АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
октября 2016 года | г. Архангельск | Дело № А05-6267/2016 |
Резолютивная часть решения объявлена октября 2016 года
Решение в полном объёме изготовлено октября 2016 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Калашниковой В.А.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «АГРОСТРОЙСЕРВИС» (ОГРН <***>; Россия, 164840, г.Онега, Архангельская область, ул.Гутина, дом 2) об отмене постановления государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН <***>; Россия, 163072, <...>) от 04.05.2016 №01-10/614 о назначении административного наказания,
В заседании суда принимали участие представители:
заявителя – Грушанков С.В. по доверенности;
ответчика – Замятина И.А. по доверенности,
Протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Тропникова Е.А.
установил:
закрытое акционерное общество «АГРОСТРОЙСЕРВИС» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее – ответчик, административный орган, инспекция) от 04.05.2016 №01-10/614 по делу об административном правонарушении, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40000 рублей. Просит производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Определением от 08.06.2016 заявление общества принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 05.08.2016 суд, руководствуясь частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные доказательства, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению с учетом следующих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что инспекцией по обращению жителей дома №11 по пер.Квартальный в г.Онеге Архангельской области и на основании распоряжения №СЗ-02/10-11/334 от 11.04.2016 проведена внеплановая выездная проверка общества на предмет соблюдения лицензионных требований. Копия распоряжения вручена представителю общества по доверенности 18.04.2016.
По результатам проверки дома №11 по пер.Квартальный в г.Онеге был составлен акт проверки от 18.04.2016 №СЗ-02/10-02/298.
Уведомлением от 18.04.2016 №СЗ-02/10-12/230 административный орган известил общество о возбуждении в отношении него производства по делу об административном правонарушении по статье 7.22 КоАП РФ по факту нарушения правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, а также о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (20.04.2016 в 15 час. 00 мин.).
20.04.2016 государственный жилищный инспектор ФИО3 в отсутствие представителя общества (заявлено ходатайство о рассмотрении без присутствия представителя общества) составила протокол №СЗ-02/10-04/201 о совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Как следует из содержания акта проверки и протокола, в ходе проверки выявлено нарушение обществом пунктов 3.7.1, 3.7.4, 3.7.9, 3.7.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 (далее - Правила №170), а именно: переполнение помойницы и загрязнение территории в районе помойницы и контейнера; у помойницы отсутствуют загрузочный люк и решетка с отверстиями до 25 мм; отсутствует контейнерная площадка (в том числе отсутствует бетонированная или асфальтированная площадка с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений) и специально отведенная площадка или бункер-накопитель для крупногабаритных отходов.
Копию протокола, а также определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении общество получило 28.04.2016, о чем свидетельствует отчет об отслеживании почтового отправления.
04.05.2016 заместитель руководителя инспекции ФИО4 в отсутствие представителя общества вынесла постановление о назначении административного наказания №01-10/614, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 40 000 руб. Копия постановления направлена в адрес общества сопроводительным письмом от 06.05.2016 №01-10/614, полученным заявителем 23.05.2016 согласно представленной в материалы дела копии уведомления о вручении.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Административный орган, возражая против удовлетворения заявленного требования, ссылается на то, что общество привлечено к административной ответственности законно и обоснованно, в соответствии с установленной процедурой. По мнению ответчика, инспекция является полномочным органом по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.22 КоАП РФ.
Инспекция указывает на то, что содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов (подпункт «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 13.08.2006 №491.
Согласно пункту 3.7.1 Правил №170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: - установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; - своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; - организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; - содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
На основании пункта 3.7.4 Правил №170 мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7 - 10 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону.
Материалами дела подтверждается, что общество является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом по адресу: г. Онега, пер.Квартальный, дом №11, на него возложена обязанность соблюдения вышеуказанных пунктов Правил №491 и Правил №170.
Материалами дела подтверждается, что вышеуказанные нормативные положения обществом при содержании контейнерной площадки не соблюдены.
Общество полагает, что не является субъектом вмененного правонарушения, поскольку вышеуказанная контейнерная площадка эксплуатируется также жителями иных домов, обязанности по управлению которыми у общества отсутствуют.
Однако каких-либо доказательств указанного обстоятельства в материалах дела не имеется. Кроме того, указанное обстоятельство не исключает обязанности общества по содержанию контейнерной площадки, которая является установленным местом сбора отходов от обслуживания указанного жилого дома.
Заявитель указывает, что контейнерная площадка не входит в состав общего имущества, по акту приема-передачи в состав общего имущества не передавалась, границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не установлены, следовательно, заявитель не несет ответственности за ее содержание.
Указанные доводы являются неправомерными, поскольку согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
К общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии со статьей 36 ЖК РФ относится, в частности, оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
По смыслу изложенных норм в совокупности площадки для размещения контейнеров и других мусоросборников относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, за содержание которого управляющая компания несет ответственность.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, а также иные нарушения. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом названного правонарушения являются отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок их использования. Организация содержания и ремонта жилищного фонда осуществляется с соблюдением требований жилищного и гражданского законодательства. Объективная сторона данного правонарушения состоит в нарушении ответственным лицом правил содержания и ремонта жилых домов. Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
В ходе проверки установлено, что многоквартирный дом №11 по пер.Квартальный в г.Онеге находится в управлении общества на основании договора управления многоквартирными домами от 14.04.2010. Следовательно, общество является лицом, ответственным за надлежащее содержание и ремонт многоквартирного жилого дома.
Заключив договор управления многоквартирным домом, заявитель в силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) принял на себя обязательство обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем, Федеральным законом от 21.07.2014 №255-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 192 ЖК РФ (в редакции Федерального закона №255-ФЗ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее – лицензионная комиссия). В силу части 2 указанной нормы права под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции Федерального закона №255-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии №000231, выданной государственной жилищной инспекцией Архангельской области 14.05.2015.
В силу части 7 статьи 20 (в редакции Федерального закона № 255-ФЗ), части 2 статьи 196 ЖК РФ с 1 мая 2015 года в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, осуществляется лицензионный контроль, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений лицензионных требований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 193 ЖК РФ Правительство Российской Федерации постановлением от 28.10.2014 №1110 утвердило Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, пунктом 3 которого установлено, что лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, в силу указанных норм несоблюдение управляющей организацией правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, следует квалифицировать как нарушение лицензионных требований.
Тот факт, что предметом проведенной жилищной инспекцией проверки являлось соблюдение обществом лицензионных требований, отражен в подпункте 3 пункта 5 распоряжения о проведении внеплановой проверки от 11.04.2016.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований подлежит квалификации по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмене.
Таким образом, постановление №01-10/614 от 04.05.2016 о назначении административного наказания подлежит признанию незаконным и отмене в связи с неправильной квалификацией совершенного обществом правонарушения.
Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить постановление №01-10/614 от 05.08.2016, принятое Государственной жилищной инспекцией Архангельской области в отношении закрытого акционерного общества «АГРОСТРОЙСЕРВИС», зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022901174449, находящегося по адресу: Россия, 164840, г.Онега, Архангельская область, ул.Гутина, дом 2.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья | В.А. Калашникова |