ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-6018/15 от 12.10.2015 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

19 октября 2015 года

     г. Архангельск

Дело № А05-6018/2015

Резолютивная часть решения объявлена октября 2015 года  

Решение в полном объёме изготовлено октября 2015 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Гуляевой И.С.,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Кузнецовой О.А.,

по иску государственного бюджетного образовательного учреждения Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Сольвычегодский детский дом №2" (ОГРН <***>; место нахождения: 165330, Архангельская область, г. Сольвычегодск Котласского района, пер. Мирный, дом 6)

к ответчику: обществу с ограниченной ответственностью "Котласстрой-инвест" (ОГРН <***>; место нахождения: 165300, <...>)

третьи лица:

- агентство по тарифам и ценам Архангельской области (место нахождения: 163061, <...>)

- министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (место нахождения: 163004, <...>)

- министерство образования и науки Архангельской области (место нахождения: <...>)

о взыскании 1 901 482 руб. 83 коп.

при участии в заседании представителей: министерства ТЭК и ЖКХ ФИО1 (доверенность от 30.07.2015), министерства образования и науки ФИО2 (доверенность от 30.01.2015),

у с т а н о в и л:

государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Сольвычегодский детский дом №2" (далее – истец, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Котласстрой-инвест" (далее – ответчик, Общество) о взыскании 1 901 482 руб. 83 коп. излишне уплаченных за потреблённую в период с 01.06.2013 по 31.01.2015 тепловую энергию и нагрев воды, ввиду неверного применения тарифа.

Определением от 23.06.2015 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено агентство по тарифам и ценам Архангельской области.

Определением от 12.08.2015 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее – министерство ТЭК и ЖКХ).

Определением от 24.08.2015 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено министерство образования и науки Архангельской области (далее – министерство образования и науки).

Истец, ответчик и агентство по тарифам и ценам Архангельской области надлежащим образом извещены о времени и месте  судебного заседания, своих представителей в заседание не направили.

Ранее, в судебном заседании 24.08.2015 представитель истца предъявленные требования поддерживал, ссылаясь на то, что оплата тепловой энергии должна производиться истцом в пользу ответчика  по тарифу для населения.

Представитель министерства ТЭК и ЖКХ в судебном заседании с требованиями истца не согласился по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает, что в отношениях между истцом и ответчиком не могут применяться тарифы на тепловую энергию, установленные для населения, поскольку истец не является исполнителем коммунальных услуг.

Представитель министерства науки и образования в судебном заседании пояснил, что финансирование истца в части расходов на теплоснабжение в спорный период осуществлялось исходя из тарифа, указанного истцом в заявках на финансирование, а именно по тарифу «прочие потребители».

Ответчик представил отзыв на иск, в котором с иском не согласился. Полагает, что истец не может быть отнесён в категории потребителей «население», поскольку воспитанники детского дома находятся на полном государственном обеспечении, не приобретают тепловую энергию для собственных и общедомовых коммунально-бытовых нужд. В связи с чем министерство ТЭК и ЖКХ не применяет ответчику льготных тарифов на тепловую энергию в отношении учреждения и включения объёма отпуска тепловой энергии на нужды отопления здания детского дома в расчёт субсидий.

Третье лицо агентство по тарифам и ценам Архангельской области представило отзыв на иск, в котором против требований истца не возразило.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.

01.06.2013 между истцом (по договору – абонент) и ответчиком (по договору – теплоснабжающая организация) заключён договор № 17/ГС-13 на теплоснабжение (далее - договор). В соответствии с пунктом 2.1. договора его предметом  является отпуск и пользование тепловой энергией в горячей воде в пределах установленных тепловых нагрузок, права и обязанности сторон, порядок расчётов, ответственность сторон и другие положения.

Пунктом 3.3.1. договора установлена обязанность теплоснабжающей организации отпускать тепловую энергии в количестве, предусмотренном договором, с корректировкой на нужды отопления в зависимости от температуры наружного воздуха.

 Пунктом 5.1. договора предусмотрено, что расчёты за оказанные услуги с 01.06.2013 до утверждения агентством  по тарифам и ценам Архангельской области тарифа производятся по договорной цене: на территории г. Сольвычегодск из расчёта 3045 руб. за 1 Гкал.

Изменение тарифа на тепловую энергию допускается в случаях и в порядке, предусмотренном законодательством, и не является основанием для изменения договора (пункт 5.1.1 договора). 

Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 30.11.2012 № 86-э/13 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую МУП Котласского муниципального района «Водотеплоснаб» потребителям, расположенным на территории муниципального образования «Сольвычегодское» муниципального образования «Котласский муниципальный район» с 04.12.2012 установлен тариф на тепловую энергию для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, в размере 3045 руб., для населения – 1409 руб. 06 коп.

Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 21.11.2012 № 80-э/6 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую МУП МО «Котласский муниципальный район»  «Лестопсервис» потребителям, расположенным на территории муниципального образования «Сольвычегодское» муниципального образования «Котласский муниципальный район» с 01.01.2013 по 31.12.2013 установлен тариф на тепловую энергию для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, в размере 3108 руб., для населения – 1322 руб. 58 коп.   

Указанные постановления признаны утратившими силу с 07.09.2013 постановлением агентства по тарифам и ценам от 22.08.2013 № 49-э/1 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО "КотласСтрой-Инвест" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Сольвычегодское" муниципального образования "Котласский муниципальный район". Названным постановлением агентства с 07.09.2013 по 31.12.2013  установлен тариф в размере 3119 руб. и 1409 руб. 06 коп. (соответственно).

Постановлением агентства по тарифам и ценам от 11.12.2013 № 77-т/8 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "КотласСтрой-Инвест" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Сольвычегодское" муниципального образования "Котласский муниципальный район" с 01.01.2014 по 30.06.2014 установлен тариф для прочих потребителей 3119 руб., для населения – 1409 руб. 06 коп., с 01.07.2014 по 31.12.2014 – 3346 руб. и 1409 руб. 06 коп. (соответственно).

Постановлением агентства по тарифам и ценам от 17.12.2014 № 70-т/5 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "КотласСтрой-Инвест" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Сольвычегодское" муниципального образования "Котласский муниципальный район" с 01.01.2015 по 31.12.2015 установлен тариф для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, 3318 руб., для населения – 1409 руб. 06 коп.

Из материалов дела следует, что в период с 01.06.2013 по 31.01.2015 истец оплачивал тепловую энергию по тарифу, установленному для прочих потребителей. Полагая, что истец должен применять тариф, установленный по тарифу для населения, он обратился в суд с настоящим иском о взыскании излишне уплаченных денежных средств в сумме 1 901 482 руб. 83 коп.

   Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из следующего.

   В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

   Согласно статьи 544 Гражданского кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

   В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. Введение льготного тарифа для граждан обусловлено субсидированием расходов на содержание жилых помещений собственников в домах частного жилищного фонда и нанимателей по договорам социального найма государственного и муниципального жилищного фонда. Для содержащих жилые помещения организаций субсидирование затрат на теплоснабжение в тарифах не предусмотрено.

   Спор между сторонами связан с определением тарифов, которые должны применяться при расчётах за оказываемые Обществом услуги по снабжению тепловой  энергией.

   Ответчик применяет в расчётах с Учреждением тариф для категории "прочие потребители", в то же время истец полагает, что должен производить расчёты с теплоснабжающей организации по тарифу, установленному для категории "население".

   В пункте 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации  (далее – Жилищный кодекс) дано определение  специализированного жилищного фонда, как совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

   В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса  к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения.

            Согласно пункту 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» (далее – Правила № 42) к домам системы социального обслуживания относятся специально построенные или переоборудованные здания, оснащенные необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием. В домах системы социального обслуживания оборудуются жилые помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического и социального характера, посильной трудовой деятельности, а также другие жилые помещения, которые могут быть использованы для обеспечения жизнедеятельности.

   Из содержания пункта 12 Правил № 42 следует, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд (в том числе в общежития) осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным и муниципальным жилищным фондом.

   Пунктом 14 Правил № 42 установлено, что орган управления в срок, предусмотренный в пункте 13 настоящих Правил, принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

   Из свидетельств о государственной регистрации права, выданных Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 01.09.2010 и от 29.03.2011, видно, что здание детского дома на 140 мест площадью 2887,5 кв. метров имеет назначение жилого помещения и находится в оперативном управлении Учреждения.   

   Согласно пункту 2.1 Устава Учреждения целями его деятельности являются: создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; обеспечение социальной защиты; психолого-педагогическое сопровождение; освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья воспитанников; охрана прав и интересов воспитанников; адаптация воспитанников к жизни в обществе и т.д.

   Пунктом 3.3. Устава установлено, что учреждение обязано, в том числе осуществлять полномочия в сфере жилищных отношений в отношении жилых помещений, находящихся в оперативном управлении учреждения, в соответствии с жилищным законодательством.

   Из содержания пункта 5.4. Устава следует, что дети пребывают в Учреждении круглосуточно. 

   Учитывая изложенное,  суд приходит к выводу, что здание детского дома относится к специализированному жилому фонду, в связи с чем в данном случае расчёты за оказываемые услуги по теплоснабжению должны производиться по тарифам, установленным для группы потребителей «население».  

   Ссылка министерства ТЭК и ЖКХ на то, что воспитанники детских домов находятся на полном государственном обеспечении, не принимается судом во внимание, поскольку данное обстоятельство не меняет того факта, что тепловая энергия приобретается не в коммерческих целях, а для использования в коммунально-бытовых нуждах. 

   В соответствии с пунктом 27 Приказа ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (ред. от 14.04.2014, с изм. от 16.09.2014) "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" к тарифной группе «Население»  относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).

   Следовательно, в настоящем случае коммунальный ресурс приобретался у ресурсоснабжающей организации Учреждением не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги, т.е. поставляемая ответчиком тепловая энергия используется для отопления помещений, в которых проживает население.

   Истец в отсутствие управляющей организации осуществляет деятельность по покупке коммунальных ресурсов в целях предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в специализированном  жилом фонде, следовательно, по сути, он обладает статусом исполнителя коммунальных услуг.

  Понятие исполнителя коммунальных услуг содержится в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила            № 354).

   В соответствии с пунктом 3 Правил № 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

   С учётом изложенного, суд считает, что Обществом необоснованно применён тариф на тепловую энергию для прочих потребителей, в связи с чем требование истца об обратном взыскании излишне уплаченной денежной суммы в размере 1 901 482 руб. 83 коп. является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению на основании норм о неосновательном обогащении (статья 1102 Гражданского кодекса).

   При этом суд исходит из того, что факт оплаты тепловой энергии подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается. Арифметический расчёт суммы иска ответчиком также не оспорен.

   Довод министерства ТЭК и ЖКХ о том, что финансирование Учреждение в спорный период было произведено в полном объёме исходя из тарифа «прочие потребители», не принимается судом во внимание, как не имеющий правового значения. Цена на тепловую энергию устанавливается уполномоченным на то государственным органом,  поэтому не могут применяться иные цены.

   В соответствии со статьёй 110 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Котласстрой-инвест" (ОГРН <***>) в пользу государственного бюджетного образовательного учреждения Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Сольвычегодский детский дом №2" (ОГРН <***>) 1 901 482 руб. 83 коп. неосновательного обогащения, а также 32 014 руб. 82 коп.  в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

И.С. Гуляева