АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
09 ноября 2016 года
г. Архангельск
Дело № А05-6318/2016
Резолютивная часть решения объявлена 01 ноября 2016 года
Решение в полном объёме изготовлено 09 ноября 2016 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Калашниковой В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тропниковой Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН <***>; Россия, 163000, <...>) к обществу с ограниченной ответственностью «УК Коммунальщик» (ОГРН <***>; Россия, 165150, д.Вороновская Вельского района, Архангельская область, дом 1Б» стр.9) при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования на предмет спора, - муниципального образования «Вельский муниципальный район» в лице администрации (165150, Россия, <...>),
о взыскании 39 041 руб. 57 коп.,
В заседании суда приняли участие:
от заявителя – не явился, извещен;
от ответчика – не явился, извещен,
от третьего лица – не явился, извещен,
Суд установил следующее:
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «УК Коммунальщик» (далее – ответчик, общество) о взыскании 39 041 руб. 57 коп. неосновательного обогащения в соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 19.09.2016 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования на предмет спора, - муниципальное образование «Вельский муниципальный район» в лице администрации.
Ответчик отзыв на исковое заявление и доказательства добровольной уплаты суммы, предъявленной к взысканию, в суд не представил, исковые требования по существу не оспорил.
Муниципальное образование «Вельский муниципальный район» Архангельской области в лице администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» Архангельской области представило письменные пояснения от 06.10.2016 №01-54/2504, в которых выразило мнение о том, что излишне перечисленные средства субсидии за 2012 год подлежат возврату на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные доказательства, а также доводы Министерства, изложенные в его исковом заявлении, и доводы, приведённые в письменных пояснениях муниципального образования «Вельский муниципальный район» Архангельской области в лице администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» Архангельской области, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. При этом суд руководствуется следующим.
Ценовое регулирование тепловой энергии производится на основе главы 3 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон №190-ФЗ, Закон о теплоснабжении) и постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 7 Закона №190-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведён в статье 8 названного Закона. В числе названных тарифов указаны тарифы на тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона №190-ФЗ подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
В силу части 9 статьи 15 и части 5 статьи 17 Закона №190-ФЗ оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования.
Статья 10 Закона №190-ФЗ предусматривает возможность установления льготных тарифов для отдельных категорий потребителей. При этом наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Перечень потребителей или категорий потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, имеющих право на льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель (за исключением физических лиц), подлежит опубликованию в порядке, установленном правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными Правительством Российской Федерации (части 14 и 15 статьи 10 Закона №190-ФЗ).
В соответствии со статьёй 4 Закона Архангельской области от 02.07.2012 №512-32-ОЗ «Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций» (далее – Закон №512-32-ОЗ) в 2013 году право на льготы предоставлено населению и потребителям, приравненным к населению.
Статьёй 5 Закона №512-32-ОЗ предусмотрено, что основанием для предоставления льгот лицам, указанным в статье 4 данного Закона, является принятие уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) постановления об установлении льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), теплоноситель.
Как указано в статье 6 Закона № 512-32-ОЗ компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель осуществляется путём предоставления субсидий теплоснабжающим организациям за счёт средств областного бюджета. Субсидии предоставляются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере топливно-энергетического комплекса (в том числе электроэнергетики, газоснабжения и теплоснабжения), энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Субсидии предоставляются в соответствии с заключенными договорами на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, заключенными между уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере топливно-энергетического комплекса (в том числе электроэнергетики, газоснабжения и теплоснабжения), энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и теплоснабжающими организациями.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ) определяет субсидию как форму предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг бюджетных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из положений пункта 2 этой же статьи следует, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Законом Архангельской области от 17.12.2012 №603-36-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» было предусмотрено предоставление субсидий на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения (статья 8 названного Закона).
Порядок предоставления таких субсидий был предусмотрен разделом 3 приведённого в Приложении №17 к этому Закону Порядка предоставления в 2013 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее – Порядок).
В соответствии с указанным Порядком субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, предоставляются теплоснабжающим организациям Архангельской области в случае превышения одноставочного тарифа на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, над одноставочным тарифом на тепловую энергию, отпускаемую населению, установленными агентством по тарифам и ценам Архангельской области. Субсидии предоставляются в соответствии с Законом о теплоснабжении с целью обеспечения полного покрытия теплоснабжающим организациям расходов, связанных с государственным регулированием цен (тарифов) на отпуск тепловой энергии для населения (пункт 3.1 Порядка).
В силу пункта 3.2 этого Порядка в качестве базовых величин для расчёта размера субсидий принимаются:
а) одноставочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающими организациями потребителям (без НДС);
б) одноставочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения (без НДС);
в) объём тепловой энергии (теплоносителя), отпущенный населению теплоснабжающей организацией в точках учёта тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определённый по показаниям приборов учёта тепловой энергии, или в случаях, допускаемых Законом о теплоснабжении, определённый расчётным путём по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению;
г) стоимость не использованного по состоянию на 01.01.2013 остатка каменного угля, поставленного органами местного самоуправления поселений теплоснабжающим организациям за счёт субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на закупку и доставку каменного угля, муки и лекарственных средств в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов.
Согласно пункту 3.3 Порядка предоставление субсидий осуществляется министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области в соответствии со сводной бюджетной росписью, доведёнными лимитами бюджетных обязательств и предельными объёмами финансирования.
С этой целью Министерство заключает с теплоснабжающими организациями договоры на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения (пункт 3.4 Порядка). Договоры на возмещение убытков должны предусматривать порядок определения количества отпущенной тепловой энергии, подтверждение объёмов тепловой энергии, используемых для расчёта субсидий, данными бухгалтерского учёта и иные существенные условия, установленные Законом о теплоснабжении и согласованные сторонами.
Согласно пункту 3.4 Порядка объём субсидии теплоснабжающей организации рассчитывается по формуле:
С = (Пнас x (Т - Тнас)) - Sz, где:
С - объём субсидии теплоснабжающей организации, руб.;
Пнас - объём тепловой энергии (теплоносителя), отпущенный населению в точках учёта тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определённый по показаниям приборов учёта тепловой энергии, или в случаях, допускаемых Законом о теплоснабжении, определённый в установленном порядке расчётным путём по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, Гкал;
Т - одноставочный тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям (без НДС), руб./Гкал;
Тнас - одноставочный тариф на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения (без НДС), руб./Гкал;
Sz - стоимость не использованного по состоянию на 01.01.2013 остатка каменного угля, поставленного органами местного самоуправления поселений теплоснабжающим организациям за счёт субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на закупку и доставку каменного угля, муки и лекарственных средств в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов, руб.
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства осуществляет предоставление субсидий теплоснабжающим организациям с учетом стоимости неиспользованного остатка каменного угля на основании актов сверки расчетов между органами местного самоуправления поселений и теплоснабжающими организациями по состоянию на 01.01.2013 равными долями в течение трёх лет.
Согласно пункту 3.5 Порядка теплоснабжающие организации до 01.02.2013 представляют в Министерство акты сверки расчётов с муниципальными образованиями Архангельской области по состоянию на 01.01.2013.
Министерство принимает в установленном порядке кредиторскую и дебиторскую задолженность муниципальных образований Архангельской области перед теплоснабжающими организациями по состоянию на 01.01.2013. В 2013 году производится возмещение учтённой в установленном порядке кредиторской задолженности за 2012 год. Дебиторская задолженность подлежит учёту при осуществлении расчётов с теплоснабжающими организациями по предоставлению субсидий за 2013 год (пункт 3.6 Порядка).
Во исполнение указанных нормативных положений, Министерством от муниципального образования «Вельский муниципальный район» на основании акта приема-передачи кредиторской (дебиторской) задолженности 01.01.2013 в установленном порядке принята дебиторская задолженность по субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения ООО «УК Коммунальщик» (подпункт 2.3 пункта 2 акта).
В соответствии с Порядком 2013 дебиторская задолженность подлежала учету Министерством при осуществлении расчетов с теплоснабжающей организацией по предоставлению субсидий за 2013 год.
Поскольку общество с 2013 года не является получателем субсидии на возмещение недополученных доходов (убытков), возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, указанная сумма дебиторской задолженности не может быть учтена Министерством при осуществлении расчетов по предоставлению субсидии из областного бюджета.
Согласно подпункту 2.3 пункта 2 акта дебиторская задолженность общества составляет 39 041 руб. 57 коп.
Указанный размер задолженности подтверждается также актом сверки взаимных расчетов между администрацией и обществом за период с 01.01.2012 по 31.12.2012, подписанным руководителем и главным бухгалтером общества без возражений.
Министерство 04.03.2016 направило в адрес ответчика требование от 02.03.2016 №203/06-07/1441 о возврате в областной бюджет денежных средств в указанном выше размере.
Требование Министерства направлено обществу заказным письмом по адресу места нахождения общества, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц. Данное почтовое отправление адресатом не получено, возвращено организацией почтовой связи 13.04.2016 с отметкой об истечении срока хранения корреспонденции.
Исходя из разъяснений, приведённых в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», при разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом. Юридическое лицо несёт риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесённые в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нём.
Сведениями о других возможных адресах общества ни Министерство, ни третье лицо, ни суд не располагают. В материалах данного дела таких сведений не содержится. При таком положении суд приходит к выводу, что Министерство приняло должные меры для направления требования о возврате спорной суммы.
Поскольку срок исполнения требования от 02.03.2016 №203/06-07/1441 истёк и в установленный в этом требовании срок общество добровольно не возместило в областной бюджет 39 041 руб. 57 коп., у Министерства имелись основания для обращения в арбитражный суд с иском о взыскании указанной суммы с общества.
Неполучение ответчиком заказного письма, направленного Министерством по месту нахождения общества, не свидетельствует о несоблюдении Министерством процедуры урегулирования спора с ответчиком по возврату средств и не является основанием для освобождения ответчика от исполнения обязанности по возврату суммы 39 041 руб. 57 коп. в соответствии с указанным требованием.
Согласно положениям статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчик исковые требования и обстоятельства, приведённые истцом в их обоснование, не оспорил, доказательства, опровергающие доводы истца, как и доказательства в подтверждение обстоятельств, которые могли бы являться основанием к отказу в иске, не представил. О наличии обстоятельств, которые могли бы являться основанием для отказа в иске, ответчик не заявил.
Ни в установленный Министерством срок, ни на момент рассмотрения данного дела судом ответчик не исполнил обязанность по возврату суммы дебиторской задолженности.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Министерства о взыскании с ответчика 39 041 руб. 57 коп. являются обоснованными по праву и по размеру и подлежат удовлетворению. Указанная сумма подлежит взысканию в пользу Министерства, которое является администратором соответствующих поступлений, для зачисления в областной бюджет.
В соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобождён, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета. С учётом положений пункта 6 статьи 52 и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход федерального бюджета, составляет 2000 руб.
Согласно пункту 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса. Суд считает возможным освободить ответчика от уплаты государственной пошлины по данному спору.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «УК Коммунальщик» (ОГРН <***>; место нахождения: Россия 165150, д.Вороновская Вельского района, Архангельская область, дом 1"б", стр.9) в пользу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: Россия 163000, <...>) 39 041 руб. 57 коп. неосновательного обогащения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
В.А. Калашникова