ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-6594/13 от 01.08.2013 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

08 августа 2013 года

г. Архангельск

Дело № А05-6594/2013

Резолютивная часть решения объявлена 01 августа 2013 года

Решение в полном объёме изготовлено 08 августа 2013 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Калашниковой В.А.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Северодвинске Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 164522, <...>)

к Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>)

о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении информации об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц некоммерческой организации.

В заседании суда приняли участие представители:

заявителя – не явился, извещен;

ответчика – ФИО1 по доверенности.

Протокол судебного заседания вела секретарь судебного заседания Иванова С.В.

Суд установил следующее:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Северодвинске Архангельской области (далее – заявитель, Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ответчик, Управление ФНС), выразившегося в непредставлении информации об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц - некоммерческой организации Северодвинский городской правозащитный фонд «Гражданская инициатива» (далее - фонд), имеющей задолженность перед бюджетом.

Заявитель, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

Управление представило суду отзыв на заявление, в котором не согласилось с предъявленным требованием. Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы отзыва в полном объеме, пояснил суду, что ликвидация некоммерческой организации осуществлена во исполнение решения Северодвинского городского суда Архангельской области от 20.07.2012 по делу №2-3025-12. Представил в материалы дела копию письма Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 24.12.2012 №03-14/16388 о внесении записей в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении некоммерческих организаций, подлежащих ликвидации.

Дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как рассмотрение споров об оспаривании ненормативных правовых актов отнесено к компетенции арбитражного суда в соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные по делу документы и доказательства, заслушав позицию представителя Управления, суд установил следующие фактические обстоятельства.

Северодвинский городской правозащитный фонд «Гражданская инициатива», являясь некоммерческой организацией, был зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц 02.03.2005 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Северодвинску Архангельской области за основным государственным регистрационным номером 1052902002493, состоял на учете в Управлении Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 20.07.2012 по делу №2-3025-12 удовлетворены требования Управления Министерства юстиции РФ по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Северодвинскому городскому правозащитному фонду «Гражданская инициатива» о ликвидации юридического лица в порядке статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (в связи с непредставлением фондом отчета о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе, полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за 2009-2011 годы в сроки до 15.04.2010, 15.04.2011, 15.04.2012 (в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», Приказом Минюста России от 29.05.2010 №72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций»). Указанное решение Северодвинского городского суда Архангельской области вступило в законную силу 21.08.2012.

Для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации фонда Управление Минюста Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу направило в адрес ответчика как регистрирующего органа сопроводительным письмом от 12.12.2012 №03-8720 направило пакет документов, предусмотренный пунктом 12 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста Российской Федерации от 12.11.2010 №343.

На основании представленных документов Управлением ФНС 21.12.2012 внесена запись за государственным регистрационным номером 2122900015489 о ликвидации фонда по решению суда. При этом, Управлением ФНС самостоятельного решения о ликвидации фонда не принималось в связи с отсутствием у налоговых органов полномочий по принятию решений о государственной регистрации некоммерческих организаций.

Управление Пенсионного фонда полагает, что имеет место бездействие Управления ФНС, выразившееся в непредставлении заявителю сведений о предстоящем исключении фонда из Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь на отсутствие публикации в «Вестнике государственной регистрации» о принятом предварительном решении об исключении некоммерческой организации и необжаловании решения Северодвинского городского суда Архангельской области. Указывает на то, что у фонда в период вынесения решения о ликвидации имелась непогашенная задолженность по обязательным платежам перед бюджетом Пенсионного фонда за 2002-2009 годы, за 2010 годы.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, заслушав объяснения представителя Управления ФНС, суд пришёл к выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям.

Статьей 10 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о государственной регистрации) установлено, что федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о некоммерческих организациях) некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации с учетом установленного Законом о некоммерческих организациях порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

На основании пункта 2 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом.

В настоящее время органом, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, согласно пункту 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1313, является Министерство юстиции Российской Федерации в лице ее территориальных органов.

Пунктом 3 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях установлено, что внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется в соответствии со статьей 2 Закона о государственной Регистрации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти ФНС России в лице ее территориальных органов) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации (Министерство юстиции Российской Федерации в лице ее территориальных органов).

Одним из оснований ликвидации юридического лица, предусмотренных пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, является решение суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенный законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 18 Закона о некоммерческих организаций предусмотрено, что некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Пункт 3 этой же статьи предусматривает специальный порядок ликвидации фонда, в соответствии с которым решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. При этом, фонд может быть ликвидирован:

если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;

в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Пунктом 10 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях установлено, что неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

На территории Архангельской области уполномоченным органом по осуществлению контроля за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе, в части принятия решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

В соответствии с предоставленными ему полномочиями Управление Минюста обратилось в Северодвинский городской суд Архангельской области с иском о ликвидации фонда в связи с нарушением последним требований статьи 32 Закона о некоммерческих организациях. Решением суда от 20.07.2010 по делу №2-3025-12 фонд ликвидирован. Данное решение суда вступило в законную силу.

Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций утвержден Приказом Минюста Российской Федерации от 12.11.2010 №343 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 21.12.2010 №19300) (далее – Порядок).

Согласно абзацу 2 пункта 2 и абзацу 1 пункта 3 указанного Порядка Решения о государственной регистрации межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных организаций (в том числе учреждений), образованных указанными централизованными религиозными организациями, и иных некоммерческих организаций, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций, установленный Законом №7-ФЗ, принимаются территориальными органами Минюста России. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации указанных в пункте 2 настоящего Порядка организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений о них осуществляется управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации или по согласованию с ФНС России инспекциями ФНС России, находящимися в подчинении управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации.

В соответствии с названным Порядком Управление Минюста представило в Управление ФНС сопроводительным письмом от 12.12.2012 №03-8720 необходимый пакет документов, содержащий копию решения Северодвинского городского суда Архангельской области от 20.07.2012 по делу №2-3025-12, распоряжение Управления Минюста от 12.12.2012 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации некоммерческой организации.

Письмом от 24.12.2012 №03-14/16388 Управление ФНС сообщило Управлению Минюста о внесении записей в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении ряда некоммерческих организаций сведений о ликвидации по решению суда, в том числе, в отношении Северодвинского городского правозащитного фонда «Гражданская инициатива» (запись ГРН 2122900015489 от 21.12.2012).

При изложенных обстоятельствах публикация каких-либо сведений в печатных изданиях, на что ссылается Управление ПФ в своем заявлении, в процессе внесения налоговыми органами записей в ЕГРЮЛ в отношении некоммерческих организаций при ликвидации таких организаций по решению суда действующим порядком государственной регистрации не предусмотрена.

Статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Аналогичная норма содержится и в статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей обязательность вступивших в законную силу судебных актов арбитражного суда для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежащих исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

При таких обстоятельствах судом отклоняется довод заявителя о том, что ответчик был обязан опубликовать сведения о принятии предварительного решения об исключении некоммерческой организации из ЕГРЮЛ.

Суд соглашается с позицией ответчика о том, что заявитель заблуждается относительно необходимости опубликования сведений при осуществлении регистрационных действий по ликвидации некоммерческой организации по решению суда с необходимостью такой публикации о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ при проведении процедуры исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, по решению регистрирующего органа, предусмотренной статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Именно в ходе проведения указанной процедуры у Управления ФНС возникает предусмотренная пунктом 3 статьи 2.1 названного Закона №129-ФЗ обязанность по публикации сведений о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ в специализированном печатном издании «Вестник государственной регистрации» в целях реализации возможности как самого юридического лица, кредиторов, иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица, направить в регистрирующий орган заявления о прекращении процедуры исключения данного юридического лица из ЕГРЮЛ.

В отношении Фонда такая процедура не проводилась, решение о предстоящем исключении не принималось. Следовательно, действия Управления ФНС соответствовали установленному Порядку проведения регистрационных действий по исключению из ЕГРЮЛ некоммерческой организации по решению суда, каких-либо нарушений со стороны ответчика судом при рассмотрении дела не установлено.

Довод заявителя о том, что бездействие Управления ФНС является незаконным, поскольку оно не обжаловало решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 20.07.2012, судом также отклоняется, так как обжалование принятых в установленном порядке судебных актов является правом лица, участвующего в деле, а не его обязанностью.

На основании изложенного, заявленные Управлением Пенсионного фонда требования подлежат отклонению.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Отказать государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Северодвинске Архангельской области в удовлетворении заявления о признании незаконным, проверенным на соответствие нормам Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федерального закона «О некоммерческих организациях», бездействия Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, выразившихся в непредставлении информации об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц некоммерческой организации – Северодвинский городской правозащитный фонд «Гражданская инициатива».

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

В.А. Калашникова