АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
августа 2015 года | г. Архангельск | Дело № А05-6215/2015 |
Резолютивная часть решения объявлена августа 2015 года
Решение в полном объёме изготовлено августа 2015 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ястребовой Н.Л.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (ОГРН 1042900024562; место нахождения: 163000, г.Архангельск, пр. Троицкий, дом 14)
о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Ликвидатор» (ОГРН 1092901004833; место нахождения: 164200, Архангельская область, г.Няндома, ул.Строителей, дом 20А)
к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании приняли участие представители:
заявителя – Карушев А.В., главный специалист-эксперт, по доверенности от 12.01.2015 №04-1-06/21;
ответчика – не явился, о судебном заседании извещён 14.07.2015 согласно уведомлению организации почтовой связи.
Суд установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Ликвидатор» (далее – Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности при обращении с отходами производства и потребления с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Представитель заявителя в судебном заседании предъявленные требования поддержал.
Ответчик представил отзыв на заявление, в котором объяснил нарушения отсутствием финансирования, наличием дебиторской задолженности.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное дело подведомственно арбитражному суду.
Поводом к возбуждению заявителем дела об административном правонарушении в отношении ответчика послужили следующие обстоятельства:
ООО «Ликвидатор» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности от 09.02.2012 №29-00008, срок действия лицензии – бессрочно.
На основании распоряжения Управления Росприроднадзора по Архангельской области от 03.04.2015 №54-р в отношении ООО «Ликвидатор» проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения лицензионных требований при обращении с отходами производства и потребления. Распоряжение направлено Обществу заказной корреспонденцией и получено им 06.04.2015 согласно уведомлению организации почтовой связи.
По результатам проверки составлен акт от 08.05.2015 №61-54/1-2015. При проверке установлено, что земельный участок площадью 250000 кв.м с кадастровым номером 29:12:010501:47, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенный в 7 километрах от г.Няндома в 56 квартале Няндомского лесничества, разрешённое использование – для размещения полигона промышленных и бытовых отходов (далее – земельный участок) передан ООО «Ликвидатор» в аренду на 5 лет на основании постановления администрации МО «Няндомский муниципальный район» от 05.05.2010 №1132, договора аренды земельного участка от 05.07.2010 №271 сроком действия до 04.07.2015, акта передачи от 05.07.2010. Постановлением администрации МО «Няндомский муниципальный район» от 12.10.2014 №1387 и соглашением о продлении срока действия договора аренды земельного участка от 05.07.2010 №271 срок действия договора аренды продлён до 04.07.2018.
Земельный участок используется Обществом под городской полигон промышленных и бытовых отходов, на момент проверки эксплуатируемый участок заполнен отходами примерно на 1/3 части, размещено 1086791,1 кв.м или 282565,7 тонн отходов.
ООО «Ликвидатор» принимает отходы от 105 юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и от жилфонда на территории МО «Няндомское» МО «Няндомский муниципальный район».
В результате проверки установлено, что
- в нарушение пункта 1 части 3 статьи 8 и части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; пункта 2 статьи 611 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая); подпункта «а» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 №255 на территории земельного участка отсутствуют здания, строения, сооружения, принадлежащие лицензиату на праве собственности или на ином законном основании и соответствующие установленным требованиям; свидетельство о праве собственности на полигон промышленных и бытовых отходов, кадастровый паспорт отсутствуют, полигон не внесён в государственный реестр объектов размещения отходов;
- в нарушение части 3 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; пункта 2 статьи 611 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая); подпункта «е» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 №255, при эксплуатации полигона промышленных и бытовых отходов г.Няндома мониторинг осуществляется не в полном объёме, а именно: в 2012-2014 лицензиат не осуществлял мониторинг грунтовых вод в колодцах №1-3 (в колодце №1 – выше полигона на расстоянии 50-100 метров от границы в северо-восточном направлении по потоку грунтовых вод; колодце №2 – ниже полигона на расстоянии 50-100 метров от границы в северо-восточном направлении по потоку грунтовых вод; колодце №3 - ниже полигона на расстоянии 50-100 метров от границы в северо-восточном направлении по потоку грунтовых вод и 100 метрах от колодца №2) с периодичностью контроля 2 раза в год. Результаты мониторинга атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны полигона промышленных и бытовых отходов и на рабочей карте тела полигона лицензиатом не представлены, ходя согласно Программе организации и проведения мониторинга загрязнения окружающей среды на свалке твёрдых бытовых отходов г. Няндома, утверждённой 26.07.2011 директором ООО «Ликвидатор» (л.д.101-106, т.1), в данных точках контролируются следующие вредные (загрязняющие) вещества в атмосферном воздухе: оксид углерода, сероводород и метан. Периодичность контроля – ежеквартально.
С актом проверки ознакомлен и его копию получил и.о. директора Малыгин А.А., о чём свидетельствует его расписка на копии представленного в суд акта. О получении Обществом акта проверки 20.05.2015 свидетельствует также копия уведомления организации почтовой связи (л.д.35, т.1).
Уведомлением от 20.05.2015 №06-02-21/4208 Общество поставлено в извесатность о том, что 28.05.2015 в 14 час. 30 мин. По адресу: г.Архангельск, пр.Троицкий, д.14, каб.6 состоится составление в отношении ООО «Ликвидатор» составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.1 КоАП. Уведомление получено Обществом 22.05.2015 согласно данным уведомления организации почтовой связи (л.д.36, т.1).
28.05.2015 государственным инспектором Карушевым А.В. составлен протокол №06-02-50/2015 об административном правонарушении в отношении ООО «Ликвидатор», при составлении протокола присутствовал законный представитель Общества – и.о. генерального директора Малыгин А.А.
В протоколе установление, что Общество нарушило требования подпунктов «а,е» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 №255 (далее – Положения №255), тем самым допустило грубые нарушения лицензионных требований, перечисленных в пункте 4 Положения №255.
Законный представитель юридического лица в протоколе об административном правонарушении указал: «Объяснения и пояснения по данному административному делу будут даны при рассмотрении», копию протокола получил согласно расписке на протоколе, представленном в материалы дела.
29.05.2015 Управление Росприроднадзора по Архангельской области вынесено определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов на рассмотрение по подведомственности в Арбитражный суд Архангельской области.
На основании ч. 5 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Частью 2 указанной нормы права установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объективную сторону вменяемого обществу правонарушения по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях образует осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований.
Согласно статье 9 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (в редакции, действующей на момент рассмотрения дела) лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
В силу подп. 30 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, а также лицензионные требования и условия при ее осуществлении в настоящее время определены "Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1-1V классов опасности", утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 №255 (далее - Положение, Положение о лицензировании).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Положения о лицензировании, одним из лицензионных требований при осуществлении деятельности в области обращения с отходами является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.
Положением подпункта «е» пункта 3 Положения о лицензировании также установлено, что лицензионными требованиями при осуществлении деятельности в области обращения с отходами является проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
При этом в силу пункта 4 Положения о лицензировании грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "в" и "е" пункта 3 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
К числу таких последствий в силу части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" отнесены:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Из буквального толкования приведенных норм права следует, что Положением о лицензировании установлен исчерпывающий перечень нарушений, которые могут быть отнесены к числу существенных и совершение которых может повлечь привлечение к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Суд полагает, что совершённое Обществом правонарушение подлежит квалификации по ч.4 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку размещение отходов производства и потребления на земельном участке без создания полигона промышленных и бытовых отходов и в отсутствие надлежаще организованного мониторинга состояния грунтовых вод и атмосферного воздуха создаёт угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде.
Таким образом, представленными в дело доказательствами подтверждается, что имело место событие административного правонарушения, и документально подтверждён факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Проверив полномочия государственного инспектора Карушева А.В. на составление протокола об административном правонарушении, соблюдение положений КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, суд не находит нарушений, которые препятствовали бы полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела в суде.
Отсутствуют в материалах дела и данные, которые позволили бы суду квалифицировать совершенное правонарушение в качестве малозначительного.
На момент рассмотрения дела в арбитражном суде не истёк срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом характера административного правонарушения, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что ООО «Ликвидатор» подлежит привлечению к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения по следующим реквизитам: счёт 40101810500000010003 в Архангельском отделении Центрального Банка получателя штрафа УФК по Архангельской области (Управление Росприроднадзора по Архангельской области л/сч 04241780320), ИНН 2901127831, КПП 290101001, КБК 048 1 16 90040 04 6000 140 (прочие поступления денежных взысканий (штрафы), код ОКТМО 11701000, БИК 041117001.
При отсутствии у суда документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней с момента вступления в законную силу настоящего решения оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Ликвидатор", зарегистрированное 04.02.2014 в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1092901004833, ИНН 2901192615, находящееся по адресу: 164200 Архангельская область, г.Няндома, ул.Строителей, д.20А, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья | Е.И. Бекарова |