ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-5763/2011 от 05.08.2011 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Архангельск

05 августа 2011 года

Дело № А05-5763/2011

Резолютивная часть решения объявлена 05 августа 2011 года

Полный текст решения изготовлен 05 августа 2011 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Дмитревской А.А.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1– помощником судьи,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Севералмаз» (ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (ОГРН <***>)

третьи лица:

Администрация МО «Приморский муниципальный район»

Администрация МО «Талажское»

Государственное казенное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор»

ФИО2

о признании недействительным и отмене решения № 02-04/3017 от 01 июня 2011 года

при участии в заседании представителей:

заявителя – ФИО3 (доверенность № 0201/11 от 27.12.2010), ФИО4 (доверенность № 5101/11 от 11.01.2011)

ответчика – ФИО5 (доверенность № 02-05/4073 от 06.07.2011)

третьего лица (Администрация МО «Приморский муниципальный район») – не явился

третьего лица (Администрация МО «Талажское») – не явился

третьего лица («Архангельскавтодор») – ФИО6 (доверенность № 326/08-05 от 11.01.2011)

третьего лица (ФИО2) – не явился

установил: ОАО «Севералмаз» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – ответчик, Управление) от 01.06.2011 № 02-04/3017 по делу № 09-11.

В судебном заседании представитель заявителя уточнил предмет заявленного требования, просит признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 01.06.2011 № 02-04/3017 по делу № 09-11.

Уточнение предмета заявленного требования принято судом согласно ст.49 АПК РФ.

Представители заявителя поддержали заявленное требование, представили возражения на отзыв.

Представитель ответчика с заявлением не согласен, представлено дополнение к отзыву.

Третьи лица извещены судом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии с ч.3 ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц (Администрации МО «Приморский муниципальный район», Администрации МО «Талажское», ФИО2).

Заслушав представителей сторон и ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», исследовав материалы дела, арбитражный суд установил:

07.12.2010 в Управление поступило заявление ФИО2 с просьбой оказать содействие в согласовании с Обществом возможности осуществления бесплатного проезда через понтонную переправу грузовых машин и другой специализированной техники к участкам д.Ижма Приморского района в период строительства новых, восстановления сгоревших или ветхих домов.

В заявлении указано, что жители деревни Ижма пользуются единственной дорогой общего пользования регионального значения Архангельской области «Нефтебаза-Ижма». В месте пересечения через реку Лодьма расположено искусственное дорожное сооружение – понтонная переправа, которая находится в собственности Общества и предоставляет услуги на платной основе. Согласно приказу № 180/П от 29.09.2008 Президента ОАО «Севералмаз» от оплаты за проезд по понтонной переправе освобождаются лица, управляющие транспортными средствами разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн, зарегистрированные по постоянному месту жительства или по месту временного пребывания в населенных пунктах, расположенных на правом берегу реки Лодьма. Гражданам, ведущим строительство жилых домов в деревне, приходится тратить огромные суммы за право проезда через понтонную переправу, а те, кто ведёт строительство новых жилых домов на приобретенных участках, не имеют возможности быть постоянно или временно зарегистрированы до момента окончания строительства.

Приказом руководителя Управления от 15.03.2011 № 55 возбуждено дело № 09-11 по признакам нарушения Обществом пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее – Закон № 135-ФЗ).

Управлением установлено, что понтонная переправа ОАО «Севералмаз» осуществляется посредством наплавного моста, состоящего из двух понтонов «ЛНМ-1» и «ЛНМ-2» (копия свидетельства о праве собственности на судно, выданное Федеральной службой по надзору в сфере транспорта 16 февраля 2009 года, серия ТВК № 0026226).

Общество взимает денежные средства с граждан и организаций за проезд по понтонному мосту через реку Лодьма, являющегося частью (продолжением) автомобильной дороги «Нефтебаза - Ижма» в Приморском районе Архангельской области.

Понтон является мостовым сооружением, либо его конструктивной частью. Кроме того, с помощью маломерных судов, за проезд по которым взимает средства Общество, организовано сооружение, предназначенное для пропуска транспортных средств и пешеходов через водную преграду. В соответствии с распоряжением Минтранса РФ от 23.05.2003 № ОС-462-р подобное сооружение называется мостом.

Управлением сделан вывод о том, что понтонная переправа является искусственным дорожным сооружением, следовательно, это участок автомобильной дороги.

В соответствии с письмом Государственного учреждения Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» от 13.12.2010 № 3029/07 автомобильная дорога «Нефтебаза - Ижма» является дорогой общего пользования регионального значения, является собственностью Архангельской области и передана в оперативное управление ГУ «Архангельскавтодор».

Понтонный мост используется для проезда транспортных средств через водную преграду (река Лодьма) и дальнейшему их следованию по дороге общего пользования «Нефтебаза - Ижма», следовательно, рассматриваемая понтонная переправа является технологической частью дороги общего пользования.

Альтернативные дороге общего пользования «Нефтебаза - Ижма» автомобильные дороги, по которым имеется возможность продолжить движение автотранспорта при съезде с понтонной переправы, в данном районе отсутствуют.

Имеется договор аренды земельных участков с разрешенным использованием для размещения подъездных путей к наплавному понтонному мосту (договор аренды земельного участка площадью 0,0865 га с кадастровым номером 29:16:000000:209 от 06.05.2009). Таким образом, в непосредственной близости от понтонного моста находится единый земельный участок (включает в себя подъездные пути к понтонной переправе на обеих сторонах реки Лодьма), который предназначен для проезда автотранспорта к сооружению, посредством которого осуществляется переправа. Следовательно, данный участок земли служит для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, в связи с чем подъездные пути к наплавному мосту также входят в полосу отвода автомобильной дороги.

Из письма ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 11.05.2011 № 06-05/6722 в кадастре недвижимости имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером 29:16:000000:282, отведенном для эксплуатации автомобильной дороги «Нефтебаза-Ижма». Таким образом, автомобильная дорога «Нефтебаза - Ижма» является единым неделимым объектом.

Из вышеизложенного Управлением сделан вывод, что рассматриваемый понтонный мост является частным участком дороги общего пользования регионального значения «Нефтебаза-Ижма».

Альтернативный бесплатный проезд транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования, в том числе на рассматриваемом участке дороги (понтонный мост) отсутствует (письмо Администрации муниципального образования «Талажское» от 24.06.2008 № 401/04-5 в адрес уполномоченного по правам человека, письма Администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» от 10.07.2008 № 01-19/302, от 13.07.2009 № 02-13/13 и от 10.07.2008 № 01-19/329, письмо ГУ «Архангельскавтодор» от 13.12.2010 № 3029/07, письмо ФИО2 с регистрационным № 7097 от 07.12.2010).

Кроме того, Управлением составлен аналитический отчет от 02.03.2011, которым установлено доминирующее положение ОАО «Севералмаз» на рынке услуги предоставления права проезда по части дороги общего пользования (понтонному мосту) пользователям автомобильных дорог.

В связи с вышеизложенным, по мнению Комиссии, у Общества отсутствуют правовые основания использовать данный участок дороги общего пользования на платной основе.

01.06.2011 Управлением принято решение № 02-04/3017, которым признано со стороны Открытого акционерного общества «Севералмаз»

наличие нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ, выразившегося в ущемлении интересов неограниченного круга лиц, потребителей услуги понтонной переправы, в том числе заявителя - ФИО2, путем нарушения установленного Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ (далее – Закон № 257-ФЗ) порядка ценообразования.

Также решено выдать Обществу предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путем устранения нарушения
положения Закона № 257-ФЗ при эксплуатации понтонной переправы через реку Лодьма, а именно - прекратить взимание платы за услугу понтонной переправы.

Заявитель считает данное решение незаконным, указывает, что Лодемский плавмост, используемый для обустройства понтонной переправы через реку Лодьма, является речным несамоходным судном, что подтверждается данными речного регистра и свидетельством о праве плавания под государственным флагом РФ. Судно является собственностью ОАО «Севералмаз». Общество владеет лицензией на водопользование на использование речной акватории для размещения и эксплуатации понтонной переправы.

Между Обществом и Администрацией Архангельской области заключен договор пользования водными объектами от 20 апреля 2006г. Прибрежные земельные участки принадлежат Обществу на праве аренды по договору аренды земельного участка от 06.05.2009, заключенному между комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Приморский муниципальный район» и ОАО «Севералмаз».

Автомобильная дорога может включать дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью. Мосты и прочие искусственные сооружения могут быть частью автомобильной дороги исключительно в том случае, если являются технологической частью автомобильной дороги.

Заявитель ссылается на то, что объекты, хотя и расположенные в непосредственной близости от автодороги и даже связанные с автодорогой обустроенными съездами, но не являющиеся ее технологическими частями в соответствии с проектной документацией, не являются частью автодороги по смыслу Закона № 257-ФЗ.

Речное несамоходное судно Общества не расположено на региональной автомобильной дороге общего пользования «Нефтебаза-Ижма» и не является технологической частью автодороги. Этот довод также подтверждается в письме ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» от 23.03.2011 № 519/08, в котором указано, что понтонная переправа через реку Лодьма не входит в состав автомобильной дороги.

Судно установлено Обществом в акватории реки Лодьма не в соответствии с проектной документацией на строительство региональной автомобильной дороги общего пользования «Нефтебаза-Ижма», а по усмотрению собственника - ОАО «Севералмаз» в соответствии с водным законодательством РФ (Водным кодексом РФ) и Кодексом внутреннего водного транспорта РФ в непосредственной близости от указанной автодороги на арендуемых ОАО «Севералмаз» прибрежных земельных участках, являющихся смежными с земельным участком под автодорогой.

Арендуемые ОАО «Севералмаз» земельные участки имеют оборудованные съезды с региональной автомобильной дороги общего пользования «Нефтебаза-Ижма» с видом разрешенного использования - для обустройства понтонной переправы через р. Лодьма с кадастровым номером 29:16:000000:209.

Таким образом, Лодемский плавмост по виду разрешенного использования является судном, находится в частной собственности, не является технологической частью автодороги общего пользования «Нефтебаза-Ижма» и не предназначен для общего пользования.

Заявитель ссылается на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 04.06.2009 и кассационное определение Архангельского областного суда от 13.07.2009, в которых судами сделан вывод о том, что «судно ОАО «Севералмаз» (Лодемский плавмост) не является технологической частью региональной автодороги общего пользования, приобреталось исключительно для собственных производственных нужд; юридическое лицо вправе самостоятельно определять порядок и способ эксплуатации принадлежащего ему имущества».

Кроме того, согласно техническому паспорту на автодорогу (документ, содержащий описание технических параметров объекта), автодорога «Нефтебаза-Ижма» не включает спорную понтонную переправу, а в протяженность автомобильной дороги «Нефтебаза-Ижма» от 0 км до отметки 10,582 км не включается протяженность земельных участков арендуемых ОАО «Севералмаз» и протяженность р. Лодьма от левого берега реки до правого.

По мнению ОАО «Севералмаз», региональная автомобильная дорога общего пользования «Нефтебаза-Ижма» не имеет законченного строительством мостового или иного перехода через реку Лодьма. Мост, вероятно, является объектом незавершенного строительства, в непосредственной близости от автодороги установлена часть опор будущего моста, а технологической частью автодороги является объект незавершенного строительства мостового сооружения. Сама автодорога не пролегает в одном направлении с установленным понтоном, а уходит в сторону к бетонным опорам будущего моста.

Кроме того, судно установлено и эксплуатируется Обществом в собственных производственных целях - для обеспечения транспортного сообщения с Ломоносовским горно­обогатительным комбинатом ОАО «Севералмаз» (Архангельская область Приморский район в/п. Светлый) по технологическому автопроезду «Архангельск-Светлый».

В социальных целях Общество предоставляет право бесплатного проезда лицам, имеющим постоянную регистрацию по месту жительства или временную регистрацию по месту пребывания в населенных пунктах Приморского района, расположенных на правом берегу р.Лодьма, инвалидам, участникам ВОВ и приравненным к ним лицам, также бесплатно пропускаются рейсовые автобусы, машины скорой помощи, правоохранительных органов и т.п.

В дополнении к заявлению Общество ссылается на то, что оспариваемое решение должно быть признано недействительным в связи с истечением трёхлетнего срока давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренного ст.41.1 Закона № 135-ФЗ.

Заявителем представлены документы в подтверждение того, что ответчику было известно о взимании Обществом платы за проезд по понтонной переправе через р.Лодьма, об отсутствии альтернативного проезда, а также о доминирующем положении Общества на рынке услуг по проезду через понтонную переправу р.Лодьма более чем за 3 года до дня возбуждения дела № 09-11 (ответчик узнал об этом не позднее 16.07.2007): копии писем Общества № 2633 от 02.11.2005 и от 04.06.2007, письмо Управления от 23.03.2006 № 02-03/632 и от 16.07.2007 № 02-03/1962.

В дополнении к отзыву ответчик указывает, что понтонная переправа организована не только из речного несамоходного судна, как указывает заявитель, но и из прилегающих земельных участков.

Управление в своем решении не рассматривало понтонную переправу, эксплуатируемую Обществом как участок дороги общего пользования «Нефтебаза - Ижма». Речь шла о том, что технологически данный участок дороги является частью дороги общего пользования.

При проезде по дороге общего пользования потребитель приобретает услугу беспрепятственного перемещения по территории Российской Федерации посредством проезда по автомобильной дороге.

Постановлением Госстандарта РФ ог 21.02.1994 № 34 утвержден ГОСТ Р 50646-94. Услуги населению. Термины и определения. Пунктом 9 указанного ГОСТа определено, что технологический процесс исполнения услуги - основная часть процесса предоставления услуги, связанная с изменением состояния объекта услуги.

Автомобильная дорога соединяет два пункта сообщения. Таким образом, процесс предоставления услуги связан с изменением местоположения транспортного средства с начального пункта автомобильной дороги общего пользования в конечный.

В случае невозможности продолжения движения по автомобильной дороге общего пользования регионального (местного) значения частная дорога (понтонный мост) является технологическим продолжением дороги общего пользования. Только таким образом потребитель услуги проезда по дороге общего пользования получит ее в полном объеме.

Лодемский плавмост состоит не только из судна, но также из прилегающих земельных участков, на которых находятся подъездные пути.

В соответствии с абзацем 5 статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода; согласно абзацу 4 указанной нормы судоходство - деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, санитарного и другого контроля, проведения научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей.

В данном случае судоходство не осуществляется, судно служит «материалом», из которого изготовлен мост. Мнение о том, что судно не осуществляет судоходной деятельности при осуществлении переправы транспортных средств подтверждено позицией сторон по делу.

Нахождение участка дороги общего пользования (судна) в частной собственности ОАО «Севералмаз» не освобождает Общество от исполнения требований законодательства о дорогах.

Управлением не делался вывод о принадлежности рассматриваемой понтонной переправы к автомобильной дороге общего пользования «Нефтебаза - Ижма». В связи с этим не было удовлетворено ходатайство Общества о необходимости истребования проектной документации, как не относящееся к предмету рассмотрения. Через реку Лодьма на данном направлении имеется единственное искусственное дорожное сооружение, предназначенное для переправы транспортных средств. Как установлено в ходе расследования, проводимого в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства № 09-11, данная переправа является единственным мостом, технологической частью дороги общего пользования. При подобных обстоятельствах нет необходимости в установлении возможности постройки другого моста на этом направлении.

В отношении довода заявителя об истечении 3-летнего срока давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства ответчик указывает, что переписка по поводу эксплуатации понтонной переправы велась с 2005 года, но письма направлялись в рамках исполнения ст.14 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1, а Закон № 135-ФЗ вступил в силу 26.10.2006. В тех письмах автомобильная дорога рассматривалась как технологическая, не относящаяся к дорогам общего пользования. Письма ответчика изготавливались до вступления в силу Закона № 257-ФЗ (вступил в силу 14.11.2007).

Переписка велась в целях установления признаков нарушения антимонопольного законодательства путём установления Обществом монопольно высокой цены, а не нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Кроме того, факт нарушения подтверждается, в том числе, прейскурантами цен на услуги понтонной переправы, утвержденные приказами Общества, при этом первым рассматривается приказ от 01.11.2008. Оспариваемое решение изготовлено 01.06.2011, т.е. с учётом 3-летнего срока давности.

Суд пришёл к выводу, что требование заявителя обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судом не установлено в действиях ОАО «Севералмаз» нарушения п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

В соответствии с п.10 ч.1 ст.10 Закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования Управление усматривает в том, что согласно пункту 4 части 2 статьи 36 Закона № 257-ФЗ решение об использовании участка автомобильной дороги на платной основе принимается собственником частной автомобильной дороги общего пользования в отношении такой автомобильной дороги или участка такой автомобильной дороги.

Решение об использовании участка автомобильной дороги на платной основе может быть принято при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования либо при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда до ввода в эксплуатацию строящейся или реконструируемой платной автомобильной дороги или используемого на платной основе участка автомобильной дороги (часть 1 статьи 37 Закона № 257-ФЗ).

В части 2 статьи 36 Закона № 257-ФЗ говорится о собственнике частной автомобильной дороги общего пользования, тогда как Общество таковым не является.

В соответствии со ст.3 Закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

Согласно ст.5 Закона № 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п.1 ст.28 Закона № 257-ФЗ пользователи автомобильными дорогами имеют право свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации, за исключением случаев использования платных автомобильных дорог, платных участков автомобильных дорог и случаев временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Постановлением Правительства Архангельской области от 27.04.2010 № 123-пп утверждён Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Архангельской области и НАО.

В данный перечень входит автомобильная дорога Нефтебаза-Ижма протяженностью 10,582 км (идентификационный № 11ОПРЗ11К-723).

Распоряжением Главы администрации Архангельской области от 24.01.2006 № 38р данная дорога закреплена на праве оперативного управления за управлением автомобильными дорогами Архангельской области «Архангельскавтодор»; в материалах дела имеется копия свидетельства о государственной регистрации права от 28.11.2006 (право оперативного управления (собственность субъекта РФ – Архангельская область)).

В материалах дела имеется копия технического паспорта на автомобильную дорогу Нефтебаза-Ижма, согласно которому переправа через р.Лодьма в виде понтонов не входит в состав дороги.

Суд согласен с доводом заявителя, что речное несамоходное судно ОАО «Севералмаз» не расположено на региональной автомобильной дороге общего пользования «Нефтебаза-Ижма» и не является технологической частью автодороги.

Общество имеет лицензию серии АРХ № 00460 на водопользование от 01.02.2006: использование речной акватории для размещения и эксплуатации понтонной переправы и мостов (в том числе – р.Лодьма).

Между ОАО «Севералмаз» и Администрацией Архангельской области заключен договор от 20.04.2006 пользования водными объектами по названной лицензии, сроком до 01.02.2015.

Судно «Лодемский плавмост», используемый для обустройства понтонной переправы через реку Лодьма, является собственностью ОАО «Севералмаз», что подтверждается свидетельством ТВ № 0026226 о праве собственности на судно «Лодемский плавмост» от 16.02.2009.

В свидетельстве о праве собственности на судно указаны его тип и назначение – наплавной мост на жестко-сочлененных опорах для проезда автотранспорта, состоящий из двух понтонов «ЛНМ-1» и «ЛНМ-2».

Согласно договору аренды земельного участка от 06.05.2009, заключенному между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» и ОАО «Севералмаз», Общество принимает в аренду земельный участок площадью 0,0865 га с кадастровым номером 29:16:000000:209 для обустройства понтонной переправы через р.Лодьма.

Письмом № 519/08 от 23.03.2011 ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» сообщило Управлению, что понтонная переправа через р.Лодьма на региональной автодороге Нефтебаза-Ижма, соединяя прерываемые рекой участки одной дороги, является искусственным дорожным сооружением. Однако юридически она не входит в состав (протяженность) соответствующей автомобильной дороги. Альтернативный бесплатный проезд отсутствует. Однако рассматриваемая переправа начала использоваться на платной основе задолго до принятия Закона № 257-ФЗ, требования которого распространяются на отношения, возникшие после его вступления в силу (ст.63).

Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г.Архангельска от 04.06.2009 по делу № 2-1684/2009 отказано в удовлетворении иска ФИО7 к ОАО «Севералмаз» о запрете создавать препятствия в виде установки шлагбаума и взимания платы за проезд через реку Лодьма.

В данном решении указано, что собранными по делу доказательствами подтверждено, что судно «Лодемский плавмост» не являлось изначально и не является в настоящее время технологической частью региональной автодороги общего пользования «Нефтебаза-Ижма», приобреталось его владельцами – юридическими лицами исключительно для собственных производственных нужд, и которые вправе самостоятельно определять порядок и способ эксплуатации принадлежащего им имущества.

В связи с чем, с 2004 года, с момента владения на законном основании данным судном (на праве аренды), ответчиком установлена плата, носящая компенсационный характер, за пересечение транспортных средств третьих лиц реки Лодьма посредством использования принадлежащего ему имущества.

В кассационном определении по данному делу от 13.07.2009 указано, что в январе 2006 года автодорога передана на баланс ОГУ «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», однако переправа через р.Лодьма не была включена в состав указанной автодороги и не входит в неё в настоящее время, поскольку находится в собственности ОАО «Севералмаз». Судно «Лодемский плавмост» не является технологической частью региональной автодороги общего пользования.

В соответствии с ч.2 ст.13 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В решении мирового судьи судебного участка № 4 Октябрьского округа г.Архангельска от 19.02.2010 по делу № 2-17/10, которым удовлетворен иск ФИО7, и с Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области взыскано в его пользу 400 руб. убытков (расходы по проезду по автодороге регионального значения Нефтебаза-Ижма), указано, что собственник данной автодороги – Архангельская область обязан обеспечить беспрепятственный проезд по ней без взимания с граждан платы путём сооружения переправы через реку Лодьма.

Суд считает, что ответчиком не доказано, что рассматриваемая понтонная переправа является технологической частью дороги Нефтебаза-Ижма.

Из материалов дела не усматривается, что понтонная переправа организована не только из речного несамоходного судна, но и из прилегающих земельных участков. В правоустанавливающих документах указано, что судно состоит из двух понтонов «ЛНМ-1» и «ЛНМ-2».

При рассмотрении дела № 09-11 ответчик не исследовал проектную документацию на дорогу, разрешение на ввод её в эксплуатацию, разрешение на строительство данной дороги.

Суду такие документы также не представлены ни участвующими в деле лицами, ни по определениям об истребовании доказательств.

Приказом Президента ОАО «Севералмаз» от 29.06.2007 № 138/П (с учётом дополнений от 29.09.2008) утверждён перечень лиц, освобождаемых от оплаты за проезд по понтонной переправе и автопроезду, согласно которому от оплаты освобождаются физические лица при пешем проходе по переправе или автопроезду, лица, имеющим постоянную регистрацию по месту жительства или временную регистрацию по месту пребывания в населенных пунктах Приморского района, расположенных на правом берегу р. Лодьма, инвалидам, участникам ВОВ и приравненным к ним лицам, также бесплатно пропускаются рейсовые автобусы, машины скорой помощи, правоохранительных органов и т.п. (ответчик данные обстоятельства не опровергает).

В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.

На основании изложенного, из материалов дела не усматривается, что Общество допустило злоупотребление доминирующим положением в виде нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Суд также согласен и с доводом заявителя о том, что возбуждение дела № 09-11 и его рассмотрение произведено Управлением за пределами трёхлетнего срока давности.

В соответствии со ст.41.1 Закона № 135-ФЗ дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства – со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Вменяемое ответчиком нарушение является длящимся, не было окончено к моменту возбуждения дела № 09-11.

Из представленной заявителем переписки видно, что Управление не позднее 16.07.2007 знало о том, что альтернативная переправа через р.Лодьма отсутствует, Общество занимает доминирующее положение по оказанию услуг переправы через р.Лодьма и то, что Общество взимает плату за проезд по понтонной переправе.

В связи с этим суд считает несостоятельным довод ответчика о том, что ранее Управление рассматривало действия Общества на предмет установления монопольно высокой цены, а не нарушение порядка ценообразования, поскольку фактические обстоятельства были те же.

При обращении в суд заявителем уплачено 2000 руб. государственной пошлины платёжным поручением № 3062 от 24.05.2011.

Также уплачено 2000 руб. государственной пошлины платёжным поручением № 3418 от 14.06.2011 за рассмотрение заявления об обеспечении иска.

Определением суда от 17.06.2011 заявителю отказано в удовлетворении ходатайства о приостановлении действия оспариваемого решения.

В соответствии с ч.3 ст.156 АПК РФ с ответчика подлежат взысканию в пользу заявителя расходы по уплате государственной пошлины в размер 2000 руб.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Признать недействительным, принятым в нарушение Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 01.06.2011 № 02-04/3017 по делу № 09-11, вынесенное в отношении Открытого акционерного общества «Севералмаз» (зарегистрировано 02.10.2002 Инспекцией МНС РФ по Приморскому району Архангельской области в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным № <***>; местонахождение <...>).

Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области в пользу Открытого акционерного общества «Севералмаз» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

А.А. Дмитревская