрушения деревянного основания в домах со столбчатыми или свайными деревянными фундаментами;

при выявлении нарушений - разработка контрольных шурфов в местах обнаружения дефектов, детальное обследование и составление плана мероприятий по устранению причин нарушения и восстановлению эксплуатационных свойств конструкций.

Пунктом 16 Перечня к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания печей, каминов и очагов в многоквартирных домах отнесены:

определение целостности конструкций и проверка работоспособности дымоходов печей, каминов и очагов;

устранение неисправностей печей, каминов и очагов, влекущих к нарушению противопожарных требований

Указывая в качестве оснований  нарушение Обществом  пунктов 1,16  Минимального перечня, Инспекция фактически вменяет ему в вину доведение печного фундамента и стояка до аварийного  состояния в результате ненадлежащего содержания жилого дома,  а в качестве устранения выявленного нарушения предполагается восстановление эксплуатационных характеристик печного фундамента и стояка  квартир № 6 и 8.

Между тем, из материалов дела видно, что Договор  № 3489р/Л1 управления ООО «УК «Левобережъе -3»  по  дому № 35 по ул. Цигломенской  заключен лишь  15.01.2016, а внеплановая проверка  проведена Инспекцией  уже 18.04.2016.

В материалах дела имеются заключения межведомственной комиссии № 136 от 14 октября 2011 г. и № 154 от 20 сентября 2013 года, согласно которым квартиры № 1, 2, 7, 8 данного дома признанны непригодными для проживания.

Согласно акта обследования межведомственной комиссии № 136 от 14 октября 2014 года фундамент дома состоит частично из деревянных свай, частично из железобетонных столбов, наблюдается обрастание мхом железобетонных столбов, гниение деревянных свай и искривление горизонтальных линий цоколя, в стенах наблюдаются трещины, поражение гнилью, значительные прогибы перекрытий и обрушение балок цокольного перекрытия. В квартире № 1 и № 2 данного дома из-за неудовлетворительного технического состояния основных несущих конструкций и основных ограждающих конструкций наблюдаются глубокие трещины примыканий печных стояков к перекрытию, печи плохо топятся. Требуется расселение жильцов квартир № 1,2.

Согласно акта обследования межведомственной комиссии № 154 от 20 сентября 2013 года фундамент дома состоит частично из деревянных свай, частично из железобетонных столбов, наблюдается обрастание мхом железобетонных столбов. гниение деревянных свай и искривление горизонтальных линий цоколя, в стенах наблюдаются трещины, значительные прогибы перекрытий и обрушение балок цокольного перекрытия. В квартире № 7 и № 8 данного дома из-за неудовлетворительного технического состояния основных несущих конструкций и основных ограждающих конструкций наблюдаются деформация стен, глубокие трещины примыканий печных стояков к перекрытию, печи плохо топятся, не держат тепло, при топке дымят. Требуется расселение жильцов квартир № 7, 8.

Следовательно, аварийное состояние печного фундамента и  стояка вызвано неудовлетворительным состоянием основных несущих конструкций и основных ограждающих конструкций дома и не связано с неправомерными действиями управляющей компании.

Восстановление печного фундамента и печного стояка непосредственно связанно с восстановлением несущих и ограждающих конструкций здания. Вследствие неудовлетворительного состояния основных конструкций печи все равно будут плохо топиться и  дымить, что само по себе уже является аварийным, поскольку нарушается пожарная безопасность. 

Таким образом, в восьмиквартирном доме половина квартир признана непригодными для проживания и требующими расселения, в том числе квартира № 8. Квартира № 6 не признана непригодной для проживания, однако, по объяснениям представителя Общества в данной квартире живет собственник, не заботящийся о надлежащем состоянии своего жилого помещения, печь в квартире № 6 фактически отсутствует, имеется лишь задняя стенка, что видно из имеющихся в  деле фотографий и Инспекцией не оспаривается.

 Восстановление печи и печного стояка в квартире № 6  невозможно без желания собственника. В материалах дела имеется Уведомление  в адрес нанимателя квартиры № 8 о запрещении эксплуатации печей отопления, из которого видно, что 01.04.2016, т.е. до проведения проверки Инспекцией, Общество  предупредило нанимателя о необходимости проведения работ по демонтажу печного стояка квартир № 6,8, поскольку  есть угроза обрушения печи. Однако, наниматель  не разрешила демонтировать печь, о чем имеется ее личное объяснение. ( л.д.33). Аналогичные объяснения наниматель квартиры № 8 дала в Акте технического осмотра от 20.04.2016 ( л.д.27).

Необходимым требованием к предписанию  является его исполнимость. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что предписание от 18.04.2016 о восстановлении печного фундамента и печного стояка могло быть реально  исполнено в срок до 19.05.2016., а равно не имеется доказательств возможности исполнения  предписания в этой части в принципе  в ветхом доме, требующем расселения жильцов, в котором капитальный ремонт нецелесообразен.

При таких обстоятельствах п.1 оспариваемого предписания подлежит признанию недействительным.

Во 2 пункте предписания Общество указано обеспечить безопасность  для проживания людей,   а именно:   принять меры по  предупреждению дальнейшего развития деформаций печного  фундамента  и  отопительных печей,    проводить    внеплановые    осмотры    аварийных конструкций здания.

Соответственно, в качестве нарушений вменено  невыполнение указанных требований и несоблюдение пунктов 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.4.3, 2.5.3 Правил № 170.

Согласно п. 2.1.1. Правил частичные - осмотры, которые предусматривают осмотр отдельных элементов здания или помещений. При выявлении деформации конструкций и неисправности инженерного оборудования, нарушающих условия нормальной эксплуатации, должны проводиться внеочередные (неплановые) осмотры.

На основании п. 2.1.2. Правил организация проведения осмотров и обследований жилых зданий осуществляется следующим образом: частичные плановые осмотры конструктивных элементов и инженерного оборудования проводятся специалистами или представителями специализированных служб, обеспечивающих их техническое обслуживание и ремонт.

В силу прямого указания п. 2.1.3. Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна принимать срочные меры по обеспечению безопасности людей, предупреждению дальнейшего развития деформаций, а также немедленно информировать о случившемся его собственника или уполномоченное им лицо.

Капитальный ремонт в домах, подлежащих сносу, восстановление и благоустройство которых выполнять нецелесообразно, в течение ближайших 10 лет, допускается производить в виде исключения только в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся срок ( п.2.4.3 Правил).

Как указано в п. 2.5.2. все конструкции, находящиеся в аварийном состоянии, должны быть обеспечены охранными устройствами, предупреждающими их обрушение.

Учитывая изложенные выше нормы Правил, следует вывод о том, что пункт 2 Предписания предполагает в качестве нарушения непроведение  управляющей компанией на момент  проверки  внеочередных  частичных осмотров  печного фундамента  и печного стояка; необеспечение аварийных печных конструкций  охранными устройствами, предупреждающих обрушение.

По запросу суда Инспекция в дополнительном отзыве указала, что возможно усиление межэтажного перекрытия, установка поддерживающих устройств, установка городков и выполнение иных конкретных мер, которые должны быть определены самой управляющей компанией в зависимости от обстоятельств.

Ни в ходе проверки, ни в  ходе судебного разбирательства не представлены доказательства проведения Обществом внеочередных  частичных осмотров  печного фундамента  и печного стояка. Доказательства невозможности проведения таких осмотров   Обществом в материалы дела не представлены.

В Акте обследования межведомственной комиссии № 154 от 20 сентября 2013, на который ссылается Общество, указано на необходимость управляющей компании до расселения жильцов квартир  вести контроль за технических состоянием основных несущих и ограждающих конструкций здания и в случае ухудшения его технического состоянии своевременно принимать меры по поддерживающему ремонту и проведению охранных мероприятий ( л.д.25).

Кроме того, Обществом не представлено доказательств невозможности осуществления охранных мероприятий, предупреждающих обрушение,  связанных  с обеспечением безопасности  жильцов.

Объяснения представителя Общества в ходе судебного разбирательства о фактической невозможности осуществления охранных мероприятий, не подтверждены ни одним  доказательством и не могут быть приняты во внимание как документально неподтвержденные.

Кроме того, материалами дела не подтверждается довод Общества о том, что  техподполье дома залито дренажными водами.  Обществом представлена лишь переписка между Обществом и Департаментом городского хозяйства, в которой Общество просит провести работы по восстановлению дренажно-ливневой канализации, в том числе у спорного дома. Однако, такая переписка не отменяет обязанность Общества доказать  обстоятельства, на которых оно основывает свои доводы, а именно, о том, что  техподполье дома залито дренажными водами.

Иных доказательств невозможности  исполнить  п.2 оспариваемого Предписания Обществом не представлено и судом не установлено. В силу вышеуказанных норм Правил № 170 Общество обязано выполнить указанные в п. 2 предписания мероприятия, доказательства их выполнения суду не представлены.

Как указано в п.3.2 Постановления Пленума ВАС РФ № 11 от 17.02.2011 признание жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции само по себе не является обстоятельством, исключающим обязанность по содержанию этого дома в необходимых объемах до отселения проживающих в нем лиц и при ненадлежащем содержании возможность привлечения виновных лиц к ответственности.

Управляющие организации выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Добровольно принимая на себя обязанность  по управлению ветхим и аварийным жилым фондом, управляющая организация принимает на себя все связанные с этим  риски и обязана обеспечить безопасность жильцов вплоть до их расселения, неся за это все предусмотренные законом  виды ответственности.  

При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для признания недействительным п.2 предписания. 

На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению частично. В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать недействительным, проверенный на соответствие нормам Жилищного кодекса РФ, пункт 1 Предписания Государственной жилищной инспекции Архангельской области об устранении выявленных нарушений от 18.04.2016 №А-10/02-12/680, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Левобережье-3".

Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  заявителя.

В удовлетворении остальной части  заявленных требований отказать.

Взыскать с ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Левобережье-3" 3000 рублей расходов по государственной пошлине.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Н.Ю. Панфилова