ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-5774/2011 от 06.07.2011 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  Резолютивная часть решения объявлена 06 июля 2011 года

В полном объеме решение изготовлено 07 июля 2011 года

г. Архангельск Дело № А05-5774/2011

07 июля 2011 года

Арбитражный суд Архангельской области

в составе судьи Козьминой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 06 июля 2011 года дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1022900536010)

к индивидуальному предпринимателю Пушкарь Татьяне Владимировне (ОГРН 304292014600091)

о привлечении к административной ответственности,

при участии в заседании представителей: от заявителя – Мазковой Е.В., от ответчика – не явились,

протокол судебного заседания вела помощник судьи Юринская И.С.,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Пушкарь Татьяны Владимировны (далее- предприниматель) к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

Предприниматель представила отзыв на заявление, в котором выразила согласие с выявленными нарушениями, сообщила об их устранении, отметила, что тахографом транспортное средство будет оборудовано к 23.01.2012 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.09.2010 № 706 «О внесений изменений в технический регламент о безопасности колесных транспортных средств».

Предприниматель о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, на основании ч.3 ст.205 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) дело рассмотрено без её участия.

Основанием для обращения в суд послужили следующие обстоятельства.

Пушкарь Татьяна Владимировна зарегистрирована в статусе индивидуального предпринимателя 15.03.2010 межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, внесена в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304292014600091; имеет лицензию регистрационный номер АСС-29-201152 сроком действия с 08.12.2010 по 07.12.2015 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

В ходе проведения проверки на автостанции п.Плесецк сотрудник автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 15.05.2011 установил, что предприниматель осуществляла предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров по маршруту №819 «Нижнее Устье – Плесецк» на автобусе ПАЗ 3205307 (гос. номер АВ 334/29) со следующими нарушениями:

- в нарушение подп. «б», «в», «и» п.37 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112, (далее – Правила перевозки) внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа отсутствуют наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа; номера мест для сидения, правила пользования транспортным средством или выписки из таких правил;

- в нарушение п.36 Правил перевозки над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства отсутствует полное или краткое наименование перевозчика;

- в нарушение п.16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 №152, в путевом листе от 18.05.2011 №60 не указаны имя и отчество медработника, проводившего медицинский осмотр водителей;

- в нарушение п.5.4. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 №2, автобус ПАЗ-3205307, гос. номер АВ 33429, 2010 года выпуска, используемый на междугороднем автобусном маршруте №819 «Нижнее Устье-Плесецк», не оборудован тахографом – контрольным устройством для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя.

Выявленные нарушения отражены в акте осмотра автобуса на линии №18-П от 18.05.2011.

Старший государственный инспектор отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по АО и НАО Трапезников В.В. 01.06.2011 составил в отношении предпринимателя Пушкарь Т.В. протокол №16-П об административном правонарушении, в котором зафиксировал выявленные в ходе проверки нарушения. Не выполнив требования указанных нормативных правовых актов, Пушкарь Т.В. не выполнила требования подп.«б» п.4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 №637, то есть нарушила лицензионные требования и условия, предусмотренные специальным разрешением (лицензией) на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек. Тем самым предприниматель совершила административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Протокол составлен в присутствии предпринимателя, предпринимателю разъяснены ст.51 Конституции РФ, права, предусмотренные ст.24.4, 25.1, 25.5 КоАП РФ, предприниматель с протоколом ознакомлена, копию протокола получила. В протоколе предприниматель указала, что номера мест для сидения не должны быть пронумерованы, так как в билетах не указывается номер места.

Руководствуясь ч.3 ст.23.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя Пушкарь Т.В. к административной ответственности на основании ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, выслушав представителя административного органа, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Подпунктом 62 п.1 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию.

В ст.2 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» указано, что лицензионные требования и условия - это совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Предприниматель Пушкарь Т.В. имеет действующую лицензию на осуществление перевозок пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

Лицензионные требования и условия при осуществлении этой деятельности определены Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637. Подп. «б» п.4 этого нормативного правового акта к числу лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров отнесено соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Согласно подп. «б», «в», «и» п.37 Правил перевозок внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа; номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения; правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.

Материалами дела подтверждается отсутствие наименования, адреса и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа; правил пользования транспортным средством или выписки из таких правил.

В соответствии с п.36 Правил перевозок над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается полное или краткое наименование перевозчика. Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова автобуса ПАЗ 3205307, гос. номер АВ 334/29, по ходу транспортного средства отсутствовало полное или краткое наименование перевозчика.

Согласно п. 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152, даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества. В путевом листе от 18.05.2011 №60 не указаны имя и отчество медработника, проводившего медицинский осмотр водителей. Копия путевого листа представлена в материалы дела.

В целях повышения безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и усиления контроля за выполнением требований Правил дорожного движения Российской Федерации Правительством Российской Федерации 03 августа 1996 года издано постановление №922 «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом». Пунктом 1 данного постановления предусмотрена обязанность осуществить с 1 января 1998г. оснащение вновь изготавливаемых автобусов с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя в соответствии с Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки.

Аналогичное требование предусмотрено пунктом 5.4 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 №2, согласно которому автобусы с числом мест более 20, изготовленные после 1 января 1998 г. и используемые на междугородных автобусных маршрутах, должны быть оборудованы тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя.

В соответствии с п.4 Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.07.1998 №86, установка тахографов на транспортных средствах производится в соответствии с нормативными документами, регламентирующими требования по установке данных контрольных устройств.

Суд отклоняет довод предпринимателя о том, что тахографом транспортное средство будет оборудовано к 23.01.2012 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.09.2010 №706 «О внесений изменений в технический регламент о безопасности колесных транспортных средств».

Действительно, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 №720 в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» утвержден Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (далее - Технический регламент).

Согласно п.1 Технического регламента настоящий технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.

В соответствии с п.8(1) Технического регламента транспортные средства категорий М2, М3, №2 и №3, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения указанными техническими средствами.

Порядок оснащения указанными техническими средствами транспортных средств, находящихся в эксплуатации, определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Однако, постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 №922 «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом» установлены дополнительные требования к автобусам, предназначенных для междугородных и международных перевозок, а именно - оборудование тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя в соответствии с Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки. Тогда как с 23.01.2012 техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха должны быть оборудованы транспортные средства категорий М2, М3, №2 и №3, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, безотносительно какие перевозки они осуществляют - междугородные и международные перевозки или какие-либо другие.

Поскольку предприниматель осуществляет перевозки в междугородном сообщении «Нижнее Устье-Конево-Плесецк» (согласно паспорту маршрута маршрут имеет протяженность 196 км, т.е. более 50 км), постольку автобус должен быть оборудован тахографом.

В связи с изложенным административный орган правомерно вменил предпринимателю в качестве нарушения отсутствие тахографа.

Вменение предпринимателю отсутствие номеров мест для сидения суд находит неправомерным, поскольку подп. «в» п.37 Правил перевозок прямо предусмотрено, что размещение номеров мест для сидения не требуется, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения. Как ссылается предприниматель в протоколе об административном правонарушении, в билетах не указываются номера мест, доказательств обратного административный орган не представил. В судебном заседании представитель административного органа отказалась от вменения предпринимателю данного нарушения.

Суд считает, что предприниматель Пушкарь Т.В. имела возможность для соблюдения указанных требований.

При таких обстоятельствах следует признать, что в действиях предпринимателя Пушкарь Т.В. имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Суд, изучив материалы дела, пришел к выводу о том, что права и гарантии предпринимателя Пушкарь Т.В., предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены. На момент рассмотрения дела в суде срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, не истёк.

Суд не усматривает оснований для освобождения предпринимателя от административной ответственности, предусмотренных ст.2.9 КоАП РФ, поскольку совершенное административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

Статьёй 2.4 КоАП РФ предприниматели приравнены к понятию «должностные лица».

В соответствии с ч.3 ст.14.1. КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Согласно ч.2 ст.4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Суд не установил обстоятельств, отягчающих ответственность предпринимателя. В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, суд учитывает раскаяние предпринимателя, устранение ею выявленных нарушений, в связи с чем предприниматель Пушкарь Т.В. подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1. КоАП РФ, в виде предупреждения.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

привлечь индивидуального предпринимателя Пушкарь Татьяну Владимировну, 05 октября 1971 года рождения, уроженку д.Кузьминка Плесецкого района Архангельской области, зарегистрированную в статусе индивидуального предпринимателя 15.03.2010 межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, внесенную в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304292014600091, проживающую по адресу: 164299, Архангельская область, Плесецкий район, д.Нижнее Устье, ул.Лесная, д.13, кв.1, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

С.В. Козьмина