АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
07 ноября 2011 года
г. Архангельск
Дело № А05-5916/2011
Резолютивная часть решения объявлена 03 ноября 2011 года.
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Пигурновой Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Токаревой О.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению федерального государственного учреждения «Командование Космических войск» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным предписания от 28.02.2011 № 25-27/2-2010/07,
при участии представителей:
заявителя: ФИО1 - по доверенности от 06.04.2011,
ответчика: ФИО2 - по доверенности от 31.12.2010, ФИО3 - по доверенности от 09.08.2011,
установил:
федеральное государственное учреждение «Командование Космических войск» (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее – Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания от 28.02.2011 № 25-27/2-2010/07 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее – Управление, ответчик).
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования; представил дополнительные документы.
Ответчик с заявленными требованиями не согласился, сославшись на законность и обоснованность оспариваемого предписания.
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.
После пуска 16.04.2010 ракеты носителя «Союз У» Учреждением было проведено обследование района падения остатков частей ракеты (далее – ОЧР) «Олема», в результате которого не было обнаружено частей ракеты носителя «Союз У», запущенной 16.04.2010. На основании этого заявителю было выдано предписание от 20.04.2010 №74-87/2-2010/07, которым предписывалось в срок до 01.02.2011:
обеспечить поиск местонахождения, вывоз и утилизацию боковых блоков ракеты носителя «Союз У», размещённых в районе падения «Олема» при запуске ракеты носителя «Союз У» с космодрома «Плесецк» 16.04.2010, не обнаруженных в результате послепускового обследования района падения «Олема», Подтверждающие документы по данному пункту предписания представить в Управление Росприроднадзора по Архангельской области;
произвести обследование, выполнить очистку территории района падения «Олема» от загрязнений нефтепродуктами, выполнить рекультивацию нарушенных земель. Подтверждающие документы по данному пункту предписания представить в Управление Росприроднадзора по Архангельской области.
Это предписание не было оспорено Учреждением и вступило в силу.
На основании распоряжения от 24.01.2011 №27-р руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области, в отношении природопользователя - ФГУ «Командование космических войск» проведена внеплановая документарная проверка выполнения двух пунктом предписания от 20.04.2010 № 74-87/2-2010/07.
В результате внеплановой документарной проверки выполнения предписания был составлен акт проверки от 28.02.2011 №25-27/2-2011, на основании которого было выдано повторное предписание №25-27/2-2011/07 от 28.02.2011 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды (л.д.15).
В пункте 1 названного предписания командующему космическими войсками предложено в срок до 10.12.2011 обеспечить поиск местонахождения, вывоз и утилизацию боковых блоков ракеты-носителя «Союз-У», размещенных в районе падения «Олема» при запуске ракеты-носителя «Союз-У» с космодрома «Плесецк» 16.04.2010, не обнаруженных в результате послепускового обследования РП «Олема». Подтверждающие документы по данному пункту предписания представить в Управление Росприроднадзора по Архангельской области.
Пунктом 2 названного предписания в срок до 10.12.2011 Учреждению предложено произвести обследование, выполнить очистку территории района падения (далее – РП) «Олема» от загрязнений нефтепродуктами, выполнить рекультивацию нарушенных земель. Подтверждающие документы по данному пункту предписания представить в Управление Росприроднадзора по Архангельской области.
Федеральное государственное учреждение "Командование Космических войск" не согласившись с предписанием от 28.02.2011 №25-27/2-2011, обратилось с настоящим заявлением в суд.
В обоснование своих доводов, заявитель ссылается на то, что отделяющиеся части ракет являются элементами космической техники и не являются отходами производства и потребления, тем более опасными, так как отсутствуют в федеральном классификационном каталоге отходов. Условиями договора от 10.12.2007 №08-10/54 не предусмотрена обязанность Космических войск по безусловному обнаружению упавших ступеней отделяющихся частей ракет. Согласно графику вывоза ОЧР из РП, срок вывоза ОЧР установлен от 1 года до 2 лет. В 2011 году, исходя из лимитов денежных средств, планируется провести работы по обследованию районов падения «Пинега», «Мосеево», «Вашка» и «Двинской». В 2010 году бюджетные средства на работы по вывозу и утилизации обнаруженных ОЧР были выделены поздно. До конца 2010 года провести размещение заказа, выполнить работы и освоить бюджетные средства не представлялось возможным, Космические войска отказались от выделенных на 2010 год денежных средств. В 2011 году, исходя из имеющихся данных об обнаруженных отделяющихся частях ракет, планируется выполнить работы по их вывозу и утилизации в районах падения «Койда» (Мезенский район), «Олема» (Лешуконский район), «Сия» (Пинежский и Холмогорский районы) Архангельской области. Статьей 18 Федерального закона от 29.11.2996 №147-ФЗ «О космической деятельности» районы падения относятся к космической инфраструктуре. Нахождение отделяющихся частей ракет в районах падения является следствием космической деятельности, а не нарушением законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды; образующиеся в результате космической деятельности отделяющиеся части ракет являются образцами вооружения и военной техники, подлежащими утилизации в рамках государственного оборонного заказа, и не являются отходами, так как отсутствуют в федеральном классификационном каталоге отходов. Кроме того, в силу статьи 13 Земельного кодекса обязанность по проведению мероприятий по рекультивации нарушенных земельных участков возложена на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Командование Космических войск и его структурные подразделения в отношении районов падения таковыми не являются.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен, считает, что отделяющиеся части ракет, являются остатками изделий (ракет), образовавшимися в процессе запуска ракет и утратившие свои потребительские свойства и соответственно являются отходами производства и потребления (лом и отходы цветных и (или) черных металлов). Обязанность по обнаружению, вывозу и утилизации отделяющихся частей ракет, в том числе всех ранее упавших ОЧР не вывезенных из районов падения, в силу условий договора договор от 10.12.2007 N 08-10/54 "О порядке и условиях использования земельных участков под районы падения отделяющихся частей ракет на территории Архангельской области для обеспечения ракетно-космической деятельности", возложена на заявителя.
Исследовав материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчика, суд считает, что заявление общества подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок и условия использования районов падения отделяющихся частей ракет установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.1995 N 536 "О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет", согласно которому использование районов падения осуществляется в соответствии с договорами, заключаемыми Министерством обороны Российской Федерации с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся эти районы.
В соответствии с приказами Министра обороны Российской Федерации: от 06 сентября 1998 года N 398 «О мерах по реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 31 мая 1995г. №536 и от 24 марта 1998 г. № 350» и от 19 апреля 2003 года N 132 «О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 года № 398», между администрацией Архангельской области и Министерством обороны РФ заключен договор от 10.12.2007 N 08-10/54 "О порядке и условиях использования земельных участков под районы падения отделяющихся частей ракет на территории Архангельской области для обеспечения ракетно-космической деятельности" (далее – договор) с приложением и подписанным обеими сторонами протоколом разногласий от 26 мая 2008 года в отношении пунктов 2.2.18., 2.2.22. и 2.2.23 договора (т.1, л.д.63-73).
Согласно разделу 1 договора Администрация определяет Космическим войскам для обеспечения ракетно-космической деятельности на территории Архангельской области границы земельных участков районов падения отделяющихся частей ракет запускаемых с I-го Государственного испытательного космодрома Министерства обороны Российской Федерации (космодром "Плесецк"), а Космические войска используют определенные этим договором РП эпизодически только на период пусков ракет, земельные участки РП у собственников земельных участков, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.
В соответствии с подпунктом 2.2.18 пункта 2 договора (с учетом принятых разногласий) Космические войска обязаны обеспечить вывоз отделяющихся частей ракет из районов падения по составленному Космическими войсками и утвержденному сторонами договора графику, в том числе всех ранее упавших ОЧР, не вывезенных из РП Архангельской области после определения Правительством Российской Федерации источников и порядка финансирования указанных работ и проведения конкурсного отбора в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации 2005 года N 94-ФЗ.
Согласно утвержденному сторонами графику от 17.02.2010, вывоз обнаруженных отделяющихся частей ракет производится в течение одного года до формирования предложений по государственному оборонному заказу на очередной год и в течение двух лет после формирования предложений по государственному оборонному заказу на очередной год. При этом график вывоза отделяющихся частей ракет из районов падения может уточняться Космическими войсками, исходя из лимитов ассигнований, выделяемых на утилизацию и ликвидацию вооружения и военной техники (т.1, л.д.131).
Таким образом, Министерством обороны РФ и Администрацией Архангельской области в указанном договоре определен порядок действий, касающийся вывоза отделяющихся частей ракет из районов падения.
В рассматриваемом случае, в ходе комиссионного обследования района «Олема» 16 и 17 апреля 2010 были обнаружены отделяющиеся части ракет от предыдущих запусков.
С учетом положений названного договора, графика вывоза отделяемых частей ракет из районов падения, расположенных на территории Архангельской области от 17.02.2010 и даты обнаружения отделяющихся частей ракет от предыдущих запусков в районе «Олема» 16 и 17 апреля 2010 года (т.1, л.д.32-37, т.2), Космические войска вправе осуществить вывоз и утилизацию обнаруженных ОЧР не только в 2011, но и в 2012, 2013 годах, согласно выписке из государственного оборонного заказа на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (т.1, л.д.75-77, т.2). Как видно, это касается обнаруженных частей ракет, однако, остатки частей ракеты носителя «Союз-У», размещенных в районе падения «Олема» при запуске ракеты носителя «Союз-У» с космодрома «Плесецк» 16.04.2010, не были обнаружены.
При таких обстоятельствах, предписание административного органа от 28 февраля 2011 года, устанавливающее Учреждению срок – до 10 декабря 2010 года, поиска, вывоза и утилизации ОЧР, не обнаруженных по состоянию на 28 февраля 2011 года, противоречит положениям договора №08-10/54 от 10.12.2007 и графику от 17.02.2010.
Согласно пункту 1 оспариваемого предписания ФГУ «Командование Космических войск» обязано в срок до 10.12.2011 обеспечить поиск местонахождения, вывоз и утилизацию боковых блоков ракеты носителя «Союз У», размещённых в районе падения «Олема» при запуске с космодрома «Плесецк» 16.04.2010, не обнаруженных в результате послепускового обследования РП «Олема» (т.1, л.д.15).
Вместе с тем, как следует из актов обследования (осмотра) района падения «Олема» после проведения пуска ракеты-носителя 16.04.2010 и места падения отделяющихся частей ракет, при комиссионном обследовании района 17.04.2010, ОЧР от ракеты-носителя, запущенной 16.04.2010, не обнаружены.
Условиями договора №08-10/54 от 10.12.2007 не предусмотрена обязанность Космических войск по безусловному обнаружению упавших ступеней ракет. Кроме того, суд считает обоснованными доводы заявителя о том, что по природным и (или) физическим условиям не всегда возможно обнаружить упавшие ОЧР от конкретного запуска, так как возможно падение ОЧР в болото или водоем с последующим затоплением, возможен подрыв и сгорание отделяющихся ОЧР в атмосфере, либо разрыв от удара о землю в месте падения.
При таких обстоятельствах, предписание административного органа в части пункта 1, устанавливающее ФГУ «Командование Космических войск» срок поиска, вывоза и утилизации до 10.12.2011 ОЧР РН «Союз У», запущенной 16.04.2011, противоречит положениям договора №08-10/54 от 10.12.2007 и графику от 17.02.2010.
Пунктом 2 оспариваемого предписания в срок до 10.12.2011 Учреждению предложено произвести обследование, выполнить очистку территории района падения (далее – РП) «Олема» от загрязнений нефтепродуктами, выполнить рекультивацию нарушенных земель (т.1, л.д.15). При этом в процессе судебного разбирательства ответчик сослался на то, что этим пунктом учреждению предписано произвести указанные в пункте 2 действия в отношении всех обнаруженных ОЧР, безотносительно к запуску РН от 16.04.2010.
Вместе с тем, в оспариваемом предписании указано, что оно вынесено на основании акта проверки от 28.02.2011 № 27-27/2-2011, из которого, в свою очередь, следует, что проверка производилась именно по результатам запуска ракеты-носителя «Союз У» 16.04.2010.
Таким образом, в пункте 2 оспариваемого предписания может содержаться предписание только в отношении ОЧР, образовавшихся в результате запуска РН «Союз У» 16.04.2010.
Поскольку из материалов дела следует, что ОЧР, образовавшиеся в результате запуска РН «Союз У» 16.04.2010, не были обнаружены, постольку неизвестными остались и места загрязнения, в связи с чем пункт 2 оспариваемого предписания является преждевременным, а потому неисполнимым.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое предписание ответчика подлежит признанию недействительным, а заявление Учреждения подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, суд считает необоснованным довод заявителя о том, что ОЧР не являются отходами производства и потребления, тем более опасными, так как отсутствуют в федеральном классификационном каталоге отходов.
Приказом Министерства природных ресурсов от 02.12.2002 №786 утвержден федеральный классификационный каталог отходов, в котором установлен перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду. Согласно названному каталогу к отходам относятся - отходы металлов и сплавов. Таким образом, ОЧР относятся к отходам производства и потребления.
На нарушения ответчиком процедуры проверки заявитель не ссылался и судом такие нарушения не установлены.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Признать недействительным ненормативный правовой акт – предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области от 28 февраля 2011 года № 25-27/2-2011/07, вынесенное в отношении Федерального государственного учреждения "Командование Космических войск" об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Оспариваемый ненормативный правовой акт проверен на соответствие Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 мая 1995 № 536 «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет», в редакции от 02.07.2003.
Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Решение суда о признании недействительным ненормативного правового акта подлежит немедленному исполнению.
Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Н.И. Пигурнова