ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-6487/2011 от 12.10.2011 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

12 октября 2011 года

г. Архангельск

Дело № А05-6487/2011

Резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2011 года

Решение в полном объёме изготовлено 12 октября 2011 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шашкова А.Х.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебных заседаний ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению открытого акционерного общества «Архангельская областная энергетическая компания»

к ответчикам - муниципальному образованию «Каменское», муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-эксплуатационное управление" муниципального образования"Каменское" (ОГРН <***>), обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Уют»,

о взыскании 190 526 руб. 78 коп.,

в заседании участвовали представители:

истца – ФИО2 (доверенность от 27.07.2011),

установил:

открытое акционерное общество «Архангельская областная энергетическая компания» (далее – истец) обратилось в арбитражный суд Архангельской области с иском о взыскании с муниципального образования «Каменское» (далее – ответчик) 190 526 руб. 78 коп. долга за оказанные в период с 01.06.20009 по 01.09.2010 коммунальные услуги для жилых помещений, расположенных по адресу: Архангельская область, Мезенский район, МО «Каменское», <...> и 7, ул. ФИО3, д. 18, кв. 1, 3, 4, 9 и 22, ул. Северная, д. 12, кв. 6, ул. Лукинская, д. 38, кв. 12, ул. Северная, д. 12, кв. 6, ул. Федоркова, д. 8, кв. 7, ул. ФИО3, д. 5, кв. 22.

  По ходатайству истца определением от 22.09.2011 суд привлек в качествевторого ответчика муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-эксплуатационное управление» муниципального образования «Каменское», в качестве третьего ответчика - общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Уют».

Истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил заявленные требования. Истец просит взыскать 161 472 руб. 94 коп.:

1. С администрации муниципального образования «Каменское» задолженность за коммунальные услуги в размере 132 449 руб. 10 коп., в том числе:

- тепловая энергия 122 165,33 рублей за период 2007 года по октябрь 2010 года;

- электроэнергия 5 399,41 рубля за период январь 2008 года - октябрь 2010 года;

- электроэнергия (освещение подъездов) 2 548,96 рубля за период ноябрь 2008 года - октябрь 2010 года;

- водоснабжение 2 335,40 рублей за период август 2009 года - август 2010 года.

2. С муниципального унитарного предприятия «Жилищно-эксплуатационное управление» муниципального образования «Каменское» задолженность за коммунальные услуги в размере 28924 руб. 15 коп., в том числе:

- тепловая энергия 27 893,33 рубля: 11 956,39 рублей за период сентябрь 2009 года по октябрь 2010 года (ФИО3,5); 15 936,94 рубля за период сентябрь, октябрь 2010 года (Лесная, 18а);

- электроэнергия 0,1 рубль за январь 2008 года (ФИО3,5);

- электроэнергия (освещение подъездов) 1 030,72 рубля: 886,48 рублей за период июнь 2009 года по октябрь 2010 года (ФИО3, 5); 144,24 рублей за период с 17.07.2010 по октябрь 2010 года (Лесная, 18а).

3. С общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Уют» задолженность за электроэнергию (освещение подъездов) в размере 99 руб. 96 коп.  за период с 17.09.2010 по октябрь 2010 года (Северная, 12).

В судебном заседании истец отказался от иска к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Уют» в связи с оплатой суммы долга после предъявления требований.

В соответствии со ст. 49 АПК РФ суд принимает отказ от иска к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Уют». На основании ст. 150 п.1 АПК РФ производство по делу в отношении этого ответчика прекращает.

Первый ответчик иск не признал, указал, что часть домов передано в управление второму и третьему ответчикам.

Ответчики в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено без их участия.

Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

В период с 2007 по октябрь 2010 истцом на нужды содержания жилых домов и муниципальных квартир, расположенных по адресу: Архангельская область, Мезенский район, МО «Каменское», <...> и 7, ул. ФИО3, д. 18, кв. 1, 3, 4, 9 и 22, ул. Северная, д. 12, кв. 6, ул. Лукинская, д. 38, кв. 12, ул. Северная, д. 12, кв. 6, ул. Федоркова, д. 8, кв. 7, ул. ФИО3, д. 5, кв. 22, поставлялась электрическая и тепловая энергия, а также оказывались услуги по водоснабжению. Общая стоимость неоплаченных ресурсов и указанных услуг составила 161 373 руб. 25 коп.

  Претензией от 03.02.2011 №263 истец предложил первому ответчику в срок до 10.02.2011 оплатить стоимость коммунальных услуг. Неисполнение обязательств по оплате задолженности в сумме в добровольном порядке послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Из пояснений сторон, имеющихся в материалах дела, следует, что между истцом и ответчиками отсутствуют разногласия относительно количества и качества переданной электрической и тепловой энергии, а также оказанных услуг по водоснабжению. Спор между сторонами возник относительно лиц, обязанных оплачивать коммунальные услуги истцу. По мнению истца, данные коммунальные услуги подлежат оплате ответчиками, по мнению муниципального образования – управляющими организациями (вторым ответчиком).

Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Таким образом, при отсутствии письменного договора, фактическое энергопотребление свидетельствует о наличии сложившихся договорных отношений между энергоснабжающей организацией и собственником энергопринимающих устройств, присоединенных к сетям поставщика энергоресурсов.

Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу пунктов 5-8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Следовательно, энергопринимающие устройства, непосредственно присоединенные к сети энергоснабжающей организации, принадлежат на праве собственности собственникам помещений жилого дома.

В соответствии со статьей 1 Закона Архангельской области от 22.11.2006 №292-внеоч.-ОЗ "О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием "Мезенский муниципальный район" Архангельской области и муниципальными образованиями "Каменское", "Быченское", "Долгощельское", "Дорогорское", "Жердское", "Козьмогородское", "Койденское", "Мосеевское", "Ручьевское", "Сафоновское", "Совпольское", "Соянское", "Целегорское" Архангельской области" жилые дома, за исключением приватизированных квартир, переданы в собственность муниципального образования.

Факт нахождения квартир, для содержания которых представлялись коммунальные услуги, в собственности первого ответчика в спорный период сторонами не оспаривается.

Таким образом, энергопринимающие установки, непосредственно присоединенные к сетям истца, принадлежат на праве собственности, в том числе и муниципальному образованию, которое в силу пунктов 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ несет бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме в зависимости от доли в праве общей долевой собственности в многоквартирном доме.

Расчет заявленной суммы иска произведен с учетом доли первого ответчика в праве общей долевой собственности в многоквартирном доме, что подтверждается расчетом цены иска и не оспаривается ответчиком.

Довод обоих ответчиков о необходимости взыскивать задолженность с граждан, которым жилые помещения предоставлены на основании заключенного договора социального найма, суд считает необоснованным.

Согласно статье 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.

В силу статьи 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

Таким образом, договор социального найма жилого помещения не регулирует отношения сторон о порядке взаимодействия с энергоснабжающей организацией.

Согласно пункту 2 статьи 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

В силу пункта 2 статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.

Порядок обеспечения представления нанимателю необходимых услуг надлежащего качества регулируется статьей 161 ЖК РФ, согласно которой управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В материалы дела не представлено доказательств выбора способа управления жилым фондом, находящимся, в том числе в собственности муниципального образования за исключением жилых домов по ул. ФИО3, 5, ул. Лесная, 18а, ул. Северная, 12, в заявленный истцом период или определения какого либо иного порядка представления нанимателям коммунальных услуг.

В связи с этим суд приходит к выводу, что именно муниципальное образование, а не иное лицо обеспечивает нанимателей коммунальными услугами (за исключением жилых домов по ул. ФИО3, 5, ул. Лесная, 18а, ул. Северная, 12). В отношениях с нанимателями, общество ни в каких договорных отношениях не состоит и не имеет право требовать с граждан задолженность, взыскиваемую по настоящему иску.

В силу статьей 65, 67 ЖК РФ именно муниципальное образование имеет право требовать с нанимателей жилого помещения по договору социального найма оплату коммунальных услуг, а граждане обязаны своевременно вносить плату нанимателю или указанному им лицу за жилое помещение и коммунальные услуги. Неисполнение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 83 ЖК РФ является основанием для расторжения договора социального найма в судебном порядке.

В отношении довода муниципального образования о передаче второму ответчику на обслуживание всего жилого фонда, в связи с чем последний с помощью инженерных сетей преобразует ресурсы, предоставляемые истцом, и оказывает услуги по предоставлению собственникам и нанимателям жилых помещений коммунальных услуг, суд считает необходимым отметить следующее.

В материалы дела представлены протоколы общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: по ул. ФИО3, 5, ул. Лесная, 18а, ул. Северная, 12 о выборе управляющей организации, а также договоры управления с МУП «ЖЭУ», из которых следует, что в спорный период управляющей организацией в домах по адресу ФИО3, 5 - с 28.09.2006 и по адресу Лесная 18а - с 17.07.2010 являлся второй ответчик.

Из условий договоров управления следует, что его предметом является оказание вторым ответчиком услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов муниципального жилищного фонда, предоставление коммунальных услуг гражданам - собственникам помещений и нанимателям в таких домах, пользующимся на законных основаниях помещениями в этом доме, осуществление иной, направленной на достижение целей обслуживания многоквартирного дома.

Поскольку с момента выбора способа управления многоквартирным жилым домом обязанность по обеспечению населения коммунальными услугами перешла к управляющей организации, второй ответчик вступил во взаимоотношения с энергоснабжающей организацией и обязан оплачивать поставленные энергоресурсы.

С учетом дат, с которых предприятие приступило к исполнению обязанностей по договору управления многоквартирным домом, с первого ответчика с учетом расчетов истца подлежит взысканию 132 449 руб. 10 коп. долга, со второго ответчика – 28 924 руб. 15 коп. долга.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчиков в пользу истца и доход федерального бюджета пропорционально удовлетворенным требованиям, в том числе с третьего ответчика, поскольку долг он погасил после предъявления истцом к нему требования в арбитражном суде. Государственная пошлина федеральный бюджет с первого ответчика взысканию не подлежит, так как он освобожден от ее уплаты.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Взыскать с муниципального образования "Каменское" в лице администрации за счет средств казны муниципального образования «Каменское» (ОГРН <***>, ; место нахождения: 164762, РОССИЯ, п.Каменка, Мезенского района, Архангельская область, ул.Свободы, дом 1) в пользу открытого акционерного общества "Архангельская областная энергетическая компания" (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, РОССИЯ, <...>) 132 449 руб. 10 коп. долга, а также 1640 руб. 60 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационное управление" муниципального образования "Каменское" (ОГРН <***>, место нахождения: 164762, РОССИЯ, п. Каменка Мезенского р-на, Архангельская область, ул.ФИО3, дом 18) в пользу открытого акционерного общества "Архангельская областная энергетическая компания" (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, РОССИЯ, <...>) 28 924 руб. 15 коп. долга, а также 359 руб. 40 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Отказ от иска к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уют» принять. Производство по делу в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уют» прекратить.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационное управление" муниципального образования "Каменское" в доход федерального бюджета 691 руб. 06 коп. государственной пошлины.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уют» доход федерального бюджета 3 руб. 61 коп. государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

А.Х. Шашков