ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-6291/2011 от 18.07.2011 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

19 июля 2011 года

г. Архангельск

Дело № А05-6291/2011

Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2011 года

Решение в полном объёме изготовлено 19 июля 2011 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.

рассмотрел в судебном заседании дело №А05-6291/2011 по заявлению

Заместителя Котласского межрайонного прокурора

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу

с участием в деле заинтересованного лица – индивидуального предпринимателя Дячука Евгения Анатольевича (ИНН 291500439263, ОГРН 304290522200113)

об отмене постановления №34 от 25.05.201 «об административном правонарушении».

Дело рассмотрено без участия представителей участвующих в деле лиц, извещённых о времени и месте судебного заседания.

Протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Токарева О.А.

Суд установил следующее:

Заместитель Котласского межрайонного прокурора обратился в Котласский городской суд Архангельской области с протестом на постановление №34 от 25.05.2011, вынесенное Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в отношении индивидуального предпринимателя Дячука Евгения Анатольевича по факту признания его виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением от 21.06.2011 Котласский городской суд передал протест заместителя Котласского межрайонного прокурора на рассмотрение арбитражного суда Архангельской области по подведомственности. Дело об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, по заявлению прокурора принято к производству арбитражного суда с учётом определения суда от 21.06.2011 и норм пункта 3 статьи 25.11 КоАП РФ. Согласно пункту 3 части 1 статьи 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные Федеральным законом действия. В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации " правом принесения протеста обладают прокурор района и его заместитель. Частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ предусмотрено, что постановление об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обжалуется в арбитражный суд.

В силу части 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

Аналогичное правило содержится и в части 1 статьи 30.3 КоАП РФ. Постановление о привлечении к административной ответственности оспорено прокурором в суд с соблюдением установленного срока.

Поводом к оспариванию постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в отношении заявителя послужили следующие обстоятельства:

Постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 25.05.2011 №34 индивидуальный предприниматель Дячук Е.А. привлечён к административной ответственности по ч.3 ст.14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несвоевременное представление сведений об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в виде штрафа в размере 5000 руб.

В постановлении указано на то, что при сроке представления в орган, осуществляющий государственную регистрацию, сведений об изменении паспортных данных не позднее 26.05.2011, предприниматель обратился с соответствующим заявлением 19.05.2011.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверил оспариваемое постановление в полном объеме.

В соответствии со статьей 23.61 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – Кодекс) дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.25 Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Согласно части 2 ст. 23.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, его заместители;

2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

На основании пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 №506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Федеральная налоговая служба и её территориальные органы составляют единую централизованную систему налоговых органов. Следовательно, постановление о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено полномочным лицом – начальником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Вологжаниновой М.В.

Судом установлен, материалами дела подтверждается факт совершения предпринимателем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации на день рассмотрения дела не истёк.

Согласно частям 3 - 5 статьи 28.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные названным Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении №34 от 19.05.2011 составлен в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, которому разъяснены его процессуальные права и гарантии при производстве по делу об административном правонарушении, о чём свидетельствует подпись предпринимателя в протоколе. В письменных объяснениях по факт составления протокола предприниматель пояснил: «Правонарушений я не совершал. При выдаче паспорта я обратился в налоговую инспекцию, по ксероксу получил форму заявления, заполнил и заверил у нотариуса и отправил по почте, получил отказ, приехал лично, пишу объяснение».

Копия протокола вручена предпринимателю 19.05.2011, в протоколе предприниматель уведомлён о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 25.05.2011 в 14 час. 00 мин. по адресу: г.Котлас, ул. Карла Маркса, д.14, каб.11.

25.05.2011 материалы дела об административном правонарушении рассмотрены руководителем налоговой инспекции в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежаще уведомлённого о времени и месте рассмотрения дела. Вынесено постановление №34 от 25.05.2011, которым предприниматель привлечён к административной ответственности по ч.3 ст.14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто к административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

Согласно подпунктам "д" и "е" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Закон) в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения о месте жительства в Российской Федерации (указывается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке); данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (в случае, если индивидуальный предприниматель является гражданином Российской Федерации).

Основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации в соответствии с п.1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 является паспорт гражданина Российской Федерации.

В силу пункта 5 статьи 5 Закона индивидуальные предприниматели в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 2 названной статьи сведений, в том числе данных основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации и места жительства в Российской Федерации, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган.

Заявление о внесении изменений в паспортные данные предприниматель должен был представить в срок не позднее 26.04.2011.

Судом проанализирован довод заявителя о том, что первоначально заявление предпринимателем подано с соблюдением установленного срока и находит его ошибочным.

Суд согласен с заявителем в том, что правовое значение для квалификации административного правонарушения по ч.3 ст.14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеет факт первоначального обращения в регистрирующий орган с заявлением о внесении изменений в ЕГРИП, так как данный довод соответствует диспозиции указанной статьи.

Предприниматель первоначально обратился в регистрирующий орган с заявлением о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащихся в ЕГРИП, направив его почтой. Заявление согласно данных почтового штемпеля на конверте направлено в налоговую инспекцию 27.04.2011 при сроке его направления до 26.04.2011, то есть факт просрочки обращения с заявлением имел место быть и с учётом первоначального направления индивидуальным предпринимателем заявления, полученного налоговым органом согласно расписке от 03.05.2011, на которое регистрирующий орган вынес решение №865 об отказе в государственной регистрации от 11.05.2011.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. При этом в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое (физическое) лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалами дела подтверждается наличие в действиях заявителя вины в нарушении срока обращения в налоговый орган с заявлением.

При таких обстоятельствах, суд пришёл к выводу что предпринимателем совершено административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.3 ст.14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако налоговым органом не учтено следующее.

На основании части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).

Санкция части 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает в качестве меры административного наказания предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Поскольку правонарушение предпринимателем совершено впервые, нарушение срока представления заявления на 1 день не повлекло существенного вреда, имущественного ущерба, предприниматель действовал без прямого умысла на нарушение законодательства, при вынесении постановления налоговому органу следовало учесть указанные обстоятельства, поскольку достаточной мерой ответственности за данное конкретное правонарушение, соответствующей характеру совершённого, степени вины и других обстоятельств является предупреждение.

В связи с изложенным, постановление налоговой инспекции подлежит признанию незаконным и отмене в части определения меры наказания.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление №34 от 25.05.2011, вынесенное в г.Котлас Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в отношении индивидуального предпринимателя Дячука Евгения Анатольевича, зарегистрированного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в статусе индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304290522200113, дата и место рождения: 14.11.1963, пос. Шиес Ленского района Архангельской области, проживающего по адресу: 165721, Архангельская область, Ленский район, пгт. Урдома, ул. Железнодорожная, д.45, кв.5, о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части наложения административного штрафа в размере 5000 рублей, назначив предпринимателю наказание в виде предупреждения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

Е.И. Бекарова