ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-5662/2022 от 26.08.2022 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

августа 2022 года

г. Архангельск

Дело № А05-5662/2022   

Резолютивная часть решения объявлена августа 2022 года

Полный текст решения изготовлен августа 2022 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Козьминой С.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Волощенко Е.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании 26 августа 2022 года дело по заявлению публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» (ОГРН 1047855175785; адрес: Россия 196247, Санкт-Петербург, пл.Конституции, дом 3, литер А, пом.16Н; Россия 163069, г.Архангельск, Архангельская область, ул.Свободы, дом 3)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (ОГРН 1022900530696; адрес: Россия 163069, г.Архангельск, Архангельская область, ул.Карла Либкнехта, дом 2, офис 142)

потерпевший Пыхов Андрей Васильевич (адрес: 164170, Архангельская обл., г. Мирный),

о признании незаконным постановления от 06.05.2022 № 029/04/9.21-221/2022,

без участия представителей сторон,

установил:

публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад»  (далее – заявитель, общество, ПАО «Россети Северо-Запад») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Управление) о признании незаконным постановления от 06.05.2022 № 029/04/9.21-221/2022, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 300000 руб.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ данное дело подведомственно арбитражному суду.

23 августа 2022 года от заявителя поступило ходатайство об участии в онлайн-заседании. По результатам рассмотрения данного ходатайства 25 августа 2022 года суд вынес определение об отказе в удовлетворении ходатайства.

Управление представило отзыв, дополнение к отзыву и материалы административного дела, с заявленным требованием не согласно.

Пыхов А.В. отзыв по существу заявленного требования не представил.

В соответствии с частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.

Поводом к оспариванию постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в отношении заявителя послужили следующие обстоятельства:

В Управление поступила жалоба гражданина Пыхова А.В., в которой он сообщил, что является собственником земельного участка кадастровый номер 29:15:100501:276, расположенного по адресу: Архангельская обл., Плесецкий район, СОТ «Огуречик».

27.10.2021 посредством размещения заявки в личном кабинете на сайте: портал-тп.рф Пыхов А.В. обратился в ПАО «Россети Северо-Запад» с целью осуществления технологического присоединения ЭПУ по указанному адресу.

02.11.2021 исх. №21-14/3098 ПАО «Россети Северо-Запад» сообщило о невозможности заключения договора и осуществления технологического присоединения, в связи с тем, что данное присоединение является повторным, тогда как Федеральный закон от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее - Закон №35-ФЗ) подразумевает однократность осуществления технологического присоединения. По мнению общества, объект уже имеет технологическое присоединение к воздушной линии электропередач напряжением 0,4кВ., расположенной в границах территории СОТ «Огурчик».

В ответ на запрос Управления общество пояснило, что 27.10.2021 от Пыхова А.В. через официальный сайт сетевой организации - Портал электросетевых услуг Группы компаний «Россети» (портал-тп.рф) в адрес производственного отделения «Плесецкие электрические сети» Архангельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» (далее - Сетевая организация) поступила заявка (далее - Заявка) на технологическое присоединение к электрическим сетям электроприемников дачного дома (далее - Объект), расположенного по адресу: обл. Архангельская, р-н Плесецкий, СОТ «Огуречик», кадастровый номер земельного участка 29:15:100501:276.

02.11.2021 при рассмотрении Заявки произведен выезд в СОТ «Огуречик», в ходе которого установлено, что Объект имеет технологическое присоединение к воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ (далее - ВЛ-0,4 кВ СОТ «Огуречик»), расположенной в границах территории СОТ «Огуречик». Указанная ВЛ-0,4 кВ проходит по территории СОТ «Огуречик» (вдоль улиц), к ней присоединены дачные дома, расположенные в границах территории СОТ «Огуречик». Далее ВЛ-0,4 кВ СОТ «Огуречик» переходит на территорию соседнего садово-огороднического товарищества «Горняк» (далее - СОТ «Горняк») и присоединена к воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, расположенной на территории СОТ «Горняк» (далее - ВЛ-0,4 кВ СОТ «Горняк»), которая в свою очередь присоединена к трансформаторной подстанции напряжением 6/0.4 кВ (далее - ТП-6/0,4 кВ «СОБР»), принадлежащей публичному акционерному обществу «Северо-онежский бокситовый рудник» (далее - ПАО «СОБР»).

Ближайшие электрические сети, имеющие необходимый класс напряжения и принадлежащие ПАО «Россети Северо-Запад», находятся на расстоянии более 3 км от земельного участка Пыхова А.В.

По результатам рассмотрения заявки, с учетом имеющегося технологического присоединения к ВЛ-0,4 кВ СОТ «Огуречик», и на основании пункта 1 статьи 26 Закона №35-Ф3, согласно которому технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер, Пыхову А.В. направлено письмо от 02.11.2021 №21-14/3098, в котором сообщалось о невозможности осуществления повторного технологического присоединения, т.к. это противоречит действующему законодательству.

После получения вышеуказанного письма, Пыхов А.В. обратился в адрес производственного отделения по телефону и сообщил, что представителями Сетевой организации осмотрен не тот объект, т.к. принадлежащий Пыхову дачный дом не имеет технологического присоединения к ВЛ-0,4 кВ СОТ «Огуречик», несмотря на то, что указанная линия электропередачи проходит непосредственно перед объектом Пыхова А.В.

Учитывая то, что в СОТ «Огуречик» отсутствуют какие-либо адресные идентификаторы объектов, а приложенный к Заявке план расположения энергопринимающих устройств является не информативным (на карте СОТ «Огуречик» обозначена значительная территория), был сделан вывод о возможной ошибке при определении во время осмотра местоположения указанного в Заявке объекта. В ходе телефонных переговоров с Заявителем было уточнено местоположение дачного дома и достигнута договоренность о проведении повторного осмотра объекта.

При этом в адрес Пыхова А.В. направлено письмо от 15.11.2021 №21-14/3287, в котором сообщалось о приостановке рассмотрения заявки до получения от администрации МО «Североонежское» информации о принадлежности указанных объектов электросетевого хозяйства. Также Пыхову А.В. сообщено о недействительности письма производственного отделения от 02.11.2021 №21-14/3098 о невозможности заключения договора технологического присоединения.

В СОТ «Огуречик» организована действующая система электроснабжения, о чем, в том числе, свидетельствуют объявления, расположенные на опорах ВЛ-0,4 кВ СОТ «Огуречик», в которых определен порядок и указаны сроки передачи показаний приборов учета, назначены ответственные лица за сбор денежных средств и по организационным вопросам, касающимся электроснабжения, а также созданная в СОТ «Огуречик» распределительная электрическая сеть напряжением 0,4 кВ, охватывающая всю территорию товарищества, фотографии которой представлены в Управление.

Несмотря на то, что СОТ «Огуречик» официально прекратило свою деятельность в качестве юридического лица 10.04.2012, фактически финансово-хозяйственная деятельность в данном товариществе осуществляется, о чем свидетельствует действующая система электроснабжения и объявления о сборе платы за потребленную электроэнергию.

По имеющейся информации ВЛ-0,4 кВ СОТ «Огуречик» строилась силами и за счет средств членов СОТ«Огуречик». Учитывая то, что СОТ«Огуречик» (ОГРН 1032902381137) прекратило свою деятельность в качестве юридического лица, в настоящее время ВЛ-0,4 кВ СОТ «Огуречик» является бесхозной.

При этом ПАО «Россети Северо-Запад» пояснило, что  ВЛ-0,4 кВ СОТ «Огуречик» присоединена к ВЛ-0,4 кВ СОТ «Горняк», которая в свою очередь присоединена к ТП-б/0,4 кВ «СОБР».  Согласно информации, полученной на официальном сайте Федеральной налоговой службы, садово-огородническое товарищество «Горняк» (ОГРН 1022901468160) и публичное акционерное общество «Северо-онежский бокситовый рудник» (ОГРН 1022901464761) являются действующими юридическими лицами и включены в Единый государственный реестр юридических лиц. Из чего следует, что ВЛ-0,4 кВ СОТ «Огуречик» присоединена к объектам электросетевого хозяйства двух действующих юридических лиц.

По мнению ПАО «Россети Северо-Запад» обязанность по обеспечению надежного и качественного электроснабжения возлагается на ПАО «СОБР» или СОТ «Горняк», к объектам электросетевого хозяйства которых присоединена ВЛ-0,4 кВ СОТ «Огуречик».

На запрос Управления ПАО «СОБР» пояснило, что не имеет взаимодействий с потребителями электрической энергии на территории бывшего СОТ «Огурчик», отсутствуют сведения копии документов об оплате со стороны потребителей электрической энергии не территории бывшего СОТ «Огуречик».

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ПАО «Россети Северо-Запад» является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным сетям.

В соответствии с абзацем 14 пункта 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее -Правила), сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил.

При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12-14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки.

После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

В соответствии с пунктом 2 Правил, документы о технологическом присоединении - документы, составляемые в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

В случае отсутствия указанных документов у сторон обязанность по рассмотрению заявки на технологическое присоединение и направлению договора о технологическом присоединении лежит на той сетевой организации, которая в соответствии с пунктом 2 Правил является ближайшей сетевой организацией по отношению к энергопринимающим устройствам заявителя.

ПАО «Россети Северо-Запад» не предоставлены какие-либо документы, подтверждающие наличие технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства, расположенного по адресу: Архангельская обл., Плесецкий район, СОТ «Огуречик» кадастровый номер 29:15:100501:276.

Линии электропередач, расположенные на территории бывшего СОТ «Огуречик» являются бесхозяйными, а ПАО «СОБР» и СОТ «Горняк» не являются сетевыми организациями, по мнению Управления, их обязанностью не является осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств Пыхова А.В.

ПАО «Россети Северо-Запад» является ближайшей сетевой организацией от участка Пыхова А.В., иные сведения у Управления отсутствуют.

Нарушение сетевой организацией пункта 15 Правил является действием (бездействием), подпадающими под диспозицию статьи 9.21 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен ведущим специалистом-экспертом антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области Биричевским Е.С., в  присутствии защитника общества по доверенности Гаревских А.А.

Заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области Цакулов Ю.Г., рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении №029/04/9.21-221/2022, возбужденного в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» в лице Архангельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад», 06.05.2022 вынес постановление о назначении административного наказания по делу №029/04/9.21-221/2022 об административном правонарушении, которым признал ПАО «Россети Северо-Запада» в лице Архангельского филиала ПАО «Россети Северо-Запада» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 300 000рублей.

31.07.2020 по делу №029/044/9.21-619/2020 ПАО «Россети Северо-Запада»  привлечено к административной ответственности  по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ за неисполнение договора технологического присоединения, в установленные договором и Правилами сроки. Данное постановление исполнено 21.12.2021, что  подтверждается платежным  поручением №82945 от 21.12.2021. Учитывая положения статьи 4.6 КоАП РФ, Управление квалифицировало действия ПАО «Россети Северо-Запада» по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

При этом, учитывая фактические обстоятельства дела, связанные с  характером совершенного административного правонарушения, Управление назначило наказание в виде административного штрафа менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

ПАО «Россети Северо-Запада» не согласно с постановлением, при этом ссылается на следующее.

В рамках административного дела должно быть доказано, что сетевой организаций нарушены нормы Правил, у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Заявитель полагает, что в материалах административного дела такие доказательства отсутствуют.

Сетевая организация обязана осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств Потерпевшего, лишь в случае отсутствия электросетевых объектов, принадлежащих иной сетевой организации, а обязанность по выбору ближайшей сетевой организации, в том числе по выяснению принадлежности объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, возложена на Потерпевшего.

Согласно пункту 8(1) Правил, если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них. Эти положения не распространяются на заявителей, имеющих намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту.

Электросетевые объекты ПАО «Россети Северо-Запад», расположены за установленной действующим законодательством границей в 300 метров.

Вместе с тем, при рассмотрении дела об административном правонарушении № 029/04/9.21-221/2022, общество неоднократно обращало внимание на тот факт, что в рамках рассмотрения заявки Потерпевшего был осуществлен осмотр принадлежащих ему энергопринимающих устройств, по результатам которого, в целях принятия решения о порядке технологического присоединения объекта Потерпевшего, производственным отделением «Плесецкие электрические сети», с целью соблюдения норм пункта 8 Правил направлен запрос от 15.11.2021 №21-14/3284 в администрацию МО «Североонежское», на территории которого расположен СОТ «Огуречик», с просьбой предоставить информацию о принадлежности ВЛ-0,4 кВ СОТ «Огуречик».

При этом в адрес Потерпевшего направлено письмо от 15.11.2021 №21-14/3287, в котором сообщалось о приостановке рассмотрения заявки до получения от администрации МО «Североонежское» информации о принадлежности указанных объектов электросетевого хозяйства. Также ему было сообщено о недействительности письма производственного отделения от 02.11.2021 №21-14/3098 о невозможности заключения договора технологического присоединения.

Однако в нарушение пункта 8.3 Правил, информация о принадлежности ВЛ-0,4 кВ СОТ «Огуречик» от администрации МО «Североонежское» в адрес общества не поступила.

Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад» фактически приняло на себя обязанность Потерпевшего по установлению сетевой организации, чьи электросетевые объекты расположены на наименьшем расстоянии от дачного дома Пыхова А.В. и предприняла все зависящие от нее меры по рассмотрению заявки Потерпевшего и осуществлению технологического присоединения его энергопринимающих устройств.

Учитывая, что отказа в технологическом присоединении объекта Пыхова А.В. со стороны сетевой организации не было, при этом Пыхов А.В. именно в случае отказа сетевой организации в технологическом присоединении может быть признан потерпевшим лицом, кроме того сетевая организация свои поведением не ухудшала положение заявителя, общество считает, что: - нарушение со стороны ПАО «Россети Северо-Запад» Правил отсутствовало; - Управление не доказало наличие в действиях общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, что в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В случае если в действиях ПАО «Россети Северо-Запад», по мнению суда, будет установлен состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, общество полагает, что вправе рассчитывать на смягчение назначенного административного наказания, в связи с наличием смягчающих обстоятельств. Согласно показателям раздельного учёта доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающих услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, согласно форме «Отчёт о прибылях и убытках» за 2020 год деятельность Архангельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» является убыточной, а утверждённая долгосрочная инвестиционная программа Архангельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад», рассчитанная до 2025 года, является дефицитной. Согласно показателям раздельного учёта доходов и расходов естественных монополий по форме «Отчёт о прибыли и убытках», убыток Архангельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» составил 1 371 155 тыс. рублей. При этом, Управление не усмотрело в значительных затратах сетевой организации при осуществлении мероприятий по ТП и убытках основания для исключения вины сетевой организации и не учел данное обстоятельство, как смягчающее административную ответственность.

В дополнении от 15.08.2022 общество ссылается на то, что закон обязывает заявителя подать заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. Наделяет его правом подачи запроса в орган местного самоуправления для определения такой сетевой организации. Однако, не обязывает его предоставлять эти документы сетевой организации, в которую он подает заявку на технологическое присоединение. Более того, сетевая организация не вправе требовать от заявителя эти документы.

Из этого следует, что сетевая организация должна в пределах срока рассмотрения заявки на технологическое присоединение, самостоятельно выяснять, чьи сети находятся на наименьшем расстоянии от заявителя.

В соответствии с пунктом 8 Правил, а также пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» достоверными сведениями о собственниках электросетевых объектов обладает только орган местного самоуправления, на территории которого такие объекты располагаются. В связи с этим, так как при осмотре дачного участка заявителя сетевой организацией была установлена действующая система электроснабжения в непосредственной близости от участка Пыхова А.В., сетевой организацией 15.11.2021 был направлен запрос в администрацию МО «Североонежское» о правообладателе этих сетей. В связи с неполучением ответа 13.12.2021 запрос в администрацию был направлен повторно. Однако ответа от администрации не поступило.

В обжалуемом постановлении указано, что ПАО «Россети Северо-Запад» является ближайшей сетевой организацией от участка Пыхова А.В., иные сведения у Управления отсутствуют. Материалы дела об административном правонарушении также не содержат каких-либо доказательств, подтверждающих вывод о том, что именно ПАО «Россети Северо-Запад» является для заявителя ближайшей.

Также, в обжалуемом постановлении о назначении административного наказания указано, что ненадлежащее рассмотрение заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств Пыхова А.В. повлекло за собой необоснованный отказ от заключения договора технологического присоединения.

Однако, на момент принятия решения по делу об административном правонарушении, Пыхову А.В. не было отказано в технологическом присоединении. В рамках рассмотрения его заявки ПАО «Россети Северо-Запад» было все-таки установлено, что сети, расположенные на территории СОТ «Огуречик», присоединены опосредованно к комплектной трансформаторной подстанции КТП 400/6 ТП-Горняк 6/0,4кВ, владельцем которой в настоящее время является действующая сетевая компания ООО «Элсети», что подтверждается представленным в материалы дела договором купли-продажи электросетевого оборудования №20/22-08 от 25.04.2022. На основании полученной информации 12.05.2022 заявка Пыхова А.В. была аннулирована, о чем заявителю было сообщено письмом №21-14/1251 от 12.05.2022.

В рамках данного дела, ПАО «Россети Северо-Запад» просит отменить Постановление заместителя руководителя-начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области Ю.Г. Цакулова о назначении административного наказания от 06.05.2022 по делу об административном правонарушении № 029/04/9.21-221/2022; производство по делу об административном правонарушении № 029/04/9.21-221/2022, в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» прекратить по пункту 1 части 1 статьи 25.6 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверил оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения), в том числе, к электрическим сетям.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи Кодекса, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Объективную сторону вмененного обществу правонарушения образует повторное нарушение субъектом естественной монополии правил технологического присоединения к электрическим сетям, выразившееся в нарушении установленных законодательством порядка и сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя.

Материалами дела подтверждается, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ПАО «Россети Северо-Запад» является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным сетям.

Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В статье 3 указанного закона субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В статье 3 Закона №35-ФЗ услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в т.ч. по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно Правилам, под сетевой организацией понимается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

По смыслу указанного нормативного положения потребность в технологическом присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям носит подчиненный характер по отношению к услуге по передаче электрической энергии. Технологическое присоединение является, во-первых, неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания заинтересованным лицам сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии, во-вторых, технологическое присоединение осуществляется к сетям соответствующей сетевой организации и усилиями этой же сетевой организации, т. к. она владеет объектами электросетевого хозяйства и обладает исчерпывающей информацией о технических параметрах своих сетей, необходимых для осуществления технологического присоединения. Таким образом, технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии.

Приказом Федеральной службы по тарифам России от 03.06,2008 №191-э ПАО «МРСК Северо-Запада» (ранее - ОАО «МРСК Северо-Запада»), осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным № 47.1.116. Таким образом, общество является организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, в т.ч. услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям. При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающее устройства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Закона №35-ФЗ, ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится организация электроснабжения населения в границах поселения.

Так в силу части  3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Пункт 4 части 1 статьи 15 указанного Закона к вопросам местного значения муниципального района относит организацию электроснабжения и газоснабжения поселений, из чего следует, что органы местного самоуправления в целях исполнения возложенных на них обязанностей должны принимать меры по обращению в органы Росреестра с заявлением о постановке бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства на учет.

Согласно положениям Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены следующие обязательные мероприятия, связанные с обеспечением эксплуатации бесхозяйственных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, включая электроснабжение (подлежащие включению в региональные и муниципальные программы):

1)  выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, включая электроснабжение;

2) организация постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества;

3)  признание права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества (п. 4 ч. 6 ст. 14);

4) организация управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации; управляющей такими объектами (п. 5 ч. 6 ст. 14).

Вместе с тем, Порядок заключения и выполнения договора технологического присоединения определен в разделе II Правила технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861.

Действие Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств, увеличение ранее максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

Согласно положениям Правил, под сетевыми организациями понимаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

В соответствии с пунктом 8 Правил для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям №4-7 любым способом ее подачи (очно, почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).

Согласно пункту 8(1) Правил, если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них. Эти положения не распространяются на заявителей, имеющих намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту.

Согласно части 1 статьи 26 Закона №35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Под однократностью понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, а также построенных линий электропередачи, в объеме максимальной мощности таких энергопри ни мающих устройств, указанной в документах, подтверждающих технологическое присоединение, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Правил технологического присоединения действие Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Таким образом, действующим законодательством повторное технологическое присоединение энергопринимающих устройств, которые уже надлежащим образом технологически присоединены, не предусмотрено.

В соответствии с абзацем 14 пункта 15 Правил, сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12- 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

Таким образом, действующее законодательство обязывает заявителя подать заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. Наделяет его правом подачи запроса в орган местного самоуправления для определения такой сетевой организации. Однако, не обязывает его предоставлять эти документы сетевой организации, в которую он подает заявку на технологическое присоединение. Более того, сетевая организация не вправе требовать от заявителя эти документы.

Из этого следует, что сетевая организация должна в пределах срока рассмотрения заявки на технологическое присоединение, самостоятельно выяснить, чьи сети находятся на наименьшем расстоянии от заявителя.

ПАО «Россети Северо-Запад» не предоставлены какие-либо документы, подтверждающие наличие технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства, расположенного по адресу: Архангельская обл., Плесецкий район, СОТ «Огуречик» кадастровый номер 29:15:100501:276, в установленный Правилами срок.

Как указывалось ранее, в случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки.

Пыхову А.В. письмом от 02.11.2021 №21-14/3098 было сообщено о невозможности заключения договора технологического присоединения, затем письмом от 15.11.2021 сообщено о приостановке рассмотрения заявки до получения от администрации МО «Североонежское» информации о принадлежности указанных объектов электросетевого хозяйства.

Правилами предусмотрено приостановление рассмотрения заявки только до получения недостающих сведений и документов, не представленных заявителем, сетевая организация не рассмотрела заявку Пыхова А.В. в срок установленный пунктом 15 Правил.

ПАО «Россети Северо-Запад» не предпринимало достаточных действий к рассмотрению заявки, тем самым фактически отказало в заключении договора технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта Пыхова А.В., расположенного по адресу: Архангельская обл., Плесецкий район, СОТ «Огуречик» кадастровый номер 29:15:100501:276.

Ответ об аннулировании заявки со стороны ПАО «Россети Северо-Запад» направлено лишь 12.05.2022.

Суд находит обоснованной позицию Управления, что имеет место нарушение обществом Правил.

Кроме того, как указано в Правилах подача в отношении одних итех же энергопринимающих устройств одновременно 2 и более заявок в разные сетевые организации не допускается. Таким образом, в связи с бездействием ПАО «Россети Северо-Запад» у Пыхова А.В. отсутствовала возможность направления заявки иным сетевым организациям, в том числе ООО «Элсети».

Суд отклоняет ссылку общества на договор купли-продажи №20/22-08 от 25.04.2022, поскольку на момент рассмотрения Заявки общество не знало и не могло предполагать заключение договора купли-продажи между иными хозяйствующими субъектами, не имеющими отношения к ПАО «Россети Северо-Запад», спустя полгода после Заявки Пыхова.

Данный довод не имеет значения для рассмотрения дела, вследствие того, что не относится к временному периоду совершенного административного правонарушения (дата административного правонарушения - 25.11.2021, а дата заключения договора купли-продажи ООО «Элсети» - 25.04.2022).

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто к административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ устанавливает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена    административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалы дела не представлены доказательства отсутствия у общества возможности для соблюдения Правил.

31.07.2020 по делу №029/044/9.21-619/2020 ПАО «Россети Северо-Запад» (ПАО «МРСК Северо-Запад») привлечено к ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ за неисполнение договора технологического присоединение в установленные договором и Правилами сроки. Данное постановление исполнено 21.12.2021, что подтверждается платежным  поручением №82945 от 21.12.2021.

Учитывая положения статьи 4.6 КоАП РФ, Управление обоснованно квалифицировало действия ПАО «Россети Северо-Запада» по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Статья 4.6 КоАП РФ, устанавливает, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения статей 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены Управлением, что заявителем не оспаривается.

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», судом не установлено.

Срок давности привлечения ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Суд отклоняет довод общества о том, что в случае если в действиях ПАО «Россети Северо-Запад», по мнению суда, будет установлен состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, общество вправе рассчитывать на смягчение назначенного административного наказания, в связи с наличием смягчающих обстоятельств.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Учитывая фактические обстоятельства дела, связанные с характером совершенного административного правонарушения, Управление назначило наказание в виде административного штрафа менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в размере 300000рублей.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10).

Поскольку совершенное обществом административное правонарушение представляло собой длительное нарушение прав Пыхова А.В., оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ судом не усматривается.

В силу статьи 4.1.1 КоАП РФ в редакции от 14.07.2022, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Однако, согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В рассматриваемом случае имело место быть повторное совершение административного правонарушения, поэтому оснований для применения положений статьи 4.1.1. КоАП РФ не имеется.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявленного требования суд не установил.

Руководствуясь статьями 207-211  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Отказать публичному акционерному обществу «Россети Северо-Запад» в признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 06.05.2022 о назначении административного наказания по делу №029/04/9.21-221/2022 об административном правонарушении, которым публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

С.В. Козьмина