ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-6498/06-24 от 25.07.2006 АС Архангельской области

Арбитражный суд Архангельской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Архангельск                                                                  Дело № А05-6498/2006-24

25 июля 2006 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Макаревич И.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Макаревич И.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску муниципального унитарного предприятия «Жилкомсервис»

к  ответчикам: муниципальному образованию «Новодвинск» в лице администрации муниципального образования, Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области

о взыскании 54 163 руб. 66 коп.

при участии представителей: от истца – ФИО1  (доверенность от 01.01.2006), от ответчиков – ФИО2 (доверенность от 01.01.2006), ФИО3 (доверенность от 30.12.2005)

 установил: заявлено требование о взыскании 60 916 руб. 37 коп. расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением с  марта по июнь и с ноября по декабрь 2004 года льгот, предусмотренных Законом Архангельской области «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области» (размер исковых требований увеличен истцом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Ответчики  иск не признают.

            При рассмотрении дела суд установил: МУП «Жилкомсервис» в период с марта по июнь и с ноября по декабрь 2004 года предоставило лицам,  указанным в Законе Архангельской области  «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области» льготы по оплаты жилья и коммунальных услуг на сумму 60 916 руб. 37 коп. (с НДС).

В соответствии со статьей 12 названного закона (в редакции, действовавшей в период предоставления льгот) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, находящиеся на полном государственном обеспечении и проживающие в ранее закрепленном жилом помещении, освобождаются от платы за пользование жилой площадью и коммунальными услугами. Проживающие в домах, не имеющих центрального отопления, обеспечиваются топливом в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.

Расходы муниципального образования на эти цели учитываются при формировании межбюджетных отношений на очередной финансовый год.

Согласно статье 132 Конституции Российской Федерации наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Возмещение расходов, возникающих у организаций в связи с предоставлением льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством субъекта Российской Федерации,  к вопросам местного значения не относится.

Согласно пункту 2 статьи 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

           Из материалов дела следует, что  муниципальному образованию «Новодвинск» в  2004 году не выделялись средства на реализацию льгот, установленных законом  «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области» в размере, достаточном для полного возмещения расходов, понесенных предоставившими их организациями.

           Пробел в законодательном урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из #M12291 9004937Конституции Российской Федерации#S прав и законных интересов граждан и организаций.

            При изложенных обстоятельствах возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот должно производиться за счет средств областного бюджета.

          Размер расходов в заявленной истцом сумме подтверждается материалами дела, в том числе списками лиц, имеющими право на предоставление льгот, заверенными администрацией МО «Новодвинск», актами сверки расчетов. Доказательства неправомерности предоставления льгот кому-либо из лиц, указанных в списках не представлены, по расчету иск не оспаривается.

            Из предъявленной к взысканию суммы подлежит исключению налог на добавленную стоимость, неправомерно включенный в исковые требования.

            Основания для отказа в удовлетворении иска в остальной части у суда отсутствуют.

            В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине распределяются между сторонами пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

           Арбитражный суд, руководствуясь статьями 110, 150, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р   Е   Ш   И   Л   :

Взыскать с Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области за  счет казны в пользу муниципального унитарного предприятия «Жилкомсервис» 51 647 руб. 31 коп. расходов, в федеральный бюджет – 1 973 руб. 33 коп. госпошлины. В остальной части в иске отказать.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Жилкомсервис» 354 руб. 15 коп. госпошлины в федеральный бюджет. 

            На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Архангельской области в месячный срок с момента его принятия.

Судья                                                                                         И.А.Макаревич