АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
25 июня 2012 года
г. Архангельск
Дело № А05-5654/2012
Резолютивная часть решения объявлена 19 июня 2012 года
Полный текст решения изготовлен 25 июня 2012 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Максимовой С.А.
при ведении протокола помощником судьи Поповым Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 и 19 июня 2012 года дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1022900536010, место нахождения: 163000, Архангельская область, г. Архангельск, ул. Урицкого, 47)
о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
индивидуального предпринимателя Комарова Юрия Владимировича (ОГРНИП 304290220800108, место жительства: 164500, Архангельская область, г. Северодвинск)
при участии в заседании представителей:
заявителя – Вепрева А.И. по доверенности от 10.01.2012 № 4 (в судебном заседании 14.06.2012),
лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении – Комарова Ю.В., личность установлена (в судебном заседании 14.06.2012), Бабкина А.Н. по доверенности от 14.05.2010 (в судебном заседании 19.06.2012),
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Комарова Юрия Владимировича (далее – Предприниматель) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (протокол об административном правонарушении от 27.04.2012 № 196).
В судебном заседании представитель заявителя на привлечении к ответственности настаивал.
Предприниматель Комаров Ю.В. и его представитель против привлечения к ответственности возражали по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Комаров Юрий Владимирович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304290220800108 и на основании лицензии, выданной 01.08.2009 Управлением государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, регистрационный № АСС-29-200978, осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. Лицензия выдана сроком по 01.08.2014.
Как следует из материалов дела, государственным инспектором УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Вепревым А.И. 28 марта 2012 года в 10 часов 45 минут при проведении контрольно-надзорных мероприятий выявлено, что индивидуальный предприниматель Комаров Ю.В. на автобусе ПАЗ-32054, государственный регистрационный знак АС534/29, под управлением водителя Морозова Е.Н., осуществлял предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, по автобусному маршруту общего пользования № 9 в г. Северодвинске Архангельской области (АТС-ул. Южная-АТС). При этом в верхней части лобового стекла отсутствовал указатель маршрута регулярных перевозок с наименованием начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок, на правой стороне кузова по ходу транспортного средства отсутствовал указатель маршрута регулярных перевозок с наименованием начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов и номером маршрута регулярных перевозок, отсутствовал указатель маршрута на заднем окне с проставленным номером маршрута регулярных перевозок, над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова отсутствовали указания полного или краткого наименования перевозчика, внутри автобуса не была размещена информация о фамилии водителя, а также фамилии кондуктора, об органе, обеспечивающим контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа (наименование, адрес и контактные телефоны), отсутствовали указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, не было правил пользования транспортным средством или выписка из таких правил; билеты, по которым осуществлялся проезд пассажиров по маршруту регулярных перевозок, не содержали обязательного реквизита включающего в себя наименование организации, выдавшей билет; водитель Морозов Е.Н. не был обеспечен путевым листом установленного образца на соответствующее транспортное средство и лицензионной карточкой, о чём в присутствии водителя Морозова Е.Н. и кондуктора Агариной Т.Ю. был составлен акт осмотра автобуса от 28.03.2012 № 79, с которым Морозов Е.Н. и Агарина Т.Ю. ознакомлены под роспись согласно отметке в представленном в материалы дела экземпляре акта.
На основании указанного акта 27 апреля 2012 года государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Вепревым А.И. в соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ в отношении предпринимателя Комарова Ю.В. в его отсутствие составлен протокол № 196 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Протоколом установлено, что предприниматель Комаров Ю.В., допустив нарушения, указанные в акте осмотра автобуса от 28.03.2012 № 79, нарушил требования подпунктов «б» и «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637.
О времени и месте составления протокола предприниматель Комаров Ю.В. уведомлен надлежащим образом извещением от 12.04.2012 № 05-15/1213, направленным в его адрес заказной корреспонденцией и полученным им 17.04.2012 согласно представленной в материалы дела копии уведомления о вручении.
В заявлении в арбитражный суд Управление просит привлечь индивидуального предпринимателя Комарова Ю.В. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Предприниматель представил отзыв на заявленные требования, в котором против привлечения к административной ответственности возражал в связи с тем, что:
автобусного маршрута за № 9 не существует, автобусный маршрут сообщением «АТС - ул. Южная - АТС» нормативным правовым актом органа местного самоуправления не предусмотрен;
перевозка пассажиров 28.03.2012 являлась разовой для определенного круга лиц и осуществлялась по заказу и по данному маршруту, установленному по согласованию между фрахтователем и фрахтовщиком;
Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 года № 112, распространяются на лиц, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки по расписанию, а Предприниматель таким перевозчиком не является;
оснащение автобуса необходимыми табличками, указателями, аншлагами и выдачу водителю транспортного средства соответствующих документов, необходимых для перевозки пассажиров, осуществляет диспетчер в соответствии с должностными обязанностями, возложенными на него должностной инструкцией, однако данное обстоятельство административным органом не исследовалось;
оснащение транспортного средства, предназначенного для перевозки пассажиров
по заказу и обеспечение водителя транспортного необходимыми документами,
регулируется пунктами 94 - 98 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;
протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие защитника, который, наделённый соответствующей доверенностью от Предпринимателя, прибыл в назначенное время к должностному лицу административного органа для составления протокола об административном правонарушении;
защитнику также не была предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, дать объяснения, сделать замечания по содержанию протокола, копия протокола не вручалась;
должностным лицом административного органа в протокол об административном правонарушении была внесена заведомо ложная запись о том, что защитник присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении в качестве представителя.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Предпринимателю в вину вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ данное дело подведомственно арбитражному суду.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, установлен статьёй 28.3 КоАП РФ.
Согласно абзацу первому части 3 статьи 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее - лицензирующий орган).
Таким образом, должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта вправе составлять протоколы об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 4 статьи 28.3 КоАП РФ, перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден приказом Ространснадзора от 30.10.2007 № ГК-938фс.
Согласно пункту 2 названного Перечня протоколы об административных правонарушениях в территориальных органах Ространснадзора вправе составлять должностные лица, на которых возложены функции по контролю и надзору в сфере воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта и дорожного хозяйства: начальник управления; заместитель начальника управления; начальник отдела; заместитель начальника отдела; главный государственный инспектор; старший государственный инспектор; государственный инспектор и иные должностные лица территориальных органов Ространснадзора, уполномоченные осуществлять контрольные и надзорные функции в соответствии с должностными регламентами.
Перечень должностных лиц Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утверждён приказом Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 13.02.2012 № 8-П. К таким лицам, в числе прочих, относятся государственные инспекторы.
При таких обстоятельствах, протокол об административном правонарушении, составленный государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Вепревым А.И., составлен уполномоченным должностным лицом.
Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектом правонарушения в данном случае являются общественные отношения, возникающие при осуществлении лицензируемых видов деятельности.
Объективная сторона выражается в осуществлении определённого вида предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) с нарушением лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и имеющие соответствующие лицензии.
Материалами дела подтверждается и Предпринимателем не оспаривается, что он на основании лицензии осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек.
В рассматриваемом случае Предприниматель на принадлежащем ему автобусе ПАЗ-32054, государственный регистрационный знак АС534/29, под управлением водителя Морозова Е.Н., осуществлял предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, по автобусному маршруту общего пользования № 9 в г. Северодвинске Архангельской области (АТС-ул. Южная-АТС).
При таких обстоятельствах, индивидуальный предприниматель Комаров Ю.В. относится к субъектам административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вопросы лицензирования регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ).
Статьёй 3 Федерального закона № 99-ФЗ установлено, что лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
До 17.04.2012 Порядок лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (далее - перевозки пассажиров) определен в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637.
Пунктом 4 Положения о лицензировании установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в числе прочих, наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении (подпункт «а»); соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»); соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункт «в»); наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации (подпункт «з»).
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются нормами Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ).
В соответствии со статьёй 20 Федерального закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны в числе прочего организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации определены в Положении об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённом приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08 января 1997 года № 2 (далее – Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами), которое является обязательным для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами или их обеспечивающих (к последним относятся автовокзалы, пассажирские автостанции) (пункт 1.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами).
Пунктом 2.3.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами установлено, что владельцы транспортных средств обязаны обеспечить водителей необходимыми путевыми документами (путевыми листами, документами на перевозимый груз, графиками движения установленной формы).
Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (далее – Положение по допуску транспортных средств).
Пунктом 2.1.1 Положений по допуску транспортных средств установлено, что водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов.
Порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок установлены Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее – Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).
Согласно пункту 29 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются: а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; в) на заднем окне транспортного средства; в) на заднем окне транспортного средства.
В соответствии с пунктом 30 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, проставляются наименования начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок.
Пунктом 32 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом установлено, что на указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на правой стороне кузова по ходу транспортного средства, проставляются номер маршрута регулярных перевозок, а также наименования начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов.
В силу пункта 33 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на заднем окне транспортного средства, проставляется номер маршрута регулярных перевозок.
Согласно пункту 36 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом установлено, что над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается полное или краткое наименование перевозчика.
В соответствии с пунктом 37 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация: а) наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора; б) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа; в) номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения; г) стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа; д) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения; е) указатели мест расположения огнетушителей; ж) указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства; з) указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами; и) правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.
Согласно пунктам 42, 43 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам. Билет должен содержать обязательные реквизиты. Формы и обязательные реквизиты билетов представлены в приложении № 1 к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. На билете допускается размещение дополнительных реквизитов.
Как следует из материалов дела, 28.03.2012 предприниматель Комаров Ю.В. осуществлял перевозку пассажиров и багажа на ему автобусе ПАЗ-32054, государственный регистрационный знак АС534/29, под управлением водителя Морозова Е.Н. по автобусному маршруту общего пользования № 9 в г. Северодвинске Архангельской области (АТС-ул. Южная-АТС).
В соответствии с приложением № 1 к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом одной из форм билетов является форма № 3 - разовый билет для проезда в городском и пригородном сообщении в транспортном средстве, в котором приобретен билет.
Пунктом 4 приложения № 1 к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом установлено, что билет по форме N 3 должен включать в себя следующие обязательные реквизиты: а) наименование, серия и номер билета; б) наименование организации, выдавшей билет; в) вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира; г) стоимость билета.
Согласно пункту 10 приложения № 1 к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в реквизите «наименование организации, выдавшей билет» указывается наименование перевозчика (в случае, если билет действителен на маршрутах регулярных перевозок, обслуживаемых только соответствующим перевозчиком) или организации, уполномоченной организовывать регулярные перевозки пассажиров и багажа (в случае, если билет действителен на маршрутах, обслуживаемых несколькими перевозчиками).
Довод предпринимателя Комарова Ю.В. о том, что 28.03.2012 он осуществлял перевозку пассажиров не по регулярному автобусному маршруту общего пользования, а по договору перевозки определённого круга лиц, отклоняется судом как противоречащий материалам дела.
В силу статьи 27 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав) перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме. При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа.
Порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок установлены Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее – Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).
Договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов (пункт 94 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).
В пунктах 95, 96, 97 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом установлено, что транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью «Заказной», размещаемыми: а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; в) на заднем окне транспортного средства.
Вместе с тем, автобус ПАЗ-32054, государственный регистрационный знак АС534/29, не был оформлен надлежащим образом для осуществления перевозок пассажиров по заказу, водитель автобуса не был обеспечен путевым листом и копией договора фрахтования или заказа-наряда.
В своих объяснениях, данных непосредственно в ходе проверочных мероприятий, водитель автобуса Морозов Е.Н. пояснил, что 28.03.2012 осуществлял перевозку пассажиров по маршруту № 9 «АТС-магазин «Южный» по заданию предпринимателя Комарова Ю.В., посадку пассажиров осуществлял на остановках общего пользования, после чего им продавались билеты. Пассажир автобуса ПАЗ-32054, государственный регистрационный знак АС534/29, пояснил, что сел в автобус, чтобы проехать по г. Северодвинску и заплатил за проезд за 15 рублей.
Основания не доверять указанным пояснениям у суда отсутствуют.
С учётом изложенного суд расценивает представление Предпринимателем в суд копии путевого листа от 28.03.2012 № 280312, копии заказа-наряда от 28.03.2012, копии списка пассажиров как способ уклонения от административной ответственности.
Суд также не принимает доводы Комарова Ю.В. о том, что вина за совершённое правонарушения лежит на диспетчере, выпустившем автобус на линию с выявленными нарушениями, поскольку Комаров Ю.В. является обладателем лицензии и именно на нём лежит обязанность по соблюдению лицензионных требований и ответственность за их несоблюдение.
Остальные доводы Предпринимателя, изложенные в отзыве и высказанные в судебном заседании, отклоняются судом как противоречащие материалам дела и не основанные на нормах действующего законодательства.
Отказывая в привлечении к административной ответственности, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. Протокол - это процессуальный документ, составляемый для закрепления сведений, связанных с фактом совершения административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Частями 3 - 5 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из материалов дела следует, что предприниматель Комаров Ю.В., уведомленный о времени и месте составления протокола об административном правонарушении надлежащим образом, на составление протокола не явился, направил своего защитника Бабкина А.Н. по доверенности от 27.04.2012 (копия представлена в материалы дела).
На основании части 1 статьи 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу допускаются адвокат или иное лицо (часть 2 статьи 25.5 КоАП РФ). Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом (часть 3 статьи 25.5 КоАП РФ). Согласно части 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник или представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Таким образом, КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении в качестве защитника лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным предпринимателем. Такое лицо допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении и пользуется всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство.
В протоколе об административном правонарушении от 27.04.2012 № 196 указано, что он был составлен в присутствии представителя Комарова Ю.В. Бабкина Александра Николаевича, который ознакомился с материалами дела, письменных пояснений и (или) объяснений не представил.
При этом в протоколе в нарушение статьи 28.2 КоАП РФ отсутствует отметка об ознакомлении Бабкина А.Н. с правами, предусмотренными статьёй 51 Конституции Российской Федерации, статьёй 25.2 КоАП РФ, отсутствует отметка об ознакомлении с протоколом или об отказе от ознакомления с ним. Как следует из положений части 5 статьи 28.2 КоАП РФ, составление протокола оканчивается подписанием должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Поскольку в данном случае протокол подписан в отсутствие представителя Предпринимателя, следовательно, он составлен в его отсутствие.
Представитель административного органа в судебном заседании не оспаривал, что протокол об административном правонарушении составлялся в отсутствие Бабкина А.Н. При этом пояснил, что Бабкин А.Н., явившийся для составления протокола об административном правонарушении, ознакомился с материалами дела и после того, как ему было разъяснено, что в его доверенности нет полномочий на получение копии протокола об административном правонарушении, дожидаться составления протокола не стал. В свою очередь, права, предусмотренные статьёй 51 Конституции Российской Федерации, статьями 24.4, 25.1, 25.5 КоАП РФ были разъяснены Комарову Ю.В. в извещении от 12.04.2012 № 05-15/1213, направленным в его адрес заказной корреспонденцией и полученным им 17.04.2012 согласно представленной в материалы дела копии уведомления о вручении.
В судебном заседании представитель Бабкин А.Н. пояснил, что он являлся к должностному лицу административного органа для составления протокола, ознакомился с материалами дела, однако ему было сказано, что протокол будет составлен позднее, соответствующие права не разъяснялись, объяснения не брались.
Оценив доводы участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу о том, что все действия Комарова Ю.В. (выдача доверенности) и Бабкина А.Н. (явка в назначенное время, ознакомление с административным материалом) свидетельствовали о желании Предпринимателя, чтобы защитник присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении.
В свою очередь, административным органом не было представлено доказательств того, что составление протокола в отсутствие Бабкина А.Н. было вызвано объективными причинами либо неправомерным или недобросовестным поведением последнего.
Таким образом, действиями должностного лица административного органа по составлению протокола в отсутствие защитника Бабкина А.Н. были нарушены права Комарова Ю.В. на участие при составлении протокола об административном правонарушении через защитника.
Следовательно, Комаров Ю.В. не имел возможности реализовать предоставленные ему законом права: давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Указанное выше процессуальное нарушение является существенным и не позволит всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Существенное нарушение процедуры в данном случае свидетельствует о том, что взыскание применено быть не может независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
При таких обстоятельствах заявление административного органа удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
отказать Управлению государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в удовлетворении заявления о привлечении индивидуального предпринимателя Комарова Юрия Владимировича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья
С.А. Максимова