Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Архангельск
Дело №
А05-5532/2008
18 июля 2008 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Крылова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Крыловым В.А.,
рассмотрев в судебном заседании 16 июля 2008 года дело по заявлению
заявитель - Открытое акционерное общество "Аэропорт Архангельск"
1-й ответчик - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
2-й ответчик - Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
о признании недействительным отказа об исключении открытого акционерного общества "Аэропорт Архангельск" из категории крупнейших налогоплательщиков и обязании исключить налогоплательщика из категории крупнейших налогоплательщиков,
при участии в заседании представителей:
от заявителя : ФИО1 ( доверенность от 14.02.2008 г.); ФИО2 ( доверенность от 15.07.2008 г.);
от 1-го ответчика : ФИО3 ( доверенность от 11.12.2007 г.);
от 2-го ответчика : ФИО4 ( доверенность от 10.01.2008 г.);
установил:
Открытое акционерное общество "Аэропорт Архангельск" ( далее – заявитель, общество) обратилось в суд с требованием к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ( далее – 1-ый ответчик) и к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ( далее - 2-й ответчик) о признании недействительным отказа об исключении заявителя из категории крупнейших налогоплательщиков и обязании исключить налогоплательщика из категории крупнейших налогоплательщиков.
В ходе судебного разбирательства, заявитель обратился к суду с ходатайством об уточнении заявленного требования.
Открытое акционерное общество «Аэропорт Архангельск» просит суд признать отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об исключении ОАО «Аэропорт Архангельск» из категории крупнейших налогоплательщиков незаконным и обязать ответчиков исключить налогоплательщика из категории крупнейших совершением соответствующих действий: УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу издать соответствующий приказ о передаче на налоговый учет ОАО «Аэропорт Архангельск» из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Архангельску, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу снять с учета ОАО «Аэропорт Архангельск» из категории крупнейших налогоплательщиков и организовать работу по такой передаче.
Уточнение заявленного требования не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц, в соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимается судом. При этом фактически обществом заявлено требование о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и Управления ФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об исключении ОАО «Аэропорт Архангельск» из категории крупнейших налогоплательщиков. Остальная часть сформулированного заявителем требования представляет собой указание на определенные действия, которые, по мнению общества, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, должны совершить налоговые органы для устранения допущенных нарушений прав и законных интересов налогоплательщика.
Представители ответчиков считают, что действия налоговых органов соответствуют нормам налогового законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с уведомлением о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика ОАО «Аэропорт Архангельск» поставлено на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика 14.09.2006г. Из пояснений представителей сторон следует, что постановка на учет общества в качестве крупнейшего налогоплательщика была произведена по согласованию налогового органа с руководством предприятия, хотя на момент постановки на учет (14.09.2006 г.) общество не соответствовало критериям, установленным для крупнейших налогоплательщиков.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 346.26 НК РФ единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности не применяется в случае осуществления их налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса. (в ред. Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2008г.). Установив, что с 2008 г. общество фактически лишено возможности исчислять и уплачивать единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налогоплательщик обратился в налоговый орган.
На основании заявления от 04.04.2008 исх. № 1099 ОАО «Аэропорт Архангельск» просило Управление ФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, а также Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу снять общество с учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, в связи с тем, что заявитель не соответствовал критериям, установленным для крупнейших налогоплательщиков.
В соответствии с письмом от 16.04.2008 №12-27/05977 Управление ФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу сообщило заявителю, что в соответствии с Критериями отнесения организаций – юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровне, утвержденных приказом ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308, к организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, может быть отнесена организация, включенная в утвержденный в установленном порядке перечень стратегических предприятий, организаций и стратегических акционерных обществ, у которых один из перечисленных ниже показателей имеет следующие значения:
сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции которых составляет более 27 000 000 рублей в год;
сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 20 процентов от общей суммы выручки;
среднесписочная численность работающих свыше 100 человек;
доля вклада учредителя (государство) составляет свыше 50%.
ОАО «Аэропорт Архангельск» в соответствии с Указом Президента РФ от 04.08.2004 г. №1009 включено в перечень стратегических акционерных обществ, доля государства в уставном капитале заявителя составляет 51 %. На основании изложенного, Управление ФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу пришло к выводу о том, что оснований для снятия заявителя с учета в качестве крупнейшего налогоплательщика не имеется.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу письмом от 22.04.2008 №03-18/03103 сообщила обществу , что ответ на его заявление направлен письмом Управления ФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 16.04.2008 №12-27/05977
Не согласившись с действиями ( бездействием) налоговых органов, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением. В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
При постановке на учет в качестве крупнейших налогоплательщиков 14.09.2006 общество не соответствовало установленным критериям, следовательно, общество было неправомерно поставлено на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Постановка на учет была произведена с согласия руководства общества, так как никаких ограничений для указанной категории налогоплательщиков в налоговом законодательстве на тот момент не имелось. С 01.01.2008 г. единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности не применяется в случае осуществления их налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших, соответственно, данное обстоятельство приводит к снижению доходов предприятия и его финансовой устойчивости.
Приказ Министерства по налогам и сборам России от 16.04.2004 г. N САЭ-3-30/290@), а также приказ Федеральной налоговой службы РФ от 16 мая 2007 г. N ММ-3-06/308@, которыми установлены критерии отнесения организаций – юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровне, по мнению заявителя, не являются нормативно-правовыми актами подлежащими обязательному применению, так как не зарегистрированы и не опубликованы в установленном порядке.
Суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает определение особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков и предоставляет это право Министерству финансов Российской Федерации ( пункт 1 статьи 83 НК РФ).
Регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации подлежат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (пункт 8 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763).
По заключению Минюста РФ (Письмо Минюста РФ от 18.08.2003 N 07/8437-ЮД ) Приказ МНС РФ от 10.08.2001 №БГ-3-08-279 «Об утверждении критериев отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию в налоговых органах федерального, окружного и регионального уровня, который действовал до издания Приказа Министерства по налогам и сборам России от 16.04.2004 г. N САЭ-3-30/290@), в государственной регистрации не нуждается.
Соответственно, суд считает, что аналогичные приказы: приказ Министерства по налогам и сборам России от 16.04.2004 г. N САЭ-3-30/290@), а также приказ Федеральной налоговой службы РФ от 16 мая 2007 г. N ММ-3-06/308@, которыми установлены критерии отнесения организаций – юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровне, также не подлежат государственной регистрации. Указанные приказы изданы в соответствии с пунктом 1 статьи 83 НК РФ , довод заявителя о том, что указанные приказы не подлежат применению судом признается необоснованным.
Приказом Федеральной налоговой службы РФ от 16 мая 2007 г. N ММ-3-06/308@, которым руководствовались налоговые органы при рассмотрении заявления налогоплательщика, утверждены Критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях (далее - Критерии).
В качестве таких критериев законодатель установил, во-первых, показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации, во-вторых, взаимозависимость между организациями.
В соответствии с пунктом 3 Критериев к организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, может быть отнесена организация, включенная в утвержденный в установленном порядке перечень стратегических предприятий, организаций и стратегических акционерных обществ, у которых один из перечисленных ниже показателей имеет следующие значения: 3.1. сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции которых составляет более 27 000 000 рублей в год; 3.2. сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 20 процентов от общей суммы выручки; 3.3. среднесписочная численность работающих свыше 100 человек; 3.4. доля вклада учредителя (государство) составляет свыше 50%.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ», ОАО «Аэропорт Архангельск» включено в перечень стратегических акционерных обществ, доля государства в уставном капитале общества составляет 51 %, из пояснений представителей сторон следует, что среднесписочная численность работающих составляет более 100 человек. Данные обстоятельства заявителем не оспариваются.
Таким образом, на момент направления обществом в налоговые органы заявления от 04.04.2008 исх. № 1099 о снятии с учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, а также на момент рассмотрения указанного заявления налоговыми органами, заявитель соответствовал установленным критериям отнесения организаций – юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне.
В обоснование заявленного требования заявитель ссылается, в том числе, на то, что пунктом 3 Критериев ( утверждены Приказом Федеральной налоговой службы РФ от 16 мая 2007 г. N ММ-3-06/308@) установлено, что указанные организации подлежат налоговому администрированию на федеральном уровне, в связи с чем постановка на учет и нахождение на налоговом учете в Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, т.е. на региональном уровне, является неправомерным.
Указанный довод судом отклоняется по следующим основаниям.
Пунктом 2 Приказа МНС России от 16.04.2004 г. N САЭ-3-30/290@) «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций – юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях» установлено, что администрирование крупнейших налогоплательщиков происходит на федеральном и региональном уровнях
На федеральном уровне администрирование осуществляется в специализированных (по отраслевому принципу) межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, на региональном уровне - в межрайонных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, создаваемых в структуре управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Приказа N САЭ-3-30/290@ организации, относящиеся к крупнейшим налогоплательщикам и подлежащие налоговому администрированию на федеральном уровне, до постановки на учет в Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам подлежат налоговому администрированию в межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.
При этом, нормативными документами не регламентирован срок нахождения организаций в Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам до их постановки на учет в Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, соответственно суд приходит к выводу о том, что нахождение налогоплательщика на налоговом учете в Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу не противоречит действующим нормам налогового законодательства.
С точки зрения обеспечения гарантий прав налогоплательщиков необходимо, чтобы налоговый орган, который осуществляет налоговое администрирование, являлся звеном единой централизованной системы налоговых органов, как это предусматривает п. 1 ст. 30 Налогового кодекса Российской Федерации. Очевидно, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу входит в единую централизованную систему налоговых органов, нарушения прав и интересов налогоплательщика при его нахождении на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу суд не усматривает.
Довод заявителя о том, что он подлежит снятию с учета, так как первоначально был поставлен на налоговый учет в качестве крупнейшего налогоплательщика без наличия соответствующих оснований судом отклоняется.
При рассмотрении настоящего дела суд устанавливает законность действий налогового органа, выразившихся в отказе в снятии заявителя с учета в качестве крупнейшего налогоплательщика. Действия налоговых органов по постановке на учет заявителя в качестве крупнейшего налогоплательщика в 2006 г. при рассмотрении настоящего дела заявителем не оспариваются, проверка их обоснованности и законности не относится к компетенции суда при рассмотрении настоящего дела.
Суд также принимает во внимание, что процедура постановки на учет крупнейших налогоплательщиков осуществляется без участия налогоплательщиков и не влечет для них неблагоприятные имущественные последствия или нарушение их прав.
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает определение особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков и предоставляет это право Министерству финансов Российской Федерации ( пункт 1 статьи 83 НК РФ).
Соответствие налогоплательщика установленным критериям, позволяющим отнести его к крупнейшим налогоплательщикам, находится в ряду специальных оснований, по которым подлежат постановке на учет в налоговых органах отдельные категории налогоплательщиков.
Подобное регулирование, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 16 июля 2004 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений части второй ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации, обусловлено юридически значимыми объективными различиями между налогоплательщиками и потому само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равенства, который гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной и той же категории, и не исключает в отношении лиц, принадлежащих по условиям и роду деятельности к другим категориям налогоплательщиков, возможность установления иных правовых предписаний.
Соответственно, отсутствие для заявителя, который относится к категории крупнейших налогоплательщиков, возможности применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности не может рассматриваться как обстоятельство, нарушающее принцип равенства, который гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной и той же категории, и не исключает в отношении лиц, принадлежащих по условиям и роду деятельности к другим категориям налогоплательщиков, возможность установления иных правовых предписаний. Указанное обстоятельство не является основанием для исключения заявителя из категории крупнейших налогоплательщиков.
При рассмотрении требования, заявленного к Управлению ФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, суд также принимает во внимание следующие обстоятельства.
Порядок постановки налогоплательщиков на учет в налоговых органах установлен в статье 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). В целях реализации положений Кодекса Приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н утверждены Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков. В соответствии с данным Приказом организации - крупнейшему налогоплательщику должно быть направлено Уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика (далее - Уведомление) по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 26.04.2005 N САЭ-3-09/178.
В силу пунктов 1, 4 Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, утвержденных приказом Минфина России от 11.07.2005 № 85н, постановка на учет крупнейших налогоплательщиков и их снятие с учета в таком качестве осуществляется межрегиональными (межрайонными) ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.
Из материалов дела следует, что уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика ( форма №9-КНУ) от 14.09.2006 г. ОАО «Аэропорт Архангельск» направлено Межрайонной инспекцией ФНС по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Заявителем не представлено суду каких-либо доказательств того, что именно Управление ФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу путем производства соответствующих юридически значимых действий установило для ОАО «Аэропорт Архангельск» статус крупнейшего налогоплательщика в рамках реализации вышеупомянутого приказа Минфина России от 11.07.2005 № 85н. Представленный в материалы дела приказ Управления ФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 06.09.2006 № 433 «О передаче налогоплательщиков на налоговое администрирование из Инспекции ФНС России по г. Архангельску в Межрайонную инспекцию ФНС России № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу» носит внутриведомственный характер и издан в целях организации взаимодействия подведомственных налоговых органов в сфере налогового администрирования.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что Управление ФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу не обладает полномочиями по постановке, снятию с учета организаций в качестве крупнейших налогоплательщиков, либо исключению из категории крупнейших налогоплательщиков.
На основании изложенного, у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленного требования.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16 июля 2008 г.
Дата изготовления (принятия) решения в полном объеме 18 июля 2008 г.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Отказать Открытому акционерному обществу "Аэропорт Архангельск" в удовлетворении заявленного требования о признании незаконными действий (бездействия) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, выразившихся в отказе исключить Открытое акционерное общество "Аэропорт Архангельск" из категории крупнейших налогоплательщиков.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
В.А. Крылов