ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-5884/13 от 01.08.2013 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

06 августа 2013 года

г. Архангельск

Дело № А05-5884/2013

Резолютивная часть решения объявлена 01 августа 2013 года

Решение в полном объёме изготовлено 06 августа 2013 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шашкова А.Х.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Яремчук М.П.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО1 (место жительства: 399844, Липецкая область)

к ответчику - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; место нахождения: 165300,г.Котлас, Архангельская область, ул.Карла Маркса, дом 14 165300, <...>),

третье лицо - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Котлас и Котласском районе Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 165300, <...>),

об исключении крестьянского (фермерского) хозяйства из Единого государственного реестра юридических лиц,

в заседании участвовали:

истец - ФИО1 (паспорт),

установил:

ФИО1 (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ответчик) об исключении крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 из Единого государственного реестра юридических лиц с 1 января 2002 года.

Определением суда от 11.07.2013 для выяснения дополнительных обстоятельств по делу привлечено к участию в деле в качестве третьего лица Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Котлас и Котласском районе Архангельской области.

Истец в судебном заседании предъявленные требования поддержал.

Ответчик и третье лицом, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, своих представителей для участия в заседании не направили. Дело рассмотрено без их участия.

Ответчик с иском не согласился, указал, что крестьянское (фермерское) хозяйство ФИО1 имеет задолженность перед Пенсионным фондом. Истец не предпринимал действий по ликвидации крестьянского хозяйства.

Третье лицо поддержало позицию ответчика.

Заслушав истца, изучив материалы дела, суд считает, что иск удовлетворению не подлежит на основании следующего.

Постановлением Главы администрации Котласского района № 216 от 28.04.1992 г. организовано крестьянское хозяйство, Главой крестьянского хозяйство определен ФИО1. Крестьянское хозяйство ФИО1 зарегистрировано на закрепленном за ним участке в районе д. Чесноково Черемушского поселкового совета.

Крестьянское хозяйство ФИО1 было создано как юридическое лицо в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и сохраняет этот статус, поскольку не ликвидировано, регистрация крестьянского хозяйства в качестве предпринимателя без образования юридического лица Главой крестьянского хозяйства не производилась.

ФИО1 указывая на то, что он с момента создания крестьянского хозяйства никакой деятельностью не занимался, производство сельскохозяйственной продукции и ее реализацию не осуществлял, не представлял в соответствующие органы налоговую и бухгалтерскую отчетность, обратился в арбитражный суд с требованием об исключении крестьянского хозяйства из ЕГРЮЛ.

В соответствии с ст. 1 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» № 348-1 от 22.11.1990 г. крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.

Крестьянское (фермерское) хозяйство, образованное до введения в действие части 1 ГК РФ, является юридическим лицом до момента регистрации изменений его правового статуса по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Пунктом 3 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрено, что крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.90 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.2013 (п. 3 ст. 23 Закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ).

На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском хозяйстве)", а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

В связи с тем, что регистрация крестьянского хозяйства (его Главы) в качестве предпринимателя не производилась, оно сохраняет статую юридического лица.

Кроме того, в соответствии с п. 1 и 2 статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ) регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие федерального закона, являются частью федерального информационного ресурса.

Согласно Федеральному закону № 302-ФЗ от 30.12.2012 г. «О внесении изменений в главы 1,2,3 и 4 части первой Гражданского кодекса РФ» параграф 2 главы 4 дополнен подпараграфом 3.1., статьей 86.1, согласно которой граждане, ведущие деятельность в области сельского хозяйства вправе создать крестьянское (фермерское) хозяйство.

Согласно статье 2 Федерального закона 302-ФЗ от 30.12.2012 г., со дня официального опубликования настоящего закона к крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые созданы в качестве юридических лиц в соответствии с Законом РФСР от 22.11.1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» подлежат применению правила статьи ст. 86.1. |ГК РФ (в редакции настоящего Федерального закона). Перерегистрация ранее созданных крестьянских (фермерских) хозяйств не требуется.

Ссылка ФИО1 на то, что налоговый орган должен был исключить Крестьянское хозяйство ФИО1 из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо, не принимается судом в связи со следующим.

В соответствии с п. 3 ст. 26 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу этого Закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в его силу представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 Закона.

Невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном названным Законом в отношении исключения недействующих юридических лиц.

Территориальные органы ФНС России, в силу ст. 2 Федерального закона N 129-ФЗ, пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 являются регистрирующими органами в целях применения положений Федерального закона N 129-ФЗ, том числе и процедуры, предусмотренной статьей 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ.

В соответствии со статьей 21.1. Федерального закона N 129-ФЗ, юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

В соответствии с п. 1 Приказа ФНС от 16 июня 2006 г. N САЭ-3-09/355@, сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".

Налоговым органом трижды принимались решения о предстоящем исключении недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ в отношении Крестьянского хозяйства ФИО1: от 24.06.2011 г., номер журнала, опубликовавшего решение - 25, дата публикации - 29.06.2011 г.; от 07.12.2012 г. - номер журнала, опубликовавшего решение - 49 , дата публикации - 12.12.2012 г.; от 22.03.2013 г. - номер журнала, опубликовавшего решение № 12, что подтверждается данными сайта журнала "Вестник государственной регистрации".

Однако, во всех случаях решения об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не приняты в соответствии с требованиями п. 4 ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, в связи с поступлениями от ГУ Управления ПФ РФ в г. Котласе и Котласском районе заявлений о невозможности исключения Крестьянского хозяйства ФИО1 из ЕГРЮЛ в связи с имеющейся задолженностью.

Наличие задолженности подтверждается представленными третьим лицом документами – требованиями об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за период с 2006 по 2013 годы. Согласно этим документам общая сумма недоимки и пени по страховым взносам по 2012 год включительно составляет 51 562 руб. 14 коп. Данные требования не оспорены истцом и недействительными в установленном законом порядке не признаны.

Данные обстоятельства неоднократно письмами № 03-06/07307 от 12.07.2012 г., № 03-06/12440 от 21.09.2011 г., 03-16/03062 от 11.04.2013 г. доводились Налоговым органом до ФИО1 При этом истцу разъяснялся порядок ликвидации юридического лица в случае, предусмотренном п. 4 ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ. Однако действий для ликвидации юридического лица крестьянского хозяйства ФИО1 истцом не было принято.

Кроме того, из материалов дела следует, что при создании крестьянского хозяйства в 1992 году ему был предоставлен с собственность земельный участок площадью 12,8 га. Сведений о том, каким образом ФИО1 распорядился данным недвижимым имуществом, в суд не представлено.

Поскольку у истца имеется задолженность перед кредитором по страховым взносам и пени, решение о ликвидации крестьянского хозяйства не принималось, процедура ликвидации в установленном законом порядке не проведена, то оснований для исключения крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 из ЕГРЮЛ не имеется.

Учитывая изложенное, суд отказывает в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

А.Х. Шашков