АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
08 сентября 2015 года
г. Архангельск
Дело № А05-6776/2015
Резолютивная часть решения объявлена 01 сентября 2015 года
Решение в полном объеме изготовлено 08 сентября 2015 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шишовой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кожевниковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Молоко» (ОГРН <***>; место нахождения: 163009, <...>)
к агентству по тарифам и ценам Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения: 163000, <...>, каб.608)
о признании незаконным и отмене постановления от 08.06.2015 № 70АП,
при участии в судебном заседании представителей: от заявителя – ФИО1 (доверенность от 31.08.2015); от ответчика – ФИО2 (доверенность от 01.07.2015),
установил:
открытое акционерное общество «Молоко» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к агентству по тарифам и ценам Архангельской области (далее – ответчик, агентство) о признании незаконным и отмене постановления от 08.06.2015 № 70АП о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Определением суда от 19.06.2015 указанное заявление принято к рассмотрению суда в порядке упрощенного производства, возбуждено производство по делу.
Определением от 10.08.2015 суд на основании части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, уведомил лиц, участвующих в деле, о назначении предварительного судебного заседания арбитражного суда с возможностью перехода к рассмотрению спора по существу, а также о назначении судебного разбирательства по делу.
Заслушав пояснения представителей сторон в предварительном судебном заседании, суд в соответствии с положениями части 4 статьи 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседании и в отсутствие возражений участников процесса перешел к рассмотрению спора по существу.
В судебном заседании представитель заявителя предъявленное требование поддержал; представитель административного органа с предъявленным требованием не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства по делу:
Агентство в адрес руководителей территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, в том числе, в адрес общества, направило информационное письмо от 30.01.2015 № 313/172 о необходимости предоставления территориальными сетевыми организациями в регулирующий орган до 1 апреля, следующего за отчетным, отчетные данные, используемые при расчете фактических значений показателей надежности и качества, а также индикативных показателей уровня надежности.
В контрольно-административный отдел агентства от ведущего консультанта отдела регулирования в сфере электроэнергетики агентства поступила служебная записка от 05.05.2015 о принятии мер административного реагирования, в том числе, в отношении общества в связи с непредоставлением отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества, а также индикативных показателей уровня надежности.
Уведомлением от 05.05.2015 № 313/1248 агентство сообщило обществу о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
21.02.2015 ведущим консультантом контрольно-административного отдела агентства ФИО3 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 70АП по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
В протоколе № 70АП от 21.02.2015 об административном правонарушении указано, что по состоянию на 01.04.2015 общество в нарушение пункта 14 Положения об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1220 (далее – Положение № 1220) не представило в агентство отчетные данные по показателям надежности и качества за 2014 год.
Определением от 21.05.2015 № 70АП агентство известило общество о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
08.06.2015 исполняющий обязанности руководителя агентства ФИО4 вынесла постановление № 70АП по делу об административном правонарушении, согласно которому общество привлечено к ответственности за непредставление отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества за 2014 год по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Согласно части 6 указанной статьи при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Пунктом 1 Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 № 214-пп определено, что агентство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов (цен).
В соответствии со статьей 23.51 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.15, частью 10 (в части административных правонарушений, совершаемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности) статьи 9.16, статьей 14.6, частью 5 статьи 19.5, статьей 19.7.1, частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок.
Субъектами правонарушения по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ признаются, в том числе, юридические лица, обязанные предоставлять информацию в уполномоченный орган.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в непредставлении сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, либо их непредставление в указанный уполномоченным органом срок. При этом обязанность представления сведений должна быть предусмотрена нормативно-правовыми актами в целях установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации.
Таким образом, для определения наличия в действиях субъекта объективной стороны этого правонарушения значимым обстоятельством является наличие установленной нормативными актами обязанности субъекта по представлению сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, в том числе в случае, если такая обязанность связана с реализацией указанным органом предоставленных ему полномочий по контролю (надзору), либо по сбору информации.
Административная ответственность за непредставление сведений в орган государственного регулирования тарифов установлена для обеспечения своевременного получения достоверной информации, необходимой для установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на товары, работы и услуги субъектов предпринимательской деятельности, в том числе субъектов естественных монополий и (или) их предельных уровней, а также для государственного контроля за применением тарифов.
Положение № 1220 устанавливает порядок определения показателей надежности и качества поставляемых товаров для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, а также для организаций, осуществляющих деятельность по производству и (или) передаче тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 14 Положения № 1220 организации предоставляют регулирующим органам до 1 апреля года, следующего за отчетным, отчетные данные, используемые при расчете фактических значений показателей надежности и качества, а также при расчете индикативных показателей уровня надежности в соответствии с методическими указаниями.
Согласно абзацу 28 статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ) территориальной сетевой организацией является коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Постановлением агентства от 20.12.2013 № 84-э/29 и от 29.12.2014 № 77-э/3 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2014 и 2015 года, в том числе, для расчетов между обществом и ОАО «МРСК Северо-Запада».
Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области утверждены постановлением агентства от 20.12.2013 № 84-э/28 (на 2014 год) и от 29.12.2014 № 77-э/2 (на 2015 год). В соответствии с пунктом 12 приложения к указанным постановлениям, указана необходимая валовая выручка общества за 2014 год и 2015 год, учтенная при утверждении (расчете) единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Архангельской области.
В соответствии с постановлениями агентства от 20.12.2013 № 84-э/30 и от 29.12.2014 № 77-э/4 обществу установлен тариф на 2014 и 2015 года как организации, оказываемой услуги по передаче электрической энергии, приобретающей ее у ОАО «Архэнергосбыт» в целях компенсации потерь в сетях.
Постановлением агентства от 11.12.2013 № 77-э/17 обществу на 2014 – 2016 года установлены долгосрочные параметры регулирования (в том числе показатели надежности и качества) и необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь).
Таким образом, в анализируемый период (2014 год) общество являлось территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, регулирующие органы устанавливают уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг) для электросетевых организаций в соответствии с методическими указаниями по расчету уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг), утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 14.10.2013 №718.
Регулирующие органы контролируют соблюдение уровня надежности и качества
реализуемых товаров (услуг).
Регулирующие органы ежегодно корректируют необходимую валовую выручку организации, осуществляющей регулируемую деятельность, в соответствии с методическими указаниями по применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов организации, осуществляющей регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров (услуг), утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 32 Основ ценообразования, производят корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов) территориальных сетевых организаций, установленных на долгосрочный период регулирования, с учетом следующих факторов: отклонение величины товарной выручки, полученной в результате осуществления регулируемой деятельности, от величины необходимой валовой выручки, установленной на прошедший год, в том числе в связи с отклонением объема реализуемых товаров (услуг) от объема, учтенного при установлении тарифов, и изменением прогнозного значения объема реализуемых товаров (услуг) на оставшийся срок действия долгосрочных тарифов; отклонение фактических и плановых значений индекса потребительских цен и других индексов, установленных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на отчетный и планируемый периоды, от значений, учтенных при установлении тарифов; отклонение цен на электрическую энергию и мощность, приобретаемые организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью на оптовом рынке для компенсации нормативных потерь, от цен, используемых при утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии; отклонение уровня расходов, определяемых регулирующим органом в качестве включаемых в необходимую валовую выручку в фактическом объеме (с учетом документального подтверждения осуществления таких расходов), от установленного уровня; отклонение уровня расходов по оплате услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, от установленного уровня; отклонение уровня расходов сетевых организаций на оплату потерь электрической энергии при се передаче по электрическим сетям от установленного уровня в зависимости от изменения цены покупки электрической энергии сетевой организацией в целях компенсации технологического расхода электрической энергии; изменение законодательства Российской Федерации, приводящее к изменению уровня расходов организации, осуществляющей регулируемую деятельность; изменение не учтенного при установлении тарифов состава активов, используемых для осуществления регулируемой деятельности; отклонение фактической величины налога на прибыль по соответствующему виду деятельности от установленного уровня; корректировка согласованной инвестиционной программы; отклонение объема инвестиций, фактически осуществленных в течение истекшего
периода регулирования в рамках согласованной в установленном порядке долгосрочной
инвестиционной программы, от уровня, принятого при установлении долгосрочных
тарифов; отклонение уровня надежности и качества продукции (услуг) от установленного уровня.
Суд находит необоснованным довод общества о том, что оно не должно было представлять в агентство отчетные данные в срок до 01.04.2015, поскольку не являлось территориальной сетевой организацией на момент предоставления сведений.
Из представленных обществом документов (договор № 1/15 аренды имущества (объектов электросетевого хозяйства) от 25.12.2014, заключенный между заявителем и обществом с ограниченной ответственностью «Энергомакс»; соглашение от 22.04.2015 о расторжении договора оказания услуг по передаче электрической энергии № 72-Э от 01.01.2009, заключенное между обществом и открытым акционерным обществом «Архангельская сбытовая компания»; заявление от 28.04.2015 о прекращении статуса сетевой организации) следует прекращение регулируемого вида деятельности по передаче электрической энергии с 01.02.2015, что не освобождает общество от обязанности представления отчетных данных по показателям надежности и качества за 2014 год в соответствии с пунктом 14 Постановления № 1220, поскольку как указывалось ранее: обществу утверждены долгосрочные параметры регулирования (в том числе показатели надежности и качества) и необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования (2014-2016 годы); для общества установлены тарифы на передачу электрической энергии по сетям Архангельской области как на отчетный период – 2014 год, так и на текущий период – 2015 год; общество не оспаривает тот факт, что в период с 01.01.2015 по 01.02.2015 оказывало услуги по передаче электрической энергии.
Таким образом, в течение отчетного периода (2014 год) общество являлось территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии. На основании вышеизложенного, агентством обоснованно были запрошены у общества данные по фактическим показателям надежности и качества услуг по передаче электроэнергии за 2014 год. Утрата в 2015 году статуса территориальной сетевой организации не исключает обязанность общества предоставлять запрошенные агентством данные за 2014 год.
Ссылка общества на постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям», по мнению суда, является необоснованной, поскольку действие указанного постановления в части установления и пересмотра тарифов для территориальных сетевых организаций распространяется на период с 01.01.2016, что следует из пункта 3 названного постановления.
Поскольку по состоянию на 01.04.2015 общество запрошенные данные в агентство не представило, указанное обстоятельство свидетельствует о наличии в действиях общества объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено.
Таким образом, наличие события и всех элементов состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, а также вина общества в его совершении доказаны.
Из материалов административного дела следует, что при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления административным органом были соблюдены требования законодательства, направленные на обеспечение прав и законных интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
На момент вынесения оспариваемого постановления срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, на момент вынесения оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении не имелось.
Оспариваемым постановлением обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей, то есть в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Назначенное заявителю административное наказание отвечает его целям, предусмотренным статьей 3.1 КоАП РФ, оснований для признания назначенного наказания несправедливым и несоразмерным характеру совершенного правонарушения не имеется.
Суд, оценив в порядке, предусмотренном статей 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, пришел к выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным.
С учетом изложенного оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления № 70АП от 08.06.2015 о назначении административного наказания, принятого агентством по тарифам и ценам Архангельской области в отношении открытого акционерного общества «Молоко», зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, находящегося по адресу: 163009, <...>.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья
Л.В. Шишова