АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
июля 2014 года | г. Архангельск | Дело № А05-6149/2014 |
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Козьминой С.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Коношского районного потребительского общества (ОГРН <***>; место нахождения:Россия, 164010, п.Коноша, Архангельская область, ул.Советская, дом 116)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; место нахождения:Россия, 164200, г.Няндома, Архангельской обл., ул. Североморская, дом 7А/1)
о признании недействительным решения №53 от 14.01.2014,
установил:
Коношское районное потребительское общество (далее – заявитель, Потребительское общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением от 19.05.2014 №103 о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ответчик, Инспекция) №53 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение от 14.01.2014, которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 118 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Заявитель о принятии заявления к производству извещен надлежащим образом, представил письменные пояснения, в которых уточнил, что ответчиком по делу является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, а также копию Устава Общества, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, копию постановления от 25.01.2013, почтовую квитанцию.
Ответчик о принятии заявления к производству извещен надлежащим образом, представил ответ на определение суда, в котором указал, что с заявленными требованиями не согласен, а также копии материалов проверки, на основании которых вынесено оспариваемое решение.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.
Заявитель зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным №<***> и является правопреемником общества с ограниченной ответственностью «Сельское торговое предприятие» (далее – ООО «Сельское торговое предприятие»).
ООО «Сельское торговое предприятие», являясь налогоплательщиком – организацией, согласно пункту 2 статьи 23 НК РФ обязано было письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) – в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.
08.11.2013 в Инспекцию поступило сообщение Вельского отделения ОСБ №4065/060 ОАО «Сбербанк России» от 07.11.2013, из которого следует, что 06.11.2013 ООО «Сельское торговое предприятие» закрыт расчетный счет №<***> в Вельском отделении ОСБ №4065/060 ОАО «Сбербанк России», расположенном по адресу: ул. Советская, дом 88, г. Вельск Архангельской области, Россия, 165150.
Установив, что ООО «Сельское торговое предприятие» не представило в налоговый орган информацию о закрытии указанного счета, ответчиком 29.11.2013 составлен акт №53 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (листы дела 102-103), в котором установлены факты нарушения ООО «Сельское торговое предприятие» установленной пунктом 2 статьи 23 НК РФ обязанности и предложено привлечь налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьей 118 НК РФ, за нарушение срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета в банке в виде взыскания штрафа в размере 5000 рублей.
Уведомлением №53 от 29.11.2013 (лист дела 104) ООО «Сельское торговое предприятие» извещено о дате, времени и месте рассмотрения акта. Акт и уведомление направлены ООО «Сельское торговое предприятие» и получены его представителем 02.12.2013 согласно копии почтового уведомления, представленной ответчиком в материалы дела (лист дела 105).
Ответчиком в адрес Вельского отделения ОСБ №4065/060 ОАО «Сбербанк России» направлен запрос от 29.11.2013 №04-20/10051 о предоставлении информации о расторжении договора банковского счета №<***> (лист дела 100), в ответ на который представлено письмо от 05.12.2013 №107/333200, входящий №11949 от 16.12.2013 (лист дела 101), согласно которому специальный банковский счет платежного агента №<***> (расчетный) закрыт 06.11.2013 по заявлению Общества от 06.11.2013 (лист дела 98). Уведомление о закрытии банковского счета №<***> (лист дела 99) получено представителем Общества также 06.11.2013; в указанном уведомлении Банк напоминает клиенту о необходимости сообщения в налоговый орган информации о закрытии счета.
В соответствии с пунктом 5 статьи 101.4 НК РФ ООО «Сельское торговое предприятие» были представлены возражения (входящий №11929 от 16.12.2013) по акту от 29.11.2013 №53 (лист дела 106), в которых указано, что причиной, по которой налогоплательщик не сообщил о закрытии счета является то, что это специальный счет платежного агента, предназначенных только для движения денежных средств физических лиц, который является исключением для открытия и закрытия банковских счетов, о чем были даны разъяснения государственным советником налоговой службы РФ 3 ранга О.Д. Хороший.
14.01.2014 заместителем начальника Инспекции ФИО1 в отсутствии представителя ООО «Сельское торговое предприятие» рассмотрены акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, возражения лица, привлекаемого к ответственности, и материалы проверки, в результате чего принято решение от 14.01.2013 №53 о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение, которым ООО «Сельское торговое предприятие» привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 118 НК РФ, в виде штрафа в размере 5000 рублей.
При рассмотрении материалов проверки Инспекция не установила наличие обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, обстоятельств смягчающих или отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.
Копия решения от 14.01.2014 №53 направлена ООО «Сельское торговое предприятие» и получена его представителем 17.01.2014 согласно почтовому уведомлению, копия которого представлена ответчиком в материалы дела (лист дела 114).
16.01.2014 ООО «Сельское торговое предприятие» прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Коношскому районному потребительскому обществу.
Не согласившись с решением от 14.01.2014 №53, Потребительское общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с жалобой (листы дела 20-21), по итогам рассмотрения которой вышестоящим налоговым органом принято решение от 26.03.2014 №07-10/1/03365 об оставлении жалобы без удовлетворения (листы дела 8-9).
В связи с изложенным, Потребительское общество обратилось в суд с заявлением о признании решения Инспекции от 14.01.2014 №53 недействительным по следующим основаниям.
В январе 2010 года ООО «Сельское торговое предприятие» (агент) заключило агентский договор с ООО «Платежная система «Сити-Инфо» на осуществление приема платежей за услуги от плательщиков по поручению Платежной системы и своевременное перечисление на расчетный счет Платежной системы. ООО «Сельское торговое предприятие» не сообщило в налоговый орган о закрытии счета, так как данный счет не соответствует понятию счета согласно нормам налогового законодательства, в связи с чем отсутствует обязанность сообщать о его закрытии.
ООО «Сельское торговое предприятие» были закрыты расчетные счета в ОАО «Сбербанк России», ОАО «Росселъхозбанк», ОАО «Банк СГБ». В соответствии с налоговым законодательством ООО «Сельское торговое предприятие» сообщало ответчику о закрытии этих счетов.
Спорный счет не является счетом, предусмотренным в статье 11 НК РФ, так как он открыт по договору специального банковского счета платежного агента, а не является расчетным (текущим) и иным счетом в банках. С указанного специального счета нельзя расходовать денежные средства в общем порядке как с расчетного или иного счета, так как на нем хранятся средства третьих лиц. Данный счет открыт для хранения и перечисления денежных средств третьих лиц, поэтому он не является счетом. Других операций, кроме приема платежей от физических лиц и перечисления денежных средств в платежную систему, по этому счету не производилось и не могло производиться.
К счетам, о закрытии (открытии) которых необходимо сообщать в налоговую службу относятся ссудный, лицевой, расчетный, текущий, банковский за рубежом, специальный валютный; спорный счет ни к одному из указанных не относится, в виду чего обязанность уведомления налогового органа о его закрытии отсутствует; счет предназначен для движения средств от частных лиц к Платежному агенту, на нем нет денежных средств, принадлежащих ООО «Сельское торговое предприятие».
Кроме того, заявитель указал, что обращался в Информационно-справочную Систему «Главбух», где был получен ответ со ссылкой на рекомендации государственного советника налоговой службы РФ III ранга Олега Хорошего. Из ответа следует, что сообщать о закрытии специального банковского счета, открытого для ведения расчетов платежным агентом в налоговую службу не требуется.
Ответчик с заявленными требованиями не согласился, представил ответ на определение (листы дела 94-97), в котором указал, что понятие счета, используемое в НК РФ для целей налогообложения, должно удовлетворять трем требованиям: наличие договора, на основании которого открыт счет, возможность зачисления на счет денежных средств, возможность расходования денежных средств со счета.
Специальный банковский счет платежного агента № 40821 является счетом, открытым на основании договора банковского счета. В соответствии с пунктом 2.2 договора от 18.10.2011 об открытии специального банковского счета платежного агента №40821/50005, заключенного между Обществом и ОАО «Сбербанк России», по счету могут осуществляться следующие виды операций: зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; списание денежных средств на банковские счета.
В ввиду изложенного, ответчик указал, что специальный банковский счет платежного агента №40821 подпадает под определение счета согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 №137-ФЗ), следовательно, налогоплательщик должен был исполнить обязанность, установленную пунктом 2 статьи 23 НК РФ, письменно сообщив в налоговый орган информацию о закрытии специального банковского счета №4082110804180050005.
Изучив доводы заявления и отзыва, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктом 2 указанной статьи в ред. Федерального закона от 27.07.2006 №137-ФЗ, действующей до 01.01.2014, установлено, что под счетами (счетом) понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 23 НК РФ (в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от 02.04.2014 №52-ФЗ, то есть до 02.05.2014) налогоплательщики – организации обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) – в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.
Таким образом, из предусмотренного НК РФ определения банковского счета следует, что не все счета, открываемые налогоплательщиками в кредитных организациях, являются счетами для целей применения норм налогового законодательства. По смыслу, придаваемому данному понятию подпунктом 1 пункта 2 статьи 23 НК РФ, банковский счет должен обладать следующими необходимыми признаками:
- наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке;
- на счет зачисляются денежные средства организации или предпринимателя;
- имеется возможность расходования денежных средств со счета.
Отсутствие любого из перечисленных признаков счета не позволяет отнести такой счет к предусмотренным статьей 11 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 №137-ФЗ, действующей до 01.01.2014) счетам для применения налогового законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 118 НК РФ (в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от 02.04.2014 №52-ФЗ, то есть до 02.05.2014) нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии ему счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Для применения положений статьи 118 НК РФ необходима совокупность указанных выше признаков банковского счета.
Из материалов дела следует, что ООО «Сельское торговое предприятие» открыт специальный банковский счет платежного агента по договору от 18.10.2011 №40821/50005 (далее – Договор, листы дела 15-17). Предметом договора является открытие специального банковского счета платежного агента в валюте Российской Федерации для осуществления расчетов по приему платежей физических лиц в соответствии с Федеральным законом «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 03.06.2009 №103-ФЗ (далее – Федеральный закон от 03.06.2009 №103-ФЗ). Счет носит целевой характер и предназначен исключительно для проведения операций, указанных в пункте 2.2 Договора (пункты 1.1, 1.2 Договора).
Согласно пункту 2.2 Договора по счету могут осуществлять следующие виды операций: зачисление принятых о физических лиц наличных денежных средств; зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; списание денежных средств на банковские счета.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ под поставщиком понимается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации; плательщиком является физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком; платежный агент – это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ предусмотрено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее – прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Согласно части 2 указанной статьи платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (далее – вознаграждение).
В силу части 3 статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.
В соответствии с частью 16 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ по специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции: зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; списание денежных средств на банковские счета.
На основании части 17 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.
Таким образом, поступающие на специальный банковский счет денежные средства не могут быть признаны денежными средствами заявителя, так как включают в себя платежи, предназначенные для поставщика. При этом в силу изложенных ранее положений Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ платежный агент при приеме платежей вправе как взимать с плательщика вознаграждение, так и не взимать его. Следовательно, зачисление денежных средств ООО «Сельское торговое предприятие» и соответственно возможность их списания со специального банковского счета платежного агента на счет ООО «Сельское торговое предприятие» зависит от того, взимается ли при приеме платежей вознаграждение с плательщиков.
Однако указанные обстоятельства в ходе проведения проверки Инспекцией не установлены, доказательств того, что на специальный банковский счет зачислялись денежные средства ООО «Сельское торговое предприятие», которые могли быть списаны на счет ООО «Сельское торговое предприятие», в материалы дела не представлено, в ходе налоговой проверки и рассмотрения дела в суде не установлено.
С учетом изложенного, ответчик не доказал наличие у ООО «Сельское торговое предприятие» обязанности, установленной пунктом 2 статьи 23 НК РФ, по письменному сообщению в налоговый орган по месту учета о закрытии счета №40821.810.8.04180050005.
В связи с изложенным, заявленные требования о признании недействительным решения №53 от 14.01.2014 подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьями 106, 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на ответчика.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 197-201, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Признать недействительным проверенное на соответствие нормам Налогового кодекса Российской Федерации решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу №53 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение от 14.01.2014, которым общество с ограниченной ответственностью «Сельское торговое предприятие» привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Коношского районного потребительского общества в установленном законом порядке.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу Коношского районного потребительского общества 2000 рублей расходов по государственной пошлине.
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья | С.В. Козьмина |