ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-6717/17 от 24.10.2017 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

октября 2017 года

г. Архангельск

Дело № А05-6717/2017    

Резолютивная часть решения объявлена октября 2017 года

Решение в полном объёме изготовлено октября 2017 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Хромцова В.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Александровой Е.А.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>; место жительства: 163000, г.Архангельск)

к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>)

о признании недействительным решения №10/125 от 27.04.2017.

В судебном заседании приняли участие представители:

заявителя: ФИО2 (по доверенности от 25.10.2017),

ответчика: ФИО3 (по доверенности от 26.04.2017).

Суд установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске (далее – ответчик, управление) о признании недействительным решения №10/125 от 27.04.2017 (далее – решение № 10/125 от 27.04.2017), которым предприниматель привлечён к ответственности за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996          № 27-ФЗ в виде финансовой санкции в размере 5 500 руб.

Ответчик заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Поводом к оспариванию решения № 10/125 от 27.04.2017 послужили следующие фактические обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной управлением проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления предпринимателем  ежемесячной отчетности за апрель 2016 года о каждом работающем у него застрахованном лице по форме «Сведения о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п, установлено, что эти сведения представлены с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

Указанные обстоятельства зафиксированы в акте от 13.03.2017 № 10/125 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, выразившегося в несвоевременном представлении предпринимателем сведений в отношении 11 застрахованных лиц по форме СЗВ-М за апрель 2016 года.

Решением управления от 27.04.2017 № 10/125 предприниматель привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период), в виде штрафа в размере 5 500 руб. из расчета 500 рублей штрафа за каждое застрахованное лицо (11 человек), поскольку отчетность по форме СЗВ-М за апрель 2016 года представлена 06.09.2016.

В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что в оспариваемом решении и отзыве допущена описка в указании даты представления сведений, а именно, вместо даты - 06.09.2016, ошибочно указана дата - 09.06.2016.

Не согласившись с указанным решением, предприниматель обратился в арбитражный суд сзаявлением о признании его недействительным.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с преамбулой Закона № 27-ФЗ данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Этим же Законом определены обязанность (статья 15 Закона № 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Закона № 27-ФЗ) представления таких сведений.

В силу статьи 1 Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 1 указанного Закона также дано понятие «отчетного периода», под которым понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, девять месяцев и календарный год.

Согласно статье 11 настоящего Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лицах по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» (далее - Закон № 385-ФЗ) внесены изменения в статью 11 Закона № 27-ФЗ.

На основании части 2 статьи 9 Закона № 385-ФЗ изменения, внесенные в Закон               № 27-ФЗ, вступили в силу с 1 апреля 2016 года.

В частности, статья 11 Закона № 27-ФЗ дополнена пунктом 2.2, в соответствии с которым страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) по форме СЗВ-М.

Информация предоставляется посредством электронного документооборота (абзац третий пункта 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ).

Таким образом, со второго квартала 2016 года, помимо ежеквартальной отчетности, пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ введена обязанность страхователя ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-М, где указываются:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилия, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Отчетность, представляемая по форме СЗВ-М, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 № 83п.

Согласно части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Привлечение страхователя к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных Законом № 27-ФЗ, осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Из материалов дела следует, что основанием для привлечения предпринимателя к ответственности в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ явилось представление отчетности по форме СЗВ-М за апрель 2016 года – 06.09.2016, в то время как срок представления установлен до 10.05.2016.

Заявитель не согласен с оспариваемым ненормативным правовым актом, считает неправомерным привлечение его ответственности, поскольку все сведения, по его мнению, были сданы в предусмотренный Законом № 27-ФЗ срок. При этом предприниматель ссылается на то, что им был подготовлен электронный файл со сведениями о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2016 года, который был проверен на наличие форматно-логических ошибок модулем ChekPFR, который не выявил ошибок. Как утверждает предприниматель, указанный файл был им отправлен в адрес ответчика 29.04.2016 в                13 час. 00 мин. и был получен последним, о чем свидетельствует квитанция. 

Данные доводы предпринимателя суд отклоняет как несостоятельные и противоречащие фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона № 27 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионном фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.

В спорном периоде действовали форматы данных сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М), представляемых страхователями в форме электронного документа, утвержденные распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 25.02.2016 № 70р «Об утверждении формата данных сведений о застрахованных лицах» (далее – распоряжение № 70р).

В соответствии с пунктом 3.1 Распоряжения № 70р формат сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М)

Структура имени файла:

ПФР_[рег. номер]_[код ТО ПФР]_СЗВ-М_[дата формирования файла]_[ GUID].хm1, где:

*[рег. номер] - номер, под которым страхователь зарегистрирован как плательщик страховых взносов, с указанием кодов региона и района по классификации, принятой в ПФР;

[код ТО ПФР] - код территориального органа ПФР, принимающего сведения, содержащиеся в файле (указывается согласно классификатору территориальных органов ПФР);

[дата формирования файла] - дата в формате ГГГГММДД;

*[GUID] - глобальный уникальный идентификатор, обеспечивающий уникальность электронного документа. Значение GUID должно быть идентично значению GUID документа, содержащегося в файле. Реализация спецификации стандарта http://www.ietf.org/гfс/гfс4122.tхt.

Пример правильно сформированного имени файла: ПФР_034-012-008689_034012_СЗВ-М_20151121_2d2b5a89-157c-44e8-a2a0-639b7ce30a69.xml

В соответствии с Постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п                    «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах» форма СЗВ-М состоит из четырех разделов.

1. Реквизиты страхователя (заполняются обязательно).

2. Очетный период (заполняется обязательно).

3. Тип формы. (Заполняется обязательно).

 4. Сведения о застрахованных лицах.

Для отчетного периода предлагается выбрать код месяца. Он соответствует порядковому номеру месяца в календарном году.

Распоряжением Правления ПФ РФ от 11.10 2007 № 190р «О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании» утверждены:

Технология обмена документами по телекоммуникационным каналам связки в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Технология);

Регламент обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации;

Протокол обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации;

Регламент обеспечения безопасности информации при защищенном обмене электронными документами в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации по телекоммуникационным каналам связи.

В соответствии с пунктом 7 Технологии факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с «Протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации», факт приема документов органом ПФР - соответствующим протоколом контроля, подтверждающего правильность формы представления документа (формата) и подлинность ЭЦП на документе.

Если в протоколе содержится информация о том, что сведения о застрахованных лицах не прошли контроль, то страхователь устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру представления сведений.

Из пояснений представителя управления установлены и подтверждены материалами дела следующие фактические обстоятельства.

01.07.2014 предприниматель оформил доверенность № 5 сроком на три года директору общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Строй-ка» ФИО4 (далее – представитель страхователя) на право представления документов заявителя в управление, необходимых для реализации законодательства Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию, с правом заверения их собственной электронной цифровой подписью.

Следует сказать, что правовых оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, у суда не имелось, поскольку согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц  общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Строй-ка» ликвидировано 30.08.2017.

29.04.2016 представитель страхователя направил в управление сведения по форме  СЗВ-М с указанием кода месяца «03», то есть за март 2016 года. Программным комплексом был сформирован предварительный протокол проверки, в адрес представителя страхователя было направлено извещение о доставке. Согласно протоколу проверки представленные документы не были приняты, так как «Имя файла» не соответствовало утвержденному формату. Кроме того, номер страхователя не соответствовал реквизитам отправителя транспортного контейнера 039-001-026589.

06.05.2016 представитель страхователя направил сведения по форме СЗВ-М за отчетный период «апрель 2016 года». Программным комплексом было сформировано пояснение, в адрес представителя страхователя было направлено извещение о доставке. Согласно пояснению представленные документы не были приняты, так как «Имя файла» не соответствовало утвержденному формату. Кроме того, номер страхователя не соответствовал реквизитам отправителя транспортного контейнера 039-001-026589.

Таким образом, сведения по форме СЗВ-М, представленные в управление представителем предпринимателя 29.04.2016 и 06.05.2016, не соответствовали утвержденному формату. Более того, раздел реквизиты страхователя (обязательный для заполнения) так же не был заполнен.

Указанные обстоятельства не позволили управлению принять сведения по форме СЗВ-М, направленные в его адрес представителем предпринимателя 29.04.2016 года и 06.05.2016.

Электронный файл, содержащий сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М и оформленный надлежащим образом, поступил в адрес управления только 06.09.2016.           Протокол, подтверждающий правильность формы (формата) и подлинность ЭЦП на документе были направлены заявителю в этот же день - 06.09.2017 года.

Таким образом, за апрель 2016 года сведения по форме СЗВ-М первоначально представлены 06.09.2016 года, то есть после установленной законом даты окончания представления сведений.

Указанные ответчиком обстоятельства заявителем не оспорены в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Следовательно, довод заявителя о том, что сведения были представлены в установленный законом срок, является несостоятельным.

Довод заявителя об отсутствии вины в совершении нарушения судом отклоняется, поскольку предприниматель не проявил обычную степень заботливости и осмотрительности для добросовестного исполнения законно установленной обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2016 года.

На основании изложенного, заявленные требования предпринимателя подлежат отклонению.

В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления о признании недействительным решения от 27.04.2017 № 10/125 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, принятого государственным учреждением - Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонное) в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

       Судья

В.Н. Хромцов