АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
17 июля 2013 года
г. Архангельск
Дело № А05-5725/2013
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Калашниковой В.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению муниципального предприятия муниципального образования "Котлас" "Объединение котельных и тепловых сетей" (ОГРН 1022901025817; 165300, Архангельская область, г.Котлас, ул.Маяковского, дом 23-а) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области - Территориальному отделу в г.Котласе, Котласском, Верхнетоемском и Красноборском районах (ОГРН 1052901021689; 165300, Архангельская область, г.Котлас, ул.Невского, дом 35) о признании незаконным и отмене постановления от 30.04.2013 №84/29.04.2013,
установил:
муниципальное предприятие муниципального образования "Котлас" "Объединение котельных и тепловых сетей" (далее – заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области – Территориального отдела в г.Котласе, Котласском, Верхнетоемском и Красноборском районах (далее – ответчик, административный орган, Управление) от 30.04.2013 №84/29.04.2013 о назначении административного наказания по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Административный орган представил суду отзыв на заявление, копии материалов проверки в отношении заявителя, а также дополнительные возражения на заявление предприятия.
Определением от 21.05.2013 заявление предприятия принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Исследовав представленные сторонами по делу доказательства, суд установил следующее.
Муниципальное предприятие муниципального образования "Котлас" "Объединение котельных и тепловых сетей" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022901025817.
В период с 01.03.2013 по 29.03.2013 Управление на основании распоряжения от 20.02.2013 №45 в соответствии с планом проверок на 2013 год в отношении предприятия провело выездную проверку соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей. С распоряжением о проведении проверки ознакомлен главный инженер предприятия Ершов С.В. (по доверенности) 06.03.2013.
В ходе проведения мероприятий по контролю 19.03.2013 проведены отборы проб питьевой воды в/к в месте поступления исходной (водопроводной) воды, в/к горячей воды после водонагревателя, в/к на распределительной сети и их лабораторное исследование.
Проверкой выявлено, что качество питьевой воды не соответствует требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01» (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01).
По результатам проверки административным органом составлен акт проверки от 29.03.2013 №45/2013, который также был вручен главному инженеру предприятия Ершову С.В. 01.04.2013 (представителю по доверенности), который не согласился с актом проверки, указал на то, что будут представлены возражения. Предприятию выдано предписание №45/пр от 29.03.2013 об устранении выявленных в ходе проверки и отраженных в акте проверки нарушений в срок до 02.09.2013.
Извещением от 01.04.2013 №711/гт ответчик пригласил законного представителя предприятия для составления протокола об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на 05.04.2013 к 11 час. 00 мин. Указанное извещение получено заявителем 03.04.2013 в соответствии с представленной в материалы дела копией почтового уведомления о вручении.
Полагая, что указанный в извещении о вызове срок (до 05.04.2013) является недостаточным для представления возражений по акту проверки, заявитель направил административному органу ходатайство с просьбой дать возможность до 15.04.2013 представить свои возражения, защитить свои законные права и интересы. Указанное ходатайство поступило в адрес административного органа 05.04.2013 (вх.№413).
Извещением о вызове от 05.04.2013 №750/гт Управление пригласило законного представителя предприятия на 16.04.2013 к 11 час.00 мин. для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Извещение получено предприятием 08.04.2013.
11.04.2013 предприятие представило в адрес административного органа свои возражения по акту проверки (исх. №02-2302).
16.04.2013 в присутствии представителей (защитников) предприятия по доверенности Ершова С.В. и Бубнова Ю.Ф., составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором отражено, что заявитель не обеспечил выполнение требование санитарного законодательства: 13.03.2013 в 14 час. 40 мин. по адресу: Архангельская область, г.Котлас, ул.Маяковского, д.23 «а», корпус 2, в месте осуществления деятельности заявителя не организовано проведение производственного лабораторного контроля за качеством горячей воды на распределительной сети, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение; не определены точки отбора проб воды для проведения лабораторного контроля качества горячей воды на распределительной сети, что является нарушением пункта 4.2. СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» раздела СанПиН 2.2.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», части 1, части 2, части 6 статьи 25 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», статьи 11, статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Представители заявителя при составлении протокола об административном правонарушении были ознакомлены с правами и обязанностями, предусмотренными статьями 24.2-24.4, 25.1, 25.4, 25.5, 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также содержанием статьи 51 Конституции Российской Федерации, о чем свидетельствует их подпись на протоколе. С протоколом не согласились, указав на представленные 11.04.2013 возражения. Просили производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Определением от 16.04.2013, полученным представителем предприятия по доверенности Ершовым С.В., административный орган уведомил заявителя о дате и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении: 30.04.2013 в 10 час. 30 мин.
Постановлением Управления от 30.04.2013 №84/29.04.2013 предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб. При рассмотрении протокола и материалов административного дела №01-111 представители заявителя по доверенности были ознакомлены с правами и обязанностями, предусмотренными статьями 25.1, 25.4, 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также содержанием статьи 51 Конституции Российской Федерации.
Предприятие, посчитав постановление административного органа незаконным, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, указав на следующее: считает не состоятельным утверждение административного органа об отсутствии проведения производственного лабораторного контроля за качеством горячей воды на сетях предприятия, так как Программа «производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением профилактических мероприятий на объектах МП МО «Котлас» «ОК и ТС» разработана, в программе определено количество и периодичность исследований проб горячей воды, программа производственного контроля за качеством подготовки горячей воды согласована с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в г. Котласе, Котласском, Верхнетоемском и Красноборском районах в 2010 году (письмо № 3493-кг от 23.12.2011), лабораторные исследования проб воды систем централизованного горячего водоснабжения проводятся ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области» в соответствии с заключенным договором № 091 -ПК/А от 29.01.2013; система отопления является закрытой, в программе производственного контроля установлены точки отбора проб горячей воды до водоподготовки и после водонагревателей, считая точку отбора воды после водонагревателей точкой на распределительной сети.
Суд, всесторонне, полно и объективно исследовав и оценив представленные сторонами по делу письменные пояснения и доказательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон №52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу пункта 1 статьи 19 Закона №52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Пунктом 2 той же статьи предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Статьей 32 указанного Федерального закона установлено, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Частями 1, 2, 5 и 6 статьи 25 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения. Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. При этом, программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя: 1) перечень показателей, по которым осуществляется контроль; 2) указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, и абонентов; 3) указание частоты отбора проб воды.
Согласно Положению о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 №554, нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), которые, в частности, устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.
СанПиН 2.1.4.1074-01 установлены гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии с пунктом 1.3 СанПин 2.1.4.1074-01 санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В силу пункта 4.2 СанПин 2.1.4.1074-01 производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Из вышеизложенных нормативных документов следует, что юридическое лицо, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения, должно осуществлять производственный контроль качества горячей воды и в местах поступления исходной воды (водопроводной), и после водонагревателей, и в распределительной сети, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, и абонентов.
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что предприятие в соответствии с пунктом 2.2 Устава осуществляет выработку и обеспечение транспортировки в бесперебойном снабжении абонентов (потребителей) тепловой энергией, горячей водой с параметрами, предусмотренными «Договорами на отпуск и использование тепловой энергией».
Предприятие ссылалось в ходе рассмотрения дела и в заявлении в суд на то, что система отопления является закрытой, в программе производственного контроля, имеющейся у предприятия и согласованной с органами Роспотренадзора, установлены точки отбора проб горячей воды до водоподготовки и после водонагревателей, считая точку отбора воды после водонагревателей точкой на распределительной сети.
В материалы дела представлена программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением профилактических мероприятий на объектах МП МО «Котлас» «ОК и ТС» на 2007-2011 годы, а также на 2012-2016 годы. В них действительно определены точки контроля отбора проб горячей воды (11 объектов в соответствии с письмом предприятия от 01.03.2013 №04/1407 на запрос Управления), а также периодичность контроля и количество проб в течение года. Указанное обстоятельство административный орган подтверждает и указывает на соответствие Программы в указанной части нормам СанПин 2.1.4.1074-01.
Между тем, предприятию вменяется в вину неопределение и несогласование с органами Роспотребнадзора точек контроля на наружной распределительной сети в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии со статьей 16 Федерального закона №416-ФЗ по договору по транспортировке горячей или холодной воды (далее - договор по транспортировке воды) организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку воды с учетом допустимых изменений качества воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение) обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема воды установленного качества.
Согласно пункту 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предприятие при осуществлении эксплуатации системы питьевого водоснабжения обязано соблюдать в своей деятельности нормы и правила, установленные санитарным законодательством, в том числе, в части определения и согласования с органами Роспотребнадзора точек контроля на наружной распределительной сети в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а также обязано обеспечить соответствие качества поставляемой населению питьевой воды санитарным нормам. Из представленных заявителем протоколов отбора проб и протоколов лабораторных исследований воды следует, что качество питьевой воды во взятых во время проверки пробах не соответствует предъявляемым к ней санитарно-эпидемиологическим требованиям по цветности и содержанию в ней железа (в некоторых случаях, в том числе по перманганатной окисляемости), что противоречит доводам заявителя в представленном суду заявлении.
В связи с тем, что заявитель не выполнил обязанность по разработке и согласованию программы производственного контроля в части определения точек контроля на распределительной сети, с учетом положений статьи 71 АПК РФ суд приходит к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных нарушений процедуры привлечения предприятия к административной ответственности, которые могли бы повлечь за собой отмену оспариваемого постановления, судом при рассмотрении настоящего дела не установлено, предприятием такие доводы не заявлены. Протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление о назначении административного наказания составлены и вынесены уполномоченными на то должностными лицами в присутствии представителей заявителя (по доверенности). Размер административного штрафа определен административным органом в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При изложенных обстоятельствах заявленное предприятием требование удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 207-211, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления от 30.04.2013 №84/29.04.2013 о назначении административного наказания, принятого Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области – Территориальным отделом в г.Котласе, Котласском, Верхнетоемском и Красноборском районах в отношении муниципального предприятия муниципального образования "Котлас" "Объединение котельных и тепловых сетей", зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022901025817; расположенного по адресу: 165300, Россия, Архангельская область, г.Котлас, ул.Маяковского, дом 23-а.
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья
В.А. Калашникова