ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-6029/2021 от 26.01.2022 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

февраля 2022 года

     г. Архангельск

Дело № А05-6029/2021

Резолютивная часть решения объявлена января 2022 года  

Полный текст решения изготовлен февраля 2022 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Сухановой О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бойко И.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по первоначальному иску министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН <***>; адрес: 163069, <...>)

к ответчику - сельскохозяйственному производственному кооперативу "Колхоз имени Ленина" (ОГРН <***>; адрес: 164210, <...>)

о взыскании 495 997 руб. 21 коп.,

по встречному исковому заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз имени Ленина" (ОГРН <***>)

к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН <***>)

о взыскании 483 985 руб. 47 коп. неосновательного обогащения

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1 по доверенности от 20.12.2021;

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 03.11.2021;

установил следующее:

министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к сельскохозяйственному производственному кооперативу "Колхоз имени Ленина" (далее – ответчик, Кооператив) о взыскании в федеральный бюджет 495 997 руб. 21 коп. долга по внесению арендной платы по договору аренды лесного участка № 2206 от 06.05.2019, в том числе 102 721 руб.                  71 коп. за 2019 год и 393 275 руб. 50 коп. за 2020 год.

24.12.2021 через систему "Мой Арбитр" от сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз имени Ленина" поступило встречное исковое заявлении, согласно которому просит взыскать с министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области 638 684 руб. 62 коп. неосновательного обогащения.

24.01.2022 от Кооператива поступило уточнение встречных исковых требований,  согласно которому он просит взыскать с Министерства 483 985 руб. 47 коп. неосновательного обогащения.

Уточнение встречных исковых требований принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель истца в судебном заседании предъявленные требования поддержала, со встречным иском не согласилась.

Представитель ответчика с требованиями истца не согласился, указывает, что задолженность отсутствует, поскольку договор аренды является незаключенным и ничтожным. С применением истцом к расчетам арендной платы по договору аренды лесного участка № 2206 от 06.05.2019 за 2019 и 2020 годы поправочных коэффициентов не согласен.

Исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 06.05.2019 между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды лесного участка № 2206 (далее – договор), по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользованное лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 1.2 договора (пункт 1 договора).

По условиям договора (пункт 1.2) в аренду передан лесной участок со следующими характеристиками:

общая площадь составляет 15 869,3 га;

местоположение:  Архангельская  область,  Няндомское лесничество,  Няндомский  муниципальный район, Няндомское сельское участковое лесничество (участок колхоз «им. Ленина»)<...>, 16-64,

кадастровый номер участка - 29:12:000000:40;

категория защитности: защитные и эксплуатационные леса;

вид разрешенного использования: ведение сельского хозяйства.

Согласно пункту 1.3 договора арендатору передается лесной участок с целью использования лесов для ведения сельского хозяйства.

06.05.2019 между сторонами к договору аренды подписан акт приема-передачи лесного участка, переданного в аренду для ведения сельского хозяйства.

Пунктом 2.1. договора предусмотрено, что арендная плата составляет                    266 588  руб. 37 коп. в год. Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основе минимального размера арендной платы. Расчет арендной платы приводится в приложении № 3 к договору.

В соответствии с пунктом 2.2. договора предусмотрено, что размер арендной платы подлежит изменению в соответствии с коэффициентами к ставкам платы, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007      № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка находящегося в федеральной собственности» для соответствующего года.

Начисление арендной платы осуществляется со дня государственной регистрации договора (п. 2.3 договора), которая вносится арендатором в сроки, предусмотренные приложением № 4 к договору. Первый платеж должен быть осуществлен в течение 30 дней, с даты подписания акта приема-передачи лесного участка (п. 2.4 договора).

Срок аренды устанавливается с даты государственной регистрации права аренды лесного участка и составляет 49 лет (п. 6.1 договора).

09 сентября 2019 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу произведена государственная регистрация договора аренды лесного участка № 2206 от 06.05.2019.

В соответствии с п.п. «в» п. 3.4. договоров аренды арендатор обязан вносить арендную плату в размерах, учитывающих коэффициенты к ставкам платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007        № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка находящегося в федеральной собственности», и сроки, которые установлены договором, согласно п. 2.1. п. 2.2. и приложению № 4 к договору.

Приложением № 4 к договору утверждены сроки внесения арендной платы за год, с указанием реквизитов перечисления арендной платы в части минимального размера (федеральный бюджет), а именно - срок арендной платы не позднее 15 февраля, 15 марта, 15 апреля, 15 мая, 15 июня, 15 июля, 15 августа, 15 сентября, 15 октября, 15 ноября текущего года.

Расчет арендной платы приводится в приложении № 3 к договору.

Приложением № 3 к договору утвержден расчет арендной платы по договору, заключенному в целях использования лесов для ведения сельского хозяйства. Арендная плата рассчитана по ставкам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации № 310 от 22 мая 2007 года (далее – Постановление Правительства РФ № 310) и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 № 1363 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

В соответствии с п.п. «и» п. 3.2. договора арендодатель обязан в случае изменения коэффициентов к ставкам платы, указанных в п. 2.2. договора, производить перерасчет арендной платы и уведомлять арендатора в письменной форме об изменении размера арендной платы и о сумме, подлежащей уплате, в течение 14 дней со дня изменения размера арендной платы.

Арендодателем были направлены арендатору уведомления о размере арендной платы на 2019 и 2020 годы от 27.09.2019 № 204-11/8855 и от 20.12.2019 № 204-11/11788 с приложением распределения площади лесного участка (15 869,3 га) по видам целевого назначения лесов на защитные, эксплуатационные и резервные леса к договору аренды лесного участка № 2206 от 06.05.2019.

Постановление Правительства РФ от 15.12.2018 № 1571 «О внесении изменений в таблицу 9 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее – Постановление Правительства РФ от 15.12.2018 № 1571) дополнило таблицу 9 «Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при ведении сельского хозяйства» примечаниями, которые вводят поправочные коэффициенты к ставкам платы в зависимости от целевого назначения арендуемых лесов, являющихся неотъемлемой частью ставок платы при определении минимального размера арендной платы, зачисляемой в федеральный бюджет.

Согласно таблице № 9 к Постановлению Правительства РФ № 310 на территории Архангельской области для вида деятельности - выпас сельскохозяйственных культур установлена ставка платы в размере 10 руб. 70 коп. за 1 га.

Согласно распределению площадей лесного участка по видам целевого назначения лесов в состав арендуемого лесного участка общей площадью 15869,3 га входят защитные леса - 2807,6 га, из них: леса, расположенные в водоохранных зонах - 978,5 га, леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (защитные полосы лесов) - 914,7 га, нерестоохранные полосы лесов - 914,4 га; эксплуатационные леса - 13061,7 га.

При этом в соответствии с пунктом 1 примечания, введенного Постановлением Правительства РФ от 15.12.2018 № 1571, к указанной ставке в отношении эксплуатационных лесов применяется поправочный коэффициент - 2, в отношении защитных полос лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, дорог, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации применяется поправочный коэффициент - 4,5.

Арендная плата за 2019, 2020 год первоначально была рассчитана арендодателем без учета указанных поправочных коэффициентов.

В целях устранения неверного исчисления размера арендной платы арендодатель произвел перерасчет арендной платы за 2019, 2020 годы с применением поправочных коэффициентов.

Размер доначисленной арендной платы в федеральный бюджет составил               495 997 руб. 21 руб., из них за 2019 год - 102 721 руб. 71 коп., за 2020 год - 393 275 руб. 50 коп.

Истцом ответчику направлено уведомление от 17.03.2021 № 204-11-14/2512 об изменении ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при ведении сельского хозяйства, согласно Постановления Правительства РФ от 15.12.2018 года № 1571 с приложением перерасчета арендной платы по договору аренды лесного участка № 2206 от 06.05.2019 на 2019 год, 2020 год, 2021 год.

Согласно данным перерасчетов с учетом произведенных платежей недоимка арендной платы по договору аренды лесного участка № 2206 от 06.05.2019 составляет:

-           за 2019 год – 102 721 руб. 71 коп;

-           за 2020 год - 393 275 руб. 50 коп.

Данное уведомление истца получено сельскохозяйственным производственным кооперативом "Колхоз имени Ленина" 23.03.2021.

Неоплата недоимки за 2019 и 2020 годы по арендной плате по договору аренды лесного участка № 2206 от 06.05.2019 послужила основанием для предъявления настоящего иска в арбитражный суд.

Не соглашаясь с иском, ответчик предъявил встречное исковое заявление о взыскании с Министерства неосновательного обогащения в размере ранее внесенной арендной платы, ссылаясь на то, что представленный лесной участок не мог быть использован по целевому назначению по обстоятельствам, не зависящим от ответчика. Также ответчик указывает, что договор аренды ленного участка является незаключенным и ничтожным.

В силу статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее –                      Лесной кодекс РФ, ЛС РФ) лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим кодексом, другими федеральными законами.

В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом (части 1, 3 статьи 71 Лесного кодекса РФ).

Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса РФ.

В силу пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Из пункта 1 статьи 607 ГК РФ, следует, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты.

В договоре аренды лесного участка согласована передача в аренду лесного участка, указаны необходимые характеристики участка, срок действия договоров, размеры арендной платы, договор зарегистрирован в установленном действующим законодательством порядке, в связи с чем, суд считает указанный договор заключенным (статьи 432, 606, 607, 610, 614 ГК РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса РФ, защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Возможность использования лесов для ведения сельского хозяйства предусмотрена пунктом 6 части 1 статьи 25 ЛК РФ.

Согласно пункту 2 этой же статьи леса могут использоваться для одной или нескольких целей, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Статьей 1 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Порядок использования лесов для ведения сельского хозяйства (на землях лесного фонда) закреплен в статье 38 Лесного кодекса РФ.

Согласно указанной статье леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности) (часть 1).

На лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускается размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек (часть 2).

Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения сельского хозяйства на основании договоров аренды лесных участков (часть 3).

Лесной кодекс Российской Федерации не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности.

Системное толкование указанных норм законодательства показывает, что ограничение, как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно.

В силу статьи 94 Лесного кодекса РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 Лесного кодекса РФ и договором аренды участка лесного фонда.

Пунктом 1 статьи 73 Лесного кодекса РФ определено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

В силу пункта 3 статьи 73 Лесного кодекса РФ при использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

Согласно части 4 статьи 73 Лесного кодекса РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.

Из анализа приведенных норм права следует, что минимальный размер арендной платы по договору аренды лесных участков относится к категории регулируемых законодательством цен.

Договор аренды в пункте 2.1. определяет, что арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ на основе минимального размера арендной платы.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

По смыслу разъяснений пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ № 73) к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы (статья 73 Лесного кодекса РФ), подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом.

Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется (пункт 19 Постановления Пленума ВАС РФ № 73).

На момент заключения договора аренды лесного участка № 2206 от 06.05.2019 для ведения сельского хозяйства действовало постановление Правительства РФ от 11.11.2017 № 1363 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», согласно которому ставки платы, предусмотренные таблицами 5-19 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 г. № 310, при расчете арендной платы по договору аренды применялись в 2018 г. коэффициент -1,57, в 2019 г. - коэффициент 1,89. А также согласно таблице № 9 к Постановлению Правительства РФ № 310 на территории Архангельской области для вида деятельности - выпас сельскохозяйственных животных применялась ставка платы в размере 10 руб. 70 коп. за 1 га.

В связи с изменением ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при ведении сельского хозяйства в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.12.2018 № 1571 «О внесении изменений в таблицу 9 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»             с 27 декабря 2018 года ответчику при расчете арендной платы с 27.12.2018 было применены положения пункта 1 примечаний и положения подпункта б) пункта 3 примечаний, согласно которым к ставкам в отношении эксплуатационных лесов применяется поправочный коэффициент 2; к ставкам в отношении защитных лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, применяются следующие поправочные коэффициенты: в отношении защитных полос лесов, расположенных вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, дорог, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, - 4,5.

Истцом представлено распределение площадей лесного участка по видам целевого назначения лесов, согласно которому в состав арендуемого лесного участка общей площадью 15869,3 га входят защитные леса - 2807,6 га, из них: леса, расположенные в водоохранных зонах - 978,5 га, леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (защитные полосы лесов) - 914,7 га, нерестоохранные полосы лесов - 914,4 га; эксплуатационные леса - 13061,7 га.

Данное распределение лесного участка общей площадью 15869,3 га по видам целевого назначения лесов ответчиком не оспорено, документальных опровержений не представлено. Правильность распределения подтверждается выпиской из государственного лесного реестра.

Так как, арендуемый ответчиком лесной участок согласно условиям договора           № 2206 от 06.05.2019 относится в части площади к эксплуатационным лесам (13061,7 га) и лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов (914,7 га)                   с 27.12.2018 произведен перерасчет арендной платы за 2019 и 2020 годы исходя из площади эксплуатационного леса (13061,7 га), действующего с 27.12.2018 года поправочного коэффициента - 2, коэффициент ежегодной индексации, который на        2019 год установлен 1,89, на 2020 год установлен – 2,26, и ставку платы за единицу измерения в год 10,7 руб. за 1 га. Также данный расчет применен к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов (914,7 га), действующего с 27.12.2018 года поправочного коэффициента – 4,5, коэффициент ежегодной индексации, который на 2019 год установлен 1,89, на 2020 год установлен – 2,26, и ставку платы за единицу измерения в год 10,7 руб. за 1 га.

Судом проверены представленные расчеты начисления арендной платы по договору за 2019 и 2020 годы и признаются арифметически верными. 

Ответчик контррасчет доначисления арендной платы на 2019 и 2020 годы не представил.

Доводы Кооператива о незаключенности и ничтожности договора аренды лесного участка отклоняются судом с учетом следующего.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 21.02.2017 по делу А05-12827/2016 признано недействительным решение министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области № 204-04/7073 от 14.09.2016 об отказе сельскохозяйственному производственному кооперативу «Колхоз имени Ленина» в предоставлении в аренду лесного участка с кадастровым номером 29:12:000000:40.

В ходе рассмотрения указанного дела судом установлено, что  соответствии с государственным актом на право пользования землей от 28 апреля 1978 года Кооперативу была предоставлена в бессрочное и бесплатное пользование земля для сельскохозяйственного использования в размере 19 250 гектаров.

На основании постановления № 1382 от 14.12.1995 муниципальное образование «Няндомский район» заключило с колхозом договор аренды упомянутого  земельного участка. В последующем постановлением главы муниципального образования «Няндомский район» № 173/2 от 31 января 1997г. договор аренды земельного участка был расторгнут, и земельный участок площадью был предоставлен колхозу в бессрочное пользование. Сведения  об этом  земельном участке внесены в государственный  кадастр недвижимости, ему присвоен кадастровый номер 29:12:000000:40, участок относился к категории земель сельскохозяйственного  назначения.

Решением Арбитражного суда Архангельской области по делу № А05-756/2015 от 25.05.2015 было установлено, что земельный участок с кадастровым номером  29:12:000000:40 относится к землям лесного фонда, в связи с чем суд обязал колхоз в месячный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения возвратить Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 29:12:000000:40.

В соответствии с кадастровым паспортом от 22.06.2016 данный земельный участок относится к землям лесного фонда с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства. На указанном лесном участке расположены производственные здания, строения и сооружения колхоза, принадлежащие последнему на праве собственности, возникшему до 1997 года.

Поскольку на лесном участке с кадастровым номером 29:12:000000:40 расположены здания и  сооружения Кооператива, последний неоднократно обращался к Министерству с заявлениями о предоставлении в аренду этого лесного участка на срок до 49 лет, в которых указывал, что необходимость аренды лесного участка заключается в нахождении производственных объектов на нем. Министерство оказывало Кооперативу в предоставлении указанного лесного участка, что послужило основанием для обращения Кооператива в арбитражный суд.

Удовлетворяя исковые требования Кооператива, суд пришел к выводу о том, что отказ Министерства не соответствовал основаниям, перечисленным в подпунктах «в» и «д» пункта 17 Порядка № 445 и подпунктах «б», «в» и «д» пункта 27 Указа Губернатора Архангельской области от 25.05.2012 № 64-у. Судом установлено (абзац 7 лист 3 решения), что «в оспариваемом решении об отказе министерство не указало в чем заключается предоставление заявителем недостоверных сведений, каким образом заявленная колхозом цель использования лесного участка не соответствует лесному плану субъекта Российской Федерации или лесохозяйственному регламенту лесничества». При этом суд, установив наличие на спорном участке объектов недвижимости, введенных в эксплуатацию в период с 1972 по 1993 годы, сделал вывод о наличии у Колхоза права на заключение договора аренды спорного лесного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов на основании пункта 4 части 3 статьи 74 ЛК РФ.

Судом установлено, что на спорном лесном участке расположены следующие здания и сооружения, принадлежащие обществу на праве собственности: гараж кирпичный, зерносклад кирпичный, корнеклубохранилище, коровники кирпичные, склад ГСМ, телятник, а также скважины водозаборные, дороги из железобетонных плит, силосные траншеи. Данные обстоятельства были подтверждены инвентарными карточками учета основных средств (для зданий и сооружений), актами государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию, бухгалтерским балансом на 31.12.2015, отчетом по основным средствам за 2015 год.

Суду в ходе рассмотрения дела А05-12827/2016 представлено письмо главы МО «Шалакушское» № 69 от  09.02.2017, из которого следует, что на земельном участке с кадастровым номером 29:12:000000:40, примыкающем к землям поседений пос.Шалакуша, д. Кондратовская и д. Федосеевская (Верала), находятся гараж кирпичный, навес для хранения сельскохозяйственных машин, силосные траншеи из бетона, зерносклад кирпичный, корнеклубохранилище, здание коровников кирпичные, здание телятника, скважины водозаборные, дороги из железобетонных плит и т.д.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 30.01.2019 по делу А05-12820/2018 оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2019 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.09.2019 суд урегулировал разногласия, возникшие между Кооперативом и Министерством при заключении договора аренды лесного участка №2206 от 19.07.2018, изложив спорные пункты договора в следующей редакции:

Пункт 1.2 договора: «Лесной участок, предоставляемый по настоящему Договору, имеет следующие характеристики: площадь: 15869,3 га; местоположение: Архангельская область, Няндомское лесничество, Няндомский муниципальный район, Няндомское сельское участковое лесничество (участок "Колхоз им.Ленина")<...>, 16-64, кадастровый номер 29:12:000000:40; категория защищенности: защитные и эксплуатационные леса; вид разрешенного использования: ведение сельского хозяйства».

Пункт 1.3 договора: «Арендатору передается лесной участок с целью использования лесов для ведения сельского хозяйства».

Договор аренды лесного участка №2206 подписан сторонами в редакции, принятой арбитражным судом.

Судом установлено, что лесной участок с кадастровым номером 29:12:000000:40 передан Кооперативу в аренду в связи с нахождением на данном участке объектов недвижимого имущества и в целях их эксплуатации. Договор аренды лесного участка № 2206 зарегистрирован в установленном законом порядке, лесной участок передан Министерством Кооперативу по акту  приема-передачи от 06.05.2018. Договор сторонами исполнялся с момента его заключения.

Отсутствие в договоре вида сельскохозяйственной деятельности, для осуществления которой передан в аренду земельный участок, не свидетельствует о незаключенности договора аренды лесного участка № 2206.

Виды использования лесов предусмотрены статьей 25 Лесного кодекса РФ, к ним также отнесено - ведение сельского хозяйства.

В заявлении на заключение договора аренды лесного участка без проведения аукциона от 09.08.2016 целью использования участка кооператив указал «для обеспечения сельскохозяйственного производства деловой и дровяной древесиной, проведение культуртехнических работ для улучшения качественных характеристик сенокосов и пастбищ».

Как указано на странице 5 решения по делу А05-12827/2016 «Из пояснений представителя колхоза в судебном заседании следует, что в первую очередь спорный лесной участок необходим заявителю для эксплуатации, именно на  это колхоз указывал во всех своих заявлениях в министерство, поданных в 2016 году, а остальные  виды использования указаны как сопутствующие».

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности СПК «Колхоз имени Ленина» является разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока (ОКВЭД 01.41).

При расчете арендной платы Министерство использовало ставку платы, указанную в Таблице № 9 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 № 310, согласно которой ставка платы по Архангельской области при выпасе сельскохозяйственных животных равна 10,7 рублей за 1 га.

Кроме того, в приложении № 3 к договору аренды № 2206 «Расчет арендной платы по договору аренды лесного участка, заключенного в целях использования лесов для ведения сельского хозяйства», подписанном без разногласий, сторонами согласована ставка за единицу площади 10,7 руб.

Доказательства  невозможности использования лесного участка для эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих Кооперативу, ответчиком не представлено.

В настоящее время объекты недвижимости для эксплуатации которых был передан в аренду лесной участок существуют и принадлежат Кооперативу, следовательно, ответчик фактически использовал лесной участок в тех целях для которых он и был предоставлен в аренду.

Обязанность по составлению проекта освоения лесов  возложена в соответствии со статьей 88 Лесного кодекса РФ на лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.  Проект освоения лесов подлежит государственной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Разделом II приказа Рослесхоза России № 69 установлены требования к содержанию проекта освоения лесов, который должен включать в себя сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Таким образом, проект освоения лесов представляет собой документ, легитимирующий правоотношения по использованию лесного участка в целях, указанных в договоре аренды.

Согласно подпункту «г» пункта 3.4. договора аренды арендатор обязан в течение 6 месяцев со дня заключения договора разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы; не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов разработать и представить арендодателю проект освоения лесов на следующий срок для проведения государственной экспертизы.

Как следует из материалов дела, Кооперативом в 2020 году неоднократно составлялись проекты освоения лесов, которые получили отрицательное заключение государственной экспертизы № 48 от 09.04.2020 и № 248 от 10.12.2020. Кооперативу предложено  доработать проект освоения лесов с учетом замечаний.

В данном случае ответчик проект освоения лесов  в соответствии с требованиями законодательства не разработал. Неисполнение арендатором возложенной на него обязанности не является основанием для освобождения от уплаты арендной платы. Кроме того, отсутствие проекта освоения лесов в данном случае правового значения не имеет, поскольку не влияет на возможность использования лесного участка в тех целях, для которых он испрашивался и он предоставлен (эксплуатация объектов недвижимости).

Заинтересованность в аренде лесного участка с кадастровым номером 29:12:000000:40 площадью 15869 га выразил сам Кооператив, что подтверждается заявлением от 09.08.2016, протоколом разногласий от 08.08.2018.

Невозможность использования лесного участка в полном объеме связана прежде всего с действиями Кооператива не принявшего надлежащих мер по разработке проекта освоения лесов. Данное обстоятельство не может служить основанием для признания договора незаключенным.

По аналогичным основаниям отклоняются судом и доводы ответчика о признании договора ничтожным.

В данном случае, чтобы осуществлять выпас сельскохозяйственных животных на арендованном лесном участке Кооперативу необходимо разработать проект освоения лесов и определить участки, на которых будет осуществляться выпас, что ответчиком фактически сделано не было.

Из материалов дела следует, что Кооператив при представлении проекта освоения лесов указывал цель использования лесов ведение сельского хозяйства (северное оленеводство).

В то же время осуществление данного вида деятельности не предусмотрен Лесохозяйственным регламентом Няндомского лесничества. Согласно выписке из ЕГРЮЛ Кооператив не осуществляет такого вида экономической деятельности как разведение оленей (ОКВЭД 01.49.4), следовательно, и получить лес для использования леса с целью разведения оленей не может.

Ответчик ссылается на ничтожность договора по тому основанию, что использование лесного участка, покрытого лесной растительностью для выпаса сельскохозяйственных животных противоречит закону и может нанести вред окружающей среде.

Действительно, на лесном участке находятся защитные леса, в том числе: леса, расположенные в водоохранных зонах, защитные полосы лесов, нерестоохранные зоны. Их использование строго регламентировано их целевым назначением. В материалах дела Министерством представлена выписка из Государственного лесного реестра от 06.08.2021 с распределением лесного участка по целевому назначению. Площадь защитных участков леса составляет 2807,6 га или 17,7% от общей площади участка. Следовательно, это не является препятствием для использования участка.

Сам по себе факт наличия на лесном участке защитных лесов не влечет недействительность договора аренды, поскольку это не препятствует использованию лесного участка с целью эксплуатации объектов недвижимости. Защитный участок леса, находящийся на лесном участке не исключается при сдаче аренды из площади участка, поскольку арендатору в силу норм действующего законодательства необходимо соблюдать режим защитных участков леса.

Согласно части 2 статье 108 Лесного кодекса РФ в эксплуатационных лесах допускается использование лесов всех предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса видов. На арендованном участке площадь эксплуатационных лесов составляет 13061,7 га.

Таким образом, использование указанного участка в целях ведения сельского хозяйства возможно, с учетом соблюдения режимов особо защитных лесных участков, иных ограничений.

Конкретизация целевого назначения, виды допустимого использования лесных участков указывается в проекте освоения лесов, который на данный момент отсутствует у Кооператива. Также суд учитывает, что лесной участок в действительности не используется Кооперативом для выпаса сельскохозяйственных животных, а используется  для эксплуатации объектов недвижимости с целью ведения сельского хозяйства.

В силу пункта 5 статьи 166 Гражданского кодекса РФ заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.

При этом согласно разъяснению, указанному в пункте 70 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в данном случае не имеет правового значения сделанное в любой форме заявление о недействительности (ничтожности, оспоримости) сделки и о применении последствий недействительности сделки (требование, предъявленное в суд, возражение ответчика против иска и т.п.).

Кооператив считает недействительным договор потому, что для расчета арендной платы выбрана ставка платы «для выпаса сельскохозяйственных животных», не учитывая, что поскольку Постановлением Правительства №310 не предусмотрена ставка платы «для эксплуатации объектов недвижимости», то Министерством применена ставка платы исходя из видов деятельности осуществляемых Кооперативом.

Судебным решением по делу №А05-12820/2018 установлен вид использования - сельское хозяйство. Арбитражный суд Северо-Западного округа по данному делу на странице 6 постановления поддержал выводы суда, указав «Поскольку при заключении договора аренды лесного участка между сторонами возник спор по виду и целям разрешенного использования лесного участка, на котором расположены производственные здания, строения и сооружения, принадлежащие Кооперативу и предназначенные исключительно для осуществления сельскохозяйственной деятельности (гараж кирпичный, зерносклад кирпичный, корнеклубохранилище, коровники кирпичные, склад ГСМ, телятник, а также скважины водозаборные, дороги из железобетонных плит, силосные траншеи), суды верно исходили из того, что без проведения торгов арендатор вправе претендовать на определение спорных условий такого договора только в целях ведения сельского хозяйства».

В рамках судебного дела №А05-12827/2016, установлено, что кооператив обладает правом на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 29:12:000000:40 без проведения торгов на основании пункта 4 части 3 статьи 74 ЛК РФ, поскольку на таком лесном участке находятся здания и сооружения, принадлежащие ему на праве собственности.

По смыслу пункта 4 части 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ собственник объектов недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектами недвижимости, исходя из их функционального использования.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ СПК «Колхоз имени Ленина» основным видом деятельности является разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока (ОКВЭД 01.41).

Перечень объектов, находящихся на арендованном участке, связан с указанной экономической деятельностью.

Таким образом, ответчик может претендовать на лесной участок только с целью использования — сельское хозяйство.

То обстоятельство, что постановлением Правительства от 22.05.2007 № 310 не предусмотрена ставка платы за эксплуатацию недвижимого имущества, используемого при ведении сельского хозяйства, не свидетельствует о том, что арендатор может пользоваться лесным участком бесплатно, либо должна применятся любая ставка платы, которая интересна арендатору.

Часть 2 статьи 3 Лесного кодекса РФ предусматривает, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов древесины и иных лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Статья 6 Гражданского кодекса РФ указывает, что в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Исходя из указанных нормативных актов, целей деятельности кооператива, судебных решений по делам №А05-12820/2018, №А05-12827/2016, эксплуатируемых объектов Министерство применило в расчете ставку - выпас сельскохозяйственных животных - 10,7 рубль за 1 га.

В спорном случае суд согласен с доводами истца о том, что при расчете арендной платы применена наиболее оптимальная ставка,  которая не противоречит существу договорных обязательств, требованиям добросовестности, разумности и справедливости. Использование данной ставки прав ответчика не нарушает.

Относительно доводов Кооператива о расчете арендной платы за часть лесного участка суд отмечает следующее.

В статье 7 Лесного кодекса РФ установлено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 9 Лесного кодекса РФ право аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В части 2 статьи 72 Лесного кодекса РФ установлено, что объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

В силу статьи 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон № 218-ФЗ).

На основании части 9 статьи 70 Закона № 218-ФЗ допускается осуществление государственного кадастрового учета части лесного участка в составе земель лесного фонда в целях предоставления ее в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их составной частью, без одновременной государственной регистрации обременения лесного участка.

Данная норма введена Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон № 280-ФЗ).

Также данным Федеральным законом одновременно внесены изменения и в часть 1 статьи 4.2 Вводного закона, кроме того, статья 4.2 дополнена частью 1.1.

В части 1.1 статьи 4.2 Вводного закона предусмотрено, что в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, допускается предоставление юридическим лицам в пользование частей лесных участков в составе земель лесного фонда в порядке, установленном для предоставления лесных участков. При этом лица, которым части лесных участков предоставляются в пользование, осуществляют самостоятельно деятельность, связанную с использованием лесов, с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации при использовании лесных участков, включая подготовку проекта освоения лесов, подачу декларации об использовании лесов, подготовку отчета об использовании лесов и рубку лесных насаждений применительно к принадлежащим им частям лесных участков. Не требуется осуществление государственного кадастрового учета частей лесных участков, которые предоставляются в аренду в целях, указанных в настоящей части, сроком до одного года.

Из системного толкования изложенных норм следует, что, по общему правилу, объектом аренды могут быть только лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Вместе с тем законодатель предусматривает исключение из данного правила, указывая на возможность гражданского оборота частей лесных участков, не прошедших государственный кадастровый учет. Основаниями для применения такого исключения являются в совокупности два условия: цель, для которой испрашивается часть лесного участка (выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, размещение линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью), а также срок предоставления в аренду - до одного года. Выполнение названных условий является обязательным, в противном случае положение части 1.1 статьи 4.2 Вводного закона действовать не будет.

Следовательно, при заключении договора аренды лесного участка для ведения сельского хозяйства предметом такого договора не может являться часть лесного участка.

Согласно части 3 статьи 73 Лесного кодекса РФ при использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

Кроме того, в договоре аренды № 2206 указано (Приложение № 3), что «ежегодный размер арендной платы определяется исходя из установленного ежегодного объема использования лесов, переданных в аренду, и не зависит от фактического их использования».

Суд исходит из того, что получение в аренду лесного участка площадью 15869,3 га было инициативой самого Кооператива, именно эту площадь он указывал в заявлении о предоставлении лесного участка, а также на указанной площади настаивал при рассмотрении дела А05-12820/2018 желая использовать лесной участок, в том числе для заготовки древесины. Договор аренды лесного участка заключен с целью ведения сельского хозяйства исходя из функционального назначения объектов недвижимости.

В данном случае у Министерства отсутствовали основания для уменьшения площади  испрашиваемого для аренды лесного участка, учитывая судебные акты по делу А05-12827/2016.

Таким образом, лесной участок передан ответчику в аренду только потому, что на нем находятся объекты недвижимости, следовательно, он используется ответчиком, площадь участка передана исходя из волеизъявления самого арендатора.

В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Ответчик не представил доказательств исполнения договорных обязательств в полном объеме, в связи с чем, требование истца обоснованно и подлежит удовлетворению в размере 495 997 руб. 21 коп., в том числе 102 721 руб. 71 коп. за 2019 год и 393 275 руб. 50 коп. за 2020 год.

Изучив доводы встречного искового заявления, суд находит их несостоятельными.

Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 названного Кодекса.

Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Таким образом, для возникновения обязательства из неосновательного обогащения истцу, обратившемуся в суд с таким иском, необходимо доказать наличие следующих обязательных условий: факт приобретения или сбережения имущества, то есть увеличение стоимости собственного имущества приобретателя, присоединение к нему новых ценностей или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества; приобретение или сбережение имущества произошло за счёт другого лица, а имущество потерпевшего уменьшилось вследствие выбытия из его состава некоторой его части или неполучения доходов, на которые это лицо правомерно могло рассчитывать; отсутствие правовых оснований, то есть когда приобретение или сбережение имущества одним лицом за счёт другого лица не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке, а значит, произошло неосновательно.

Распределение бремени доказывания в споре о возврате неосновательно полученного должно строиться в соответствии с особенностями оснований заявленного истцом требования (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.01.2013 № 11524/12).

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ именно истец должен представить доказательства, подтверждающие факт наличия неосновательного обогащения на стороне ответчика.

Из материалов дела следует, что Кооперативом по договору аренды лесного участка № 2206 уплачена арендная плата в размере 483 985 руб. 47 коп.

Кооператив с учетом уточнения встречных исковых требований просит возвратить уплаченную им арендную плату по договору как неосновательное обогащение.

Поскольку денежные средства перечислены Кооперативом с целью исполнения обязательств по договору аренды № 2206 основания считать Министерство лицом неосновательно обогатившимся за счет Кооператива отсутствуют.

Доводы Кооператива о невозможности использования арендованного лесного участка судом отклоняются по ранее изложенным основаниям, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и не соответствуют фактическом обстоятельствам дела.

В статьях 1 (пункте 11) и 3 (части 2) Лесного кодекса РФ определено, что лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе платности использования лесов.

Согласно статье 94 Лесного кодекса РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.

Суд исходит из того, что арендованный лесной участок фактически использовался Кооперативом, арендная плата должна быть внесена с учетом размера предоставленного в пользование лесного участка,  а также того что в спорном случае размер арендной платы является регулируемым, так как договор аренды не был заключен на торгах.

С учетом изложенного, встречные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец  по первоначальному иску был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

При цене иска 495 997 руб. 21 коп. государственная пошлина подлежит уплате в размере 12 920 руб.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина в размере 12 920 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

В связи с отказом во встречном иске судебные расходы относятся на Кооператив. Излишне уплаченная государственная пошлина в связи с уточнением исковых требований по встречному исковому заявлению подлежит возврату Кооперативу из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Первоначальный иск министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области удовлетворить.

Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз имени Ленина" (ОГРН <***>) в доход федерального бюджета 495 997 руб. 21 коп. долга, в том числе: 102 721 руб. 71 коп. за 2019 год и 393 275 руб. 50 коп. за 2020 год.

Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз имени Ленина" (ОГРН <***>) в доход федерального бюджета 12 920 руб. государственной пошлины.

В удовлетворении встречного иска сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз имени Ленина" отказать.

Возвратить сельскохозяйственному производственному кооперативу "Колхоз имени Ленина" (ОГРН <***>) из федерального бюджета 3094 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 1 от 11.01.2022.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

О.А. Суханова