Арбитражный суд Архангельской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Архангельск Дело № АО5-5923/2009
26 августа 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 19 августа 2009 года. В полном объеме решение изготовлено 26 августа 2009 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Макаревич И.А.
при ведении протокола судьей, рассматривающим дело,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя ФИО1
к ответчикам - Администрации Архангельской области, индивидуальному предпринимателю ФИО2
о признании недействительными торгов и применении последствий недействительности сделки
при участии в заседании истца – ФИО3, представителя ответчика ФИО2 -– ФИО4 (доверенность от 28.07.2009)
установил: предприниматель ФИО1 (далее – Предприниматель) обратился в арбитражный суд с иском к комитету по рыбному хозяйству Администрации Архангельской области о признании решения областной комиссии Комитета по рыбному хозяйству администрации Архангельской области от 01.04.2009 (протокол № 6) по проведению конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромысловых участков в части отказа Предпринимателю в допуске к участию в конкурсе по лотам № 12, № 14, № 16 недействительным, а также о признании недействительными договоров между Комитетом по рыбному хозяйству Архангельской области и ФИО2 на рыбопромысловые участки № 13 (лот 12), № 15 (лот 14) № 17 (лот 16) (предмет иска уточнен Предпринимателем в заявлении от 20.05.2009).
Определением от 15.07.2009 произведена замена ответчика Комитета по рыбному хозяйству Архангельской области, не являющегося юридическим лицом, на администрацию Архангельской области (далее – Администрация), к участию в деле в качестве второго ответчика привлечен предприниматель ФИО2
Администрация и предприниматель ФИО2 иск не признают.
Администрация своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Спор рассмотрен в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд установил: Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 № 264 утверждены Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства (далее- Правила).
Распоряжением комитета по рыбному хозяйству Архангельской области от 21.01.2009 № 28 утверждена конкурсная документация для проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах, а также прибрежного рыболовства за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб в Архангельской области в границах МО «Каргопольский район».
Организатор конкурса – комитет по рыбному хозяйству Архангельской области
Извещение о проведении конкурса опубликовано в газете «Волна» за 27.01.2009 и размещено на официальной сайте администрации Архангельской области в сети Интернет.
Предприниматель подал заявки на участие в конкурсе по лотам 9, 12, 13, 14, 15, 16, 21.
По лоту № 9 Предприниматель был допущен к участию в конкурсе, по остальным лотам в допуске к участию в конкурсе было отказано.
Как следует из протокола заседании комиссии по проведению конкурса от 01.04.2009 и письма Администрации от 02.04.2009 № 15-01/25-255, отказ связан с тем, что приложенные к заявкам копии выписок из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей не заверены в установленном законодательством Российской Федерации порядке (нотариально).
Полагая, что отказ в допуске к участию в конкурсе не соответствует положениям конкурсной документации, Основам законодательства о нотариате и Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных административных поселений и специально уполномоченными лицами местного самоуправления поселений, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим иском о признании недействительным решения конкурсной комиссии об отказе в допуске к участию в конкурсе и признании недействительными заключенных по его результатам договоров между Администрацией и предпринимателем ФИО2 о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства по лотам № 12 (участок № 13), № 14 (участок № 15), лоту № 16 (участок № 17).
Суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по изложенным ниже основаниям.
Как следует из материалов дела, единственным основанием для отказа Предпринимателю в допуске к участию в конкурсе по лотам № 12, 14 и 16 стало то обстоятельство, что приложенные к заявкам по этим лотам выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРП) не были заверены нотариально. По лоту № 9 к заявке был приложен подлинник выписки из ЕГРИП, что позволило Предпринимателя принять участие в конкурсе по этому лоту.
Как следует из подпункта «а» пункта 28 Правил и подпункта «а» пункта 4 конкурсной документации, к заявке на участие в конкурсе прилагается выписка из ЕГРИП, полученная не ранее, чем за 6 месяцев до размещения на официальном сайте извещения, либо её копия, заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Условия о том, что копии документов, представляемых для участия в торгах, должны быть заверены нотариально, ни Правила, ни конкурсная документация не содержит.
Согласно пункту 29 Правил и пункту 4 конкурсной документации, документы, направленные заявителем в конкурсную комиссию, должны быть пронумерованы, сшиты и заверены печатью заявителя.
Копии выписок из ЕГРИП, представленные Предпринимателем по лотам № 12, 14 и 16 были заверены главой муниципального образования «Ухотское» ФИО5
В соответствии со статьей 1 Основ законодательства о нотариате в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района.
Доказательства того, что в дер. Патровской, в которой проживает Предприниматель или на территории МО «Ухотское» есть нотариус, не представлены.
Согласно статье 37 Основ законодательства о нотариате, глава местной администрации и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, может свидетельствовать верность копий документов и выписок из них.
Инструкция о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений утверждена Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.12.2007 № 256.
Доказательства того, что выписки, представленные Предпринимателем, заверены лицом, не располагающим такими полномочиями, отсутствуют.
Свидетельствование верности копий документов главой местной администрации приравнивается к нотариальным действиям.
С учетом изложенного у конкурсной комиссии отсутствовали основания для вывода о том, что представленные Предпринимателем выписки из ЕГРИП заверены в порядке, не соответствующем законодательству Российской Федерации.
Кроме того, для участия в этом же конкурсе по лоту № 9 Предпринимателем был представлен подлинник выписки из ЕГРИП, в связи с чем конкурсная комиссия располагала возможностью установить верность представленных Предпринимателем копий.
При таких обстоятельствах отказ в допуске Предпринимателя к участию в конкурсе по лотам № 12, 14, 16 не соответствует положениям части 1 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктам 15, 27, 28, 29 Правил, и не может быть признан судом правомерным. Требование о признании его незаконным подлежит удовлетворению.
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии № 6 от 01.04.2009, к участию в конкурсе по лотам № 12, 14, 16 был допущен предприниматель ФИО2, которому комиссия на основании пункта 46 Правил направила договоры о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства.
По лоту № 12 заключен договор № 27 от 15.04.2009, по лоту № 14 – договор № 28 от 15.04.2009, по лоту № 16 – договор № 29 от 15.04.2009. Предприниматель просит признать эти договоры недействительными.
Согласно статье 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Реализация заинтересованным лицом права на признание недействительными договоров, заключенных с лицом, выигравшим торги, возможна в том случае, если заключенной по их результатам сделкой нарушены права или охраняемые законом интересы этого лица.
Предпринимателем оспариваются договоры, заключенные по результатам открытого конкурса.
В соответствии с разделом 7 конкурсной документации конкурсная комиссия оценивала и сопоставляла заявки в соответствии со следующими критериями оценки:
- средневзвешенные показатели освоения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, ранее выделенных участнику конкурса для осуществления промышленного рыболовства на рыбопромысловых участках в тех же районах промысла за последние четыре года, предшествующих году проведения конкурса,
- возможный суточный объем выпуска готовой рыбной продукции на рыбоперерабатывающем заводе,
- средняя численность работников, работающих у участника конкурса за последние четыре года, предшествующих проведению конкурса, зарегистрированных в муниципальном образовании Архангельской области, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыбопромысловый участок,
- предложение участника конкурса о размере платы за предоставление рыбопромыслового участка, перечисляемой в бюджет Архангельской области.
Оценка и сопоставление заявок осуществлялись комиссией в следующем порядке:
а) величина, рассчитываемая по каждому из критериев оценки, содержащихся в заявке и прилагаемых к ней документах, определяется путем умножения значения такого критерия оценки, содержащегося в заявке и прилагаемых к ней документах, к наибольшему из значений этого критерия, содержащихся во всех заявках и прилагаемых к ним документам,
б) для каждой заявки величины, рассчитываемые по всем критериям оценки, суммируются,
в) наилучшие условия заключения договора содержатся в заявке, которая в результате оценки набрала максимальное значение суммарной величины, рассчитанной в в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта.
Как следует из представленных Администрацией расчетов баллов по критериям оценки по лотам № № 12, 14, 16, в случае, если бы участие в конкурсе приняли и предприниматель ФИО1 и предприниматель ФИО2, победителем по лотам № 12 и 16 был бы признан предприниматель ФИО1, по лоту № 14 – предприниматель ФИО6
Истец не оспаривает, что в случае его допуска к участию в конкурсе по оспариваемым лотам, он был бы признан победителем только по двум из них.
Поскольку отказ в допуске к участию в конкурсе по лоту № 14 не привел к нарушению прав и законных интересов Предпринимателя, основания для удовлетворения требования о признании недействительным заключенного Администрацией с единственным участником конкурса ФИО2 договора 15.04.2008 № 28 у суда отсутствуют.
Требование о признании недействительными договоров от 15.04.2009 № 27 и от 15.04.2009 № 29 подлежит удовлетворению на основании статей 168, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации , с учетом частичного удовлетворения иска, а также с учетом того, что нарушение прав и законных интересов истца не связано с действиями предпринимателя ФИО2, расходы по государственной пошлине распределяются между Предпринимателем и Администрацией, которая освобождена от её уплаты в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд, руководствуясь ст. ст. 96, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Признать недействительным решение комиссии по проведению конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах, а также прибрежного рыболовства за исключением анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб в Архангельской области и НАО от 01.04.2009 (протокол № 6) в части отказа в допуске к участию в конкурсе по лотам № 12, № 14, № 16 (рыбопромысловые участки № 13, № 15, № 17) предпринимателю ФИО1.
Признать недействительными заключенные между администрацией Архангельской области и предпринимателем ФИО2 договоры о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства от 15 апреля 2009 года № 27 и от 15 апреля 2009 года № 29.
В остальной части в иске отказать.
Выдать предпринимателю ФИО1 справку на возврат из федерального бюджета 100 руб. государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья И.А.Макаревич